Дыхание
творческая работа учащихся по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Кожуунная научно-практическая конференция « Шаг в будущее «
Тема: «Взаимосвязь работы органов дыхания и физической нагрузки».
Выполнил ученик 8 класса: Оюн Аймир
Научный руководитель: Монгуш Татьяна Оккуевна
учитель биологии и химии 1 кат.
Усть-Элегест-2019 г.
Цель работы: исследование процессов внешнего дыхания.
Задачи работы: исследовать жизненную емкость легких учащихся класса и исследовать влияние дозированной нагрузки на задержку дыхания у учащихся класса.
Методика исследования.
Опыт № 1 Подсчет дыхательных движений в покое.
Работа проводится в парах. Экспериментатор кладет на верхнюю часть груди испытуемого широко расставленную руку и считает количество вдохов за 1 минуту ( в положении стоя )
Опыт № 2 Расчет жизненной емкости легких. Для подростков она рассчитывается по следующим формулам.
Мальчики 13-16 лет.
ЖЕЛ =рост (см) * 0,052-возраст ( лет) *0,022-4,2=
Девочки 8-16 лет.
ЖЕЛ=рост (см) *0,041-возраст ( лет)*0,018-3,7=
Опыт № 3 Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе.
Работа проводится в парах. Испытуемый в течении 3-4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде, после обычного выдоха глубокий вдох и задерживает дыхание, на сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления.
Опыт № 4 Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выдохе.
Испытуемый в течение 3-4 минут в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий выдох и задерживает дыхание, на сколько сможет, зажав при этом нос. Испытатель, пользуясь секундомером, определяет время от задержки дыхания до момента его возобновления.
Опыт № 5 Определение максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки.
В положении сидя испытуемый задерживает дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе. После 5 минут отдыха делает 20 приседаний за 30 секунд. По окончании работы садится на стул и задерживает дыхание. После отдыха 1 минут снова делает приседания с задержкой дыхания на спокойном вдохе.
Опыт № 6. Проба Серкина.
1 фаза-определение задержки дыхания на вдохе сидя.
2 фаза – 20 приседаний за 30 сек, затем задержка дыхания.
3 фаза-отдых 1 мин и повторение 1 фазы.
Обоснование работы.
В своей работе я должен выяснить особенности частоты дыхания в покое и после физической нагрузки, с помощью формул у подростков и будет определена ЖЕЛ, установлю влияние задержки дыхания в покое и после физической нагрузки на частоту дыхания, сравню время максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе и глубоком выдохе. Мной будет исследовано, как влияет искусственная гипервентиляция легких на время максимальной задержки дыхания. Я надеюсь, что результаты, полученные в ходе работы, будут интересны для испытуемых.
Обзор литературы.
Человек всегда стремился познать свое тело. С глубокой древности и до наших дней умнейшие представители человеческой расы интересовались строением и функционированием человеческого организма. Сведения о строении сердца, легких, почек и других органов содержатся в древних книгах китайской «Нейцзин», индусской «Аюр-Веда». Среди величайшей ученой древности можно назвать древнегреческого врача Гипократа. Аристотеля и древнегреческого врача Клавдий Гален и многие другие.Много замечательных ученых занимаются науками о строении человека и в наше время. Среди наших соотечественников можно отметить работы А. П. Протаева, И. И. Пирогова, И. М. Сеченова, И. П. Павлов.
Дыхание - совокупность физиологических процессов, обеспечивающих газообмен между организмом и внешней средой (внешнее дыхание) и окислительными процессами в клетках, в результате которых выделяется энергия (клеточное дыхание). Дыхание человека постоянно приспосабливается в изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, что обеспечивается процессами нервной и гуморальной регуляции.
К 15 годам у подростка частота дыхания составляет 15 дыхательных движений в 1 мин. При занятиях физической культурой частота дыхания урежается и составляет 10-15. Нагрузку при занятиях физической культурой следует регулировать так, чтобы дыхание после занятий не превышала у взрослых 30, у детей 40 дыхательных движений, а восстановление ее исходной величины происходит не чем за 7-9 мин. Частота вдохов в душном помещении увеличивается, потому что дыхание становиться поверхностным. Поэтому в душном помещении резко снижается трудоспособность, т.к. больше тратиться энергии на процессы в легких, в результате которых выделяется энергия (клеточное дыхание). Труднее становиться дышать, и когда плотно поешь, т.к. желудок давит на диафрагму, которая поднимается вверх и затрудняет увеличение объема легких. Интенсивность процессов дыхания зависит от ряда факторов. Она возрастает с увеличением тепло потерь. Больше кислорода нужно растущему организму. С увеличением жизненной емкости легких глубина дыхания увеличивается, а частота дыхательных движений уменьшается. Потребность в кислороде при работе увеличивается, поэтому необходимо обеспечить непрерывный приток свежего воздуха.
