Технологическая карта урока по теме: "Синтез белков в клетке" 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Зайцева Яна Алексеевна

Данная технологическая карта может быть использована при подготовке и проведении урока по теме: "Синтез белков в клетке" (9 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_biosintez_belka.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: биология.

Учебник: Биология: Введение в общую биологию. 9 класс/В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов. – М.: Дрофа, 2017. – 288 с.

Тема урока: Синтез белков в клетке.

Цель урока: углубить понятие «ассимиляция» путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка; сформировать, знания о генетическом коде, способе передачи информации с ДНК на и-РНК, роли т-РНК в сборке аминокислот в молекулы белка; продолжить формирование умения решать цитологические задачи.

Планируемые результаты урока:

1.  Предметные результаты:

- знать понятие генетического кода;

- характеризовать взаимосвязь между процессами транскрипции и трансляции;

- объяснять механизм регуляции синтеза белка.

2. Личностные результаты:

- формирование научного мировоззрения, включающего знание о едином генетическом коде для всех организмов на нашей планете;

-  умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, признавать свои ошибки.

3. Метапредметные результаты (УУД):

  • Регулятивные УУД:

Продолжить формирование умений:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии;

- работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

- обучаться основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

  • Познавательные УУД:

Продолжить формирование умений:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;

- находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).

  • Коммуникативные УУД:

Продолжить формирование умений:

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);

- слушать одноклассника и обосновывать свое мнение; находить альтернативные способы разрешения конфликтных ситуаций;

- выражать свои мысли и идеи в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Задачи урока:

-обучающие: сформировать у учащихся знания о генетическом коде и его свойствах, о взаимосвязи процессов транскрипции и трансляции;

-развивающие: развитие речи, умения анализировать, сравнивать, обобщать; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-воспитательные: воспитание интереса к предмету с привлечением дополнительных источников информации, формирование аккуратности, внимательности.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые.

Методические приемы: проблемная ситуация, вопрос-ответ, корзина качеств

Средства обучения: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран); учебник, листы с заданиями.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая (по рядам).

План урока:

Этап урока, продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1. Самоопределение к учебной деятельности.

(2 мин)

Организует выполнение упражнения «Корзина качеств».

Выполняют упражнение.

Появление желания работать на уроке.

2. Актуализация знаний.

(5 мин)

Показывает учащимся изображения: качественной реакции на белки, продуктов питания, структур белковой  молекулы.

Задает вопросы:

- Что такое белки?

- Какие разновидности структур белковой молекулы вы знаете?

- Какие функции выполняют белки в живом организме?

- Каким образом живой организм пополняет запасы белков?

- Может ли организм существовать без белков?

- Что произойдет с организмом при нарушении процесса синтеза белка?

- Какую функцию выполняет молекула ДНК?

- Как понятие ДНК связано с синтезом белка?

Определяют связь этих изображений, отвечают на вопросы учителя.

Появление познавательного интереса.

3. Формулирование темы урока, постановка учебной задачи.

(2 мин)

Задает вопросы:

- Какую тему мы будем изучать?

- Какова цель урока?

Записывает тему урока на доске.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока и ставят перед собой учебную задачу.

Определение темы урока, постановка учебной задачи.

4. Решение учебной задачи.

(12 мин)

Предлагает учащимся самостоятельно изучить информацию по биосинтезу белка и составить вопросы, на которые будут отвечать учащиеся (эксперты).

Самостоятельно изучают информацию по биосинтезу белка и составляют вопросы к тексту.

Формирование понятий: «ген», «кодон», «генетический код», «транскрипция» и «трансляция».

Умение составлять вопросы и давать на них ответы.

5. Первичное закрепление

(5 мин)

Предлагает учащимся заполнить схему «Биосинтез белка».

Заполняют схему «Биосинтез белка»

Умение применять новые знания для решения поставленных задач.

6. Динамическая пауза

(1 мин)

Организует проведение динамической паузы.

Учащиеся выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз

Здоровьесбережение

7. Работа над пройденным материалом.

(10 мин)

Предлагает учащимся решить цитологическую задачу:

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов:

ТТТАГЦТГТЦГГААГ. Определите последовательность нуклеотидов и-РНК и порядок расположения аминокислот в соответствующем полипептиде. Как изменится аминокислотная последовательность в полипептиде, если в третьем триплете ДНК третий нуклеотид заменить на нуклеотид А.  Дайте объяснение, используя свои знания о свойствах генетического кода. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

Ответ:

1) ДНК: ТТТАГЦТГТЦГГААГ

2) и-РНК: АААУЦГАЦАГЦЦУУЦ

3) белок: Лиз-Сер-Тре-Ала-Фен

4) ДНК (после мутации): ТТТАГЦТГАЦГГААГ

5) и-РНК: АААУЦГАЦУГЦЦУУЦ

6) белок: Лиз-Сер- Тре-Ала-Фен

Аминокислотная последовательность не изменится, т.к.  триплеты АЦА и АЦУ кодируют одну аминокислоту Тре – генетический код избыточен.

Один из учащихся выполняет цитологическую задачу на доске.

Использование приобретенных знаний и умений в  практической деятельности.

Установление связей между целью деятельности и ее результатом.

Обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

8. Рефлексия учебной деятельности

(3 мин)

Создает условия для саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний учащихся.

Озвучивает и комментирует отметки за урок. Пишет домашнее задание на доске: §23

Проводят рефлексию своей деятельности – заполняют таблицу «Плюс-минус-интересно»

+

-

Интересно

Записывают в дневники домашнее задание.

Формирование

эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме.

Умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.

Формирование умения с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., 4 класс Урок 45 ,урок 9 в теме

АвторМартынова Светлана МихайловнаПредметАнглийский языкКласс4Тема урокаМесто, где мы живемСвязь данного урока с предыдущими и последующими урокамиУрок  45 учебника, урок 9 в темеЦели урокаФормир...

Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.

Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников....

Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., 4 класс 30 урок Town Life. London.

Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., 4 класс Урок 30, Town Life. London....

Технологическая карта урока английского языка в начальной школе (2 класс) на тему «New Year is coming/Новый год к нам мчится» и самоанализ представленного урока

Технологическая карта урока английского языка в начальной школе (2 класс) на тему «New Year is coming/Новый год к нам мчится» и самоанализ представленного урока...

Технологическая карта урока по ФГОС по предмету ОБЖ. 5 класс. Урок 10 "Пожарная безопасность".

Урок изучения нового материала о причинах пожара, государственной противопожарной службе, о правилах личной безопасности при пожаре....

Технологическая карта урока "Строение и состав белков"

Материалы включают технологическую карту урока, составленную с учетом формирующего оценивания....