Виртуальная биология
учебно-методический материал по биологии
Перечень лабораторных работ 6-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virt._labor._11_klass.doc | 348 КБ |
virt_laborat.doc | 1.19 МБ |
labor._rab._7_kl.doc | 2.65 МБ |
labor._rab._10_kl.doc | 158 КБ |
laboratornyy_praktikum_6_klass.docx | 29.42 КБ |
vyyavlenie_narusheniy_osanki_i_ploskostopiya.doc | 93.5 КБ |
destvie_fermenta_katalazy_na_peroksid_vodoroda.doc | 37.5 КБ |
kletki_i_tkani_pod_mikroskopom.doc | 38 КБ |
opredelenie_sostava_vdyhaemogo_i_vydyhaemogo_vozduha.docx | 13.25 КБ |
sravnenie_krovi_cheloveka_s_krovyu_lyagushki.docx | 13.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 1
Изучение результатов искусственного отбора
Цель работы: выявить черты сходства и различия сортов растений как результат реализации задач, поставленных человеком в ходе искусственного отбора.
Ход работы:
- Рассмотрите предложенные сорта яблок, найдите черты сходства и отличия у них с диким предком.
- Заполните таблицу
Сравниваемые признаки | Название сорта яблок | |||
Антоновка | Белый налив | Пепин шафранный | Дикая яблоня | |
Окраска плодов | ||||
Окраска мякоти | ||||
Вкус | ||||
Размер | ||||
Сроки созревания |
- Объясните причины отличий, сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 2
Изучение приспособленности организмов к среде обитания
Цель работы: выявить черты приспособленности организмов к среде обитания и их относительный характер
Ход работы:
- Рассмотрите гербарные растения.
- Определите среду обитания каждого из образцов.
- Опишите черты приспособленности к условиям среды обитания.
- Заполните таблицу
№ | Название вида | Среда обитания | Черты приспособленности к условиям среды |
1 | |||
2 | |||
3 |
- Как возникли данные приспособления и почему они носят относительный характер? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 3
Определение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции растений
Цель работы: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений.
Ход работы:
- Рассмотрите гербарные растения.
- Выявите ароморфозы у предложенных образцов. Заполните таблицу.
№ | Название вида | Особенности строения | Ароморфоз |
1 | Мох - | ||
2 | Хвощ - | ||
3 | Папоротник - |
- Выявите идиоадаптации у предложенных образцов. Заполните таблицу
№ | Название вида | Особенности строения | Идиоадаптации |
1 | |||
2 | |||
3 |
- Каково значение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 4
Каталитическая активность ферментов в живых клетках
Цель работы: выявить каталитическую функцию белков в живых клетках
Ход работы:
- В две пробирки налейте перекись водорода.
- В первую пробирку поместите сырой картофель.
- Во вторую пробирку поместите вареный картофель.
- Пронаблюдайте полученный результат. Заполните таблицу.
перекись водорода и сырой картофель | перекись водорода и вареный картофель |
- Объясните свои наблюдения. Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 5
Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом
Цель работы: выявить отличительные особенности строения растительной и животной клеток
Ход работы:
- Рассмотрите готовый микропрепарат растительной клетки.
- Рассмотрите готовый микропрепарат животной клетки.
- Найдите черты сходства и отличия в строении растительной и животной клеток. Сделайте рисунок и заполните таблицу.
Особенности строения клетки | Растительная клетка | Животная клетка |
Рисунок | ||
Черты сходства | ||
Черты отличия |
4. Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 6
Митоз в клетках корешков лука
Цель работы: выявить отличительные особенности стадий митотического деления клеток.
Ход работы:
- Рассмотрите готовый микропрепарат «Митоз в клетках корешков лука»
- Найдите клетки на разных стадиях митотического деления.
- Сделайте рисунок и заполните таблицу.
Название стадии | Особенности стадии | Рисунок |
4. В чем заключается биологическая роль митоза? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 7
Способы бесполого размножения организмов
Цель работы: выявить отличительные особенности стадий митотического деления клеток.
Ход работы:
- Рассмотрите гербарии растений и живые объекты растений.
- Предложите способы бесполого размножения этих растений.
- Заполните таблицу.
№ | Название растения | способы бесполого размножения |
1 | Земляника | |
2 | Лук репчатый | |
3 | Традесканция | |
4 | Фиалка | |
5 | Пырей ползучий | |
6 | Картофель | |
7 | Георгин |
4. В чем заключается биологическая роль бесполого размножения? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 8
Строение половых клеток
Цель работы: выявить отличительные особенности строения половых клеток.
Ход работы:
- Рассмотрите готовые микропрепараты половых клеток.
- Заполните сравнительную таблицу.