ОПЫТ № 1. Дыхательные движения
Оборудование: часы с секундной стрелкой
Работа проводится в парах. Экспериментатор кладет на верхнюю часть груди испытуемого широко расставленную руку и считает количество вдохов за 1 минуту (в положении стоя).
Испытуемый | Количество вдохов за 1 мин |
1. Оюн Аймир | 20 |
2. Монгуш Карим | 22 |
3. Оюн Аяс | 35 |
4. Салчак Баян-Доржу | 16 |
5. Даржаа Урансай | 24 |
6. Чернявский Александр | 32 |
7. Сан-оол Чойган | 15 |
8. Кудрявцева Ольга | 22 |
9. Ооржак Ай-Хаан | 25 |
10. Монгуш Очур | 29 |
11. Монгуш Аялга | 24 |
12. Сайбуу Аюш Среднее арифметическое = (20+22+35+16+24+32+15+22+25+29+24+23):12=287:12=24 ( вдохов за 1 мин. ) | 23 |
Опыт № 2. Расчет жизненной емкости легких.
Жизненная емкость легких рассчитана по формулам указанным в методике проведения исследований.
Мальчики 13-16 лет ЖЕЛ = (рост (см) * 0,052) - (возраст (лет) * 0,022) – 4,2.
Девочки 8-16 лет ЖЕЛ = (рост (см) * 0,041) – (возраст (лет) * 0,018) – 3,7
1.Оюн Аймир 161*0,052 – 14*0,022 – 4,2 = 3,86 |
2. Монгуш Карим 162*0,052 – 13*0,022 – 4,2 = 3,93 |
3. Оюн Аяс 167*0,052 – 14*0,022 – 4,2 = 4,17 |
4. Салчак Баян-Доржу 173*0,052 – 14*0,022 – 4,2 = 4,33 |
5. Даржаа Урансай 159*0.041 – 14*0,018 – 3,7 = 2,57 |
6. Чернявский Александр 176*0,052 – 15*0,022 – 4,2 = 4,64 |
7. Сан-оол Чойган 170*0,052 – 14*0,022 – 4,2 = 4,33 |
8. Кудрявцева Ольга 156*0,041 – 14*0,018 – 3,7 = 2,43 |
9. Ооржак Ай-Хаан 156*0,052 – 14*0,022 – 4,2 = 3,6 |
10.Монгуш Очур 173*0,052 – 15*0,022 – 4,2 = 4,46 |
11. Монгуш Аялга 168*0,041 – 13*0,018 – 3,7 = 2,9 |
12. Сайбуу Аюш 177*0.052 – 14*0,022 – 4,2 = 4,7 |
Вывод: Среднее арифметическое (мальчиков (13 лет) = 3,9
Среднее арифметическое (мальчиков (14 лет) = (3,97 + 4,17 + 4,33 + 4,33 + 3,6 + 4,7):6= 4,18
Среднее арифметическое (мальчиков(15 лет) = (4,64 + 4,46):2= 4,55
Среднее арифметическое (девочек(13 лет) = 2,9
Среднее арифметическое (девочек(14 лет) = (2,57 + 2,43):2= 2,5
Опыт № 3. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выходе.
Оборудование: часы с секундной стрелкой
Испытуемые | Максимальное время задержки дыхания на глубоком вдохе, секунды |
1. Оюн Аймир | 60 |
2. Оюн Аяс | 50 |
3. Салчак Баян-Доржу | 45 |
4. Даржаа Урансай | 54 |
5. Чернявский Александр | 48 |
6. Монгуш Карим | 56 |
7. Сан-оол Чойган | 52 |
8. Кудрявцева Ольга | 45 |
9. Оржак Ай-Хаан | 50 |
10. Монгуш Очур | 51 |
11. Монгуш Аялга | 55 |
12. Сайбуу Аюш
| 41 |
Среднее арифметическое = (60+50+45+54+48+56+52+45+50+51+55+41):12= 49 секунд
Опыт № 4. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выдохе.
