ГЕНЕТИКА ПОЛА. НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ, СЦЕПЛЕННЫХ С ПОЛОМ
материал по биологии (9 класс)
ГЕНЕТИКА ПОЛА. НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ, СЦЕПЛЕННЫХ С ПОЛОМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genetika_pola.docx | 14.58 КБ |
genetika_pola.ppt | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
- Внимательно изучи все расположенные ниже материалы
- Просмотри видео ролик к занятию
https://www.youtube.com/watch?v=2-9nJ4dvfQA
- Посмотри презентацию
Реши задачи
- Мать имеет нормальное цветовое зрение (гомозигота), отец дальтоник, не различает цвета нормально ( ген цветовой слепоты рецессивен и сцеплен с X – хромосомой – Хd).какой процент детей в этой семье могут иметь цветовую слепоту? Ответ запишите в виде числа.
- У мужа и жены нормальное зрение, их отцы- дальтоники. Какова вероятность появления у них сына дальтоника? Ген дальтонизма рецессивен и локализован в Х-хромосоме.
- Гемофилия – рецессивный признак, сцепленный с полом. Могут ли нормальные мужчина и женщина иметь ребенка - гемофилика?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пол-это совокупность признаков и свойств организма, определяющая его участие в воспроизводстве потомства и передаче наследственной информации за счёт образования гамет. Долгое время биологи не могли объяснить, почему среди потомков появляются особи то мужского, то женского пола.
ТОМАС ХАНТ МОРГАН Американский биолог, один из осново-положников генетики. Родился 25 сентя-бря 1866г. в Лексингтоне. Лауреат Нобе-левской премии по физиологии и медици-не 1933 года «за открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности». Томас Морган и его ученики обосновали хромосомную теорию наследственности; установленные закономерности располо-жения генов в хромосомах способствова-ли выяснению цитологических механиз-мов законов Грегора Менделя и разработ-ке генетических основ теории естествен-ного отбора.
Кариотип – общее число, размер и форма хромосом.
КЛАССИФИКАЦИЯ ХРОМОСОМ ОРГАНИЗМА Хромосомы Аутосомы Половые хромосомы
ПОЛОВЫЕ ХРОМОСОМЫ
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ХРОМОСОМНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛА. Человек ♀ 44А+ХХ ♂ 44А+ХУ Х Х Х Y Гомогаметен Гетерогаметен Кузнечик ♀ 22А+ХХ ♂ 22А+Х0 Х Х Х 0 Гомогометен гетерогаметен ( 50% не имеют Х-хромосомы) Шелкопряд ♀ 554А+Х Y ♂ 54А+ХХ Х Y Х Х Гетерогаметен Гомогаметен Моль ♀ 60А+Х0 ♂ 60А+ХХ Х 0 Х Х Гетерогаметен Гомагаметен (50 % не имеют Х-хромасомыЪ
Механизм определения пола у человека ♀ 44 А+ХХ ♂ 44 А+ХУ × Р G 22 А+Х 22 А+Х 22 А+У 22 А+Х F1 44 А+ХХ 44 А+ХХ 44 А+ХУ 44 А+ХУ ? ? гомогаметность гетерогаметность
ПОЛ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В МОМЕНТ ЕГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ
Если в зиготу попадают две X -хромосомы, то получается девочка Мальчик получится, если от мамы придет X -хромосома, а от папы – Y -хромосома ХХ XY
На первых месяцах развития зародыши бисексуальны. На седьмой неделе развития, если в генотипе имеется У-хромосома , то начинают вырабатываться мужские гормоны и организм развивается по мужскому пути . Зачаточные женские органы при этом исчезают. 6 недель 8 недель
Почему некоторые болезни женщины передают своим сыновьям, а дочери этими болезнями не страдают. Почему у животных определенные фенотипические признаки также зависят от пола?
ГЕНЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ПОЛОВЫХ ХРОМОСОМАХ, НАЗЫВАЮТ СЦЕПЛЕННЫМИ С ПОЛОМ.
Передача генов, локализованных в половых хромосомах, и наследование признаков, контролируемых этими генами называется наследование сцепленное с полом Х Х Х У
НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКА ПОЛА У ПТИЦ Р ZZ ZW × Z Z Z W G ZZ ZW ZZ ZW F 1 Гомогаметный пол Гетерогаметный пол
В Х –ХРОМОСОМЕ ИМЕЕТСЯ УЧАСТОК, ДЛЯ КОТОРОГО В Y – ХРОМОСОМЕ НЕТ ГОМОЛОГА. Эти части гомологичны и не несут генов, определяющих пол. ---------------------------------------------------------- Эти части не гомологичны и несут гены, связанные с определением пола и гены, которые передают ХХ признаки, сцепленные с полом.
