Дыхание
творческая работа учащихся по биологии (8 класс)

Монгуш Татьяна Оккуена

Творческие работы учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie.docx40.64 КБ

Предварительный просмотр:

Кожуунная научно-практическая конференция  « Шаг в будущее «

Тема: «Взаимосвязь работы органов дыхания и физической нагрузки».

Выполнил ученик 8 класса: Оюн Аймир

Научный руководитель: Монгуш Татьяна Оккуевна

учитель биологии и химии 1 кат.

Усть-Элегест-2019 г.

Цель работы: исследование процессов внешнего дыхания.

Задачи работы: исследовать жизненную емкость легких учащихся класса и исследовать влияние дозированной нагрузки на задержку дыхания у учащихся класса.

Методика исследования.

Опыт № 1 Подсчет дыхательных движений в покое.

Работа проводится в парах. Экспериментатор кладет на верхнюю часть груди испытуемого широко расставленную руку и считает количество вдохов за 1 минуту ( в положении стоя )

Опыт № 2 Расчет жизненной емкости легких. Для подростков она рассчитывается по следующим формулам.

Мальчики 13-16 лет.

ЖЕЛ =рост (см) * 0,052-возраст ( лет) *0,022-4,2=

Девочки  8-16 лет.

ЖЕЛ=рост (см) *0,041-возраст ( лет)*0,018-3,7=

Опыт № 3 Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе.

Работа проводится в парах. Испытуемый в течении 3-4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде, после обычного выдоха глубокий вдох и задерживает дыхание, на сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления.

Опыт № 4 Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выдохе.

Испытуемый в течение 3-4 минут в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий выдох и задерживает дыхание, на сколько сможет, зажав при этом нос. Испытатель, пользуясь секундомером, определяет время от задержки дыхания до момента его возобновления.

Опыт № 5 Определение максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки.

В положении сидя испытуемый задерживает дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе. После 5 минут отдыха делает 20 приседаний за 30 секунд. По окончании работы садится на стул и задерживает дыхание. После отдыха 1 минут снова делает приседания с задержкой дыхания на спокойном вдохе.

Опыт № 6. Проба Серкина.

1 фаза-определение задержки дыхания на вдохе сидя.

2 фаза – 20 приседаний за 30 сек, затем задержка дыхания.

3 фаза-отдых 1 мин и повторение 1 фазы.

Обоснование работы.

В своей работе я должен выяснить особенности частоты дыхания в покое и после физической нагрузки, с помощью формул у подростков и будет определена ЖЕЛ, установлю влияние задержки дыхания в покое и после физической нагрузки на частоту дыхания, сравню время максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе и глубоком выдохе. Мной будет исследовано, как влияет искусственная гипервентиляция легких на время максимальной задержки дыхания. Я надеюсь, что результаты, полученные в ходе работы, будут интересны для испытуемых.

Обзор литературы.

Человек всегда стремился познать свое тело. С глубокой древности и до наших дней умнейшие представители человеческой расы интересовались строением и функционированием человеческого организма. Сведения о строении сердца, легких, почек и других органов содержатся в древних книгах китайской «Нейцзин», индусской «Аюр-Веда». Среди величайшей ученой древности можно назвать древнегреческого врача Гипократа. Аристотеля и древнегреческого врача Клавдий Гален и многие другие.Много замечательных ученых занимаются науками о строении человека и в наше время. Среди наших соотечественников можно отметить работы А. П. Протаева, И. И. Пирогова, И. М. Сеченова, И. П. Павлов.

        Дыхание -  совокупность физиологических процессов, обеспечивающих газообмен между организмом и внешней средой (внешнее дыхание) и окислительными процессами в клетках, в результате которых выделяется энергия (клеточное дыхание). Дыхание человека постоянно приспосабливается в изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, что обеспечивается процессами нервной и гуморальной регуляции.

        К 15 годам у подростка частота дыхания составляет 15 дыхательных движений в 1 мин. При занятиях физической культурой частота дыхания урежается и составляет 10-15. Нагрузку при занятиях физической культурой следует регулировать так, чтобы дыхание после занятий не превышала у взрослых 30, у детей 40 дыхательных движений, а восстановление ее исходной величины происходит не чем за 7-9 мин. Частота вдохов в душном помещении увеличивается, потому что дыхание становиться поверхностным. Поэтому в душном помещении резко снижается трудоспособность, т.к. больше тратиться энергии на процессы в легких, в результате которых выделяется энергия (клеточное дыхание).  Труднее становиться дышать, и когда плотно поешь, т.к. желудок давит на диафрагму, которая поднимается вверх и затрудняет увеличение объема легких. Интенсивность процессов дыхания зависит от ряда факторов. Она возрастает с увеличением тепло потерь. Больше кислорода нужно растущему организму. С увеличением жизненной емкости легких глубина дыхания увеличивается, а частота дыхательных движений уменьшается. Потребность в кислороде при работе увеличивается, поэтому необходимо обеспечить непрерывный приток свежего воздуха.  

