Использование современных образовательных технологий на уроках биологии
статья по биологии

Лиджиева Мария Сергеевна

Современная школа в большей степени нацелена на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у школьника механизма самообразования, самореализации и создания устойчивой мотивации к учению. Личностно-ориентированное обучение утверждает ученика в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса. Ученик развивается в соответствии с собственными возможностями. Цель такого воспитания состоит в том, чтобы каждый ребенок мог стать равноправным субъектом деятельности познания и общения, свободной, самодеятельной личностью.

На мой взгляд, серьезную помощь в достижении поставленных целей может сыграть использование в процессе обучения биологии сочетания элементов основных педагогических технологий:

  • Технология деятельностного обучения
  • Технологии проблемно-поискового обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий

на уроках биологии

                                                             учитель: Лиджиева Мария Сергеевна

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и, в первую очередь, на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.

Современная школа в большей степени нацелена на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у школьника механизма самообразования, самореализации и создания устойчивой мотивации к учению. Личностно-ориентированное обучение утверждает ученика в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса. Ученик развивается в соответствии с собственными возможностями. Цель такого воспитания состоит в том, чтобы каждый ребенок мог стать равноправным субъектом деятельности познания и общения, свободной, самодеятельной личностью.

На мой взгляд, серьезную помощь в достижении поставленных целей может сыграть использование в процессе обучения биологии сочетания элементов основных педагогических технологий:

  • Технология деятельностного обучения
  • Технологии проблемно-поискового обучения

Технологии проблемно-поискового обучения

Методы организации частично-поисковой и исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии могут быть организованы практически на всех этапах урока:

  • Этап всесторонней проверки ЗУН:

Задача: проверка объема, правильности знаний, а также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике.

Примеры организации деятельности:

  1. «Разделите предложенные вам гербарии растений на две группы, в зависимости от типа их корневой системы»
  2. «Рассмотрите предложенный вам гербарий и сделайте вывод о систематической принадлежности данного растения, аргументируйте ваш ответ»
  • Этап усвоения новых знаний

Задача: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а также правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению.

Примеры организации деятельности:

  1. «Используя текст учебника, сформулируйте определение…»;
  2. «Приведите примеры данного явления, используя дополнительный материал, текст учебника или личный опыт»
  • Этап проверки понимания учащимися нового материала

Задача: установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Способы организации деятельности:

  1. «Сравните внешнее строение представителей отделов Плауновидные и Хвощевидные, выделите сходства и различия»
  2. «Выделите в процессе эволюции органического мира крупные ароморфозы»
  • Этап закрепления нового материала

Задача: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

В курсе изучения предмета биологии большое значение уделяется реализации практической части программы, поэтому наиболее распространенной формой деятельности на данном этапе является выполнение практических и лабораторных работ. В зависимости от уровня умений и навыков учащихся выполнение лабораторных и практических работ может носить частично-поисковый или исследовательский характер.

  • Домашнее задание

Для более сильных учащихся домашнее задание может включать такие виды деятельности, как подготовка сообщений или рефератов по заданной теме, что развивает не только общеучебные навыки, но прививает такие важные умения, как самостоятельная работа с литературными источниками, отбор материала, соответствующего теме, изложение подготовленного материала перед классом.

Учащимся, для которых процесс обучения является затруднительным, могут быть предложены для выполнения в более комфортных для них условиях те задания, которые будут затем выполнятся в классе в более быстром темпе. Организация исследовательской деятельности учащихся на этапах формирования навыков и умений может проходить через обучение реферативной работе. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что, во-первых, в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте.

Задания реферативного характера наиболее целесообразны для обучения учащихся 8-9 классов. В курсе изучения анатомии (8 класс) особенно эффективны задания, касающиеся гигиены и заболеваний различных, в данный момент изучаемых систем органов.

Дальнейшее развитие исследовательских навыков и научного мировоззрения учащихся может осуществляться через индивидуальную работу в рамках научного общества учащихся «Эрудит».

Элементы исследовательской деятельности я применяю и во внеклассной работе, например, при организации различных викторин, конкурсов, в ходе которых учащимся дается возможность, имея определенный набор базовых знаний, решать нестандартные задания, делать выводы.

