ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА «Класс Пресмыкающиеся или Рептилии»
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Цель урока: Познакомить учащихся с общей характеристикой класса Пресмыкающихся.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: Фронтальная беседа, исследовательская деятельность, работа с таблицами, работа с учебником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_klass_presmykayushchiesya_konspekt_uroka_binom.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
«Класс Пресмыкающиеся или Рептилии»
- Архипова Татьяна Михайловна
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №29» г. Тамбов
- Учитель биологии, категория высшая
- Биология
- 7 класс
- Тип Хордовые.
- Учебник:Беркинблит М.С., ГлаголевС.М., Чуб В.В., Биология
Тема урока: Класс Пресмыкающиеся или Рептилии
Цель урока: Познакомить учащихся с общей характеристикой класса Пресмыкающихся.
Задачи урока:
Обучающие:
- Раскрыть особенности внешнего строения, связанные с наземным образом жизни;
- показать черты усложнения в их организации по сравнению с земноводными.
Развивающие:
- развивать коммуникативную и исследовательскую компетентности учащихся;
- развивать общеучебные навыки; умения работать с учебником,
- развивать умения выделять главное и второстепенное; работать с таблицей, сравнивать , делать выводы,
- развивать культуру речи, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать;
- воспитывать культуру умственного труда..
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: Фронтальная беседа, исследовательская деятельность, работа с таблицами, работа с учебником.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, таблицы.
Оборудование: таблицы «Систематика Пресмыкающихся», «Многообразие Пресмыкающихся», Презентация к уроку «Класс пресмыкающиеся»;
Влажный препарат змеи. Скелет змеи. ЦОР теоретический модуль, тестовый номер видеоролик.
Планируемые результаты: Обучающиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности рептилий как наземных позвоночных
Структура и ход урока:
1.Организационный момент:
определение целей и задач урока.
2. Проверка знаний
Самостоятельная работа
1вариант
Закончи предложения:
- Широкая голова лягушки плавно переходит в ….. .
- Передняя конечность состоит из трёх отделов: …..
- Между пальцами задней конечности лягушки натянуты…..
- Малый круг кровообращения начинается в …
- К лёгким течёт кровь- ….
- Толстая кишка открывается в особое расширение - ….
- Сердце трёхкамерное, состоит из…..
- Выделительная система земноводных представлена: ….
- У лягушки оплодотворение ….
- Современных земноводных делят на три отряда:
2 вариант
Закончи предложения:
- В позвоночнике земноводных различают следующие отделы:……
- Взрослые земноводные дышат …. и…. .
- Отделы задней конечности лягушки: …..
- Кожа земноводных покрыта ,,,,
- Глаза снабжены защищающими от повреждения органами - ….
- Скелет лягушки состоит из следующих отделов:…..
- У земноводных присутствуют крупные пищеварительные железы-…. ….
- Большой круг кровообращения лягушки заканчивается в …..
- В сердце амфибий ….. камеры.
- Вышедший из икринки головастик дышит……..
Сегодня на уроке мы знакомимся с новым классом позвоночных животных Классом Пресмыкающихся – это истинно наземные животные.
3.Актуализация знаний:
Почему класс Пресмыкающиеся получил такое название?
Почему их называют «детьми солнца»?
Почему в тропиках больше ночных пресмыкающихся?
Почему ящерицы, обитающие в пустыне, в жаркое время забираются на верхушки кустарников?
Какая самая главная проблема для животных, живущих на суше? (высыхание)
4.Изучение нового материала:
Наша задача:
Выяснить каким образом животные суши – класса пресмыкающихся приспособились к жизни в своей среде обитания.
В настоящее время на Земле насчитывается около 6500 видов рептилий, т.е. почти втрое больше. Чем современных земноводных. Ныне живущих пресмыкающихся делят на 4 отряда: Чешуйчатые(более5500), Черепахи(около 210), Крокодилы (около 25)и Клювоголовые(ящерица Гаттерия).
(ЦОР информационный модуль « Многообразие пресмыкающихся»)
Общая характеристика пресмыкающихся.
1. Внешнее строение пресмыкающихся. ( учебник стр. 135-136)
А) отделы тела: голова, шея, туловище, конечности, хвост.
В) органы головы: глаза, имеющие третье веко, ноздри, терморецепторы.
Б) покров тела: сухая кожа с роговыми чешуйками. Происходит линька.( у взрослых змей 3-4 раза в год)
- Что такое линька?