Признаки | Сперматозоид | Яйцеклетка |
Строение и форма | ||
Подвижность | ||
Запас питательных веществ | ||
Размер | ||
Численность | ||
Набор хромосом |
3. В чем заключается биологическая роль половых клеток? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 9
Решение генетических задач. Составление родословной.
Цель работы: закрепить умение решения генетических задач и получить навыки по составлению родословной.
Ход работы:
1. Решите задачу на моногибридное, дигибридное или анализирующее скрещивание.
2. Составьте свою родословную.
3. Для чего необходимо знание законов генетики? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 10
Построение вариационного ряда и вариационной кривой
Цель работы: расширить и систематизировать знания о фенотипической изменчивости.
Ход работы:
- Измерьте длину семян фасоли (20 – 30 штук)
- Постройте вариационный ряд, в котором V – длина семян, а Р – частота встречаемости.
V | ||||||||||||||
P |
3. Постройте вариационную кривую. Отметьте на кривой наивысшую точку.
P
V
4. Какими биологическими причинами вызвано распределение вариант в вариационном ряду? Что показывает вариационная кривая? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 11
Изучение фенотипов местных сортов растений
Цель работы: расширить знания о задачах современной селекции.
Ход работы:
1. Рассмотрите пакетики семян различных сортов томатов, изучите агротехнические аннотации и изображения плодов.
2. Опишите особенности двух сортов, заполните таблицу.
Особенности сорта | № 1 | № 2 |
Фенотипические признаки | ||
Требования к почве | ||
Сроки созревания | ||
Агротехника | ||
Вкусовые качества | ||
Урожайность | ||
Сохранность и транспортабельность | ||
Устойчивость к болезням |
3. Соответствуют ли данные сорта требованиям нашего региона? Какими методами он были получены? Почему для каждого региона нужны свои сорта? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 12
Составление цепи питания
Цель работы: расширить знания о биотических факторах среды.
Ход работы:
1. Рассмотрите рисунок 126 и составьте две цепи питания. Помните, что цепь всегда начинается продуцентом и заканчивается редуцентом.
________________ →________________→_______________→_____________
________________ →________________→_______________→_____________
2. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте две цепи питания. Подпишите продуценты, консументы (1 и 2 порядков), редуценты.
________________ →________________→_______________→_____________
________________ →________________→_______________→_____________
3. Что такое цепь питания и что лежит в её основе? Чем определяется устойчивость биоценоза? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: Знакомство с увеличительными приборами.
Строение растительной клетки.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: "Знакомство с увеличительными приборами"
Цель: познакомиться со строением лупы и микроскопа, научиться их сравнивать
Оборудование: 1) лупа;
2) микроскоп.
Ход работы:
1. Найдите составные части лупы, определите ее увеличение.
2. Найдите составные части микроскопа, определите его увеличение.
3. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.
Оформление результатов:
- запишите в тетрадь название составных частей лупы и ее увеличение,
- название составных частей микроскопа и его увеличение.
Cделайте вывод, ответив на вопросы:
Почему лупа и микроскоп называются увеличительными приборами? Что у них общего?
Чем они отличаются?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Тема: Подготовка микропрепарата.
Цель: Научиться готовить микропрепарат.
Внимание! Со стеклом работаем осторожно.
- Возьмите в руки предметное стекло.
- Стеклянной палочкой поместите на его середину каплю воды.
- В каплю воды поместите несколько волокон ваты.
- Осторожно накройте вату покровным стеклом, вытесняя воздух.
- Поместите подготовленный микропрепарат на предметный столик, под зажимы.
- Настройте микроскоп:
- Осветите поле зрения при помощи зеркала.
- При помощи винтов опустите тубус с объективом как можно ближе к микропрепарату (Поднимите предметный столик, как можно ближе к микропрепарату)
- Медленно вращая винт, отводите микропрепарат от объектива, до тех пор, пока не увидите четкое изображение.
- Сделайте рисунок (обычно рисунок помещают в окружность).
- Сделайте вывод.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №
Тема: Изучение готового микропрепарата «Клетки кожицы лука»
Цель: Научиться находить части растительной клетки.
Внимание! Со стеклом работаем осторожно.
- Возьмите в руки готовый микропрепарат.
- Поместите его на предметный столик, под зажимы.
- Настройте микроскоп.
- Рассмотрите клетку, найдите ее части, которые на рисунке указаны цифрами (1-4)
- Сделайте рисунок клетки, увиденной под микроскопом, подпишите ее части.
- Сделайте вывод.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 1.
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Рассмотрение клеток с помощью лупы.
Цель: знакомство со строением лупы и микроскопа, учиться их сравнивать.
Оборудование: лупа; микроскоп; мякоть полуспелого яблока (арбуза или томата).
Ход работы.
1. Найдите составные части лупы, определите ее увеличение.
2. Рассмотрите при помощи лупы мякоть полуспелого яблока (арбуза или томата). Какую форму имеют клетки?
3. Найдите составные части микроскопа, определите его увеличение.
4. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.
Оформление результатов:
запишите в тетрадь название составных частей лупы и ее увеличение, название составных частей микроскопа и его увеличение.
Cделайте вывод, ответив на вопросы:
1. Почему лупа и микроскоп называются увеличительными приборами?
2. Чем они отличаются?
Лабораторная работа № 2.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука,
рассматривание его под микроскопом.
Цель: научиться готовить временные микропрепараты,
закрепить умение пользоваться микроскопом.
Оборудование: 1) микроскоп;
2) предметное и покровное стекла;
3) флакон с водой;
4) луковица.
Ход работы.
1. На предметное стекло капните каплю воды.
2. С чешуи лука снимите кусочек кожицы, поместите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
3. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат.
Оформление результатов:
зарисуйте клетки кожицы лука, укажите увеличение микроскопа, при котором вы их увидели.
Вывод: чтобы приготовить микропрепарат, нужно…
Лабораторная работа № 3.
Изучение строения тел шляпочных грибов.
Цель: знакомство со строением шляпочных грибов, учиться сравнивать их и делать выводы.
Оборудование: плодовые тела шляпочных грибов, набор картинок шляпочных грибов.
Ход работы.
1. Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части.
2. Рассмотрите набор картинок шляпочных грибов, разделите их на пластинчатые и трубчатые.
Оформление результатов:
1. Зарисуйте плодовое тело шляпочных грибов.
2. Выпишите в тетрадь названия пластинчатых и трубчатых грибов. Напишите их сходства и различия.
Сделайте вывод об особенностях строения шляпочных грибов.
Лабораторная работа № 4.
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.
Цель: знакомство со строением плесневых грибов и дрожжей; продолжить формирование навыков выполнения биологического рисунка; научиться сравнивать их и делать выводы.
Оборудование: микропрепарат "Плесень мукор"; культура дрожжей; микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекла.
Ход работы.
1. Рассмотрите под микроскопом плесневый гриб мукор, в учебнике - пеницилл.
3. Приготовьте и рассмотрите микропрепарат дрожжей.
Оформление результатов:
1. Зарисуйте мукор и пеницилл. Напишите их сходства и различия.
2. Зарисуйте дрожжевую клетку.
Сделайте вывод об особенностях строения плесневых грибов и дрожжей.
Лабораторная работа № 5.
Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Цель: знакомство с особенностями строения водорослей,
научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией.
Оборудование: вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями;
предметное и покровное стекла, пипетка;
микроскоп;
микропрепарат "Спирогира"; «Хламидомонада»; «Хлорелла».
Ход работы.
1. Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду, хлореллу.
2. Рассмотрите под микроскопом спирогиру.
Оформление результатов:
зарисуйте увиденные вами водоросли в тетрадь, подпишите их части.
Сделайте вывод, перечислив все части клеток водорослей и указав их значение.
Лабораторная работа № 6.
Изучение строения мха (на местных видах).
Цель: знакомство с внешним и внутренним строением зеленых мхов, научиться их сравнивать.
Оборудование: гербарные листы с растениями кукушкин лен;
лупа и микроскоп;
микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".
Ход работы.
1. Изучите особенности внешнего строения кукушкиного льна на гербарном листе, найдите стебель и листья.
2. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".
Оформление результатов:
зарисуйте мох кукушкин лен в тетрадь и подпишите части.
Сделайте вывод, строение кукушкиного льна.
Лабораторная работа № 7.
Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).
Цель: знакомство со строением папоротника, хвоща и плауна,
научиться выявлять их особенности
Оборудование: гербарные листы папоротника со спорангиями, гербарий папоротника корневищами и придаточными корнями; лист папоротника (растущего в кабинете биологии); лупа и микроскоп; микропрепарат "Сорус папоротника".
Ход работы.
1. Рассмотрите папоротник на гербарном листе и отметьте особенности его листьев, стебля, корневища и корней.
2. Рассмотрите под микроскопом "Сорус папоротника"
Оформление работы: сделайте рисунки в тетради.
Сделайте вывод об особенностях строения папоротникообразных.
Лабораторная работа № 8.
Изучение строения семян двудольных растений.
Цель: знакомство со строением семян двудольных растений.
Оборудование: сухие и проросшие семена фасоли с различной окраской; микроскоп, лупа; препаровальная игла, пинцет.
Ход работы.
1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму; снимите семенную кожуру, найдите 2 семядоли, корешок, стебелек, почечку.
2. Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения.
