Рабочая программа учебного курса биология для 5 класса (базовый уровень).
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Трайтак Д.И. Биология. Живые организмы. Растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак ; под ред. В.В. Пасечника. – 11-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2019. – 120 с.: ил.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №9»
Рассмотрена на заседании МК Протокол №_______ от «_____»_____________2019 г. Руководитель МК ____________ (___________________) | Согласована «_____»________________2019г. с зам. директора по УВР _________ (_________________) | Утверждена приказом директора по школе №__________ от «_____» _____________2019 г. Директор____________________ (Танковид И.Е.) |
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2019 – 2020 учебный год
Предмет, класс: биология, 5 класс
Составитель: коллектив учителей биологии естественно-научной кафедры.
Руководитель кафедры Л.В. Карабаева.
Количество часов в неделю: 1
УМК:
Учебник: Биология. Живые организмы. Растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак ; под ред. В.В. Пасечника. – 11-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2019. – 120 с.: ил.
Дидактические материалы:
1. Рабочая тетрадь: Биология. Живые организмы. Растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак ; под ред. В.В. Пасечника. – 11-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2019.
2. Методическое пособие: Бодрова Н.Ф. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: метод.пособие / Н.Ф. Бодрова, Р.Н. Хрыпова. - М.: Мнемозина, 2013.- 301 с.ил
3. Электронное приложение для 5 класса (www.drofa.ru)
Составлена
- в соответствии с:
требованиями ФГОС ООО с опорой на материал учебника
- на основе:
примерной рабочей программы, составленной коллективом учителей биологии естественно-научной кафедры и утверждённой приказом директора № 271 от « 30 » августа 2019г.
- соответствует:
учебному плану МБОУ СШ № 9 на 2019-2020 учебный год
г. Вилючинск
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса биология для 5 класса (базовый уровень) составлена на основе следующих документов:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.
- Учебным планом МБОУ «Средняя школа № 9» на 2019/20 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Трайтак Д.И. Биология. Живые организмы. Растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак ; под ред. В.В. Пасечника. – 11-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2019. – 120 с.: ил.
Согласно действующего базисного учебного плана, рабочая программа для 5 классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (34 часа в год).
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Основные задачи программы формируются на нескольких уровнях:
глобальном:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;
метапредметном:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;
- умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
предметном:
- выделение существенных признаков биологических объектов;
- классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;
- различие на таблицах частей и органоидов клетки;
- сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Данная программа составлена для реализации курса биология в 5 классе, который является частью предметной области естественнонаучных дисциплин.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, кейс-технология, учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки.
Данная программа по биологии построена с учетом следующих содержательных линий:
- разнообразие растительного мира;
- клеточное строение растений;
- строение и многообразие покрытосеменных растений.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер.
Учебное оборудование по биологии включает: натуральные объекты (живые и препарированные растения, их части, органы, микропрепараты, коллекции, гербарии); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, приборы по физиологии, посуда и принадлежности); средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал); муляжи и модели (объемные, рельефные, модели-аппликации); экранно-звуковые средства обучения (кино- и видеофильмы), в том числе пособия на дисках (см. «УМК»); технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер, экран); учебно-методическую литературу для учителя и учащихся.
Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки. Поэтому лабораторный инструментарий, оборудование для проведения наблюдений и постановки опытов, соответствующие инструкции есть в кабинете биологии.
В кабинете биологии есть живые объекты (искусственная экосистема аквариума, комнатные растения), которые можно использовать в качестве демонстрационного и раздаточного материала, необходимого для проведения наблюдений и постановки простейших опытов.
В рамках дистанционного обучения большое место отводится электронным пособиям, которые позволяют обеспечить программированное управление процессом обучения биологии, конкретизировать учебный материал, систематизировать и закрепить знания и умения учащихся, проконтролировать их усвоение в ходе урока и по окончании изучения темы, курса. Использование ТСО на уроках регламентируется гигиеническими нормативами. Так, продолжительность демонстрации экранных средств обучения на уроке не превышает 20—30 мин.
Каждое средство обучения обладает определенными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их полностью. Поэтому целесообразно комплексное использование средств обучения, сочетание которых усиливает всестороннее воздействие на учащихся, способствует созданию проблемной ситуации и исследовательскому поиску ее решения, развитию умственной деятельности учащихся, самостоятельности, выработке необходимых умений и навыков.
Формы и методы проведения занятий: массовые, групповые, индивидуальные; беседа, рассказ, лабораторные работы, экскурсии, семинары, консультации, опрос (устный и письменный), тестирование.