Технология деятельностного обучения

Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод бучения.

Применение деятельностного метода на уроках биологии позволяет мне  решать следующие задачи:

  1. Формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности и ее результатов (рефлексия).
  2. Формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах
  3. Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом

На мой взгляд, данный метод является одним из наиболее оптимальных для проведения уроков приобретения новых знаний на уроках биологии.

В 6 классе я использую следующие приемы работы:

  1. Работа с таблицами и рисунками
  2. Микроскопические исследования тканей растений, изготовление микропрепаратов
  3. Изготовление тематических гербариев, работа с готовыми гербарными материалами
  4. Работа с муляжами грибов, плодов, овощей
  5. Работа с комнатными и дикорастущими растениями
  6. Проведение и анализ опытов по проращиванию семян, окрашиванию проводящих тканей растений, изучение процесса фотосинтеза
  7. Составление коллекций плодов и семян

В 7 классе, при изучении курса зоологии использую следующие приемы:

  1. Работа с таблицами
  2. Микроскопические исследования готовых препаратов тканей животных
  3. Изучение важных препаратов, муляжей, скелетов
  4. Составление коллекции перьев
  5. Наблюдение за домашними животными

Изучение курса анатомии в 8 классе оптимально для использования следующих приемов:

  1. Самонаблюдение и самоанализ, антропометрические измерения
  2. Функциональные пробы и физиологические измерения работы различных систем органов
  3. Работа с таблицами, макетами, муляжами
  4. Постановка и анализ физиологических опытов
  5. Анкетирование и тесты, с дальнейшей аналитической обработкой результатов
  6. Отработка приемов оказания первой доврачебной помощи.

При обучении учащихся 9-х классов, в рамках курса «общая биология» использую следующие приемы работы:

  1. Микроскопическое исследование микропрепаратов тканей растений и животных
  2. Работа с таблицами, схемами, моделями
  3. Составление план-конспектов, блок-схем, аналитических таблиц данных
  4. Работа с научными и энциклопедическими данными
  5. Аналитическая работа с коллекциями насекомых, плодов и семян растений, гербариями.

Использование в работе приемов метода деятельностного обучения позволяет мне эффективно реализовывать различные формы практической деятельности учащихся:

  • Экскурсии
  • Лабораторные работы
  • Практические работы
  • Лабораторные и демонстрационные опыты

Технология деятельностного обучения удачно вписывается в структуру современного урока. Практика применения этой технологии показала ее эффективность на всех этапах урока.

В связи с таким подходом урок биологии выглядит следующим образом.

1. Самоопределение к деятельности (Организационный момент).

Постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.

Создать соответствующее настроение и правильно поставить цель и обозначить тему урока часто помогают литературные отступления, цитаты.

Ставлю перед учениками проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности. Далее прошу учеников сообразить, какие новые знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, а каких знаний им не хватает. Ученики обсуждают в начале знания, которые им пригодятся для изучения новой темы. Чем более важны понятия, тем чаще им приходится их использовать на каждом уроке. Основа усвоения важнейших понятий – постоянное обнаружение новых связей изученных понятий с новым учебным материалом.

Один из возможных вариантов проведения этого этапа может выглядеть следующим образом. Делю доску пополам и слева пишу: «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем». На левой половине доски учитель фиксирует знания, которыми уже обладают ученики, параллельно проверяя эти знания с помощью вопросов для актуализации знаний. На второй половине доски вместе с учащимися записываю те знания, которые понадобятся на уроке, но которыми школьники не располагают. Именно эти знания предстоит «открыть» ребятам.

2. Актуализация знаний (Проверка имеющихся знаний)

Актуализация знаний проходит на моих уроках обычно по нескольким направлениям: работа с тестами КИМ,  работа с таблицами, муляжами, анатомическими атласами, что позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении. В этой работе важно то, что дети могут потрогать, тактильно проследить материал, о котором идет речь. Особо значимо это для детей, имеющих проблемы  в обучении.

