Прорастание семян. Урок биологии для 6 класса
план-конспект урока по биологии (6 класс)
На уроке ребята узнают, какие условия необходимы для прорастания семян. Класс делится на несколько групп. Каждая группа выполняет определенные задания, в итоге класс вместе определяют при каких условиях возможно прорастание семян.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2016.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Меня зовут Галина Федоровна! Я протягиваю вам свои ладони и приглашаю к совместной работе, если вы согласны к совместной работе со мной, то протяните свои ладони. Спасибо большое.
Ребята, послушайте музыку и скажите, о чем вы подумали, какие картины предстали перед вами, образы. Моцарт музыка.
А теперь посмотрите на экран, о чем я подумала. Видеоролик. (Прорастание семени)
Вопрос: С чего начинается жизнь цветковых растений?
Ответ: С семени.
Вопрос: Зачем еще растениям семена?
Ответ: С помощью семян растения размножаются и расселяются.
Вопрос: На предыдущих уроках вы уже изучили строение семян. Давайте вспомним, из чего состоит семя? Перед вами лежат карточки семян растений. Запишите свою фамилию. Ваша задача обозначить все части семени. Время 3 мин. (Индивидуальная работа)
Интерактивная доска рисунок семени фасоли и пшеницы (Желающие 2 участника показывают все части семени).
Вопрос: В каком состоянии находятся семена на рисунке?
Ответ: Семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают медленно.
Вопрос: Давайте подумаем, что надо сделать, чтоб вывести семена из состояния покоя к росту и развитию.
Ответ: Семена должны прорасти.
Какая будет тема нашего урока? Прорастание семян.
Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке? Как прорастают семена, что надо для этого…
Вопрос: А какие семена смогут прорасти и дать начало новому растению?
Ответ: Способны только семена с живым зародышем.
Вопрос: Как же происходит прорастание семян? Из каких этапов состоит этот процесс? Внимание на экран
Перед вами лежат конвертики. Ваша задача по этапам распределить процессы прорастания семени, которые вы наблюдали, просмотрев фильм. Время 1 мин. Работа парами.
Поработаем у доски? (интерактивная доска)
Этапы прорастания семян:
1 этап – Поглощение воды
2 этап – Набухание семян
3 этап – Увеличение размеров. Деление клеток
4 этап – Появление корешка.
5 этап – Появление зародышевого побега.
Вопрос: А все ли семена одинаково прорастают?
Ответ: У одних семядоли выносятся на поверхность почвы, а у других – семядоли остаются в почве.
Проблема: А как получить здоровый, полноценный и крепкий проросток? Ответ на этот вопрос мы попробуем найти в течение сегодняшнего урока.
Сегодня я получила на свою электронную почту письмо от моей подруги Маши, которая недавно купила себе дачный участок.
Письмо на экране «Добрый день! Уважаемая Гульчачак Фандусовна. Скоро весна и на своем дачном участке хотела посадить культурные растения, овощи. Помогите, пожалуйста, что мне делать и с чего начать работу?»
Ребята, перед вами лежат памятки для начинающих садоводов. На сегодняшнем уроке мы попробуем оформить ее и поможем не только Маше, но другим начинающим садоводам.
Вопрос: Какие же условия необходимы для того, чтобы семя проросло? Выдвижение гипотез
Ответ: Тепло, вода воздух, свет, почва.
Наша гипотеза - что для прорастания семени необходимы: вода и воздух, тепло, свет.
И все это постараемся доказать. У каждой группы на столах лежат инструкции по проведению определенных исследований. Чтоб ответить на вопрос вам необходимо познакомиться и сделайте свои выводы.
Группа №1. Доказывает необходимость воды и воздуха для прорастания семян.
Инструкция: в первый стакан поместили сухие семена тыквы, во втором – семена чуть залили водой так, чтобы семена не погрузились в воду, в третьем – семена залили водой, наполнив стакан до половины. Спустя несколько дней, что мы наблюдаем?
Ответ: в первом стакане семена остались без изменений, во втором – у семян появились корешки, в третьем – семена погибли или загнили.
Вопрос: Какой вывод можно сделать из этого эксперимента.
Ответ: что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха. Вода необходима для растворения запасных питательных веществ, содержащихся в семени (в эндосперме или семядолях) для первоначального роста зародыша.
Вопрос: Как поступает вода и воздух в семя? Найти ответ на этот вопрос поможет интернет ресурс. Откройте ноутбуки и ищем ответ на этот вопрос. Время 3 мин
Ответ: Через микропиле семени.
Дети находят микропиле на предложенных семенах с помощью лупы. Показ микропиле через Документкамеру. Кто сможет показать на рисунке?
Вывод: Через маленькое отверстие семявход (микропиле) семя дышит, также через него внутрь семени поступает вода, после чего семя набухает и прорастает.
Вопрос: Семенам всем растений нужно одинаковое количество воды? Чтоб ответить на этот вопрос обратите внимание опорную схему.
Ответ: Семенам разных растений необходимо разное количество воды. Например, семенам просо нужно мало воды, а семенам гороха и клевера большое количество.
Записываем в наших памятках.
Группа №2. Доказывает необходимость тепла для прорастания семян.
Инструкция: Эксперимент с теплолюбивым растением – тыквой. Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую – в прохладное, при температуре +5 градусов. Спустя несколько дней что наблюдаем?
Ответ: в тепле семена быстро дали корешки, затем стебельки, а семена, находившиеся в прохладном месте, лишь слабо «проклюнулись»
Вопрос: Какой вывод можно сделать из этого эксперимента.
Ответ: Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия.