Примерный перечень натуральных средств обучения биологии
- Части и органы растений; проростки семян двудольных и однодольных растений;
- Комнатные растения;
Микропрепараты:
- корешка лука, продольного и поперечного срезов корня, корешка пшеницы с корневыми волосками, продольного разреза
- стебли различных растений.
Примерный перечень изобразительных средств обучения биологии
Рельефные таблицы:
-«Строение органов цветкового растения»; «Систематические группы растений»;
Печатные таблицы:
- по морфологии и анатомии растений;
- систематические группы растений;
- культурные и дикорастущие растения;
- растительные сообщества;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностными результатами являются следующие умения:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
- средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
- средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- о многообразии живой природы;
- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- экологические факторы;
- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
- правила работы с микроскопом;
- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
- строение клетки и химический состав клетки;
- основные процессы жизнедеятельности клетки;
- характерные признаки различных растительных тканей;
- роль растений в биосфере и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
- отличать живые организмы от неживых;
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- характеризовать среды обитания организмов;
- характеризовать экологические факторы;
- проводить фенологические наблюдения;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
- определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
- распознавать различные виды тканей.
- давать общую характеристику растительного царства;
- объяснять роль растений биосфере;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- составлять план текста;
- владеть таким видом изложения текста, как повествование;
- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из различных источников;
- определять отношения объекта с другими объектами;
- анализировать объекты под микроскопом;
- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
Мониторинг соответствия достижений учащихся требованиям программы осуществляется в процессе контроля – входного, промежуточного, проверочного, самоконтроля и итогового.
Входной контроль осуществляется в начале каждого урока, а также в начале учебного года. Он актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки.
Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока или в середине изучаемого модуля. Он стимулирует активность учащихся, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым только что предложенный его вниманию «порции» материала.
Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока или в конце пройденного тематического блока. Он позволяет убедиться, что цели обучения – достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе изучения материала.
Итоговый контроль осуществляется по завершении крупного блока или всего курса. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Практические /лабораторные работы | Контрольные работы | Форма контроля |
Введение | 4 | 1 | Тестирование | ||
1 | Глава 1. Разнообразие растительного мира | 5 | 1 | 1 | Тестирование |
2 | Глава 2. Клеточное строение растений | 6 | 2 | 1 | Тестирование |
3 | Глава 3. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 18 | 3 | 1 | Тестирование |
4 | Резерв | 1 | |||
Итого | 34 | 6 | 4 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (4 ч)
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.
Глава 1. Разнообразие растительного мира (5 ч)
Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Среда обитания растений. Почва как среда жизни растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений.
- Лабораторная работа «Правила ухода за комнатными растениями»
Глава 2. Клеточное строение растений (6 ч)
Устройство увеличительных приборов и приемы работы с ними. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Лабораторные работы
- «Основные части ручной лупы и микроскопа. Приёмы работы с увеличительными приборами».
- «Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука».
- «Рассматривание клеток растений невооруженным глазом и с помощью лупы».
Глава 3. Строение и многообразие покрытосеменных растений (18 ч)
Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений. Химический состав семян. Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Прорастание семян.
Лабораторные работы
- «Строение семени».
- «Прорастание семян».
Корень. Связь растений с почвой
Развитие корня из зародышевого корешка семени. Развитие корневой системы. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Размеры корневых систем растений. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.
Практическая работа
- «Рост корня».
Побег
Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек. Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.
Лабораторные работы
- «Строение почек».
- «Строение клубня».
Лист. Связь растения с внешней средой
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Цветок. Образование плодов и семян
Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Однодомные и двудомные растения. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение. Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление. Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян. Типы плодов. Жизнь плодов вне материнского организма.
