"Синичкин календарь"
методическая разработка по биологии (7 класс)

Скачкова Татьяна Николаевна

Внеклассное мероприятие интегрированный  урок биологии и чтения в коррекционной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_uroka_chteniya_i_biologii.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Севская школа-интернат»

Интегрированный урок

биологии, чтения и развития речи  

«В.Бианки «Синичкин календарь»

Зимующие птицы Брянщины»

Общешкольная акция

«Покормите птиц зимой»

Подготовила и провела

учитель биологии

Скачкова Т.Н.

С. Негино

25.01.2019г.

Тема: В. Бианки "Синичкин календарь".

                                        Зимующие птицы Брянщины.

Общешкольная акция «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»

Цель: на основе знакомства учащихся со сказкой  В. Бианки воспитывать бережное отношение и любовь к зимующим птицам Брянщины

Задачи: 1. Обогащать представление детей о временах года и изменениях в природе в связи со сменой времен года, обогащать словарный запас;

2. корректировать связную речь умение выражать свои мысли;

3.развивать слуховое внимание и восприятие текста;

4.воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.

Оборудование: презентация "Синичкин календарь", разрезные картинки птиц.

Ход урока

I Организационное начало

II Беседа о синичке и временах года

- Дети, я сегодня на улице встретила синичку. (картинка синички)

– Что вы знаете о синичке?

- Мне бы хотелось расширить знание об этой птице. Я предлагаю вам послушать сообщение о синице. Читает Мастетюрина Настя.

      Синица - птица оседлая. Встречается в лиственных лесах, парках и садах.

Длина ее тела —14 см Питается лесными и садовыми насекомыми- вредителями и их личинками, семенами растений. Черный цвет головы и шеи, зеленовато- голубоватая спинка и желтая расцветка брюшка и груди — самые характерные признаки этого вида синиц.

Очень плодовита — в кладке 18—20 яиц. Своих птенцов выводит, когда еще холодно, потому гнезда делает очень теплыми, а впервые дни подолгу обогревает малышей, почти не покидая гнезда. Корм приносит самец. Потом малышей кормят оба родителя, прилетая к гнезду до 400 раз в день. Кочуют небольшими стайками.

Зимой часть птиц прилетают к жилью человека. Здесь легче прокормиться. Из десяти синиц до весны доживают одна-две. Гибнут птицы не от холода, а от голода.

      - Она хотела рассказать нам про времена года.  Про них говорится у синички в календаре. Но налетел сильный ветер и  рассыпал листочки календаря.

- Вот беда - листы перепутались, как  времена года идут друг за другом - непонятно. Что же делать?  (Листы в руках у учителя).

- Календарь не простой, мы его соберём, если угадаем, о чём рассказывает Синичкин календарь

Метель затихла, ветры смолкли,

У елей чуть блестят иголки.

А Дед Мороз садится в сани,

Ему пора прощаться с нами.

Ему на смену величаво

Идёт красавица одна.

О ней вы знаете немало,

Зовут красавицу …. (картинка весны)

- Закончите предложения.

Ярко светит (солнце).

Птицы строят (гнёзда).

У птиц появляются (птенчики).

Журчат весёлые (ручьи).

- Дети, синичка очень шустрая птичка, любит прыгать по веточкам деревьев.  Мы ведь с вами тоже хорошо умеем прыгать - пусть синичка на нас посмотрит. Встанем и поиграем.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень,

Тири-тири,

Тень-тень-тень.

Слышатся звуки весны, пение птиц

- Почему птицы так громко запели, как вы думаете?

Поют птицы - жди тепла.

Купаются воробьи ранней весной - к скорому теплу.

- Синичка  предлагает вам поиграть в игру " Что было бы, если...?"

- Что бы ты ел, если был пчелой?

- Где бы ты жил, если был мышкой?

- Кого бы ты боялся, если был бабочкой?

- Где бы ты жил, если был лягушкой?

- Молодцы. Синичка говорит вам спасибо.

(Появляется летняя картинка)

- Какое время года на картинке? (Лето)

- А как вы догадались? (Выросли цветы, ярко светит солнце,...).

- Молодцы. Вот ещё один лист синичкиного календаря. Какое на нём время года? (Лето).

- Угадайте, о чём я буду говорить.

- Капает, льёт, моросит...Что это? (Дождь).

- Желтеют, опадают, летят, кружатся...(Листья).

- Собираем, сушим, солим...(Грибы).