Вопрос: Всем ли семенам нужны одинаковые температурные условия для прорастания?
Чтоб ответить на этот вопрос обратите внимание на опорную схему.
Ответ: Семена некоторых растений могут прорастать уже при +1, семена большинства растений прорастают только при +10-15 и выше.
Группа №3. Доказывает влияние света на прорастание семян.
Инструкция: Для эксперимента были взяты одинаковые семена и созданы одинаковые условия. Один экземпляр был помещен в темный шкаф, второй оставлен на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью как на свету, так и в темноте.
Вопрос: Какой вывод можно сделать из этого эксперимента.
Ответ: Всхожесть семян не зависит от присутствия света, особенно это относится к семенам с темной кожурой, (семена подсолнечника), т. к. она не пропускает свет.
Записываем на наших памятках.
Группа №4. Доказывает влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян.
Вопрос: Откуда зародыш изначально берет питание?
Ответ: Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша.
Инструкция: В первую чашку Петри поместили семена тыквы полноценные, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле.
Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли.
Затем, в первый стакан посадили проросток, полученный из полноценного семени, во второй – проросток из семени с удаленной семядолей.
Вопрос: Какой вывод можно сделать из этого эксперимента.
Ответ: Размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток.
Вопрос: Значит, какие семена лучше выбирать для посадки?
Ответ: Крупные.
Записываем на наших памятках.
ФИЗМИНУТКА. Дети делают круг вместе с учителем, выполняют движения: вскапываем почву, поливаем лейкой, сажаем семена…. Семя сидит в почве, семя прорастает, тянется к свету, тянется… появляются первые листочки.
Вопрос: Ребята, мы с вами только что «условно» посадили семена. На какую же глубину необходимо заделывать семена в почву? И в какие сроки необходимо высевать семена? От чего это зависит? Работаем с текстом учебника стр.112.
Ответ: Сроки посева семян зависит:
А. семена холодостойких растений (пшеница, овес, ячмень, горох) прорастают при низкой температуре и обилии влаги. Их высевают ранней весной.
Б. семена теплолюбивых растений (кукуруза, фасоль, огурец, тыква, дыня) следует высевать, когда почва достаточно прогреется.
Вопрос: Ребята объясните значение поговорки «Весенний день, год кормит»
Глубина заделки зависит от:
1. размера семени:
А. мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко на глубину 1-2 см, это семена таких растений, как лук, репа.
Б.средние семена заделывают в почву на глубину 2-4 см, это семена таких растений, как редис, огурцы
В. крупные семена заделывают в почву на глубину 4-5 см, это семена фасоли, гороха.
2. от почвы:
А. в песчаную почву семена рекомендуется сеять глубоко, т.к. воздух проникает на большую глубину и влага сохраняется в глубоких слоях.
Б. на глинистых почвах не рекомендуется сеять семена слишком глубоко, т.к. она более плотная и тяжелая, в ней мало воздуха и влаги содержится в верхних слоях.
Выводы запишите на наших памятках.
А теперь ребята, чтоб не забыть эти правила посадим с вами семена в наши условные «грядки» и через несколько дней посмотрим, все ли вы правильно сделали (Каждый сажает семена в контейнеры с почвой)
Вопрос: Перед вами пакетики с сменами. Какие семена вы можете посадить? Что проверяем перед посадкой?
Ответ: Надо посмотреть срок годности.
Вопрос: Чтобы семена остались живыми к моменту посадки, какие условия необходимо соблюдать при хранении семян?
Ответ: Семена хорошо просушить, хранить в хорошо проветриваемых помещениях, соблюдать температурный режим, защищать от вредителей и болезней.
Ребята, как вы думаете, заполнив памятку, мы помогли нашей Маше решить ее проблему?
Ответ: Да.
В конце памятки есть пожелания садоводам. Запишите свои предложения и одну памятку мы оправим ей по почте.
Вопрос: А какие из предложенных семян мы можем посадить в нашем регионе?
Ответ:
Ребята на сегодняшнем уроке мы достигли цели?
Вопрос: Ребята, ежегодно в России, каждый год посвящается какой-то проблематике или сфере, к примеру, 2015год объявлен годом литературы, а 2016 год объявлен и посвящен российской кино, и не стал исключением этом 2017 год. Может кто знает?
Согласно Указу президента 2017 год объявлен годом экологии. Почему?
Изучив сегодняшнюю тему 1) какую помощь мы может оказать для природы и для нашей планеты? 2) где могут пригодиться знания, полученные на этом уроке в жизни?
Если останется время Какие опыты больше всего вам запомнились, произвели впечатление? Какие эксперименты вам захотелось повторить?
Какое настроение от сегодняшнего занятия? Перед вами лежат листочки разных цветов , выберите цвета листьев по вашему настроение и напишите Что вы узнали нового и важного для себя?
Ребята, мы с вами сегодня очень плодотворно поработали, активно отвечали. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"
Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...
Лабораторная работа "Строение семян" по биологии 6 класс
В работе дан план - конспект лабораторной работы по биологии для учащихся 6 класса по теме "Строение семян" с ответами для учителя....
Урок биологии. 6 класс. Распространение плодов и семян.
Урок биологии. 6 класс. Распространение плодов и семян. Учебник: В.В.Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. ...
Презентация к уроку биологии 6 класс. Распростанение плодов и семян.
Презентация к уроку биологии 6 класс. Распростанение плодов и семян....
Урок биологии 6 класс ФГОС Особенности строения семян однодольных растений ( В.В.Пасечник)
Урок биологии 6 класс (программа В.В.Пасечник, линия "Вертикаль"...
Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"
Презентация к уроку "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...