Лабораторные работы
- «Строение цветка».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Раздел Тема урока | Элементы содержания, основные понятия | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Введение – 4 часа | |||||
1 | Инструктаж по ТБ Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. | Изучить основные правила поведения в кабинете биологии. Познакомиться с понятиями: «Биология», «Биосфера». Изучить основные методы: наблюдение, эксперимент, измерение. | Техника безопасности стр. 11,13!!! | 1 неделя сентября | |
2 | Царства живых организмов. | Основные царства: Бактерии, Растения, Животные, Грибы | §3, стр. 14-16 | 2 неделя сентября | |
3 | Отличительные признаки живого от неживого. | Основные понятия: «Обмен веществ», «Рост и развитие», «размножение», «питание», «изменчивость». | §1-3, подготовиться к КР | 3 неделя сентября | |
4 | Контрольная работа № 1 «Введение в биологию» | Обобщение и закрепление полученных знаний. | Не задано | 4 неделя сентября | |
Глава 1. Разнообразие растительного мира- 5 часов | |||||
5 | Растения как составная часть живой природы. Ботаника – наука о растениях | Объяснять значение растений в природе и жизни людей. Понимать роль биологии в практической деятельности человека. Соблюдать правила работы в кабинете биологии. | §4, выучить основные разделы ботаники. | 1 неделя октября | |
6 | Среда обитания растений. | Ключевые понятия. «Среда обитания» растений, «освещение», «тепло», «влажность» и «воздух». Представление о многообразии обитателей почвенной среды. Выявление приспособлений организмов к почвенной среде обитания. | § 5, вопросы Подготовиться к Практической работе на стр.38 | 2 неделя октября | |
7 | Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Лабораторная работа №1 «Правила ухода за комнатными растениями» | Определяют понятия «деревья», «кустарники», «травы», «однолетние», «двулетние», «многолетние». | § 6, вопросы | 3 неделя октября | |
8 | Растительный покров Земли и влияние на него человека | Характеризовать роль дикорастущих и культурных растений в жизни человека Характеризовать роль человека в изменении растительного покрова Земли. | § 4-8, подготовиться к КР | 4 неделя октября | |
9 | Контрольная работа № 2 по теме: «Разнообразие растительного мира» | Закрепить имеющиеся знания по теме: «Разнообразие растительного мира». | Подготовиться к лабораторной работе на стр.42 | 1 неделя ноября | |
Глава 2. Клеточное строение растений – 6 часов | |||||
10 | Клетка – основная единица живого. Увеличительные приборы. Лабораторная работа №2 «Правила работы с увеличительными приборами». | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом. | § 9 | 2 неделя ноября | |
11 | Строение клетки. | Определяют понятия «клетка», «клеточная мембрана», «цитоплазма», «ядро», «пластиды», «вакуоли». | § 9, вопросы Подготовиться к лабораторной работе на стр.43 | 3 неделя ноября | |
12 | Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата клеток чешуи кожицы лука». | Уметь готовить препарат чешуи кожицы лука, рассмотрение его под микроскопом. | Не задано | 4 неделя ноября | |
13 | Деление клеток. | Определяют понятие «Митоз», «гаметы», «хромосомы». | § 10, вопросы | 1 неделя декабря | |
14 | Ткани, их функции в растительном организме. | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. | § 9,10, подготовится к КР | 2 неделя декабря | |
15 | Контрольная работа №3 по теме: «Разнообразие растительного мира» | Закрепить имеющиеся знания по теме: «Клеточное строение растений». | Не задано | 3 неделя декабря | |
Глава 3. Строение и многообразие покрытосеменных растений - 18 часов | |||||
16 | Семя – орган полового размножения и расселения растений. | Объясняют роль семян в жизни растений. Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». | § 11, Подготовиться к лабораторной работе на стр.53 | 4 неделя декабря | |
17 | Прорастание семян. Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени фасоли» | Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. | Не задано | 2 неделя января | |
18 | Строение и функции корня. Разнообразие корней. | Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни» «геотропизм». | § 12, вопросы Провести исследование стр. 60 | 3 неделя января | |
19 | Образование корневых систем. Регенерация корней. | Определяют понятия «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». | § 13, вопросы | 4 неделя января | |
20 | Строение и рост корня. | Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня. | § 14, Провести исследование стр. 64 «Наблюдение за ростом корня» | 1 неделя февраля | |
21 | Видоизменение корней. | Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней. | § 15, вопросы | 2 неделя февраля | |
22 | Строение и развитие побега. | Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «узел», «междоузлие», «пазуха листа». | § 16, выучить основные понятия | 3 неделя февраля | |
23 | Строение и разнообразие почек. | Определяют понятия «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания». | Проведение исследования на стр. 77 | 4 неделя февраля | |
24 | Стебель - осевая часть побега. Рост стебля. Лабораторная работа №5 «Коллекция растений родного края, имеющих разнообразные побеги» | Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель». | § 17, Выучить виды побегов | 1 неделя марта | |
25 | Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю. | Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. | § 18, выучить строение корня | 2 неделя марта | |
26 | Видоизменение побегов. | Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». | § 19, вопросы | 3 неделя марта | |
27 | Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. | Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». | § 20, выучить формы листовых пластин | 4 неделя марта | |
28 | Внутреннее строение листа. | Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна». | § 21, вопросы | 1 неделя апреля | |
29 | Видоизменение листьев. | Определяют понятия «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». | § 22, вопросы | 2 неделя апреля | |
30 | Строение цветка | Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник». | § 23, вопросы | 3 неделя апреля | |
31 | Разнообразие цветков. Соцветия. | Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой. | § 24, вопросы | 4 неделя апреля | |
32 | Плоды. Распространение семян и плодов. Лабораторная работа №6 «Изучение и определение плодов». | § 11-25, подготовиться к КР | 1 неделя мая | ||
33 | Контрольная работа № 4 по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений». | Закрепить имеющиеся знания по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений». | Не задано | 2 неделя мая | |
34 | Резерв | Не задано | 3 неделя мая |
Список литературы
УМК:
1.Учебник: Биология. Живые организмы. Растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак ; под ред. В.В. Пасечника. – 11-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2019. – 120 с.: ил.