ОПЫТ № 1.  Дыхательные движения

Оборудование: часы с секундной стрелкой

Работа проводится в парах. Экспериментатор кладет на верхнюю часть груди испытуемого широко расставленную руку и считает количество вдохов за 1 минуту (в положении стоя).

Испытуемый

Количество вдохов за 1 мин

1. Оюн Аймир

20

2. Монгуш Карим

22

3. Оюн Аяс

35

4. Салчак Баян-Доржу

16

5. Даржаа Урансай

24

6. Чернявский Александр

32

7. Сан-оол Чойган

15

8. Кудрявцева Ольга

22

9. Ооржак Ай-Хаан

25

10. Монгуш Очур

29

11. Монгуш Аялга

24

12. Сайбуу Аюш

Среднее арифметическое = (20+22+35+16+24+32+15+22+25+29+24+23):12=287:12=24 ( вдохов за 1 мин. )

23

Опыт № 2. Расчет жизненной емкости легких.

Жизненная емкость легких рассчитана по формулам указанным в методике проведения исследований.

Мальчики 13-16 лет ЖЕЛ =  (рост (см) * 0,052) -  (возраст (лет) * 0,022) – 4,2.

Девочки 8-16 лет ЖЕЛ = (рост (см) * 0,041) – (возраст (лет)  * 0,018) – 3,7

1.Оюн Аймир  161*0,052 – 14*0,022 – 4,2 = 3,86

2. Монгуш Карим 162*0,052 – 13*0,022 – 4,2 = 3,93

3. Оюн Аяс 167*0,052 – 14*0,022 – 4,2 = 4,17

4. Салчак Баян-Доржу 173*0,052 – 14*0,022 – 4,2 = 4,33

5. Даржаа Урансай 159*0.041 – 14*0,018 – 3,7 = 2,57

6. Чернявский Александр 176*0,052 – 15*0,022 – 4,2 = 4,64

7. Сан-оол Чойган 170*0,052 – 14*0,022 – 4,2 = 4,33

8. Кудрявцева Ольга 156*0,041 – 14*0,018 – 3,7 = 2,43

9. Ооржак Ай-Хаан 156*0,052 – 14*0,022 – 4,2 = 3,6

10.Монгуш Очур 173*0,052 – 15*0,022 – 4,2 = 4,46

11. Монгуш Аялга 168*0,041 – 13*0,018 – 3,7 = 2,9

12. Сайбуу Аюш 177*0.052 – 14*0,022 – 4,2 = 4,7

Вывод: Среднее арифметическое (мальчиков (13 лет) = 3,9

             Среднее арифметическое (мальчиков (14 лет) = (3,97 + 4,17 + 4,33 + 4,33 + 3,6 + 4,7):6= 4,18

             Среднее арифметическое (мальчиков(15 лет) = (4,64 + 4,46):2= 4,55

             Среднее арифметическое (девочек(13 лет) = 2,9

             Среднее арифметическое (девочек(14 лет) = (2,57 + 2,43):2= 2,5

Опыт № 3. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выходе.

Оборудование: часы с секундной стрелкой

Испытуемые

Максимальное время задержки дыхания на глубоком вдохе, секунды

1. Оюн Аймир

60

2. Оюн Аяс

50

3. Салчак Баян-Доржу

45

4. Даржаа Урансай

54

5. Чернявский Александр

48

6. Монгуш Карим

56

7. Сан-оол Чойган

52

8. Кудрявцева Ольга

45

9. Оржак Ай-Хаан

50

10. Монгуш Очур

51

11. Монгуш Аялга

55

12. Сайбуу Аюш

     

41

Среднее арифметическое = (60+50+45+54+48+56+52+45+50+51+55+41):12= 49 секунд

Опыт № 4. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выдохе.

Испытуемые

Максимальное время задержки дыхания на глубоком выдохе, секунды

1. Оюн Аймир

15

2. Монгуш Карим

12

3. Оюн Аяс

18

4. Салчак Баян-Доржу

15

5. Даржаа Урансай

13

6. Чернявский Александр

18

7. Сан-оол Чойган

19

8. Кудрявцева Ольга

21

9.Ооржак Ай-Хаан

18

10. Монгуш Очур

30

11. Монгуш Аялга

24

12. Сайбуу Аюш

     

30

Среднее арифметическое = (15+12+18+15+13+18+19+21+18+30+24+30):12=19 секунд

Опыт № 5. Определение времени максимальной задержки дыхания после искусственной гипервентиляции легких (учащенного дыхания)

Испытуемые

Максимальное время задержки с наибольшей глубиной на максимальном вдохе, секунды.