Испытуемые | Максимальное время задержки дыхания на глубоком выдохе, секунды |
1. Оюн Аймир | 15 |
2. Монгуш Карим | 12 |
3. Оюн Аяс | 18 |
4. Салчак Баян-Доржу | 15 |
5. Даржаа Урансай | 13 |
6. Чернявский Александр | 18 |
7. Сан-оол Чойган | 19 |
8. Кудрявцева Ольга | 21 |
9.Ооржак Ай-Хаан | 18 |
10. Монгуш Очур | 30 |
11. Монгуш Аялга | 24 |
12. Сайбуу Аюш
| 30 |
Среднее арифметическое = (15+12+18+15+13+18+19+21+18+30+24+30):12=19 секунд
Опыт № 5. Определение времени максимальной задержки дыхания после искусственной гипервентиляции легких (учащенного дыхания)
Испытуемые | Максимальное время задержки с наибольшей глубиной на максимальном вдохе, секунды. |
1. Оюн Аймир | 100 |
2. Монгуш Карим | 90 |
3. Оюн Аяс | 83 |
4. Салчак Баян-Доржу | 97 |
5. Даржаа Урансай | 120 |
6. Сан-оол Чойган | 60 |
7. Чернявский Александр | 75 |
8. Кудрявцева Ольга | 82 |
9. Ооржак Ай-Хаан | 110 |
10. Монгуш Очур | 90 |
11. Монгуш Аялга | 105 |
12.Сайбуу Аюш
| 60 |
Среднее арифметическое = (100+90+83+97+120+60+75+82+110+90+105+60):12=89 секунд 89:49 = 1,8 раза
Опыт № 6. Трехфазная проба профессора Л. Г. Серкина
Испытуемые | Максимальное время задержки дыхания в покое (1 фаза) | Максимальное время задержки дыхания, после 20 приседаний и в % от 1 фазы | Максимальное время задержки дыхания, после отдыха 1 мин и в % от 1 фазы |
1.Оюн Аймир | 55 | 31(57%) | 57(103%) |
2. Монгуш Карим | 50 | 20(40%) | 46(92%) |
3. Оюн Аяс | 45 | 20(45%) | 40(90%) |
4. Салчак Баян-Доржу | 54 | 28(52%) | 57(106%) |
5. Даржаа Урансай | 48 | 15(31%) | 47(97%) |
6. Чернявский Александр | 49 | 14(28%) | 32(66%) |
7. Сан-оол Чойган | 52 | 25(48%) | 48(93%) |
8. Кудрявцева Ольга | 45 | 22(48%) | 45(100%) |
9. Ооржак Ай-Хаан | 50 | 20(41%) | 48(96%) |
10. Монгуш Очур | 51 | 26(52%) | 51(100%) |
11. Монгуш Аялга | 55 | 22(40%) | 39(71%) |
12. Сайбуу Аюш | 40 | 10(25%) | 24(59%) |
ВЫВОД:
Максимальная задержка дыхания после физической нагрузки уменьшается в среднем на 40% - 70% у здоровых и более 70% у людей с нарушением здоровья, после непродолжительного отдыха (1мин), время задержки дыхания увеличилось по сравнению с задержкой дыхания в покое у здоровых, тренированных людей, составляет 70-100%,
ВЫВОД:
В ходе эксперимента установлена, что среднее количество вдохов ха 1 мин, составило 24, это величина выше средней (15 вдохов) что можно объяснить, проведением эксперимента в душном помещении
Рассмотрев испытуемых и составив таблицу по возрастам, мы видим, что величина ЖЕЛ равна или выше среднестатистического. Это связана с увеличением среднего роста детей в каждой возрастной группе.
В результате проведённых опытов задержки дыхания на вдохе установлена, что результат, которой показали испытуемые удовлетворяет требования, предъявляемые к детям.
В результате проведённых опытов по задержке дыхания на выдохе у подростков зафиксирован результат от 12 до 30 секунд, в среднем 19 секунд, он превышает среднестатистический (12 – 13 секунд).
ЛИТЕРАТУРА
- А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Маркосян. Детская энциклопедия. Том 7. Человек.
- И. Ю. Павлов, Д. В. Вахненко, Д. В. Москичев. Биология. Пособие – репетитор для поступающих в вузы.
- Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. 8 класс. Человек. Москва: изд-во «Дрофа», 1999 г.
- В. В. Пасечник. Биология. 8 класс. Человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Дыхание» Урок 1. Газообмен в легких и тканях Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях
Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ...
«Виды дыхания в народном хоровом пении. Цепное дыхание».
Занятие фольклорного коллектива. Продолжение темы "Выды дыханий"...
"Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания"
План конспект урока по программе для основной образовательной школы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова. Учебник "Биология. Человек", 8 класс....
Проверочная работа в формате ГИА по теме - «Дыхание. Система дыхания»
Цель работы: Проверка усвоения обучающимися знаний, сформированности умений в объеме, установленном обязательным минимумом содержания образования по теме «Дыхание. Система дыхания». Можно использовать...
План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека
Цель урока: выяснить особенности строения органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциямиЗадачи урока: образовательная: изучить анатомические и морфологические особе...
. Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания
Урок биологии в 8 классе. Комбинированный урок. Урок участвовал в конкурсе "Учитель года- 2008"...
Урок "Дыхание. Строение органов дыхания"
Урок "Дыхание. Строение органов дыхания"...