Оформление результатов:
зарисуйте семя фасоли в тетрадь, подпишите их части.
Сделайте вывод, ответив на вопрос: почему фасоль относят к двудольным?
Лабораторная работа № 9.
Изучение строения семян однодольных растений.
Цель: познакомиться со строением семян однодольных растений.
Оборудование: сухие и набухшие зерновки пшеницы; микроскоп, лупа; микропрепарат "Зерновка пшеницы".
Ход работы.
1. Рассмотрите внешний вид зерновки пшеницы, отметьте его форму.
2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается.
3. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат "Зерновка пшеницы"; найдите, пользуясь учебником, части зерновки: покров, эндосперм, зародыш.
Оформление результатов:
зарисуйте зерновку пшеницы в тетрадь, подпишите их части.
Сделайте вывод, ответив на вопрос: почему пшеницу относят к однодольным растениям?
Лабораторная работа №10.
Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.
Цель: знакомство с внешним строением корня, учиться распознавать разные типы корневых систем и сравнивать их.
Оборудование: проросшие семена тыквы, пшеницы, фасоли; лупа; гербарные материалы растений с разными типами корневых систем.
Ход работы.
1. Рассмотрите корень проросшего семени с помощью лупы, найдите разные виды корней.
2. Рассмотрите растения на гербарных листах, определите типы корневых систем у этих растений.
Оформление результатов:
1. Зарисуйте виды корней у проросшего семени и подпишите их.
2. Заполните таблицу:
Название растения | Тип корневой системы |
Сделайте вывод, в котором сравните два типа корневых систем.
Лабораторная работа № 11.
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).
Цель: изучение строение видоизмененных подземных побегов, учиться приводить аргументы и делать выводы, производя доказательство.
Оборудование: гербарный лист с корневищным растением; клубень картофеля; луковица лука; лупа.
Ход работы.
1. Рассмотрите на гербарии корневище, найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.
2. Рассмотрите клубень картофеля, найдите на нем глазки.
3. Рассмотрите разрезанную луковицу лука, найдите стебель и листья.
Оформление результатов:
зарисуйте корневище, клубень и луковицу в тетрадь и подпишите их части.
Сделайте вывод, в котором объясните назначение подземных побегов и
докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизменённые побеги.
Лабораторная работа № 12.
Изучение строения цветка.
Цель: знакомство со строением цветка, укрепить знания о строении цветка и его функциях; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами и выполнения биологического рисунка.
Оборудование: модель цветка картофеля (капусты); таблицы, живые цветки, лупа, пинцет, препаровальные иглы; гербарные листы растений.
Ход работы.
1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.
2. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.
3. Определите, какой околоцветник у данного цветка – простой или двойной.
4. Определите, какая чашечка – раздельнолистная или сростнолистная, какой венчик – свободнолепестный или сростнолепестный.
5. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите под лупой пыльник. В нем множество мельчайших пыльцевых зерен.
6. Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте завязь поперек, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток (семяпочку). Что формируется из семязачатка? Почему главными частями цветка называют тычинки и пестик?
Оформление результатов:
1. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.
2. Запишите формулу цветка.
Сделайте вывод, ответив на вопрос:
- Какие части цветка являются главными? Почему?
Лабораторная работа № 13.
Передвижение воды и питательных веществ по древесине.
Цель: формирование представлений о проводящей функции стебля.
Оборудование: живые побеги липы (тополя), стакан с водой, подкрашенной чернилами.
Ход работы.
- Рассмотрите поперечный срез побега, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой окрасился.
- Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился.
- Прочитайте в учебнике, в чем особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.
Оформление результатов:
1. Зарисуйте срезы.
Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.
Практическая работа № 1.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Цель: учиться определять всхожесть семян и их посев, вести наблюдения за прорастанием семян.
Оборудование: семена растений, тарелка, кусочек фильтрованной бумаги.
Ход работы.
- Определение всхожести семян проращиванием.
Опыт. Учащиеся кладут на тарелку стеклянную опрокинутое кверху дном блюдечко, помещают на пластинку кусочек фильтровальной бумаги так, чтобы спускающиеся с двух сторон края их касались дна тарелки. Смачивают бумагу или тряпочку водой и наливают воду на дно тарелки. Укладывают на подготовленное место сто семян рядами. Поддонник накрывают другим поддонником и ставят в теплое место (температура 15-20°С). Подсчитывают через каждый день число проросших семян, удаляя их из поддонника, записывают в тетрадь. Загнившие семена также удаляют, подсчитав их число. После 12-13 наблюдений, когда не обнаруживается уже проросших семян, опыт закончен. Теперь определяют процент всхожести семян, как описано в учебнике ботаники или в следующем опыте.
Для посева используют семена с высоким процентом всхожести.
