урок 5 класс биология, тема "Устройство увеличительных приборов"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Жалсабон Екатерина Пунсуковна

Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и  устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.

Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных  и рефлексивных качеств.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить  умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_5_klass.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока « Устройство увеличительных приборов

Учитель : Жалсабон Екатерина Пунсуковна

Предмет: биология

Класс: 5

 Тип урока:  открытие новых знаний

Тема  урока

  Устройство увеличительных приборов

Цель  урока

 создать условия для эффективного усвоения знаний об  увеличительных приборов

Задачи  урока

Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и  устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.

Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных  и рефлексивных качеств.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить  умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию.

Планируемые  результаты  обучения

Предметные:

Учащиеся знакомятся  с особенностями строения  увеличительных приборов, разнообразием приборов;  учатся выделять  существенные признаки,  находить сходство и отличие в строении  лупы и микроскопа; овладевают  умением  работать с микропрепаратами.

Метапредметные:

  Учащиеся осваивают  основы  исследовательской деятельности,  включая умения изучать  строение  увеличительных приборов; учатся  работать с разными  источниками информации, находить информацию  в  учебнике,   составлять сообщения на основе  обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные:

Учащиеся развивают  познавательные потребности  на основе  интереса к изучению  микроскопического строения ,   у них формируются  ценностно-смысловые установки  по отношению к  микромиру, происходит  осознание  необходимости бережного  отношения к  приборам,  учащиеся  формируют  правила поведения в  кабинете биологии, развивают  умения выступать на публике и слушать и слышать другое мнение

УУД

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);   нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания

Регулятивные УУД (организация  учащимися  своей  учебной деятельности):  целеполагание, планирование, прогнозирование,  контроль,   оценка, волевая  саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск  и выделение необходимой информации, структурирование  знаний, смысловое чтение, умение  осознанно строить  речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Основные понятия

 Лупа, микроскоп: тубус, окуляр, объектив, штатив.

Межпредметные связи

Окружающий мир, технология, математика, физика

Ресурсы

УМК:  Биология 5 класс Сонина; интернет ресурсы, мультимедийный проектор, микроскопы.

Презентация учителя.

Формы урока

Фронтальная работа, работа в парах,  индивидуально, эксперимент

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый,   объяснительно-иллюстративный,  наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, метод самостоятельного решения расчетных задач,  

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный  момент.

2. Актуализация  (мобилизация)  знаний, УУД  в начале урока и в процессе его по мере необходимости

 Работа с терминами «горячий стул»:по наукам, методам изучения природы

 Биология

 Биосфера

Фенология

Бактерии

Растения

Царства

Эксперимент

Животные

Вспоминают, проговаривают определение.

Называют  термины,  изученные на предыдущих уроках и   их значение для  биологических наук.

Проверка д.з стр 22 №9

Личностные УУД

Познавательные УДД

Целеполагание

Использование знаково-символических средств

Активизация познавательной деятельности. Определение темы урока.

  • Все вами перечисленные организмы можно разделить на 4 группы. Какие?
  • Какие методы используют ученые для изучения перечисленных царств живых существ?  
  • За какими объектами можем наблюдать мы с вами?  
  • Знаете ли вы, что существуют объекты, которые мы с вами никогда не сможем увидеть без специальных приспособлений? Как нам быть? Как быть ученым в этой ситуации? Можно ли увидеть невидимое?  

Оказывается, есть такие приборы, которые могут нам в этом помочь. Вы знаете такие приборы?  

 

   На демо.столе лежат  предметы. Что это?  

    Догадайтесь, как будет звучать тема   урока?

 

 

 

Какую цель поставим перед собой?

Зачем нам эти знания?

Высказывают предположения

 царства животных, растений, грибов и бактерий

наблюдение, эксперимент

перечисляют

предположения детей

Увеличительные приборы.

Устройство увеличительных приборов.

Запись темы урока в тетради. (стр. 23)

Эмоциональный настрой на тему

3. Первичное восприятие  и усвоение  нового теоретического материала  

1) Задание № 1 « Устройство лупы»

Работа в паре: Работа с учебником   (стр.24)  

Подчеркните карандашом главные слова в этом определении.

 Изучите устройство ручной лупы.

Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите.

(стр. 23

 

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Осознанное и произвольное  построение  речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело

4. Применение  теоретических  положений  в условиях  выполнения  упражнений и решения задач

Работа индивидуальная

 

Обозначение строение лупы.

 

 

Работа с оценочным листом

Познавательные УДД

Структурирование знаний

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Регулятивные УДД

Контроль

Коррекция

                                      5. Первичное восприятие  и усвоение  нового теоретического материала  

Эксперимент. Возьмите в руки лупу. Поднесите к тексту учебника. Что заметили? Возьмите две лупы и посмотрите через них на текст. Изменяйте расстояние между ними до тех пор, пока не появится четкое изображение. Изменился ли размер букв?