2.Рабочая тетрадь: Биология. Живые организмы. Растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак ; под ред. В.В. Пасечника. – 11-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2019
Дополнительная литература
1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с. : ил.
2. Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. – М.: Сфера, 1999.
3. Затворницкая Е. О. Методическая разработка: программа по внеурочной деятельности кружка для учащихся 5 классов «Занимательная биология», 2018
4. Ксенофонтова В.В., Машанова О.Г., Евстафьев В.В. Ботаника. Учебно-методическое пособие. – М.: Московский лицей, 1995.
5. Методическое пособие: Бодрова Н.Ф. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: метод.пособие / Н.Ф. Бодрова, Р.Н. Хрыпова. - М.: Мнемозина, 2013.- 301 с.ил
6. Никишов А.И., Косорукова Л.А. Дидактический материал по ботанике. –М.: «РАУБ» «ТОПИКАЛ»,1994.
7. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология. Сборник задач и упражнений. –М.: Мнемозина, 2008.
8. Электронное приложение для 5 класса (www.drofa.ru)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Перечень лабораторных работ:
- «Приготовление микропрепарата клеток чешуи лука и рассматривание его под микроскопом».
- «Обнаружение крахмала, клейковины и жира в семенах».
- «Строение почек».
- «Строение клубня»
- «Строение цветка».
- «Изучение и определение плодов».
Перечень практических работ
- Правила ухода за комнатными растениями. Составление паспорта растений.
- Основные части микроскопа и лупы. Приемы работы с увеличительными приборами.
- Рассматривание клеток невооруженным глазом и с помощью лупы.
Темы исследований:
- Прорастание семян
- Развитие стержневой и мочковатой корневых систем
- Влияние пикировки на развитие корневой системы
- Наблюдение за ростом корня.
- Особенности прорастания почек на клубне картофеля.
- Передвижение по стеблю органических веществ.
- Наблюдение за прорастанием луковицы.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Формы контроля знаний:
- Срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы;
- Фронтальный и индивидуальный опрос;
- Отчеты по лабораторным работам;
- Творческие задания (защита рефератов и проектов).
Критерии оценивания учащихся с ОВЗ
Параметр оценивания | Оценка детей нормы | Оценка детей с ОВЗ | ||
Критерии и нормы оценки знаний и умений за устные ответы обучающихся с ОВЗ: | ||||
Обучающийся обнаруживает понимание материала, может самостоятельно обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры, ошибок не допускает. | 5 (отлично) | 5 (отлично) | ||
Обучающийся обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет | 4 (хорошо) | 5 (отлично) | ||
Обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, допускает ошибки в речи, при работе над текстом допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя | 3 (удовлетворительно) | 4 (хорошо) | ||
Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений темы, излагает материал неполно, непоследовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно привести примеры, нуждается в постоянной помощи учителя. | 3 (удовлетворительно) | 3 (удовлетворительно) | ||
Обучающийся обнаруживает знание и понимание не всех основных положений темы, излагает материал не полно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно привести примеры, нуждается в постоянной помощи учителя. | 2 (неудовлетворительно) | 3 (удовлетворительно) | ||
Обучающийся не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений; при ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. | 2 (неудовлетворительно) | 2 (неудовлетворительно) | ||
Критерии и нормы оценки знаний и умений за самостоятельные письменные и контрольные работы обучающихся с ОВЗ: | ||||
Работа выполнена без ошибок или допущено не более одного недочёта; соблюдена культура письменной речи, правила оформления письменных работ; | 5 (отлично) | 5 (отлично) | ||
Работа, выполнена полностью, но при наличии в ней не более двух ошибок и одного – двух недочётов. | 4 (хорошо) | 4 (хорошо) | ||
Работа, выполнена полностью, но при наличии в ней 2 ошибок и одного – трех недочётов. | 3 (удовлетворительно) | 4 (хорошо) | ||
Правильно выполнено не менее 2/3 всей работы или допущено не более трех ошибок и трех недочетов; 4 ошибок без недочетов, при наличии 4-6 недочётов. | 3 (удовлетворительно) | 3 (удовлетворительно) | ||
Выполнено 2/3 всей работы и допущена 1-2 ошибки. | 2 (неудовлетворительно) | 3 (удовлетворительно) | ||
Число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3». | 2 (неудовлетворительно) | 2 (неудовлетворительно) | ||