2. Определение всхожести семян путем окрашивания зародыша.
В предыдущем опыте процесс определения всхожести семян занимал 5-10 и более дней. Учащимся будет интересно познакомиться со способом определения всхожести семян в течение 10-15 ч. предложенным Н. М. Верзилиным.
Для проведения этого опыта учащиеся берут определенное число семян пшеницы, помещают в стакан и заливают свекловичным соком, приготовленным заранее следующим способом. Свеклу следует натереть на терке, из полученной массы выжать сок и процедить без добавления воды, семена выдержать в соке 10-15 ч.
Затем слить красители, тщательно промывают се мена водой и каждое семя разрезать через зародыш скальпелем. Мертвый зародыш окрашивается, а здоровый нет. По количеству окрашенных и неокрашенных семян подсчитывают и выводят процент всхожести.
Для проверки этого способа параллельно ведут проращивание таких же семян обычным способом. Это дает возможность сравнить результаты.
Пример. Взяли 200 семян пшеницы и залили в стаканы, свекловичным соком. После вскрытия оказались неокрашенными 196, окрашенными - 4. Учащиеся составляют пропорцию:
200-100% 196-100
196-х откуда х = 200 = 98%
Процент всхожести семян — 98%.
Оформление результатов.
После окончания работы организуется отчет о результатах опытов.
Результаты опытов учащиеся представляют в виде таблицы или графика с изображением, как шло прорастание семян различных видов растений по дням.
2. Посев семян.
Пронаблюдайте за прорастанием семян (запишите даты появления первых всходов) и сделайте вывод.
Практическая работа № 2.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Цель: учиться черенковать комнатные растения и вести наблюдения за развитием черенков.
Оборудование: комнатные растения (традесканция, колеус, сансевьера, сентполия и др.).
Ход работы.
1. Рассмотрите побеги традесканции, колеуса, разрежьте побег на черенки с 3-4 листьями на каждом, удалите нижний лист; поставьте черенки на 1/3 в воду.
2. Срежьте у сентполии или глоксинии лист и поставьте в неглубокую воду.
3. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной по 5-6 см и поставьте в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).
Пронаблюдайте за развитием корней у черенков (запишите даты появления первых корней, развития корней длиной 1,5 – 2 см) и сделайте вывод.
Лабораторная работа № 14.
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Цель: научиться пользоваться определительной карточкой,
закрепить умение выявлять у растений особенности их строения
и доказывать принадлежность растений к определённому классу.
Оборудование: определительные карточки;
гербарные листы с растениями из разных семейств;
лупа.
Ход работы.
После подробного пояснения учителем, пользуясь определительной карточкой, назовите растение на предложенном вам гербарном листе.
Оформление результатов:
сделайте в тетради краткие записи этапов определения растения и напишите название этого растения.
Сделайте вывод, указав к какому классу, относится это растение. Докажите принадлежность данного растения к этому классу.
Лабораторная работа № 15.
Особенности строения растений различных экологических групп.
Цель: изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
Оборудование: комнатные растения: колеус, алоэ, бальзамин, бегония, кактус и др.
Ход работы.
- Изучите особенности строения комнатных растений. Отметьте размеры и окраску листьев; особенности кожицы (тонкая, нежная, толстая, плотная, глянцевая, покрыта восковым налетом); опущены ли листья.
- Определите, к каким экологическим группам можно отнести эти растения.
Оформление результатов:
сделайте описание нескольких растений.
Сделайте вывод, указав к каким экологическим группам, относятся эти растение.
Предварительный просмотр:
Тема: Опорно-двигательная система (9 часов)
Урок №7 : Нарушение осанки и плоскостопие.
На уроке разбирается материал о видах нарушения осанки и плоскостопии, их причинах, и профилактике. Учитель инструктирует учащихся о способах выявления нарушений осанки и плоскостопия. В качестве домашнего задания учащиеся получают инструкцию для выполнения лабораторной работы. Учащимся необходимо объяснить, что цель данной работы – научиться выявлять нарушения осанки и плоскостопие в домашних условиях, и в случае имеющихся нарушений спланировать свои дальнейшие действия по улучшению состояния организма. Очень важно объяснить учащимся, что оцениваться учителем будет не состояние их опорно-двигательного аппарата, а умение выявлять имеющиеся нарушения и планировать для себя дальнейшие действия по сохранению и улучшению своего здоровья.
Инструкция для выполнения домашней лабораторной работы.
Лабораторная работа.
Тема: выявление нарушений осанки и плоскостопия.
Цель: определить, имеются ли нарушения осанки и плоскостопие.
Оборудование: сантиметровая лента, таз с водой, лист бумаги.
Ход работы:
- Выявление нарушений осанки.
