Югары нерв эшчәнлеге
презентация к уроку по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Югары нерв эшчәнлеге – минең кеше нең эчке дөньясына,аның психикасына бәйле функцияләре .
Югары нерв эшчәнлеген өйрәнүдә өлешлрәе кергән галимнәр . Иван Петрович Павлов ( 1849—1936). Иван Михайлович Сеченов (1829— 1905)
И . М. Сеченов: 1.Арка мие рефлексларын баш мие көчәйтә дә ,тоткарлый да алуын исбат итә; 2.Нерв системасының югары бүлекләре түбәнрәк урнашкан бүлекләрнең эшен көйләргә сәләтле булуын күрсәтә; 3.Минең күп баскычлы эшчәнлегенә бәйле төзелешен исбат итә; 4.Минең бүлеге никадәр югарырак урнашса,ул шулкадәр үк катлаулырак фунцияләр башкара.
И. П. Павлов рефлексларны ике зур группага бүлә шартсыз рефлексларның барлыкка килүен зур ми ярымшарлары кабыгының эше белән бәйли . Рефлекс врожденные безусловные) (условные) приобретенные
Собака видит включенную лампочку, но никак не реагирует на нее. Рефлекса нет. Шартлы рефлексның барлыкка килүе 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 1.
Перед собакой поставили миску, полную едой. Собака начинает есть. Включается безусловный рефлекс. От обонятельных рецепторов собаки в мозг поступает сигнал – из подкорки в кору головного мозга и обратно, а затем в слюнные железы собаки. Начинает выделяться слюна. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 2.
Собака ест из миски. В поле ее зрения во время ее еды горит лампочка. От зрительных рецепторов в зрительный центр мозга собаки передается информация о включенной лампочке. Если лампочка будет гореть каждый раз во время еды собаки десятки раз подряд, то в ее мозгу образуется новая связь между зрительным центром и центром слюноотделения. Так собака приобретет условный рефлекс, начинающий работу при включении лампочки. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 3.
Теперь, когда включают лампочку, у собаки выделяется слюна, даже если перед ней нет миски с едой. От глаз в мозг передается нервный импульс, который проходит от зрительного центра в центр слюноотделения коры головного мозга, далее в подкорку и оттуда в слюнную железу собаки. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 4.
Шартлы рефлексның тоткарлануы ( Торможение условного рефлекса) Если собаку, у которой выработан пищевой условный рефлекс на лампочку, не подкармливать после включения света, то через некоторое время она перестанет давать пищевую условно-рефлекторную реакцию на свет - произойдет угасание условного рефлекса. Угасание условных рефлексов – биологически важное приспособление. Благодаря нему организм перестает напрасно тратить энергию – реагировать на сигнал, утративший свое значение. Без торможения было бы невозможно организму приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Закон взаимной индукции Очаг возбуждения «наводит» на соседние или конкурирующие с ним участки процесс торможения. Двойственные изображения
Тоткарлану формалары ( формы торможения) И. М. Сеченов үзәктә тоткарлануны ( центральное торможение ) ача И. П. Павлов ярсыну һәм тоткарлану процессларының үзара ничек тәэсир итешүен ачыклый : Тумыштан килгән (вро ж денное тормо же ние) тышкы Теләсә нинди икенче,тагын да көчлерәк тынычсызлагыч килеп чыгу организмда яңа рефлекс барлыкка китерә, ә элеккесе эшчәнлеген туктата Булдырылган шартлы (приобретенное тормо ж ение) Эчке Шартлы рефлексны ныгытмаганда,ул сүнгәндә башланган эчке тоткарлану булдырылган тоткарлану. Рефлексның үз рефлектор дугасы нейроннарында барлыкка килә.
Доминанта Ихтыяҗ көчәйгәндә ,нәкъ менә шул ихтыяҗны канәгатьләндерүгә юнәлтелгән , үзәк нерв системасында вакытлыча өстенлек иткән ярсыну учагы . Алексей Алексеевич Ухтомский (1875—1942)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
Как успокоить нервы
Презентация к родительскому собранию...
"Гимнастика нервов"
Материал о влиянии физических упражнений на укрепление нервной системы....
презентация к уроку литературы "Высоцкий-поющий нерв эпохи"
В данной презентации содержатся фотографии ,составляющие хронологию жизни В.Высоцкого.Данную работу можно использовать при проведени литературно-музыкальной гостиной,посвящённой поэту,музыканту,актёру...
Нәби Дәүли исемендәге Базарлы Матак гимназиясенең югары квалификацион категорияле татар теле һәм әдәбияты укытучысы Сафина Лилия Гавас кызының эш тәҗрибәсеннән
Нәби Дәүли исемендәге Базарлы Матак гимназиясенең югары квалификацион категорияле татар теле һәм әдәбияты укытучысы Сафина Лилия Гавас кызының эш тәҗрибәсеннән...
ОЛИМПИАДА ЮНӘЛЕШЕНДӘ ЮГАРЫ КҮРСӘТКЕЧЛӘРГӘ ИРЕШҮ ЮЛЛАРЫ
quot;ОЛИМПИАДА ЮНӘЛЕШЕНДӘ ЮГАРЫ КҮРСӘТКЕЧЛӘРГӘ ИРЕШҮ ЮЛЛАРЫ" (АВГУСТ КИҢӘШМӘСЕ ӨЧЕН ЧЫГЫШ)...