КОНКУРС "МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК
материал по биологии (8 класс)
Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные на уроках по темам «Транспорт веществ» и «Дыхание».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 21.15 КБ |
Сценарий урока | 30.3 КБ |
Презентация | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Ф.И.О. учителя: Шатова Светлана Анатольевна
Должность и место работы, учебная нагрузка: учитель биологии, МБОУ "Шпалозаводская СШ ", 14,5 часов
Направление конкурса: естественно-научное
Тема урока: «Обобщение знаний по темам «Транспорт веществ» и «Дыхание»
Программа основного общего образования по биологии, 6 - 9 классы (авторы: Н.И. Сонина, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова)
Авторы учебника: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин
Раздел учебника: тема 9 «Транспорт веществ» и тема 10 «Дыхание», 9 урок по данным темам.
Характеристика класса: Урок проводился в 8 классе. В классе обучается 8 человек – 6 девочек и 2 мальчика. Все ребята 2003 года рождения. Учатся вместе с 1го класса. В неполных семьях воспитываются 3 человека и 1 – опекаемый. В целом дети воспитываются в нормальных семьях, где родители и опекун уделяют им должное внимание. К правонарушениям ребята не склонны.
Все учащиеся имеют смешанный тип темперамента: 75% сангвиник + холерик и 25% сангвиник + меланхолик. Внимание у ребят устойчивое, тип памяти смешанный, темп мыслительной деятельности средний.
Обучающиеся имеют в основном средний уровень развития учебных возможностей. Уровень учебной мотивации средний. Из 8 человек 5 человек занимаются стабильно, хорошо усваивают учебный материал. 3 человека особого интереса к биологии не проявляют, но минимум учебного материала усваивают.
Технологии: игровые, проблемного обучения, здоровьесберегающие
Активные формы обучения: игровые, частично-поисковые, групповая и индивидуальная форма работы, исследовательский метод, метод мотивации.
Анализ результатов урока:
Тип урока: Урок - игра систематизации и обобщения, контроля знаний и умений.
Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные на уроках по темам «Транспорт веществ» и «Дыхание».
Задачи урока:
- обучающие: повторение и обобщение знаний по изученным темам, выработка у учеников коммуникативных и социальных компетенций;
- развивающие: развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать; развитие динамических навыков каждого ученика (личностные компетенции), готовности познавать и испытывать себя в новых ситуациях;
- воспитательные: формирование умений работать в группе, адекватно оценивать свои знания по изученным темам; воспитание позитивного отношения к себе и окружающим, умения применять полученные знания в повседневной жизни.
Цель урока достигнуты благодаря использованию различных форм работы на уроке, методов обучения, взаимосвязи элементов урока, а также учета учебных и психологических особенностей учащихся: достаточной сформированности мыслительной деятельности, умению концентрировать внимание, способности анализировать, обобщать, делать выводы.
Содержание урока соответствовало теме и цели. Использованы индивидуальная и групповая формы работы, сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности.
На уроке применялись различные методы обучения: словесные, исследовательские, игровые, частично-поисковые, сравнительно-аналитические, самостоятельная работа в группах.
Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.
На уроке осуществлены межпредметные связи с физикой, экологией математикой, прослеживается взаимосвязь с жизненными ситуациями.
На уроке целесообразно использован дидактический материал, мотивирующий познавательную деятельность учащихся. Конкурсные задания способствовали развитию мышления, памяти, внимания, развитию речи, воображения.
Проведение урока в форме игры способствовало проявлению достаточно высокой активности учащихся, дало возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило вызвать у учащихся умственное напряжение, напряжение глаз. Таким образом был учтен здоровьесберегающий компонент.
Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.
Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом и правильно выполняли задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя: Шатова Светлана Анатольевна
Должность и место работы: учитель биологии, МБОУ "Шпалозаводская СШ "
Направление конкурса: естественно-научное
Тема урока: «Обобщение знаний по темам «Транспорт веществ» и «Дыхание»
Тип урока: Урок - игра систематизации и обобщения, контроля знаний и умений.
Класс: 8
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные на уроках по темам «Транспорт веществ» и «Дыхание».
Задачи урока::
- обучающие: повторение и обобщение знаний по изученным темам, выработка у учеников коммуникативных и социальных компетенций;
- развивающие: развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать; развитие динамических навыков каждого ученика (личностные компетенции), готовности познавать и испытывать себя в новых ситуациях;
- воспитательные: формирование умений работать в группе, адекватно оценивать свои знания по изученным темам; воспитание позитивного отношения к себе и окружающим, умения применять полученные знания в повседневной жизни.