ГЕМОФИЛИЯ – СЦЕПЛЕННЫЙ С ПОЛОМ РЕЦЕССИВНЫЙ ПРИЗНАК, ПРИ КОТОРОМ НАРУШАЕТСЯ ОБРАЗОВАНИЕ ФАКТОРА VIII ,УСКОРЯЮЩЕГО СВЁРТЫВАНИЕ КРОВИ. ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ХОРОШО ДОКУМЕНТИРОВАННЫХ ПРИМЕРОВ НАСЛЕДОВАНИЯ ГЕМОФИЛИИ МЫ НАХОДИМ В РОДОСЛОВНОЙ ПОТОМКОВ АНГЛИЙСКОЙ КОРОЛЕВЫ ВИКТОРИИ, ЕДИНСТВЕННЫЙ СЫН НИКОЛАЯ ВТОРОГО ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ БЫЛ БОЛЕН ГЕМОФИЛИЕЙ ТАК КАК ЕГО МАТЬ АЛЕКСАНДРА БЫЛА ВНУЧКОЙ КОРОЛЕВЫ ВИКТОРИИ. ..
Генотип Фенотип X H X H Здоровая женщина X H X h Здоровая женщина (носитель) X H Y Здоровый мужчина X h Y Мужчина – гемофилик X h X h Ген гемофилии в гомозиготном состоянии- летален. ВАРИАНТЫ НАСЛЕДОВАНИЯ ГЕНА ГЕМОФИЛИИ
НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНА ГЕМОФИЛИИ, СЦЕПЛЕННОГО С Х - ХРОМОСОМОЙ Дано: H – нормальная свертываемость крови h – гемофилия F 1 - ? P X H X ? × X H Y ( здоровая (здоровый женщина) мужчина) X H X H X ? Y G Задача 1: у мужа и жены нормальная свертываемость крови, а сын – гемофилик. Определите генотипы родителей, их сына и вероятность рождения больных детей
НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНА ГЕМОФИЛИИ, СЦЕПЛЕННОГО С Х - ХРОМОСОМОЙ Дано: H – нормальная свертываемость крови h – гемофилия F 1 - ? P X H X ? × X H Y ( здоровая (здоровый женщина) мужчина) X H X H X ? Y G здоровая девочка F 1 Задача 1: у мужа и жены нормальная свертываемость крови, а сын – гемофилик. Определите генотипы родителей, их сына и вероятность рождения больных детей
НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНА ГЕМОФИЛИИ, СЦЕПЛЕННОГО С Х - ХРОМОСОМОЙ Дано: H – нормальная свертываемость крови h – гемофилия F 1 - ? P X H X ? × X H Y ( здоровая (здоровый женщина) мужчина) X H X H X ? Y G здоровая девочка X H X H здоровый мальчик X Y F 1 Задача 1: у мужа и жены нормальная свертываемость крови, а сын – гемофилик. Определите генотипы родителей, их сына и вероятность рождения больных детей
НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНА ГЕМОФИЛИИ, СЦЕПЛЕННОГО С Х - ХРОМОСОМОЙ Дано: H – нормальная свертываемость крови h – гемофилия F 1 - ? P X H X ? × X H Y ( здоровая (здоровый женщина) мужчина) X H X H X ? Y G здоровая девочка X H X H здоровый мальчик X H Y здоровая девочка (?) X H X ? F 1 Задача 1: у мужа и жены нормальная свертываемость крови, а сын – гемофилик. Определите генотипы родителей, их сына и вероятность рождения больных детей
НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНА ГЕМОФИЛИИ, СЦЕПЛЕННОГО С Х - ХРОМОСОМОЙ Дано: H – нормальная свертываемость крови h – гемофилия F 1 - ? P X H X ? × X H Y ( здоровая (здоровый женщина) мужчина) X H X H X ? Y G здоровая девочка X H X H здоровый мальчик X H Y здоровая девочка (?) X H X ? мальчик – гемофилик F 1 Задача 1: у мужа и жены нормальная свертываемость крови, а сын – гемофилик. Определите генотипы родителей, их сына и вероятность рождения больных детей
НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНА ГЕМОФИЛИИ, СЦЕПЛЕННОГО С Х - ХРОМОСОМОЙ Дано: H – нормальная свертываемость крови h – гемофилия F 1 - ? P X H X ? × X H Y ( здоровая (здоровый женщина) мужчина) X H X H X ? Y G здоровая девочка X H X H здоровый мальчик X H Y здоровая девочка (?) X H X ? мальчик – гемофилик F 1 Задача 1: у мужа и жены нормальная свертываемость крови, а сын – гемофилик. Определите генотипы родителей, их сына и вероятность рождения больных детей X ? Y
НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНА ГЕМОФИЛИИ, СЦЕПЛЕННОГО С Х - ХРОМОСОМОЙ Дано: H – нормальная свертываемость крови h – гемофилия F 1 - ? P X H X ? × X H Y ( здоровая (здоровый женщина) мужчина) X H X H X ? Y G здоровая девочка X H X H здоровый мальчик X H Y здоровая девочка (?) X H X ? мальчик – гемофилик F 1 Задача 1: у мужа и жены нормальная свертываемость крови, а сын – гемофилик. Определите генотипы родителей, их сына и вероятность рождения больных детей X h Y
НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНА ГЕМОФИЛИИ, СЦЕПЛЕННОГО С Х - ХРОМОСОМОЙ Дано: H – нормальная свертываемость крови h – гемофилия F 1 - ? P X H X h × X H Y ( гетерозиготная (здоровый носительница) мужчина) X H X H X h Y G здоровая девочка X H X H здоровый мальчик X H Y девочка – носительница X H X h мальчик – гемофилик F 1 Задача 1: у мужа и жены нормальная свертываемость крови, а сын – гемофилик. Определите генотипы родителей, их сына и вероятность рождения больных детей X h Y
НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНА ГЕМОФИЛИИ, СЦЕПЛЕННОГО С Х - ХРОМОСОМОЙ Дано: H – нормальная свертываемость крови h – гемофилия F 1 - ? P X H X h × X H Y ( гетерозиготная (здоровый носительница) мужчина) X H X H X h Y G здоровая девочка X H X H здоровый мальчик X H Y девочка – носительница X H X h мальчик – гемофилик F 1 X h Y Вывод. 1. Генотипы родителей: мать - X H X h , отец – X H Y 2. Генотип сына - X h Y 3. Вероятность рождения больных детей у этой пары родителей – 25%
РЕШЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Задача №2 Ген, вызывающий дальтонизм (неспособность различать красный и зеленый цвет), сцеплен с Х-хромосомой. У мужа и жены нормальное зрение, а сын – дальтоник. Каковы генотипы родителей? Дано: D – норма d- дальтонизм P P - ? X d X D X ? × G Y X D X ? X D F 1 X D Y Y ? X d X D X d Вывод: жена являлась гетерозиготной носительницей гена дальтонизма
РЕШЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Задача №3 У кур известен сцепленный с полом рецессивный ген с летальным эффектом. Каково будет соотношение полов в потомстве гетерозиготного по этому гену петуха и нормальной курицы? Дано: А – норма а – болезнь F 1 - ? P Z A Z a × Z A W G Z A Z a Z A W F 1 Z A Z A Z A Z a Z A W Z a W ? Вывод: На двух петушков будет рождаться одна курочка
ВВы подумайте немножко Кто я- Кот?! А может кошка? Решим задачу.
Х В Х В- черная кошка Х в Х в – рыжая кошка Х В У- черный кот Х в У- рыжий кот ? Х Х – черепаховая кошка ?
Р Х В Х В Х в У Черная кошка Х Рыжий кот Гаметы Х В Х В Х в У F 1 Х В Х в Х В У Черепаховая кошка Черный Кот
Рефлексия: Законы Г. Менделя имеют ограничения Гены, находящиеся в одной хромосоме наследуются совместно, т.е. сцеплено Явление нарушения сцепленного наследования называется кроссинговером Принадлежность к полу определяется парой половых хромосом Гены, находящиеся в половой паре хромосом наследуются сцеплено с полом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. 10 класс
Данный урок является текущим в разделе «Основы генетики и селекции» в 10 классе (учебник В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Дрофа. 2006г). Изучаемый материал опирается на знания учащихс...
Методическая разработка урока на тему "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" в 9классе
Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе....
урок по биологии"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"
Данная презентация является ЭОР при объяснении темы""Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" для лучшего усвоения темы....
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Цель: сформировать у учащихся представление о генетике пола, наследовании признаков, сцепленных с полом.Задачи:1. Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметн...
Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.
Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения....
Презентация к уроку биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.
Презентация к уроку биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения....
Разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"
План урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"...