(Демонстрация влажного препарата змеи, живой черепахи)
2. Внутренне строение пресмыкающихся
Работа с учебником и таблицей (стр.136-140).
1.Скелет пресмыкающихся ( учебник стр. 136-137)
Усложнение скелета пресмыкающихся: отделы скелета, особенности каждого из них, строение шейного позвонка, обеспечивающего подвижность головы. Особенности расположения конечностей по бокам тела, влияющие на своеобразное передвижение ящерицы.
6. Проверка заполнения таблицы (презентация)
- Пищеварительная система ящерицы:
отграничение ротовой полости от глотки, подвижность языка, наличие зубов, приросших к челюстям, их функции.
(Просмотр видеофрагмента о ядовитых зубах гадюки).
- Дыхательная система ящерицы: ( учебник стр.137-138)
гортань, трахея, бронхи, ячеистые легкие, механизм дыхания, связанный с жизнью на суше(при помощи грудной клетки.).Кожа в дыхании практически не участвует, т.к. покрыта плотными роговыми чешуйками.
Частота дыхания зависит от температуры окружающей среды.
У ящериц при 15 градусах-26 дых движ. в мин.
при 25 - 31
при 35 -37
- кровеносная система: ( учебник стр.138-139)
- трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке, два круга кровообращения большой и малый.
-Животные холоднокровные, т.к. кровь смешанная и количества кислорода, поставляемого ею в организм недостаточно для окисления веществ и поддержания высокой температуры тела.
-Оптимальная температура для жизни пресмыкающихся от 20 до 40 градусов цельсия, отклонкения в любую сторону приводят к угнетению их жизнедеятельности. В зимнее время животные впадают в спячку (приспособление для перенесения неблагоприятных условий.).
- Выделительная система и половая система ( учебник стр.139)
Почки- главные органы выделения пресмыкающихся. Это биологические фильтры крови, удаляющие из организма продукты обмена веществ в виде жидкости. В отличие от земноводных организм экономит воду. Моча переходит из почек по мочеточникам в мочевой пузырь, а от туда в клоаку – расширение прямой кишки
- Размножение пресмыкающихся. ( учебник стр.139)
-Какие приспособления к размножению на суше выработались у пресмыкающихся в процессе эволюции?(оплодотворение внутреннее; большой запас питательных веществ; Плотная кожистая или известковая скорлупа; Яйцеживорождение- в северных областях)
Т.о. мы убедились, что у пресмыкающихся – сложный организм состоящий из взаимно связанных друг с другом органов.
Что координирует работу всех органов?
- Нервная система и органы чувств ящерицы ( учебник стр.136)
Змеи имеют специальный орган между глаз, состоящий из 7000 нервных окончаний, позволяющий уловить разницу температур в 0.002 градуса. Это помогает змее почувствовать мышь на расстоянии 40 см. Знаменитые дудочки заклинателей змеи не слышат (ведь у них нет ушей!), а чувствуют! Звук передается к среднему уху через кости.
g).регенерация
5. Закрепление знаний:
Работа с ТСПО урок № 53 №313,314, 317
Задача:
Пресмыкающиеся характеризуются следующими признаками: сухая кожа с роговым покровом, легочное дыхание, трехкамерное сердце, непостоянная температура тела, внутреннее оплодотворение, яйца с плотной оболочкой и большим количеством желтка. Укажите, какие признаки говорят о более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными, какие – о приспособленности этих животных к наземно-воздушной среде обитания и какие признаки являются общими для земноводных и пресмыкающихся.
(работа с учебником Краткое содержание, стр. 139-140)
2.Работа с таблицей “Черты усложнения во внутреннем строении у пресмыкающихся животных”.
(ЦОР строение ящерицы)
Упражнения по пройденному материалу
Дайте пояснение терминам:
Хордовые животные
Пресмыкающиеся
Линька
Регенерация
Холоднокровность
6. Домашнее задание
Параграф 54. таблица, ТСПО №322,333
Сообщения о представителях отрядов пресмыкающихся + интересные факты:
- Змеи,
- Ящерицы,
- Хамелеоны
- Черепахи
Приложение 1(найти и проработать теоретические и практические модули по теме Класс пресмыкающихся)
Информационные ресурсы:
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. - Поурочные разработки по биологии,
- М. «ВАКО» 2006г.432 стр.-«В помощь школьному учителю»
- http://festival.1september.ru/articles/591401/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...