Статья “Современная биология как комплекс наук о живой природе”
статья по биологии (11 класс)
Статья "Современная биология как комплекс наук о живой природе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hamchieva_diana_magometovna.docx | 467.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Хамчиева Диана Магометовна, учитель биологии ГБОУ № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга.
Тема выступления “ Современная биология как комплекс наук о живой природе”
Биология- комплексная наука, ставшая таковой в результате дифференцирования и интеграции разных биологических наук. Начала биологии связаны с эпохой Возрождения. Чрезвычайно быстрое накопление научных данных о живых организмах вело к дифференциации биологических знаний, к разделению биологии на отдельные науки. Мы знаем много разных классификаций биологии, каждая из них изучает свое направление.
Типы классификаций:
-в зависимости от объекта исследования
-по исследованию свойств организмов и проявлений живого
-в зависимости от использования определенных методов исследования
-классификация, основанная на изучениях живого на различных уровнях его организации
-основанная на взаимодействии биологии с другими дисциплинами.
I I п.ХХ в.-новые направления биологических исследований:
-космическая биология
-бионика
-радиобиология
-криобиология
Изучение биологии в современной школе начинается с 5 класса. Первый параграф “Биология-наука о живой природе”, где дети знакомятся со схемой “Биологические дисциплины ”. Начиная с 5 класса на занятиях по внеурочной деятельности я провожу игровые приемы. Начиная изучать комплекс биологических наук, стараюсь, чтобы дети запоминали и не путали определения наук(ботаника, зоология и т.д.),так как в 7, 10 классах мы так же возвращаемся к этой теме и блок ЕГЭ ее включает. Вот примеры некотoрых игровых приемов :
-“Найди лишнее слово и объясни, почему оно является “лишним “
(Пр:
Малакология, альгология, териология, арахнология, карцинология
-Из предложенных символов, выбрав русские буквы, вы получите слово, которому необходимо дать определение.
-Шарады.
Пр.:
Первый мой слог,
Всех по городу проведет,
Второй будет слог
В произношении
Древний солнечный Бог
А дальше вспомните сами
Науку, что все живое соберет. (гид ро биология- гидробиология)
-Отыщите непрерывную ломаную линию, которая так обошла бы все клетки, нигде не пересекаясь и никуда не заходя дважды, чтобы следуя за линией, можно было прочесть определения одной из наук биологии.
а | и | к | н | е | а | н | г | ш | р | щ | а | з | х | э | р |
а | п | п | щ | н | р | в | я | щ | е | е | п | а | р | т | б |
с | п | е | и | щ | а | с | е | э | н | о | б | ю | р | о | л |
м | г | и | я | г | щ | о | п | ы | н | р | у | а | п | п | в |
п | о | в | э | р | д | п | у | й | т | ч | е | н | о | и | о |
р | л | м | т | н | и | и | я | и | з | у | т | и | т | с | к |
х | о | и | о | е | г | я | о | а | п | а | с | ю | а | ю | д |
ъ | к | т | р | к | о | л | н | а | у | н | м | м | т | л | л |
б | а | ь | а | у | ю | о | у | г | г | ь | г | я | т | л | г |
р | л | б | з | ш | я | о | а | ъ | х | ю | к | а | о | о | |
м | а | щ | д | е | л | з | к | е | н | н | о | н | о | м | и |
а | ж | а | л | о | а | э | ъ | а | н | к | т | е | л | ы | х |
- Научные анаграммы.
Переставьте буквы так в предложенных словах так, чтобы получилось название науки. Дайте определение этой науки.
Пр: о и л г и о р я = б р и о л о г и я
Бриология раздел ботаники, изучающий моховидных.
-Табло из букв.
На партах перед учащимися лежат карточки с определениями. На доске появляется слайд с множеством букв. Ученикам необходимо на этом табло найти термины к своим определениям. Движение можно осуществлять только по горизонтали и вертикали.
-“Угадай-ка”
Кто знает, к каким наукам относятся, указанные в заголовках строк объекты изучения той или иной науки, тот сможет составить ключевое слово из букв, находящихся на “правильных пересечениях”
-Кроссворды.
-”Кто определит раньше “
В игре участвуют две команды. Перед командами на столе кладут карточки с названием объектов изучения разных наук о биологии по числу играющих. По сигналу учителя , учащиеся бегут к столу, по одному игроку от каждой команды, каждый выбирает из своей стопки любой объект, пишет на отдельном листе название науки, которая изучает данный объект и кладет в отдельную стопку. За ним бегут следующие игроки. Побеждает команда, выполнившая задание первой и без ошибок.
- “Да-нетка”, или универсальная игра для всех.
Суть игры заключается в том, что ведущий (учитель или ученик) загадывает нечто (по теме). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы ведущий может отвечать только словами “да”, “нет”, “и да, и нет”. Если вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.