Оборудование: Материалы-задания на А-4 для конкурсов 2,3, 4, 5,9; рисунки для конкурса 2 (Приложение 1),магниты, воздушные шарики, рисунок горы с вершиной и «ступеньками», черный ящик, плакат с таблицей для учета баллов, сердечки из цветной бумаги, фломастеры.
Технологии: игровые, здоровьесберегающие, проблемного обучения
Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, самостоятельная работа в группах, сравнительно-аналитический, игровые.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап (1 мин)
Учитель приветствует учеников, сообщает тему и цель урока.
Ученики приветствуют учителя, слушают.
II. Мотивационный этап (3 мин)
Учитель. Ребята, для проведения сегодняшнего урока вам понадобятся знания не только по биологии, но и физики, экологии и даже математики. Наш урок мы проведем в виде соревнования двух команд. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов, а все члены команды получат хорошую отметку. В проигравшей команде отметку «пять» получит тот, кого выберет команда в зависимости от коэффициента его полезного участия.
Команды могут заработать дополнительные (0,5 - 1) баллы, если в очередном конкурсе учащиеся группы- соперницы отвечают неправильно или неполно.
Ученики формируют команды, выбирают капитанов.
III. Обобщение и систематизация знаний учащихся (37 мин)
Учитель объявляет конкурсы, озвучивает задания к конкурсам 1, 6-8; раздает задания к конкурсам 2-5, 9; оценивает ответы, вносит баллы в таблицу, корректирует знания.
Ученики участвуют в конкурсах; работают в группе: анализируют, обсуждают, решают, проводят опыт, делают выводы, отвечают на вопросы.
Конкурс 1 «Прятки-загадки» (Максимальное число баллов – 3)
Задание: Разгадайте, о чём идёт речь?!
1 команда:
1 загадка:
Роль я важную играю,
согреваю, очищаю,
и конечно увлажняю!
Даже отдыха не знаю!
(носовая полость).
2 загадка:
Не дороги, а
к дому ведут!
Не дороги, а от дома
в путь зовут!
(вены и артерии)
3 загадка:
Вмиг связаться с кислородом
Может только он один.
Он «живет» в эритроцитах.
Как зовут? (гемоглобин)
2 команда:
1 загадка:
Не дятел и не барабан,
Не в лесу и не в оркестре,
а стучит! (сердце)
2 загадка:
На клетках реснички,
Все родные мы сестрички.
Утром, вечером и днём,
танцуя, убираем дом.
Выметаем пыль и грязь,
Всегда работа есть у нас!
(мерцательный эпителий)
3 загадка:
Его из легких удаляем,
Выдыхаем каждый раз.
Организму он не нужен!
Это - … (углекислый газ).
Конкурс 2 «Повторение – мать учения» (знание терминов и строения органов) (Максимальное число баллов - 6)
Задание: За 3 мин вставить вместо многоточий термины и подписать их на рисунках
Вопросы для первой команды:
1. Самый крупный кровеносный сосуд - … (аорта).
2. Клапаны, расположенные между предсердиями и желудочками - … (створчатые).
3. Сосуды, несущие кровь к сердцу - … (вены).
4. Они образованы воздушными пузырьками – альвеолами - … (легкие).
5. Трубка, состоящая из хрящевых полуколец - … (трахея).
6. Сердце состоит из … (предсердий) и … (желудочков).
Вопросы для второй команды:
1. Мельчайшие кровеносные сосуды - … (капилляры).
2. Клапаны, находящиеся и в сердце, и в венах - … (полулунные).
3. Сосуды, несущие кровь от сердца - … (артерии).
4. Трахея разделяется на два … (бронха).
5. Снаружи легкие покрыты плотной оболочкой - … (плеврой).
6. Она образована хрящами и связками, в ней находятся голосовые связки - … (гортань).
Конкурс 3 «Шифровка» (Максимальное число баллов - 6)
Задание: За 1 минуту, объясните значение приведённых цифр
1 команда: 0,8 сек.; 120/70 мм.рт.ст.; 20, 8%; 65 раз/мин; 0,1 сек; 4%
2 команда: 0,4 сек.; 0,03%; 250 -300 г; 16 раз/мин.; 1200 г; 16%
Конкурс 4 «Кто быстрее?» (математический) (Максимальное число баллов -2)
Задание: Решить предложенные задачи:
1 задача. Сколько воздуха проходит через легкие человека при спокойном дыхании в 1 мин, в 1 час, в сутки (дыхательный объем воздуха – 0,5 л, частота дыхания - 18 раз в минуту). (9л, 540л,12960л)
2 задача. Величина систолического объема крови у 14-летнего подростка составляет 38,5 см3, а частота сердечных сокращений – 80 раз в минуту. Сколько крови проталкивает сердце этого подростка за 1мин, за сутки? (3080 см3, 73920 см3)
Физкультминутка
Учитель объясняет, показывает упражнения.
Ученики слушают, наблюдают, выполняют упражнения.
1 . «Полное» дыхание. Выполнять упражнение можно сидя, стоя, лежа. Принять удобное положение, положить одну руку на грудь чуть ниже ключиц, а вторую на живот. Вдох (вдыхаем через нос) должен быть медленным, при этом сначала в нем участвуют верхние отделы (рука, лежащая на груди, должна ощутить движение грудной клетки), затем воздух должен заполнить средние отделы, и в конце вдоха напрягается живот. Далее необходимо задержать дыхание хотя бы на 1-3 секунды. Выдох делаем через рот и очень медленно в обратном порядке: сначала освобождаем нижние отделы легких, выдыхая животом часть воздуха, далее из средних отделов, и в конце используем все силы для выдоха из верхних долей легкого. При этом можно помочь себе рукой, лежащей на груди.
2. Для улучшения кровообращения:
- повороты головой – 5-6 раз;
- разведение рук на уровне грудной клетки – 5-10 раз;
- поочередное поднятие рук с отведением другой назад -8-10 раз;
- легкие наклоны корпусом вперед – 5-10 раз.
Конкурс 5 «Внимание, эксперимент!» (3 мин , 2 балла)
Задание: Каждый член команды берет воздушный шарик, делает один глубокий вдох и максимально выдыхает воздух в шарик. Шарик необходимо зафиксировать. Сравнить размеры шариков всех членов команды. Выяснить у кого самый большой и самый маленький. Ответить на вопросы и сделать выводы.
1 команда.
1 вопрос: Что такое ЖЕЛ? (Количество воздуха, выдыхаемого после самого глубокого вдоха. )
2 вопрос: О чем говорит размер шарика? (О тренированности легких, т.е. об их ЖЕЛ)
2 команда.
1 вопрос: Чему равен средний показатель ЖЕЛ? (3500мл)
2 вопрос: Как зависит ЖЕЛ от тренированности организма? (У людей, занимающихся физическим трудом и спортом он может быть выше 1500 мл, а у пловцов может достигать 6100мл)
Конкурс 6 «Объяснялки» (Максимальное число баллов - 4)
Учитель задает командам по очереди по четыре вопроса:
Вопросы для первой команды.
1. Благодаря какой особенности сердце может работать в течение жизни человека? (Благодаря тому, что половина жизни оно находится в расслабленном состоянии )
2. В какое время года длинный нос полезнее короткого? (В зимнее, т.к.поверхность слизистой длинного носа больше, в ней больше капилляров, по которым течет нагретая кровь, отдающая тепло воздуху, проходящему через нос, и тем самым согревающая воздух. Человек реже болеет).
3. Известно, что водолазы и глубоководные ныряльщики должны подниматься к поверхности воды очень медленно. Что произойдет, если нарушить это правило, и почему? (На глубине они испытывают высокое давление, из-за которого в тканях и крови увеличивается давление кислорода и растворяется азот. При быстром подъеме азот «вскипает» - пузырьки азота закупоривают сосуды и разрывают ткани, что приводит к ломоте в суставах, параличу рук и ног, общей слабости, возможен смертельный исход)
4. В Арктике и Антарктиде люди мало болеют простудными заболеваниями, несмотря на холод. Почему? (Воздух там практически стерильный, поскольку болезнетворные бактерии и вирусы при очень низких температурах погибают.)
Вопросы для второй команды.
1. Какой физический процесс поддерживает газообмен? (Диффузия, Газы из области с высокой концентрацией диффундируют в область с низкой концентрацией данного компонента).
2. Всегда ли увеличение размеров сердца указывает на его хорошее состояние и возрастание силы сердечного сокращения? (Нет. При пороке сердца, когда недостаточность работы клапанов не восполняется деятельностью сердца – тогда наблюдается длительный застой крови, одышка, ограниченность в движениях. Ослабевшее сердце приобретает большие размеры – «бычье» сердце.)
3. 15 апреля 1875 года воздушный шар «Зенит», на борту которого находилось восемь воздухоплавателей, достиг высоты 8000 метров. Когда шар приземлился, в живых остался лишь один человек. Каковы причины гибели людей? (Люди погибли от нехватки кислорода на большой высоте. Оставшийся в живых, вероятно, был хорошо тренированным человеком, с большой жизненной емкостью легких).
4. И.П. Павлов сказал : «Соседство трахеи и пищевода – самая большая ошибка природы». Что он имел в виду? (Пища может попасть в трахею и привести к смерти).
Конкурс 7 «Восхождение на вершину!» (конкурс капитанов)(За каждую причину – 1 балл)
Задание: Капитанам выйти к доске и написать на «ступеньках» горы причины, приводящие к возникновению заболеваний
1 команда: Сердечно-сосудистой системы (Стрессы, неправильное питание, курение и алкоголь, гиподинамия… )
2 команда: Дыхательной системы (Загрязнение воздушной среды, курение, неправильное дыхание, болезнетворные бактерии и вирусы…)
Побеждает тот, кто быстрее доберется до вершины горы.
Конкурс 8 «Черный ящик» (2балла)
Задание: По описанию, сделанному учителем, определить то, что находится в черном ящике.
1 команда. Изделие, находящееся в черном ящике, способно выделять до 400 вредных веществ, в т.ч. бензопирен, вызывающий развитие раковых заболеваний. Это изделие является причиной смерти 3 миллионов человек ежегодно, среди которых мужчин больше, чем женщин. (Сигареты)
2 команда. Данный металл попадает в атмосферу из выхлопных газов автомобилей. При отравлении этим металлом поражаются нервная и кровеносная системы человека. Какой металл находится в черном ящике? (Свинец)
Конкурс 9 « Народная мудрость» (Максимальное число баллов – 4)
Задание: За 1 минуту найдите начало и окончание пословицы и соедините их!
1команда:
Кто привык кутаться - 1
заболеешь боле! 3
В грязи быть - 2
долго жить! 4
Простуде дай волю, 3
всегда зябнет! 1
Пешком ходить – 4
чахотку нажить! 2
2 команда:
Холодной осенью 1
начинаются с простуды! 3
Быстрого и ловкого, 2
прогоняют недуг! 4
Сто болезней 3
лишний раз рта не раскрывай! 1
Чеснок да лук 4
никакая болезнь не догонит! 2
IV. Подведение итогов урока (3 мин)
Учитель подсчитывает баллы, объявляет победителя, совместно с учениками обсуждает итоги урока, выставляет оценки.
Ученики заслушивают результаты, принимают участие в обсуждении.
V. Домашнее задание (1 мин)
Учитель задает задание подготовить презентацию по теме «Пищеварение».
Ученики записывают домашнее задание.
VI. Рефлексия (1 мин)
Учитель предлагается ребятам выбрать сердечко, цвет которого соответствует их отношению к проведенному уроку:
-красный –урок понравился, было интересно;
- синий – урок не понравился.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на конкурс "Лучший урок письма"
Урок проводился в 5 классе. Дети писали письма космонавтам....
Защита урока на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок".
Перед вами – огромная планета Земля,Реки и горы, равнины, моряТочка на карте зовётся «объект» -Такое понятие ввёл человек. Сегодня мы с вами узнаем о том,Что каждая точка имеет свой дом,Что...
Методическая разработка проведения интегрированного урока «Лучший урок письма», 6 класс
6 класс«Лучший урок письма»Тема: Р/Р Сочинение « Cпорт в моей жизни». (1ч.)...
Разработка урока и презентация к нему в рамках Всероссийского конкурса "Лучший урок письма". 1 место в районном этапе.1 место на региональном уровне.
Разработка урока по математике " Действия с десятичными дробями", 5 класс....
Урок географии 7 класс "Движение вод Мирового океана" 2 местро на Всероссийском конкурсе "Мой лучший урок"
Данный урок исследовательского типа, по форме – урок – моделирование.Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.Учитель верно ставит цель урока, на которую методически грамотно выводят учащихся.Си...
Городской конкурс "Мой лучший урок: музейный урок", 2019год
quot;Музей химии"...
«Лучший урок письма - 2015» Номинация : «Кем я хочу стать, чтобы сделать мир лучше.»
Здравствуй дружище! Вот мы уже и в шестом классе .Часто я задумываюсь ,кем стать, чтобы сделать мир лучше. Пускай не весь мир , а хотя бы свою родную Ростовскую область ,милый моему сердцу хуторок ,за...