ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА «Класс Пресмыкающиеся или Рептилии»
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Цель урока: Познакомить учащихся с общей характеристикой класса Пресмыкающихся.

Тип урока: комбинированный.

 

Формы работы учащихся: Фронтальная беседа, исследовательская деятельность, работа с таблицами, работа с учебником.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_klass_presmykayushchiesya_konspekt_uroka_binom.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

«Класс  Пресмыкающиеся или  Рептилии»

  1. Архипова Татьяна Михайловна
  2. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №29» г. Тамбов
  3. Учитель биологии, категория высшая
  4. Биология
  5. 7 класс
  6. Тип Хордовые.
  7. Учебник:Беркинблит М.С., ГлаголевС.М., Чуб В.В.,  Биология

Тема урока: Класс  Пресмыкающиеся или  Рептилии

Цель урока: Познакомить учащихся с общей характеристикой класса Пресмыкающихся.

Задачи урока:

Обучающие: 

  • Раскрыть особенности внешнего строения, связанные с наземным образом жизни;
  • показать черты усложнения в их организации по сравнению с земноводными. 

Развивающие:

  •  развивать коммуникативную и исследовательскую  компетентности учащихся;
  • развивать общеучебные навыки; умения работать с учебником,
  • развивать умения выделять главное и второстепенное; работать с таблицей, сравнивать , делать выводы,
  • развивать культуру речи, логическое мышление.

Воспитательные:        

  • воспитывать умение слушать;
  • воспитывать культуру умственного труда..

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: Фронтальная беседа, исследовательская деятельность, работа с таблицами, работа с учебником.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, таблицы.

 Оборудование: таблицы «Систематика Пресмыкающихся», «Многообразие Пресмыкающихся», Презентация  к уроку «Класс пресмыкающиеся»;

Влажный препарат змеи. Скелет змеи. ЦОР теоретический модуль, тестовый номер видеоролик.

Планируемые результаты: Обучающиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности рептилий как наземных позвоночных

Структура и ход урока:

1.Организационный момент:

определение целей и задач урока.

2. Проверка знаний

Самостоятельная работа

1вариант

Закончи предложения:

  1. Широкая голова лягушки плавно переходит в …..  .
  2. Передняя конечность состоит из трёх  отделов:  …..
  3. Между пальцами задней конечности лягушки натянуты…..
  4. Малый круг кровообращения начинается в …
  5. К лёгким течёт кровь- ….
  6. Толстая кишка открывается в особое расширение - ….
  7. Сердце трёхкамерное, состоит из…..
  8. Выделительная система земноводных представлена: ….
  9. У лягушки оплодотворение ….
  10. Современных  земноводных делят на три отряда:

2 вариант

Закончи предложения:

  1. В позвоночнике земноводных различают следующие отделы:……
  2. Взрослые земноводные дышат …. и…. .
  3. Отделы задней конечности лягушки: …..
  4. Кожа земноводных покрыта  ,,,,
  5. Глаза снабжены защищающими от повреждения органами - ….
  6. Скелет лягушки состоит из следующих отделов:…..
  7. У земноводных присутствуют крупные пищеварительные железы-…. ….
  8. Большой круг кровообращения лягушки заканчивается в …..
  9. В сердце амфибий ….. камеры.
  10. Вышедший из икринки головастик дышит……..

Сегодня на уроке мы знакомимся с новым классом позвоночных животных Классом Пресмыкающихся – это истинно наземные животные.

3.Актуализация знаний:

Почему класс Пресмыкающиеся получил такое название?

Почему их называют «детьми солнца»?

Почему в тропиках больше ночных пресмыкающихся?

Почему ящерицы, обитающие в пустыне, в жаркое время забираются на верхушки кустарников?

Какая самая главная проблема для животных, живущих на суше? (высыхание)

4.Изучение нового материала:

Наша задача:

Выяснить каким образом животные суши – класса пресмыкающихся приспособились к жизни в своей среде обитания.

В настоящее время на Земле насчитывается около 6500 видов рептилий, т.е. почти втрое больше. Чем современных земноводных. Ныне живущих пресмыкающихся делят на 4 отряда: Чешуйчатые(более5500), Черепахи(около 210), Крокодилы (около 25)и Клювоголовые(ящерица Гаттерия).

 (ЦОР информационный  модуль « Многообразие пресмыкающихся»)

Общая характеристика пресмыкающихся.

1. Внешнее строение пресмыкающихся.  ( учебник стр. 135-136) 

А) отделы тела: голова, шея, туловище, конечности, хвост.

 В) органы головы: глаза, имеющие третье веко, ноздри, терморецепторы.