После игры обязательно краткое обсуждение : какие вопросы были правильными, корректными? Какие и почему неверными и слабыми? Это необходимо для того, чтобы выработать у ребят стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному задаванию вопросов и простому угадыванию.
Игры-тренинги:
-Игра”Собери рисунок”
Учащимся на карточках предлагаются названия наук о биологии. На планшете, разделенном на поля предлагаются определения наук. Учащемуся необходимо правильно сопоставить название и характеристику. Перевернув карточки обратной стороной, составляется какое-нибудь изображение.
-Тест –тренажер - хорошая разминка перед началом урока, а так же так этот тест хорош в качестве закрепления знаний в конце урока.
-Ребусы.
-Игра “Цветик-семицветик”
Учитель приглашает к доске по одному ученику от группы и предлагает сыграть в игру “Цветик - семицветик”(на доске из цветной бумаги наклеен цветок, учащиеся срывают лепестки , на которых с другой стороны написаны названия наук). Каждая группа характеризует науку по плану:
Пр.:
- Понятие о науке ботанике
- Краткая история развития ботаники как науки
- Объект и предмет изучения ботаники
- Основные задачи ботаники
- Ботаника в системе современных биологических дисциплин
- Разделы ботаники
- Методы исследований в ботанике
На выполнение этого задания ученикам отводится 10 минут. По истечению времени каждая группа характеризует выбранную ими науку. Рассмотрев характеристику и объекты изучения учитель предлагает учащимся поиграть:
-Игра “ Кто это такой?” Назвать ученого, который внес вклад в науку”
-Игра “Найди науку”
На доске написаны названия наук, учащиеся должны с помощью магнитов из предложенных рисунков выбрать и разместить на доске объекты изучения данной науки.
-Игра “Попрбуй-ка, отыщи меня!”
Учитель раздает каждой группе учащихся отпечатанные на А4 картинку с изображением огромного количества объектов изучения разных биологических наук. Учащимся необходимо найти среди них те объекты биологических наук, которые были изучены на этом уроке.
Каждая группа по очереди находит и называет объекты. Если ученики из группы не могут найти объект, то эта группа выбывает из игры, и так пока не останется одна группа, она и будет победителем.
-Игра “Ты мне, я- тебе”.
На предыдущем уроке учащимся было дано домашнее задание придумать несколько вопросов по теме, чтобы они отличались от вопросов параграфа. Для игры нужен небольшой мягкий (поролоновый мячик). Учитель начинает игры, бросает мячик одному из учеников и задает вопрос. Ученик отвечает на вопрос и бросает мячик любому другому ученику класса, задавая свой вопрос. Тот, поймав мячик, отвечает на вопрос и бросает мячик следующему ученику. Если кто-нибудь из учеников затрудняется ответить на вопрос, ему помогает сосед по парте ( или ученик ,сидящий перед ним или за ним).
-Загадки.
-“Семь бед-один ответ”.
Учитель предлагает слово, а учащиеся -7 объяснений (пояснений) этого термина (можно назвать только отдельные слова).
Задания для 11 класса.
Названия наук содержат части, которые детям не знакомы (акаралогия, мирмекология, карпология т .д.).Биология богата латинскими словами и выражениями, дети ни всегда ориентируются в понятиях.
Предлагаю одно из заданий.
Задание.
Найти информацию о происхождении терминов :
арахнология, лихенология, карпология, вирусология, зоология.
Арахнология(дисциплина, занимающаяся изучением паукообразных).
Научное название паука- арахна, повествует древнегреческий миф о лидийской пряхе Арахне, которую богиня Афина превратила в паука, греч., от arachne – паук, “logos”- учение
Лихенология (биологическая наука, изучающая лишайники), два греческих слова “leichen-лишай, лишайник”, “logos”- учение
Карпология (наука, изучающая плоды растений) греч.,,карпос”-плод, “logos”-учение
Вирусология(наука, изучающая вирусы), лат.”virus”-яд, “logos”- учение
Зоология ( наука, изучающая животных), грес.”zoon”-животное, “logos”-учение
Задание
Определите хронологическую последовательность появления биологических дисциплин:
1.Бактериология
2.Ботаника
3. Паразитология
4. Космическая биология
5. Биологическая физика
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
2 | 1 | 3 | 5 | 4 |
Задание
Установите соответствие между наукой и ее характеристикой. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
НАУКИ: ХАРАКТЕРИСТИКА:
А.Акарология 1.раздел зоологии, посвящённый изучению
мягкотелых или моллюсков (Mollusca).
Б.Мирмекология 2. наука, изучающая клещей, и ряд других,
изучающих небольшие таксоны паукообразных
(скорпионы, сенокосцы, псевдоскорпионы и др.)
