"Синичкин календарь"
методическая разработка по биологии (7 класс)
Внеклассное мероприятие интегрированный урок биологии и чтения в коррекционной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_uroka_chteniya_i_biologii.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Севская школа-интернат» Интегрированный урок биологии, чтения и развития речи «В.Бианки «Синичкин календарь» Зимующие птицы Брянщины» Общешкольная акция «Покормите птиц зимой» Подготовила и провела учитель биологии Скачкова Т.Н. С. Негино 25.01.2019г. |
Тема: В. Бианки "Синичкин календарь".
Зимующие птицы Брянщины.
Общешкольная акция «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Цель: на основе знакомства учащихся со сказкой В. Бианки воспитывать бережное отношение и любовь к зимующим птицам Брянщины
Задачи: 1. Обогащать представление детей о временах года и изменениях в природе в связи со сменой времен года, обогащать словарный запас;
2. корректировать связную речь умение выражать свои мысли;
3.развивать слуховое внимание и восприятие текста;
4.воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.
Оборудование: презентация "Синичкин календарь", разрезные картинки птиц.
Ход урока
I Организационное начало
II Беседа о синичке и временах года
- Дети, я сегодня на улице встретила синичку. (картинка синички)
– Что вы знаете о синичке?
- Мне бы хотелось расширить знание об этой птице. Я предлагаю вам послушать сообщение о синице. Читает Мастетюрина Настя.
Синица - птица оседлая. Встречается в лиственных лесах, парках и садах.
Длина ее тела —14 см Питается лесными и садовыми насекомыми- вредителями и их личинками, семенами растений. Черный цвет головы и шеи, зеленовато- голубоватая спинка и желтая расцветка брюшка и груди — самые характерные признаки этого вида синиц.
Очень плодовита — в кладке 18—20 яиц. Своих птенцов выводит, когда еще холодно, потому гнезда делает очень теплыми, а впервые дни подолгу обогревает малышей, почти не покидая гнезда. Корм приносит самец. Потом малышей кормят оба родителя, прилетая к гнезду до 400 раз в день. Кочуют небольшими стайками.
Зимой часть птиц прилетают к жилью человека. Здесь легче прокормиться. Из десяти синиц до весны доживают одна-две. Гибнут птицы не от холода, а от голода.
- Она хотела рассказать нам про времена года. Про них говорится у синички в календаре. Но налетел сильный ветер и рассыпал листочки календаря.
- Вот беда - листы перепутались, как времена года идут друг за другом - непонятно. Что же делать? (Листы в руках у учителя).
- Календарь не простой, мы его соберём, если угадаем, о чём рассказывает Синичкин календарь
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
Зовут красавицу …. (картинка весны)
- Закончите предложения.
Ярко светит (солнце).
Птицы строят (гнёзда).
У птиц появляются (птенчики).
Журчат весёлые (ручьи).
- Дети, синичка очень шустрая птичка, любит прыгать по веточкам деревьев. Мы ведь с вами тоже хорошо умеем прыгать - пусть синичка на нас посмотрит. Встанем и поиграем.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень,
Тири-тири,
Тень-тень-тень.
Слышатся звуки весны, пение птиц
- Почему птицы так громко запели, как вы думаете?
Поют птицы - жди тепла.
Купаются воробьи ранней весной - к скорому теплу.
- Синичка предлагает вам поиграть в игру " Что было бы, если...?"
- Что бы ты ел, если был пчелой?
- Где бы ты жил, если был мышкой?
- Кого бы ты боялся, если был бабочкой?
- Где бы ты жил, если был лягушкой?
- Молодцы. Синичка говорит вам спасибо.
(Появляется летняя картинка)
- Какое время года на картинке? (Лето)
- А как вы догадались? (Выросли цветы, ярко светит солнце,...).
- Молодцы. Вот ещё один лист синичкиного календаря. Какое на нём время года? (Лето).
- Угадайте, о чём я буду говорить.
- Капает, льёт, моросит...Что это? (Дождь).
- Желтеют, опадают, летят, кружатся...(Листья).
- Собираем, сушим, солим...(Грибы).
- Когда это бывает? (Осенью).
- Осень - щедрая хозяйка. Ведь именно осенью люди собирают урожай на огороде и в садах.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели.
Если небо хмурое
Если дождик льётся,
Значит это время года
Осенью зовётся.
Какое на листе календаря время года? (Осень).
(Появляется картинка осени)
С каждым днём всё холоднее,
Греет солнце всё слабее,
Всюду снег, как бахрома,
Значит к нам пришла...(Зима).
(Появляется изображение зимы)
-Куда же мне поместить картинку зимы?
- Можно прикрепить первый лист календаря. (Готовый, оформленный лист крепится к основе). С какого времени года начинается календарный год?
- Вот и собрали мы весь календарь? Заглянем в него и вспомним по порядку все времена года.
- Зима приходит не сразу, а постепенно, по своим законам. По - разному встречают зиму и птицы. Большинство из них собираются в стаи и улетают в теплые края. А некоторые птицы остаются у нас зимовать.
-Каких зимующих птиц родного края вы знаете?
-Всех этих птиц можно встретить не только за окнами домов, но и на страницах книг известного детского писателя В. Бианки.
А что вы можете сказать об авторе? (Портрет автора)
Он с детства полюбил природу, много путешествовал и в своих произведениях он передает молодому читателю всю красоту окружающего мира.
III Сообщение темы, цели урока
- Сегодня на уроке вы познакомитесь со сказкой В.Бианки «Синичкин календарь», узнаете зимующих птиц нашего края и мы покормим птиц.
(Слайд 2, 3)
IV Слушание В. Бианки «Синичкин календарь»
- Январь (Слайд 4)
- Февраль (Слайд 5)
- Декабрь (Слайд 6)
V Беседа о зиме и зимующих птицах
- Дети, а какая зима? (Холодная, морозная, снежная, весёлая).
- А кто больше всех нуждается в нашей помощи холодной зимой? (Птицы).
- Мы более подробно познакомимся с некоторыми из зимующих птиц. Узнаем, что говорят о себе птицы, какой корм они любят есть. Как они приспособились жить в суровое зимнее время. А поможет нам познакомиться с птицами волшебный экран.
1. Снегири
Мы появляемся раньше первого снега. И народ заметил: прилетели снегири – значит скоро пойдёт снег. Поэтому нас и зовут снегирями. Любим мы семена ясеня, клёна, рябину. А венчики из конского щавеля – лакомство для нас. У нас верх головы, крылья, хвост – чёрные, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый чёрного цвета.
2. Синицы
Мы самые весёлые и красивые зимние птицы. У нас на голове чёрная шапочка, щёки белые, на шее чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. Зимой мы прилетаем из леса ближе к жилью человека. Под глубоким снегом нам трудно найти корм. Помогите нам! Накормите хлебом, семечками. Мы очень любим несолёное сало. Но повесить кусочки надо на нитке, чтобы их не утащили вороны и сороки.
3.Свиристели
Мы, свиристели. пепельно-розового цвета с хохолком на голове, прилетаем с севера и остаёмся на всю зиму. Как опустимся стайкой на дерево рябины, так и не улетим, пока все ягоды не склюём.
4.Поползни
Мы, поползни, бегаем по стволу дерева вверх-вниз, ищем насекомых. Любим семечки дынь, арбузов, подсолнуха. Можем их прятать про запас. Своё название мы получили за то, как перемещаемся по стволу дерева, как бы ползаем. Величиной мы с воробья, живём в одиночку или парами, клюв у нас прямой, довольно длинный, как “кинжальчик”. Мы его просовываем в каждую дырочку коры и находим насекомое или личинку. Приносим большую пользу, уничтожая вредных насекомых.
5. Дятлы
У нас, дятлов, красивое пёстрое оперение: верх тела чёрный. На голове и шее белые пятна, под хвостиком и темечко красные. Клюв прочный и острый. Мы, долбим кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
6. Щеглы
Мы, щеглы, птицы очень нарядные. Лоб красный, щёчки белые, спинка тёмно-коричневая, крылья чёрные с жёлтым, хвост чёрный с белыми крапинками на конце. Нам, щеглам, очень нравятся семена сорных растений. В конце лета соберите большой пучок репейника. А когда придёт зима, воткните репейник в снег. Зимой он может расцвести красным, жёлтым, белым и чёрным цветом. Это мы, щеглы, прилетели подкормиться.
