Разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"
план-конспект урока по биологии (10 класс)
План урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genetika_pola.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Генетика пола. Определение пола.
Наследование признаков, сцепленных с полом
Цели урока:
Образовательная: рассмотреть хромосомный механизм определения пола организма, об особенностях половых хромосом, аутосом; сущность наследования признаков, сцепленных с полом; продолжить формирование умений решать генетические задачи.
Развивающая: продолжить формирование умений и навыков использования генетической терминологии и символики; решать генетические задачи.
Воспитательная: воспитание биологического мышления, внимания; воспитание мировоззрения о необходимости знаний о генетическом здоровье человека для будущего планирования семьи.
Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие наследование признаков, сцепленных с полом.
Ход урока
- Проверка домашнего задания.
Биологический диктант по теме «Хромосомная теория наследственности»
- Группа сцепления – гены, локализованные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются вместе;
- Сцепленное наследование- явление совместного наследования генов, локализованных в одной хромосоме, называетсясцепленным наследованием;
- Основные положения хромосомной теории наследственности.
II.Актуализация знаний.
Беседа по вопросам:
Что такое пол? Какие существуют типы определения пола?
Пол – совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих воспроизводство.
Типы определения пола
прогамный эпигамный сингамный
-до – после – в момент
оплодотворения оплодотворения оплодотворения
пол может меняться зависит от условий генотипически
в течение жизни среды хромосомным набором
Пол организма, как и любой признак, развивается, с одной стороны, под влиянием генотипа, с другой – факторов внешней среды. Для различных организмов влияние генотипа и факторов внешней среды на определение пола различно, то есть у одних организмов – человек, большинство млекопитающих – определяющим является генотип, у других – рыбы, некоторые черви – фактор внешней среды.
Например: У некоторых животных определение пола зависит от внешних условий. Например, у морского червя бонелии, особи, которые в личиночной стадии остаются свободно плавающими, становятся самками, а личинки, прикрепившиеся к телу взрослой самки, превращаются в самцов в результате мускулинизирующего действия гормона, выделяемого самкой.
II.Изучение нового материала
1. Зависимость пола организма от набора половых хромосом, который формируется в момент оплодотворения. Гомо - и гетерогаметный пол. Определение пола у человека. (объяснение учителя)
Самые заметные различия между особями одного вида – это различия по половому признаку. В соматических клетках самца и самки все пары хромосом, кроме одной, похожи и несут одинаковые типы генов. Одинаковые хромосомы у самца и самки называют аутосомами, а отличающуюся пару – половыми хромосомами. Половые хромосомы определяют пол особей.
Хромосомы
Аутосомы гетерохромосомы
одинаковые у мужских и женских половые хромосомы
организмсов
Например:
1.У человека: 23 пары хромосом=22А+ XX, 22 А+XY;
2. У дрозофилы: 6А+XX, 6А+XY.
3. У птиц, рыб, бабочек гомогаметный пол самца – XX, а гетерогаметный пол самки – XY.
4. Хромосомный набор клопа протенора, кузнечика, пауков, жуков: XX, XO
5. Хромосомный набор тли: XO XX.
6. Гапло-диплоидный тип пчел, муравьев у этих организмов нет половых хромосом: 2n -самка, n – самец,
Пол с одинаковыми половыми хромосомами (ХХ), образующий один тип гамет называют гомогаметный.
Пол с разными хромосомами, образующий два типа гамет называют гетерогаметный.
2.Наследование пола.
- Что называют кариотипом?
Общее число, размер и форму хромосом, характерных для того или иного вида организмов, называют кариотипом.
Пол организма определяется в момент зачатия, вероятность рождения самца или самки равна 1:1. Пол потомков может быть определен при помощи решетки Пеннета:
♀ ♂ | Х | Y |
X | XX девочка | XY мальчик |
X | XX девочка | XY мальчик |
(нарисовать схему на интерактивной доске).
3. Наследование дальтонизма, гемофилии, других болезней и признаков – доказательство зависимости формирования некоторых признаков от пола.
Половые хромосомы не только отвечают за определение пола нового организма, но содержат также гены, контролирующие развитие определенных признаков. Наследование признаков, гены которых расположены в половых хромосомах называют наследованием, сцепленным с полом.
Признаки, наследуемые через Х-хромосому, могут проявляться как у особей женского пола, так и у особей мужского пола. Признаки, наследуемые через Y – хромосому, будут проявляться только у особей мужского пола (для большинства организмов).
Основную часть признаков, сосредоточенных в половой паре хромосом, организм наследует по Х-хромосоме.
У человека некоторые заболевания также наследуются сцеплено с полом, например дальтонизм, гемофилия, мышечная дистрофия Дюшена, атрофия зрительного нерва.
Рассмотрим наследование дальтонизма.
- Что такое дальтонизм? История открытия дальтонизма?
Нормальное цветовосприятие обусловлено доминантным геном (D), локализованным в Х – хромосоме, а ген дальтонизма (d) рецессивный. Наследуется по линии матери и проявляется у сыновей.
- Что такое гемофилия?