1 Выявление сутулости. (сантиметровой лентой замерить расстояние между крайними выступающими точками на плечах со стороны спины и со стороны груди).
А – ширина груди =
Б – ширина спины =
А : Б = (если результат равен 0,8 и больше, то нарушений нет
если результат равен 0,7 и меньше, то имеется сутулость)
2. Оценка поясничного изгиба (выявление «седловидной спины»)
Встать спиной к стене так, чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении попробавать просунуть между стеной и поясницей ладонь, затем кулак. Если
между стеной и поясницей проходит только ладонь – значит нарушений поясничного изгиба нет;
между стеной и поясницей проходит кулак – значит нарушен поясничный изгиб.
3. Выявление сколиоза
Раздеться до пояса и встать спиной к наблюдателю. Руки опущены. Наблюдатель проверяет расположение плеч и лопаток. Если плечи и лопатки находятся на одном уровне, то нарушений нет. Если одно плечо или одна лопатка выше другой, то можно предположить наличие сколиоза. Между опущенными руками и туловищем образуются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях равенства нет.
Вывод: оценить результаты всех трех замеров. Определить, имеются ли нарушения осанки.
- Выявление плоскостопия. (Намочить ногу и встать на лист белой бумаги. Получится след. Его необходимо обвести карандашом. После того, как бумага подсохнет, поставить точку в центре отпечатка среднего пальца и точку в центре отпечатка пятки. Затем поставленные точки соединить линией. Если полученная линия не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет. Если линия оказалась внутри следа, то плоскостопие есть.)
Вывод: оценить полученный рисунок, сделать вывод о наличии или отсутствии плоскостопия.
Оцените выводы, сделанные в работе, укажите мероприятия, которые вы планируете осуществить для сохранения здоровья своей опорно-двигательной системы.
Предварительный просмотр:
Тема: Общий обзор организма человека (5 часов)
Урок №3 : Жизнедеятельность клеток.
Рассмотрев материал о химическом составе клетки и обмене веществ в ней, учитель переходит к разъяснению значения ферментов для осуществления обмена веществ в клетках.
Информационная справка:
Синтез и распад веществ – это сложные химические превращения. Для их протекания требуются затраты времени, но в организме эти реакции происходят очень быстро, благодаря особым веществам - ферментам. Ферменты – это белки-катализаторы, способные в тысячи раз ускорять химические реакции. Каждый фермент действует только на определенные соединения. Они называются субстратом данного фермента
Ферменты вырабатываются и в растительных и в животных клетках.. иногда их действия сходны. Так фермент каталаза, находящийся в клетках стенки ротовой полости, мышцах, печени, способен расщеплять пероксид водорода. Это вредное соединение, образующееся в организме. Фермент каталаза разлагает ядовитый пероксид водорода на безвредные кислород и воду.
Учитель объясняет учащимся, что вместо клеток человеческого организма будут использоваться клетки растения (клубня картофеля), содержащие аналогичный фермент. По ходу выполнения работы учащимся необходимо будет заполнить таблицу с результатами опытов.
Лабораторная работа
Тема: Действие фермента каталазы на пероксид водорода.
Цель:
- Доказать, что фермент каталаза, содержащийся в клетках живого организма, способен разложить пероксид водорода на кислород и воду.
- Доказать, что фермент каталаза имеет белковую природу.
Опыт | субстрат | фермент | наблюдения | вывод |
1. Действие фермента, содержащегося в клетках сырого картофеля. | ||||
2. Действие фермента, содержащегося в клетках вареного картофеля. |
Проводится предварительная беседа, из которой становится ясно, что пероксид водорода сам по себе почти не распадается, а в присутствии веществ, содержащих фермент, распад идет интенсивно. Опыт проводится демонстрационно. Учитель наливает пероксид водорода (перекись водорода 3%) в химический стакан, встряхивает его и показывает классу, что реакция не идет. Затем он режет на кусочки клубень картофеля и бросает их в пероксид водорода. В стакане сверху образуется шапка пены, а внизу остается прозрачная жидкость. Учитель поясняет, что учащиеся наблюдают действие фермента каталазы, содержащегося в клетках картофеля. Одна молекула фермента даже при нуле градусов в состоянии разложить за одну минуту миллион молекул пероксида водорода. Учащиеся оформляют первую часть таблицы (опыт №1).
В ходе беседы учитель подводит учащихся к рассуждению о том, что, если фермент является белком, то при варке он должен терять свои свойства, т.к. разрушается белковая молекула. Для доказательства этого проводится опыт №2. Затем учащиеся заполняют вторую часть таблицы.
Опыт | субстрат | фермент | наблюдения | вывод |
1. Действие фермента, содержащегося в клетках сырого картофеля. | Пероксид водорода | каталаза | Образование в верхней части пены из пузырьков, а в нижней части - прозрачной жидкости | Фермент каталаза разложил пероксид водорода на кислород и воду |
2. Действие фермента, содержащегося в клетках вареного картофеля. | Пероксид водорода | каталаза | Ничего не происходит | После варки активность фермента теряется. т.к он является белком. |
Предварительный просмотр:
Тема: Общий обзор организма человека (5 часов)
Урок №4 : Ткани животных и человека.
На начальном этапе урока происходит актуализация и фиксация понятия «Ткань» (группы клеток и межклеточного вещества, выполняющие общие функции и обладающие сходным строением).
На втором этапе урока организуется групповая работа учащихся по изучению особенностей различных видов тканей с использованием текста учебника или дополнительных текстов, изображений различных видов тканей. В ходе групповой работы учащиеся заполняют таблицу
«Ткани организма человека» ( каждая группа работает с определенным видом ткани, затем представляет результаты работы).
Вид ткани | Особенности строения | функции | разновидности |
Эпителиальная | Клетки с хорошо развитым ядром, плотно прилегают друг к другу, Межклеточное вещество почти отсутствует | Образует покровы, защищает, секретирует | -Плоский эпителий – кожа -Кубический эпителий – покровы желудка, кишечника -цилиндрический эпителий – внутренняя поверхность почечных канальцев -мерцательный эпителий – внутренняя поверхность дыхательных путей |
Соединительная | Клетки разнообразной формы, их мало, разбросаны в большом количестве межклеточного вещества. | Опорная, запасающая, защитная, транспортная, заместительная | Костная Хрящевая Жировая Рыхлая соединительная Кровь |
Мышечная | Небольшое количество межклеточного вещества, клетки вытянутые. Могут быть: -Веретеновидные с палочковидным ядром; -длинные, поперечноисчерченные, с множеством ядер | Сокращение скелетных мышц, движение тела; Сокращение мышечного слоя внутренних органов Сокращение стенок сердца | Поперечно-полосатая Гладкая Сердечная |
Нервная | Клетки (нейроны) звёздчатой формы, имеют отростки (аксоны и дендриты); нейроглия – клетки, обеспечивающие питание нейронов. | Формирует и передает нервные импульсы для возбуждения или торможения других клеток | ------ |
Далее организуется лабораторная работа учащихся.
Каждой группе выдается по два-три препарата различных тканей. Названия препаратов для учащихся закрыты, указаны только номера. Учащимся необходимо рассмотреть препарат, сделать его описание и определить вид ткани. Перед выполнением работы учащимся необходимо объяснить, что препараты могут быть окрашены в различные цвета, для того, чтобы удобно было их рассматривать. Для определения вида ткани необходимо ориентироваться на форму клеток, их расположение, межклеточное вещество, а не на цвет препарата.
Инструктивная карта для учащихся.
Тема: Клетки и ткани под микроскопом.
Цель: научиться различать виды тканей.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты тканей №1,№2, №3, таблица «Ткани организма человека»
1.Приведите в рабочее состояние микроскоп: осветите поле зрения, определите увеличение микроскопа.
2.Рассмотрите препарат сначала при малом, затем при большом увеличении, составьте его описание , сделайте рисунок и определите вид ткани. Оформляйте работу следующим образом:
Препарат №1
Описание: клетки (мелкие, крупные; округлые, вытянутые, звездчатые; с одним хорошо заметным ядром, с множеством ядер; лежат плотно друг к другу, лежат рыхло)
Межклеточное вещество ( присутствует, его почти нет, его много)
Рисунок: изобразите участок ткани, указав клетки и межклеточное вещество.
Вид ткани: укажите название ткани, которое вы определили, исходя из результатов её изучения.
3. снимите таблички, закрывающие названия тканей, и проверьте, правильно ли вы определили вид ткани.
4.Сделайте вывод о результатах лабораторной работы
Предварительный просмотр:
Тема: Дыхание (6 часов)
Урок №2: Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения
Лабораторная работа.
Тема: Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
Цель: исследовать состав выдыхаемого воздуха.
Оборудование: Стаканы с известковой водой, стеклянные трубочки.
Ход работы:
1. На своих столах вы видите стаканы с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Какого она цвета, прозрачна ли она?( Вода прозрачна).
2. В стакан опустите стеклянную трубочку и через неё сделайте несколько выдохов. Что происходит с известковой водой?( Она мутнеет). Почему?
3. Найти ответ нам поможет таблица « Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».
Задание. Ребята. Проанализируйте эту таблицу. Найдите признаки отличия в составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Таблицa « Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
Содержание газов(в%) | Вдыхаемый воздух | Выдыхаемый воздух |
Кислород Углекислый газ Азот | 20,94 0,03 79,03 | 16,3 4 79,7 |
Ответ. В выдыхаемом воздухе количество кислорода снижается до 16%, зато углекислого газа становится больше – 4%.
4. Итак ребята, какой же газ вступил в реакцию с известковой водой и дал осадок?
(уравнение реакции записывается на доске).
Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О
Осадок в стакане – карбонат кальция.
Справка: Обнаружить углекислый газ можно известковой водой. СО2+Са(ОH)2
При пропускании углекислого газа через известковую воду, она мутнеет из-за образования карбоната кальция CaCO3. При длительном пропускании CO2 через известковую воду осадок может раствориться из-за образования гидрокарбоната кальция Ca(HCO3)2
CaCO3+CO2= Ca(HCO3)2
Предварительный просмотр:
Тема: Кровь и кровообращение (9 часов)
Урок №2: Иммунитет.
Цель урока: - повторить состав крови; выявить, знают ли учащиеся признаки крови, доказывающие принадлежность человека к млекопитающим; дать понятие об иммунитете и его видах; продолжить выработку умений работать с микроскопом.
Урок состоит из двух частей: в первой проводят работу с микроскопом (демонстрацию готовых препаратов), во второй объясняют новый материал. Задания используют для проверки знаний прошлого урока.
Задание 1. Исследовать кровь под микроскопом. Описать эритроциты. Определить, может ли эта кровь принадлежать человеку.
Учащимся для анализа предлагают кровь лягушки. В ходе беседы учащиеся отвечают на вопросы:
1.Какую окраску имеют эритроциты? (Цитоплазма розоватая, ядро окрашено ядерными красками в синий цвет)
2. Какой величины эритроциты? Сколько их? (Довольно крупные, но в поле зрения их немного.)
3. Может ли эта кровь принадлежать человеку? ( Не может. В эритроцитах человека, как и других млекопитающих, нет ядра)
Задание 2. Сравнить эритроциты человека и лягушки.
Лабораторная работа.
Тема: Сравнение эритроцитов человека и лягушки.
Цель: Выявить отличия в строении эритроцитов человека и лягушки. Объяснить их значение.
Оборудование: готовые препараты крови человека и лягушки, микроскопы.
Ход работы:
Рассмотрите под микроскопом эритроциты человека. Сравните их с эритроцитами лягушки, рассмотренными ранее. Заполните таблицу:
Параметры сравнения | Эритроциты человека | Эритроциты лягушки |
Размер эритроцитов (мелкие/крупные) | ||
Количество эритроцитов в поле зрения микроскопа (мало/много) | ||
Наличие ядра в эритроцитах (есть/нет) | ||
Значение изменений, произошедших с эритроцитами человека. |
При сравнении отмечают следующее. Эритроциты человека значительно мельче эритроцитов лягушки. В поле зрения микроскопа эритроцитов человека значительно больше, чем эритроцитов лягушки. В эритроцитах человека ядра отсутствуют. Из сопоставлений делают вывод, что кровь человека способна связывать больше кислорода, чем кровь лягушки, поскольку в ней эритроцитов больше и в них отсутствуют ядра, что повышает полезную ёмкость эритроцитов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биология.Виртуальная экскурсия "Птичий двор"
Виртуальная экскурсия "Птичий двор"- (презентация ) создана для учащихся 7 класса, в целях развития познавательного интереса к предмету биология....
Биология .Виртуальная Экскурсия "Птичийдвор"
Создана презентация " Птичий двор" для учащихся 7 класса....
Место виртуальной экскурсии на уроках биологии
Статья раскрывает значимость использования виртуальных экскурсий на уроках биологии....
Создание виртуального пространства взаимодействия с помощью интерактивной доски на уроках биологии.
Данная статья помогает осмыслить и понять важность использования интерактивной доски на уроках билогии. Описаны различные способы работы с интерактивной доской на уроках. В статье приведены примеры ме...
Урок биологии 7 класс с использованием ИКТ. "КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ". ( Виртуальная экскурсия в музей «изобретений» природы)
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ. 7 КЛАСС(урок с использованием ИКТ).Виртуальная экскурсия в музей «изобретений» природы Цель: проследить эволюцию кровеносной системы и обобщить знани...
Общий обзор покрытосеменных растений. Виртуальная экскурсия по биологии 6 класс.
Введение в курс шестого класса. Основная цель виртуальной экскурсии состоит в развитии следующих навыков у учеников 6 классов в рамках курса биологии:Выделение существенных признаки строения покр...
Мастер -класс для учителей биологии "Учимся онлайн, или возможности использования виртуальной доски Padlid на уроках биологии и во внеурочной деятельности"
Особенности использования виртуальной доски на уроках биологии...