- Когда это бывает? (Осенью).

- Осень - щедрая хозяйка. Ведь именно осенью люди собирают урожай на огороде и в садах.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели.

Если небо хмурое
Если дождик льётся,

Значит это время года

Осенью зовётся.

Какое на листе календаря время года? (Осень).

(Появляется картинка осени)

С каждым днём всё холоднее,

Греет солнце всё слабее,

Всюду снег, как бахрома,

Значит к нам пришла...(Зима).

(Появляется изображение зимы)

-Куда же мне поместить картинку зимы?

 - Можно прикрепить первый лист календаря. (Готовый, оформленный лист крепится к основе). С какого времени года начинается календарный год?

- Вот и собрали мы весь календарь? Заглянем в него и вспомним по порядку все времена года.

- Зима приходит не сразу, а постепенно, по своим законам. По - разному встречают зиму и птицы. Большинство из них собираются в стаи и улетают в теплые края. А некоторые птицы остаются у нас зимовать.
-Каких зимующих птиц родного края вы знаете?
-Всех этих птиц можно встретить не только за окнами домов, но и на страницах книг известного детского писателя В. Бианки.

А что вы можете сказать об авторе? (Портрет автора)

Он с детства полюбил природу, много путешествовал и в своих произведениях он передает молодому читателю всю красоту окружающего мира.

III Сообщение темы, цели урока

- Сегодня на уроке вы познакомитесь со сказкой В.Бианки «Синичкин календарь», узнаете зимующих птиц нашего края  и мы покормим птиц.

(Слайд 2, 3)

IV Слушание В. Бианки «Синичкин календарь»

  1. Январь (Слайд 4)
  2. Февраль (Слайд 5)
  3. Декабрь (Слайд 6)

V Беседа о зиме и зимующих птицах

- Дети, а какая зима? (Холодная, морозная, снежная, весёлая).

- А кто больше всех нуждается в нашей помощи холодной зимой? (Птицы).

- Мы более подробно познакомимся с некоторыми из зимующих птиц. Узнаем, что говорят о себе птицы,  какой корм они любят есть. Как они приспособились жить в суровое зимнее время. А поможет нам познакомиться с птицами волшебный экран.

1. Снегири

 Мы появляемся раньше первого снега. И народ заметил: прилетели снегири – значит скоро пойдёт снег. Поэтому нас и зовут снегирями. Любим мы семена ясеня, клёна, рябину. А венчики  из конского щавеля – лакомство для нас. У нас верх головы, крылья, хвост – чёрные, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый чёрного цвета.

2. Синицы

Мы самые весёлые и красивые зимние птицы. У нас на голове чёрная шапочка, щёки белые, на шее чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. Зимой мы прилетаем из леса ближе к жилью человека. Под глубоким снегом нам трудно найти корм. Помогите нам! Накормите хлебом, семечками. Мы очень любим несолёное сало. Но повесить кусочки надо на нитке, чтобы их не утащили вороны и сороки.

3.Свиристели

Мы, свиристели. пепельно-розового цвета с хохолком на голове, прилетаем с севера и остаёмся на всю зиму. Как опустимся стайкой на дерево рябины, так и не улетим, пока все ягоды не склюём.

4.Поползни

Мы, поползни, бегаем по стволу дерева вверх-вниз, ищем насекомых. Любим семечки дынь, арбузов, подсолнуха. Можем их прятать про запас. Своё название мы получили за то, как перемещаемся по стволу дерева, как бы ползаем. Величиной мы с воробья, живём в одиночку или парами, клюв у нас прямой, довольно длинный, как “кинжальчик”. Мы его просовываем в каждую дырочку коры и находим насекомое или личинку. Приносим большую пользу, уничтожая вредных насекомых.

5. Дятлы

У нас, дятлов, красивое пёстрое оперение: верх тела чёрный. На голове и шее белые пятна, под хвостиком и темечко красные. Клюв прочный и острый. Мы, долбим кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

6. Щеглы

 Мы, щеглы, птицы очень нарядные. Лоб красный, щёчки белые, спинка тёмно-коричневая, крылья чёрные с жёлтым, хвост чёрный с белыми крапинками на конце. Нам, щеглам, очень нравятся семена сорных растений. В конце лета соберите большой пучок репейника. А когда придёт зима, воткните репейник в снег. Зимой он может расцвести красным, жёлтым, белым и чёрным цветом. Это мы, щеглы, прилетели подкормиться.