Я вас поздравляю, вы только что повторили эксперимент ученых по созданию микроскопа!

Устройство микроскопа

1) Задание № 2 « Устройство микроскопа»

Работа в паре: Работа с учебником   (стр.24)

Задание в рабочей тетради №22

Увеличение микроскопа

Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает.

Учитель: Найдите в учебнике, как подсчитать  увеличение микроскопа.

 

Учитель: подсчитайте и запишите в оценочном листе увеличение вашего микроскопа.

 

Правила работы с микроскопом

А теперь научимся работать с микроскопом.

Предлагаю вам организовать работу следующим образом: на с.18 мы будем читать правила работы с микроскопом. Одни из вас читают правила, другие сразу делают так, как это правило советует. После того, как одни из вас проделают последовательно все операции, передают микроскопы соседям, а сами читают правила. Рассматривать мы будем готовый препарат.

Беседа. (Вопросы)

 Как устанавливают микроскоп на столе?

Что делают с зеркалом?

Куда помещают предмет для исследования?

Для чего нужны винты?

Как получают четкое изображение?

Что необходимо сделать после работы с микроскопом?

Увеличение окуляра x увеличение объектива 

Учащиеся отрабатывают приемы работы с микроскопом под музыкальное сопровождение музыки

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Осознанное и произвольное  построение  речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело

6. Применение  теоретических  положений  в условиях  выполнения  упражнений и решения задач

Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом.

Задание: Выберите верное утверждение и обозначьте его в рабочих листах:

1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

2.Штатив поверни ручкой «к себе».

3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

4.Поле зрения микроскопа освещено слабо.

5.Положи готовый препарат под предметный столик.

6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

(Курсивом выделены верные ответы).

Ученику  необходимо  выделить  верные утверждения.

Проверяют и оценивают соседи по парте.

 

Познавательные УДД

Анализ, синтез,  аналогия

Подведение  под понятие

Построение  логической цепи рассуждений, доказательств

Регулятивные УУД

Контроль

Оценка

Волевая  саморегуляция   в ситуации затруднения. Умение слушать других.

7. Обобщение  усвоенного и включение  его  в систему  ранее  усвоенных  ЗУНов  и УУД

 Задание В микроскоп найти конечность пчелы. (цифровой микроскоп)

 Учащиеся стараются  найти конечность пчелы.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело

                                  8. Домашнее задание.

Домашнее задание  (комментирование  учителем)

Параграф  4,

Творческое задание – кроссворд «Устройство увеличительные приборы» 8 слов.

Найти информацию об электронном микроскопе.

                                     9.Рефлексия  учебной деятельности на уроке

Подведение итогов  совместной  и индивидуальной  деятельности  учеников

А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте кружок красным. Если вы сделали 1-2 ошибки, закрасьте кружок зеленым. Если вы сделали3-4 ошибки закрасьте кружок синим.

Учитель предлагает учащимся выразить свое эмоциональное отношение к уроку.  В конце урока учащиеся прикрепляют смайлики соответствующие настроению  к изображению неленивца(друзья неленивца)

 

Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку  личного вклада  в совместную  учебную деятельность,  достижение поставленной цели.

 -Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное  построение  речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструктивная карточка лабораторной работы по биологии "Устройство увеличительных приборов" и тест по теме "Увеличительные приборы"

Данная лабораторная работа предусмотрена для проведения урока по биологии в 5-6 классе при изучении темы: увеличительные приборы". Использовать данную инструктивную карточку можно по любой программе б...

Методическая разработка урока по теме: «Устройство увеличительных приборов» 5 класс (в структуре ФГОС ООО)

Методическая разработка урока по теме: «Устройство увеличительных приборов» 5 класс (в структуре ФГОС ООО) ...

Тест по биологии 5 класс по теме: "Увеличительные приборы"

Тест выполнен в 2 варианта и содержит задания, разные по форме и сложност содержания. Предназначен для быстрой, но содержательной проверки знаний учащихся по изученной теме и подходит для использовани...

Конспект урока по биологии "Устройство увеличительных приборов"

Знакомство учащихся с приборами, позволяющими изучать живую природу, строение организмов и микромир....

Технологическая карта урока по теме "Устройство увеличительных приборов" Биология 5 класс

Составление технологических карт урока - одна из современных педагогических технологий...

Конспект урока в 5 классе на тему: «Увеличительные приборы»

Конспект урока в 5 классе на тему: «Увеличительные приборы»...

Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Увеличительные приборы"

Урок построен  с использованием современных образовательных технологии в соответствии с ФГОС....