3. Приобретение новых знаний (Изучение нового материала)

Этот этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. При этом в процессе беседы учитель с помощью ребят (побуждающий или подводящий диалог), или самостоятельно (проблемный рассказ учителя при изучении сложной темы) «открывает» суть незнакомого школьникам явления или закона природы и показывает, как можно применять полученные знания.

Ставлю перед детьми задачу, приводя жизненные примеры. Например: «Произошла автомобильная авария, имеется несколько пострадавших с кровотечениями и без них. Что может сделать каждый из вас?»

Важную роль на этом этапе играет работа с учебником. После обсуждения версий школьников прошу проверить их правильность с помощью учебника. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст учебника читается для проверки истинности собственных высказываний.

Ученикам самостоятельно «открыть» можно далеко не все явления. Не менее важно научить учеников не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в книге. Поэтому в качестве проблемного вопроса используется доступная для учеников ситуация. Дальнейшая работа по изучению новой темы строится путем задавания учителем проблемных вопросов, ответы на которые учащиеся самостоятельно находят в тексте учебника. Наконец, самые сложные моменты темы учитель может рассказать сам путем проблемного рассказа.

Учащиеся учатся пользоваться книгами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. Важную роль в этом играют популярные книги, используя которые, школьники подготавливают свои сообщения.

4. Первичное закрепление (Закрепление изученного)

Ребята учатся анализировать и делать выводы. После чего, результаты своего умственного труда отражают в виде таблиц, схем. Обсуждают полученные данные. Моя задача, как педагога, на данном этапе урока – контролировать и помогать, поддерживая индивидуальный темп работы каждого.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Теперь, на мой взгляд, самый важный момент урока. Это достижение самой цели. Этот этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

Учащиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они выполняют лабораторную работу или решают задачи.

В процессе ответов на вопросы  выполнения заданий, ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания для объяснения окружающего их мира. Это и есть главный воспитательный эффект курса биологии. Ученики должны не столько запомнить новые знания, сколько усвоить способы их применения.

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Данный этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен и на него уходит много времени. При обсуждении работ надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а кроме того, поделиться особенностями найденного ими способа применения полученных знаний. То, что они сами приходят к ответу на поставленный вопрос, формирует положительную мотивацию. Ребята чувствуют себя людьми знающими и умеющими.

7. Рефлексия деятельности (Заключение. Итог урока)

Рефлексия дает возможность обратить внимание детей на то, чего они сами смогли достичь, на то, что они теперь знают и умеют.

Деятельностный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки.

Результаты использования вышеописанных методов и форм работы на уроках биологии помогает мне добиваться решения основных педагогических задач, стоящих перед каждым учителем:

  • Привитие прочных теоретических знаний и умений, а также умения их применять на практике.
  • Формировать у учащихся научное мировоззрение
  • Формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения, способствующие повышению самостоятельности и как следствие самооценки.
  • Развивать у учащихся познавательный интерес и мотивацию к обучению.
  • Развивать творческие и познавательные способности.

Результатом применения мною современных образовательных технологий на уроках биологии являются следующие достижения учащихся:

  • Положительная динамика эффективности образовательного процесса по предмету биология

Призовые места, занимаемые учащимися в интеллектуальных и творческих конкурсах различных уровней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет об использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Данный отчет был составлен мной с целью включения в аттестационное портфолио. К нему прилагаются отзывы с 5 открытых уроков....

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования учебных и общекультурных навыков работы с информацией. По...

Научная публикация по теме:"Использование современных технологий на уроках биологии".

quot;Использование современных технологий на уроках биологии в старшей школе"....

Проект урока биологии в 7 классе с использованием современных образовательных технологий по теме "Класс Головоногие моллюски"

Урок разработан для проведения по ФГОС. Основная цель урока - это познакомить с общей характеористикой класса Головоногие моллюски, особенностями их строения со средой обитания, многообразием. Основно...

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии.

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии....

Использование современных технологий на уроках биологии.

Одной из форм текущего контроля успеваемости являются кейс-задания. Кейс-задания - основной элемент метода case-study, который относится к неигровым имитационным активным методам обучения....