Б) покров тела: сухая кожа с роговыми чешуйками. Происходит линька.( у взрослых  змей 3-4 раза в год)

- Что такое линька?

(Демонстрация влажного препарата змеи, живой черепахи)

2. Внутренне строение пресмыкающихся 

Работа с учебником и таблицей (стр.136-140).

1.Скелет пресмыкающихся ( учебник стр. 136-137) 

Усложнение скелета пресмыкающихся: отделы скелета, особенности каждого из них, строение шейного позвонка, обеспечивающего подвижность головы. Особенности расположения конечностей по бокам тела, влияющие на своеобразное передвижение ящерицы.

6. Проверка заполнения таблицы (презентация)

  1. Пищеварительная система ящерицы:

отграничение ротовой полости от глотки, подвижность языка, наличие зубов, приросших к челюстям, их функции.

(Просмотр видеофрагмента о ядовитых зубах гадюки).

  1. Дыхательная система ящерицы: ( учебник стр.137-138) 

гортань, трахея, бронхи, ячеистые легкие, механизм дыхания, связанный с жизнью на суше(при помощи грудной клетки.).Кожа в дыхании практически не участвует, т.к. покрыта плотными роговыми чешуйками.

Частота дыхания зависит от температуры окружающей среды.

У ящериц при 15 градусах-26 дых движ. в мин.

                  при 25              - 31

                  при 35              -37

  1. кровеносная система: ( учебник стр.138-139) 

- трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке, два круга кровообращения большой и малый.

-Животные холоднокровные, т.к. кровь смешанная и количества кислорода, поставляемого ею в организм недостаточно для окисления веществ и поддержания высокой температуры  тела.

-Оптимальная температура для жизни пресмыкающихся от 20 до 40 градусов цельсия, отклонкения в любую сторону приводят к угнетению их жизнедеятельности. В зимнее время животные впадают в спячку (приспособление для перенесения неблагоприятных условий.).

  1. Выделительная система и половая система ( учебник стр.139) 

Почки- главные органы выделения пресмыкающихся. Это биологические фильтры крови, удаляющие из организма продукты обмена веществ в виде жидкости. В отличие от земноводных организм экономит воду. Моча переходит из почек по мочеточникам в мочевой пузырь, а от туда в клоаку – расширение прямой кишки

  1. Размножение пресмыкающихся. ( учебник стр.139) 

-Какие приспособления к размножению на суше  выработались  у пресмыкающихся в процессе эволюции?(оплодотворение внутреннее; большой запас питательных веществ; Плотная кожистая или известковая скорлупа; Яйцеживорождение- в северных областях)

Т.о. мы убедились, что у пресмыкающихся – сложный организм состоящий из взаимно связанных друг с другом органов.

Что координирует работу всех органов?

  1. Нервная система и органы чувств ящерицы  ( учебник стр.136) 

Змеи имеют специальный орган между глаз, состоящий из 7000 нервных окончаний, позволяющий уловить разницу температур в 0.002 градуса. Это помогает змее почувствовать мышь на расстоянии 40 см. Знаменитые дудочки заклинателей змеи не слышат (ведь у них нет ушей!), а чувствуют! Звук передается к среднему уху через кости.

g).регенерация

5. Закрепление знаний:

Работа с ТСПО урок № 53 №313,314, 317

   Задача:

Пресмыкающиеся характеризуются следующими признаками: сухая кожа с роговым покровом, легочное дыхание, трехкамерное сердце, непостоянная температура тела, внутреннее оплодотворение, яйца с плотной оболочкой и большим количеством желтка. Укажите, какие признаки говорят о более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными, какие – о приспособленности этих животных к наземно-воздушной среде обитания и какие признаки являются общими для земноводных и пресмыкающихся.

 (работа с учебником Краткое содержание, стр. 139-140)

2.Работа с таблицей “Черты усложнения во внутреннем строении у пресмыкающихся животных”.

(ЦОР строение ящерицы)

Упражнения по пройденному материалу

Дайте пояснение терминам:

Хордовые животные

Пресмыкающиеся

Линька

Регенерация

Холоднокровность

6. Домашнее задание

Параграф 54. таблица, ТСПО №322,333

Сообщения о представителях отрядов пресмыкающихся + интересные факты:

  1. Змеи,
  2.  Ящерицы,
  3. Хамелеоны
  4. Черепахи

Приложение 1(найти и проработать теоретические и практические модули по теме Класс пресмыкающихся)

Информационные ресурсы:

Пепеляева О.А., Сунцова И.В.  -  Поурочные разработки по биологии,

  1. М. «ВАКО» 2006г.432 стр.-«В помощь школьному учителю»
  2. http://festival.1september.ru/articles/591401/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...