Рассмотрим влияние гена, находящегося в Х- хромосоме, на его проявление на примере гемофилии (несвертываемости крови).
Здоровая женщина, в роду у которой были гемофилики, вышла замуж за здорового мужчину, какие дети родятся в этом браке?
Несмотря на то что гемофилия встречается редко, о ее существовании известно каждому. И это неудивительно: она во многом предопределила ход российской истории. Ею страдал наследник царя Николая II Цесаревич Алексей.
Наследование гемофилии
H – ген нормальной свертываемости крови
h – ген гемофилии
Примеры (на доске)
Результаты данного скрещивания представлены на Рисунке 3.
Рис. 3. Результаты скрещивания (Источник)
XHXh – генотип матери; ХНY – генотип отца.
Гаметы, образующиеся в женском организме, – XH и Xh, гаметы, образующиеся в мужском организме, – ХН и Y.
В F1 мы можем видеть следующие генотипы: здоровая женщина, здоровый мужчина, носитель-женщина и гемофилик-мужчина.
Сама женщина здорова, но она гетерозиготна по гену, вызывающему гемофилию, это типичный случай наследования рецессивного признака, сцепленного полом. По такому же принципу наследуется и цветовосприятие человека. Доминантный ген отвечает за нормальное восприятие цвета, а рецессивный ген, который расположен в Х-хромосоме, отвечает за измененное цветовосприятие, называемое дальтонизм, – заболевание, при котором человек не различает красный и зеленый цвета.
Женщины, являясь носителями гена гемофилии и дальтонизма, сами практически не страдают этими заболеваниями, а мужчины страдают этими заболеваниями гораздо чаще
- Закрепление
Работа с интерактивной доской.
- Задание на соответствие
- Решите задачи
- Мать имеет нормальное цветовое зрение (гомозигота), отец дальтоник, не различает цвета нормально( ген цветовой слепоты рецессивен и сцеплен с X – хромосомой – Хd).какой процент детей в этой семье могут иметь цветовую слепоту? Ответ запишите в виде числа.
Ответ: 0 %
- У мужа и жены нормальное зрение, их отцы- дальтоники. Какова вероятность появления у них сына дальтоника? Ген дальтонизма рецессивен и локализован в Х-хромосоме.
Ответ: вероятность появления сына дальтоника составляет 25% от всех детей, 50% от сыновей.
- Гемофилия – рецессивный признак, сцепленный с полом. Могут ли нормальные мужчина и женщина иметь ребенка - гемофилика?
Ответ: могут, если генотип женщины ХHXh; в этом случае она является носительницей гена гемофилии.
- Рефлексия
Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — было интересно и понятно, желтый — встретились трудности, красный — было трудно, много ошибок. Каждый ученик наряжает свою елку игрушками.
Вывод: Мы обсудили определение пола на генетическом уровне и как наследуются признаки, содержащиеся в половых хромосомах, выяснили, что признаки, сцепленные с полом, наследуются независимо от признаков, определяющих пол.
- Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий материал в учебнике
Решите задачи
- Мать имеет нормальное цветовое зрение (гомозигота), отец дальтоник, не различает цвета нормально ( ген цветовой слепоты рецессивен и сцеплен с X – хромосомой – Хd).какой процент детей в этой семье могут иметь цветовую слепоту? Ответ запишите в виде числа.
- У мужа и жены нормальное зрение, их отцы- дальтоники. Какова вероятность появления у них сына дальтоника? Ген дальтонизма рецессивен и локализован в Х-хромосоме.
- Гемофилия – рецессивный признак, сцепленный с полом. Могут ли нормальные мужчина и женщина иметь ребенка - гемофилика?
Решите задачи
- Мать имеет нормальное цветовое зрение (гомозигота), отец дальтоник, не различает цвета нормально ( ген цветовой слепоты рецессивен и сцеплен с X – хромосомой – Хd).какой процент детей в этой семье могут иметь цветовую слепоту? Ответ запишите в виде числа.
- У мужа и жены нормальное зрение, их отцы- дальтоники. Какова вероятность появления у них сына дальтоника? Ген дальтонизма рецессивен и локализован в Х-хромосоме.
- Гемофилия – рецессивный признак, сцепленный с полом. Могут ли нормальные мужчина и женщина иметь ребенка - гемофилика?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. 10 класс
Данный урок является текущим в разделе «Основы генетики и селекции» в 10 классе (учебник В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Дрофа. 2006г). Изучаемый материал опирается на знания учащихс...
Методическая разработка урока на тему "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" в 9классе
Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе....
урок по биологии"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"
Данная презентация является ЭОР при объяснении темы""Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" для лучшего усвоения темы....
урок биологии в 10 классе по теме "Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"
Урок проводится с использованием слайдовой презентации, которая используется в течение всего урока в качестве дополнительной информации и наглядности.Цель урока: Создать условия для ...
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Цель: сформировать у учащихся представление о генетике пола, наследовании признаков, сцепленных с полом.Задачи:1. Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметн...
Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.
Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения....
Презентация к уроку биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.
Презентация к уроку биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения....