Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Окладникова Елена Владимировна

Урок -конкурс "Покрытосеменные растения" позволяет обобщить и систематизировать изученный материал по строению и многообразию покрытосеменных растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-konkurs_pokrytosemennye_rasteniya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Покрытосеменные растения»

Класс: 7

Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал по строению и многообразию покрытосеменных растений.

Задачи:

  • продолжить формирование у учащихся умения оценивать строение и многообразие покрытосеменных растений, биологические и экологические особенности, обобщить биологический материал.
  • углублять и расширять знания, полученные учащимися на уроках, пробудить интерес к предмету, сделать процесс познания увлекательным
  • проверить уровень усвоения биологических понятий, изучаемого материала, степень его понимания.
  • создание ситуации успеха, воспитание нравственных качеств: коллективизма, чувства товарищества, ответственности за свои действия и всей команды.

Тип урока: урок проверки знаний (обобщающий урок)

Форма урока: урок-конкурс

Образовательные технологии: игровые, работа в парах, индивидуальные

Урок включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания учащихся по данной теме.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, маршрутный лист урока, фишки,  гербарий, раздаточный материал, капуста, редис, репа, яблоко, шиповник, груша, баклажан, перец, томат, ячмень, овес, пшеница, лук, чеснок, спаржа.

Ход урока

  1. Организационный момент:

- заполнение журнала

- ознакомление с темой и планом урока

Эпиграф урока

«Для восприятия чужой мудрости нужна, прежде всего, самостоятельная работа».

                                                                                              Л.Н. Толстой

Актуализация знаний

Ребята, посмотрите на экран, что изображено на слайде? Правильно. Это покрытосеменные растения. А как их ещё называют? Цветковые. А почему цветковые? Объясните? Мы уже несколько уроков посвятили покрытосеменным растениям. Поэтому тема и цель нашего урока? Обратите внимание на эпиграф урока? Мы пока не будем с вами разбирать, что означает эпиграф урока, но потом мы к нему вернёмся.

Итак, сегодня мы с вами проведем необычный урок, урок - состязание в форме игры по теме, называем «Отдел Покрытосеменные растения».  А теперь давайте вспомним, об Отделе Покрытосеменных растений выбирая правильные суждения:

1. Покрытосеменные растения еще называют цветковыми, так как у них есть цветки (да)

2. Семяпочка у них защищена завязью, поэтому такие растения называются покрытосеменными (да)

3. Покрытосеменные растения – самая древняя группа растительного мира (нет)

4. Цветковые растения растут во всех климатических зонах (да)

5. Наличие плодов обеспечивает распространение семян (да)

6. Ткани цветковых растений характеризуется высокой специализацией (да)

7. Цветковые растения имеют интенсивный обмен веществ (да)

  1. Основная часть

1-задание. Заполнение таблицы. Использование гербария. Вы должны выбрать представителей названных семейств, изучив их, заполнить таблицу.

Название семейства

Жизненная форма

Формула цветка

Плод

Значение

Крестоцветные

Травы

4Л4Т2+4П1

Стручок или стручочек

Пищевые, кормовые

Розоцветные

Деревья, кустарники, травы

Ч5Л5Т2+4П1

Яблоко, костянка, многоорешек

Пищевые

Пасленовые

Травы

(5)Л(5)Т5П1

Ягода или коробочка

Пищевые, кормовые

Злаковые

Травы

О(2)+2Т3П1

Зерновка

Хлебные культурные растения, кормовые

Лилейные

Травы

О3+3Т3+3П1

Ягода или коробочка

Пищевые, лекарственные, декоративные растения

. За правильный ответ дается фишка = 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание – 5 баллов. 

2-задание. «Знаете ли вы отличительные признаки растений класса Однодольные и класса Двудольные?»

 Под номерами выписаны термины (признаки растений) и названия семейств:

1 - сетчатое;

2 - мочковатая;

3 - Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые;

4 - одна семядоля;

5 - Злаковые, Лилейные;

6 - две семядоли;

7 - параллельное или дуговое;

8 - стержневая.

        По ходу чтения дети находят ответ и записывают в тексте.

Текст: «У растений класса однодольных корневая система ..., у двудольных — .... У двудольных зародыш семени имеет ... , а у однодольных — .... У растений класса однодольных жилкование листьев ..., а у класса двудольных — ... . Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся ..., к классу однодольных —...».
Ответ: 2. 8. 6. 4. 7. 1. 3. 5.

За каждое правильно вставленное слово дается фишка = 1 балл.

Максимальное количество баллов за это задание – 8 баллов. 

        

        3-задание. «Третий лишний»

        Каждый получает по 3 гербарных листа, на двух из которых – растения одного семейства, а на одном – другого. Ученики сравнивают растения и выделяют среди них «лишнее». За правильный ответ дается фишка =1 балл.

ученик работает над проблемой, к какому классу относится «лишнее» растения. За правильный ответ дается фишка =1 балл.

Максимальное количество баллов за задание - 2 балла.

Физминутка: Жизненные формы покрытосеменных растений

Травы - приседаем

Кустарники – наклоняемся

Деревья – тянемся вверх

Тополь        Смородина       Василек  

Шиповник      Ромашка        Яблоня

Одуванчик       Дуб           Крыжовник    

 Береза      Ольха           Клубника      

4-й конкурс. «Ищи своего»

На парте лежат плоды покрытосеменных растений - капуста, морковь, свёкла, яблоко, , груша, картофель, перец, томат, ячмень, рис, пшеница, лук, чеснок, спаржа. Нужно назвать плод, семейство и класс. За правильный ответ фишка = 1 балл.

Максимальное количество баллов за этот конкурс – 3 балла.  

5 задание. Викторина.

  • Какую траву знают даже слепые? (Крапива)
  • Какое растение любят кошки? (Валериана)
  • Какое растение говорит о том, где оно живет (Подорожник)
  • Какое растение является символом горечи? (Полынь)
  • Какая ягода поможет больному горлу (Малина)
  • Ягоды на этом дереве можно увидеть даже зимой (Рябина)
  • Какое дерево стало символом нашей родины (Береза)
  • Какой чай носит мужское имя (Иван-чай)
  • Эта ягода поможет нормализовать зрение (Черника)
  • Какая трава поможет излечиться от кожных заболеваний? (Чистотел)
  • На каком овоще спала принцесса? (Горох)
  • Стоят в поле сестрички – желтые глазки, белые реснички (Ромашка)
  • Что без боли и печали доводит до слез (Лук)
  • Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, а другая чернеет (Смородина красная и черная)
  • Цветами, какого овощного растения украшала себя французская королева (Картофель)
  • Какой цветок называют водяной красавицей (Белая кувшинка)
  • Какой овощ римляне называли головой? (Капуста)
  • Какая самая большая ягода на земле (Арбуз)
  • Из плодов, какого дерева изготовляют курагу (Абрикос)
  • Из плодов, какого дерева изготовляют шоколад (Какао)
  • Это растение называют кормильцем Востока (Рис)
  • Какие ягоды похожи на малину, но черного цвета? (Ежевика)
  • Какой овощ называют корнем здоровья (Редька)
  • Венком из листьев этого дерева раньше награждали победителей (Лавр)
  • Ветка, какого растения украшает фуражку лесника (Дуб)

Дети поочерёдно отвечают на вопросы. За правильный ответ дается фишка =1 балл.

Максимальное количество баллов за этот конкурс – 5 баллов. 

Рефлексия

     V.    Подведение итогов урока.

Ребята, мы достигли цели нашего урока? Давайте вернемся к ней.

Почему эпиграфом урока было высказывание Л.Н. Толстого “Для восприятия чужой мудрости нужна, прежде всего, самостоятельная работа”.

(Признаки двудольных и однодольных растений, семейства растений, были известны до нашего урока, т.е. это чужая мудрость. Но, так как мы сами трудились на уроке, находя их, эти знания стали нашим достоянием.)

Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:

узнал ли я что-то новое, смогу ли применить эти знания на практике, достаточно ли активно работал на  уроке. Оценку поставьте в дневники.

Осталось поставить оценку нашей совместной деятельности.

Понравился ли вам урок?

Интересно ли вам было на уроке? Выберите рисунок, который показывает ваше  настроение в конце урока,  а остальные вычеркните. Изменилось ли ваше настроение?

6. Домашнее задание.

Обязательная часть –повторить признаки двудольных и однодольных растений по таблице.

Дополнительная часть на выбор

 1. Назвать покрытосеменные растения выращиваемые в собственном огороде.                       Определить к какому классу и семейству они относятся. Оформить в таблице.

2. Подготовить сообщение о каком-нибудь интересном цветковом растении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.

Учитель знакомит детей со способом пересадки растения, называемым - перевалка. При данном способе пересадки не нарушается корневая структура пересаживаемого растения и не повреждается земляной ком....

Тесты для 6 класса по темам: "Жизнь растений" и "Размножение растений"

Тесты для учащихся 6 класса по темам: "Жизнь растений" и "Размножение растений"  Можно использовать учителям работающим по программе: В.В. Пасечника "Биология. Растения"...

Тест по теме "Красная книга растений. Многообразие культурных растений"

В тесте по теме "Красная книга растений. Многообразие культурных растений"  тридцать вопросов. Имеется ключ и критерии оценивания. Время выполнения теста 15-17 минут. Уровень сложности - средний....

Проверочная работа по теме: "Мир растений. Условия жизни растений", 6 класс.

Эти тестовые задания могут быть использованы в качестве проверки знаний по теме "Мир растений. Условия жизни растений"....

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. 6 класс

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.Размножение – одно из обязательных свойств живого организма. Размножение – увеличение числа ос...

«Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления».

Цель: ознакомить учащихся с понятием побега, с особенностями вегетативных и генеративных почек.Задачи:-         Сформировать представление о побеге как сложном ...