7. Клесты
Мы, клесты, удивительные птицы, единственные, которые в лютую стужу вьём гнездо, выводим птенцов. Ведь семена ели и сосны созревают к зиме. А это наш основной корм. Дети будут сыты, а в гнезде им тепло. Лапки у нас цепкие, клюв загнут в разные стороны. Им удобно доставать семена из шишек.
- Дети подготовили чтение стихов о птицах.
Дятел
В яркой шапке пёстрый дятел,
Корольков, синиц приятель,
Барабанит в мёрзлый ствол:
- Приглашаю всех за стол!
Подбирайте меж соринок
Кто жуков, а кто личинок –
Клад разведан под корой,
Начинаем пир горой!
Продолбил гнилушку дятел –
А в дупле тепло, как в хате,
Пусть снаружи – холод, снег,
Есть продрогшему ночлег.
Клёст
Удивительная птичка – клюв крестом,
Называется клестом.
Называется клестом.
Клювом шишки расщепляет,
Кормит досыта птенцов.
А гнездо – пуховый домик,
И зимою в нем тепло.
Только б были шишки-
Вырастут малышки.
Поползень
Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок.
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз.
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Свистнул: Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам, по плечу!
Синица
Слышу я: звенит синица
Средь желтеющих ветвей;
Здравствуй, маленькая птица,
Вестница осенних дней!
Хоть грозит он нам ненастьем,
Хоть зимы он нам пророк —
Дышит благодатным счастьем
Твой веселый голосок.
Снегирь
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо? На берёзе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.
- Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее: холод или голод? Почему? (Голод)
- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимний холод голодные птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.
- Птицы наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь, правда? Так давайте поможем птицам пережить трудную зиму. Чем мы можем им помочь? (Можно сделать кормушки, насыпать в них семена подсолнечника, арбуза, тыквы, других семян)
- И тогда весной, за окном мы опять услышим радостные птичьи голоса. Это птицы будут радоваться тому, что они пережили морозы. А мы тому, что не дали им замерзнуть.
- Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Ученик.
Вейтесь русые стружки, поджидая зиму.
Мы готовим кормушки – угадайте кому?
Кто летает, как мячик, мячик серенький мой?
Наше дело ребячье – уберечь их зимой.
Пуховые подушки на осинах белы.
Сыпьте зёрна в кормушки, сыпьте корм на столы.
И они нам за это, зорко сад сторожа,
От вредителей летом сберегут урожай.
Ребята вместе с Сергеем Владимировичем сделали кормушки.
(Дети рассматривают принесённые кормушки)
- А как мы можем им помочь? (подкармливать)
- Чем можно покормить птиц? (Зёрнышками, семечками, крошками).
(Показ корма для птиц)
V I Cообщение об акции «Покормите птиц зимой»
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Раздача листовок
VII Подведение итогов, раздача корма и кормление птиц
- Дети, а о чём рассказывает синичкин календарь? Какое задание вам понравилось выполнять? Какое задание показалось самым трудным? В какую игру хотелось бы ещё поиграть?
- Поблагодарим синичку за подарок, скажем до свидания ей и гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие "Синичкин праздник" (день встречи зимующих птиц)
Это внеклассное мероприятие посвященно встречи зимующих птиц. На празднике ребята не только вспоминают традиции прошлого, узнают полезную информацию, но и играют , посещают синичкино кафе, поют ...
Праздник "Синичкин день"
Праздник проводится на уроке Развитие речи и ознакомления с окружающим миром. Задачи: Формирование межличностного общения в детском коллективе; закрепление представлений о птицах(перелетны...
Методическая разработка мероприятия для 1-х классов на тему: "Синичкин день"
Цель: Познакомить учащихся с многообразием пернатых, формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе....
В.Бианки "Синичкин календарь"
В.Бианки "Синичкин календарь": серия рассказов пригодится при изучении времен года....
Литературный календарь 2017. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ 2018 - 2019
Писатели- юбиляры и книги - юбиляры...
Консультация для педагогов: "Адвент-календарь или календарь-ожидания".
Дидактическое пособие для освоения временных представлений у детей дошкольного возрастаАдвент-календарь для детей – это в первую очередь игра, которая направленная на развитие интереса к любой д...