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа. | ||||
Контрольно-оценочные работы | ||||
Свыше 65 % заданий. | 5 «отлично» | |||
от 51 % до 65 % заданий | 4 «хорошо» | |||
от 30 % до 50 % заданиий | 3 (удовлетворительно) | |||
менее 30% | 2 (неудовлетворительно) | |||
Свыше 71% | 5 «отлично» | |||
от 52 % до 71% | 4 «хорошо» | |||
от 32% до 51% | 3 (удовлетвор) | |||
менее 32% | 2 (неудовлетв.) | |||
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся с ОВЗ за практические и лабораторные работы: | ||||
Правильно и самостоятельно определена цель данных работ; работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно, рационально выбраны и подготовлены для выполнения работ необходимое оборудование; приведены данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов; | 5 (отлично) | 5 (отлично) | ||
Выполнены требования к оценке «5», но было допущено один- два недочета. | 4 (хорошо) | 4 (хорошо) | ||
Выполнены требования к оценке «5», но было допущено три-четыре недочета; не более одной грубой ошибки и одного недочёта. | 3 (удовлетворит.) | 4 (хорошо) | ||
Если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены 2 ошибки. | 3 (удовлетворит.) | 3 (удовлетворит.) | ||
Если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены 3 ошибки. | 2 (неудовлетворит.) | 3 (удовлетворит.) | ||
Ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно. | 2 (неудовлетворит.) | 2 (неудовлетворит.) | ||
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами. | ||||
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся с ОВЗ за наблюдением объектов: | ||||
Правильно проводятся наблюдения по заданию учителя; выделяются существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса; грамотно оформляются результаты своих наблюдений, делаются обобщения, выводы; | 5 (отлично) | 5 (отлично) | ||
Правильно проводятся наблюдения по заданию учителя; допускаются неточности в ходе наблюдений; небрежно или неточно оформляются результаты наблюдений; | 4 (хорошо) | 4 (хорошо) | ||
Допускаются одна грубая ошибка или неточность в проведении наблюдений по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называются лишь некоторые из них | 3 (удовлетворит.) | 4 (хорошо) | ||
Допускаются две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называются лишь некоторые из них | 3 (удовлетворит.) | 3 (удовлетворит.) | ||
Допускаются три грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделяются признаки наблюдаемого объекта, процесса; допускаются три грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов. | 2 (неудовлетворит.) | 3 (удовлетворит.) | ||
Допускаются четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделяются признаки наблюдаемого объекта, процесса; допускаются четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов. | 2 (неудовлетворительно) | 2 (неудовлетворительно) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/19/picture-470809-1408476859.jpg)
Рабочая программа учебного предмета « алгебра, 9 класс, базовый уровень».
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Феде...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/19/picture-470809-1408476859.jpg)
Рабочая программа учебного предмета « геометрия, 9 класс, базовый уровень».
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Фе...
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» 7 класс, базовый уровень
Рабочая программа к УМК Колягина Ю.М. Программа рассчитана на 3,5 часа в неделю; 4 часа в первом полугодии и 3 часа во втором. Программа базовая....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/17/picture-690325-1445092223.jpg)
Рабочая программа учебного предмета "Физика" 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11 классов и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/17/picture-690325-1445092223.jpg)
Рабочая программа учебного предмета "Физика" 11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11 классов и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-134825-1382538129.jpg)
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 8 класс базовый уровень на 2014 / 2015 учебный год. (Домашнее обучение )
Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса математики для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, федерального компонента государственн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/22/picture-1139413-1555944231.jpg)
Рабочая программа учебного курса "Физика. 11 класс" ,базовый уровень.
Рабочая проограмма по физике 11 кл. Базовый уровень. Г.Я. Мякишев....