1. Оюн Аймир

100

2. Монгуш Карим

90

3. Оюн Аяс

83

4. Салчак Баян-Доржу

97

5. Даржаа Урансай

120

6. Сан-оол Чойган

60

7. Чернявский Александр

75

8. Кудрявцева Ольга

82

9. Ооржак Ай-Хаан

110

10. Монгуш Очур

90

11. Монгуш Аялга

105

12.Сайбуу Аюш

     

60

Среднее арифметическое = (100+90+83+97+120+60+75+82+110+90+105+60):12=89 секунд 89:49 = 1,8 раза

Опыт № 6. Трехфазная проба профессора Л. Г. Серкина

Испытуемые

Максимальное время задержки дыхания в покое (1 фаза)

Максимальное время задержки дыхания, после 20 приседаний и в % от 1 фазы

Максимальное время задержки дыхания, после отдыха 1 мин и в % от 1 фазы

1.Оюн Аймир

55

31(57%)

57(103%)

2. Монгуш Карим

50

20(40%)

46(92%)

3. Оюн Аяс

45

20(45%)

40(90%)

4. Салчак Баян-Доржу

54

28(52%)

57(106%)

5. Даржаа Урансай

48

15(31%)

47(97%)

6. Чернявский Александр

49

14(28%)

32(66%)

7. Сан-оол Чойган

52

25(48%)

48(93%)

8. Кудрявцева Ольга

45

22(48%)

45(100%)

9. Ооржак Ай-Хаан

50

20(41%)

48(96%)

10. Монгуш Очур

51

26(52%)

51(100%)

11. Монгуш Аялга

55

22(40%)

39(71%)

12. Сайбуу Аюш

40

10(25%)

24(59%)

ВЫВОД:

Максимальная задержка дыхания после физической нагрузки уменьшается в среднем на 40% - 70% у здоровых и более 70% у людей с нарушением здоровья, после непродолжительного отдыха (1мин), время задержки  дыхания увеличилось по сравнению с задержкой   дыхания в покое у здоровых, тренированных людей, составляет 70-100%,  

ВЫВОД:

В ходе эксперимента установлена, что среднее количество вдохов ха 1 мин, составило 24, это величина выше средней (15 вдохов) что можно объяснить, проведением эксперимента в душном помещении

Рассмотрев испытуемых и составив таблицу по возрастам, мы видим, что величина ЖЕЛ равна или выше среднестатистического. Это связана с увеличением среднего роста детей в каждой возрастной группе.

В результате проведённых опытов задержки дыхания на вдохе установлена, что результат, которой показали испытуемые удовлетворяет требования, предъявляемые к детям.

В результате проведённых опытов по задержке дыхания на выдохе у подростков зафиксирован результат от 12 до 30 секунд, в среднем 19 секунд, он превышает среднестатистический (12 – 13 секунд).

ЛИТЕРАТУРА

  1. А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Маркосян. Детская энциклопедия. Том 7. Человек.
  2. И. Ю. Павлов, Д. В. Вахненко, Д. В. Москичев. Биология. Пособие – репетитор для поступающих в вузы.
  3. Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. 8 класс. Человек. Москва: изд-во «Дрофа», 1999 г.
  4. В. В. Пасечник. Биология. 8 класс. Человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Дыхание» Урок 1. Газообмен в легких и тканях Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях

Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ...

«Виды дыхания в народном хоровом пении. Цепное дыхание».

Занятие  фольклорного коллектива. Продолжение темы "Выды дыханий"...

"Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания"

План конспект урока   по  программе для основной образовательной школы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова. Учебник "Биология. Человек", 8 класс....

Проверочная работа в формате ГИА по теме - «Дыхание. Система дыхания»

Цель работы: Проверка усвоения обучающимися знаний, сформированности умений в объеме, установленном обязательным минимумом содержания образования по теме «Дыхание. Система дыхания». Можно использовать...

План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека

Цель урока: выяснить особенности строения  органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциямиЗадачи урока:    образовательная:  изучить анатомические и морфологические особе...

. Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания

Урок биологии в 8 классе. Комбинированный урок. Урок участвовал в конкурсе "Учитель года- 2008"...

Урок "Дыхание. Строение органов дыхания"

Урок "Дыхание. Строение органов дыхания"...