7. Клесты

 Мы, клесты, удивительные птицы, единственные, которые в лютую стужу вьём гнездо, выводим птенцов. Ведь семена ели и сосны созревают к зиме. А это наш основной корм. Дети будут сыты, а в гнезде им тепло. Лапки у нас цепкие, клюв загнут в разные стороны. Им удобно доставать семена из шишек.

 

- Дети подготовили чтение стихов о птицах.

Дятел

В яркой шапке пёстрый дятел,

Корольков, синиц приятель,

Барабанит в мёрзлый ствол:

- Приглашаю всех за стол!

Подбирайте меж соринок

Кто жуков, а кто личинок –

Клад разведан под корой,

Начинаем пир горой!

Продолбил гнилушку дятел –

А в дупле тепло, как в хате,

Пусть снаружи – холод, снег,

Есть продрогшему ночлег.

Клёст

Удивительная птичка – клюв крестом,

Называется клестом.

Называется клестом.

Клювом шишки расщепляет,

Кормит досыта птенцов.

А гнездо – пуховый домик,

И зимою в нем тепло.

Только б были шишки-

Вырастут малышки.

Поползень

Голубая спинка,

Рыженький бочок.

По стволу осинки,

За скачком скачок.

Поползень вертлявый

Скачет вверх и вниз.

В ствол залез дырявый,

Клювом вниз повис.

Свистнул: Эй вы, дятлы!

Клювом вниз скачу…

Вам такое вряд ли,

Дятлам, по плечу!

Синица

Слышу я: звенит синица

Средь желтеющих ветвей;

Здравствуй, маленькая птица,

Вестница осенних дней!

Хоть грозит он нам ненастьем,

Хоть зимы он нам пророк —

Дышит благодатным счастьем

Твой веселый голосок.

Снегирь

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? На берёзе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней,

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце.

- Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее: холод или голод? Почему? (Голод)

- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимний холод голодные птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.

- Птицы наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь, правда? Так давайте поможем птицам пережить трудную зиму. Чем мы можем им помочь? (Можно сделать кормушки, насыпать в них семена подсолнечника, арбуза, тыквы, других семян)

- И тогда весной, за окном мы опять услышим радостные птичьи голоса. Это птицы будут радоваться тому, что они пережили морозы. А мы тому, что не дали им замерзнуть.

- Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Ученик.

 Вейтесь русые стружки, поджидая зиму.

Мы готовим кормушки – угадайте кому?

Кто летает, как мячик, мячик серенький мой?

Наше дело ребячье – уберечь их зимой.

Пуховые подушки на осинах белы.

Сыпьте зёрна в кормушки, сыпьте корм на столы.

И они нам за это, зорко сад сторожа,

От вредителей летом сберегут урожай.

Ребята вместе с Сергеем Владимировичем  сделали кормушки.

(Дети рассматривают принесённые кормушки)

- А как мы можем им помочь? (подкармливать)

- Чем можно покормить птиц? (Зёрнышками, семечками, крошками).

(Показ корма для птиц)

V I Cообщение об акции «Покормите птиц зимой»

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Раздача листовок

VII Подведение итогов, раздача корма и кормление птиц

- Дети, а о чём рассказывает синичкин календарь? Какое задание вам понравилось выполнять? Какое задание показалось самым трудным? В какую игру хотелось бы ещё поиграть?

-  Поблагодарим синичку за подарок, скажем до свидания ей и гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие "Синичкин праздник" (день встречи зимующих птиц)

Это внеклассное мероприятие посвященно встречи зимующих птиц. На празднике ребята не только вспоминают традиции прошлого, узнают полезную информацию, но и  играют , посещают синичкино кафе, поют ...

Праздник "Синичкин день"

Праздник проводится на уроке Развитие речи и ознакомления  с окружающим миром. Задачи: Формирование межличностного общения в детском коллективе; закрепление  представлений о птицах(перелетны...

Методическая разработка мероприятия для 1-х классов на тему: "Синичкин день"

Цель:  Познакомить  учащихся с многообразием  пернатых, формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе....

В.Бианки "Синичкин календарь"

В.Бианки "Синичкин календарь": серия рассказов пригодится при изучении времен года....

Консультация для педагогов: "Адвент-календарь или календарь-ожидания".

Дидактическое пособие для освоения временных представлений у детей дошкольного возрастаАдвент-календарь для детей – это в первую очередь игра, которая направленная на развитие интереса к любой д...