В.Малакология 3. Наука о лишайниках
Г.Аранеология 4. раздел энтомологии,
посвященный научному изучению муравьёв.
Д.Лихенология 5. наука, изучающая пауков
А | Б | В | Г | Д |
2 | 4 | 1 | 5 | 3 |
Задание по карточкам.
Установите соответствие между названием науки, ее характеристикой и рисунком того объекта, который изучает данная наука.
1.
Объектом изучения данной науки являются организмы эукариоты, клеточная стенка которых состоит из хитина, размножаются они спорами, по способу питания гетеротрофы “Отцом “ этой науки называют Э.М.Фриза, так же их изучением занимался Х.Г.Персон.
2.
Один из объектов изучения данной науки является организм, опасный для человека и вызывающий чесотку. Известным отечественным специалистом в области акарологии был академик генерал-лейтенант медицинской службы Е.Н. Павловский.
3. наука о защитных реакциях организма, направленных на сохранение его структурной и функциональной целостности и биологической индивидуальности. Основатели иммунологии –Луи Пастер и И.И. Мечников.
4. Предметом изучения является наиболее древняя форма организации жизни на Земле. Основателем этой науки является Роберт Кох. Она разделяется на несколько разделов, один из которых направлен на изучение организмов (пр:дифтерийная палочка), вызывающих дифтерию -острое инфекционное заболевание.
Задание: (в группах)
Дать характеристику (любой) науки по плану:
Пример:
Понятие о науке ботанике
Краткая история развития ботаники как науки
Объект и предмет изучения ботаники
Основные задачи ботаники
Ботаника в системе современных биологических дисциплин
Разделы ботаники
Методы исследований в ботанике
Задание.
Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Объект изучения раздела зоологии:
Малакология Серпентология Протозоология Карциология (моллюски) (змеи) (простейшие) (?)
Ответ: Ракообразные
Задание:
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.Клавдий Гален заложил основы физиологии.
2.Гиппократ создал научную медицину школы .Считал, что у каждой болезни есть естественные причины, и их можно узнать , изучая строение и жизнедеятельность человеческого организма.
3.И.И.Шмальгаузен-изучал внутриутробное развитие , установил, что зародыши всех животных на ранних этапах развития схожи , сформулировал закон зародышевого сходства, основатель эмбриологии.
4.И.М. Сеченов Заложил высшей нервной деятельности. основы изучения
5. К.А. Темирязев – раскрыл закономерности хемосинтеза.
6.Н.И.Вавилов Учение о многообразии и происхождении культурных растений.
Ошибки:
1.(ответ-анатомия)
3. (ответ -Карл Бэр)
5. (ответ- фотосинтез)
Пример домашнего задания:
Разработать электронное пособие, чтобы при нажатии на ячейки с названием наук открывалась характеристика науки и рисунок объекта , который изучает данная наука, ученый, который внес вклад в изучение.(Либо без ученого)
1.
Микробиология – наука, предметом изучения которой являются микроскопические существа, называемые микроорганизмами, их биологические признаки, систематика, экология, взаимоотношения с другими организмами.
Роберт Кох -основатель микробиологии
2.
Иммунология-наука о защитных реакциях организма, направленных на сохранение его структурной и функциональной целостности и биологической индивидуальности.
Луи Пастер и И.И. Мечников-основатели иммунологии.
3.
Вирусология-наука об инфекционных агентах неклеточной природы – вирусах.
Д.И.Ивановский - открыл возбудителя табачной мозаики.
4.
Генетика-наука о наследственности и изменчивости – универсальных свойствах живых организмов.
Грегор Мендель –основоположник генетики
5.
Цитология- раздел биологии, изучающий живые клетки, их органеллы, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти
Роберт Гук первым обнаружил клетку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Биология - наука о живой природе", биология, 5 класс
В контексте данного урока учащиеся знакомятся с понятиями "биология", "биосфера", "экология", "атмосфера", "озоновый слой", "гидросфера", "литосфера". Обучающиеся на примере красочно оформленных ...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".
Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....
Открытый урок по биологии на тему "Науки о живой природе"
В материале представлен. конспект открытого урока по биологии на тему "Науки о живой природе".В игровой форме происходит формирование представлений о биологии как науки, биологически...
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...
Биология 5 класс. Урок-знакомство: "Биология - наука о живой природе"
Разработка урока №1 по биологии в 5 классе. Учебник В.В. Пасечник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Дрофа...
Методическая разработка конспекта учебного занятия Биология - наука о живой природе. Значение биологии.
Предмет: БиологияКласс: 5Тема урока: “Биология - наука о живой природе. Значение биологии”.Тип урока: Изучение нового материалаЦель урока: Сформировать у обучающихся представление о биолог...