. Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Урок биологии в 8 классе. Комбинированный урок. Урок участвовал в конкурсе "Учитель года- 2008"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
карточки для работы в группах, тест | 15.1 КБ |
Конспект урока | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания для 2 группы
Цель: изучить строение трахеи и бронхов
1.Каково строение трахеи?
2.Какую функцию выполняют хрящевые полукольца?
3.На сколько бронхов разветвляется трахея?
4.Что называют бронхиальным деревом?
5.Заполни таблицу:
Название органов дыхания | Функции |
Трахея | |
Бронхи |
Задания для 1 группы
Цель: изучить строение и функции гортани
1.Какой хрящ гортани является самым крупным?
2.Где он расположен?
3.Какие отделы гортани участвуют в образовании звуков?
4.Какова функция надгортанника?
5.Заполни таблицу:
Щитовидный хрящ | Голосовые связки | Надгортанник |
Функция: | Функция: | Функция: |
Задания для 3 группы
Цель: изучить строение легких
1.В какой полости расположены легкие?
2.Чем покрыты легкие?
3.Каково строение плевры?
4.Чем представлена ткань легких?
5.Заполни таблицу:
Название органа | Функции |
Альвеолы |
Тест
1.Внутри носовая полость разделена на:
Д) 2 части;
Е) 3 части;
Ж) 4 части.
2.Реснички мерцательног эпителия слизистой оболочки полости носа:
А) увеличивают поверхность слизистой оболочки;
Б) являются чувствительными приборами;
Ы) удаляют слизь и частички пыли из носа.
3.К органам дыхательной системы не принадлежит:
А) трахея;
Б) глотка;
В)носовая полость;
Х) аорта;
Р) гортань.
4.Орган, в котором образуются звуки находится:
А) в гортани;
Б) в легких;
В) в трахее.
5.Трахею образуют:
М) хрящевые пластинки;
Н) хрящевые полукольца;
О) хрящевые кольца.
6.На сколько главных бронхов делится трахея:
И) на 2;
К) на 3;
Л) на 4.
7.Продолжением трахеи является:
З) носоглотка;
Е) бронхи;
Ж) гортань.
Предварительный просмотр:
Тема урока. Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания.
Цель: ознакомить обучающихся с органами дыхания, изучить их строение и функции.
Задачи:
- Раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ в организме человека; сформировать представление о строении органов дыхания в связи с их функциями, о процессе образования голоса.
- Совершенствовать навыки самостоятельной работы; продолжить работу по обучению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять материалы, делать выводы и заключения
- Воспитывать заботу о собственном здоровье.
Оборудование: эпиграф на доске, иллюстрации «Эволюция дыхательной системы», сообщения «Мастера дыхания», «Дыхание и движение», задания для самостоятельной работы (инструктивные карты), МП3 «Берега России», тестовые задания, презентация.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Ход урока.
«Развитие и образование ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться должен
достигнуть этого собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением».
А.Дистервег
- Организационное начало урока
- Изучение нового материала
- Значение дыхание
«Чудный день! Пройдут века-
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.» Ф.И. Тютчев
- Вы, наверное, не раз слышали поговорку «Это нам нужно как воздух!». Она выражает особую потребность организма в воздухе.
Ещё древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни.
Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни».
Как много в жизни и состоянии человека связано с дыханием- и состав крови, и движение, и чувство, и ум! Дыхание- в основе речи и пения. Как часто изменение деятельности организма вызывает перемену дыхания.
(Показ фрагмента фильма «Воздух необходим для жизни»)
- Постановка темы и задач урока
-Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?
- Что нам нужно узнать о дыхании?
-В качестве эпиграфа я взяла слова А. Дистервега. Это не случайно, ведь сегодня, вы в тесной взаимосвязи друг с другом, используя свои знания и силы узнаете одну из тайн строения человеческого организма.
Запишите в тетрадях число и тему урока.
- Эволюция дыхательной системы
-Выясним, как же усложнялась дыхательная система в процессе эволюции?
-Имеют ли специальные органы дыхания одноклеточные животные? Как дышат?
-У червей и губок- кожное дыхание.
-Как называются органы дыхания насекомых?
Рыбы дышат с помощью…?
- Начиная с земноводных преобладает легочное дыхание, но у птиц есть особенность. Какая?
-Наибольшего совершенства достигло дыхание млекопитающих, за счет большого увеличения дыхательной поверхности легких.
Несмотря на различное строение органов дыхания, значение дыхания для всех организмов заключается в поступлении в организм кислорода, и выведение углекислого газа из организма.
Сообщение обучающегося «Мастера дыхания»
- Строение органов дыхания
Органы дыхания- это воздушные ворота в организм. Через них он сообщается с внешней средой, хотя они являются внутренними органами.
К органам дыхания относятся: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.
(Фрагмент фильма «Функции носа»)
- Слизистая оболочка помимо увлажнения, содержит фермент лизоцим и лейкоциты, которые обеззараживают микроорганизмы. Так почему не следует вдыхать воздух ртом?
-Воздух первоначально поступает в носовую полость, где слизистая оболочка увлажняет и обеззараживает, кровеносные сосуды согревают, а реснитчатый эпителий очищает воздух. Далее через носоглотку и ротовую часть глотки воздух поступает в следующие за ним отделы дыхательной системы: гортань, трахею, бронхи, легкие. Какое строение имеют эти органы, что происходит с воздухом в них вы узнаете выполнив самостоятельную работу.
5) Самостоятельная работа по вариантам ( инструктивные карты)
6) Отчет о выполненной работе
1. Из носовой полости воздух движется в следующий отдел дыхательной системы, который называется… (гортань)
2. Чем представлена гортань? (щитовидный хрящ, голосовые связки, надгортанник)
Продолжим заполнение таблицы.
- Далее воздух поступает в … (трахею)
- Каково строение трахеи? Расскажите используя таблицу Какова ее функция?
- Трахея разделяется на…(2) бронха.
- Бронхи ветвятся и образуют … (бронхиальное дерево)
- Какова функция трахеи и бронхов? (очищение воздуха от пыли)
- Далее воздух поступает в … (легкие0
- Чем представлена ткань легких? (альвеолы и разветвления бронхов)
Итак, вы видите, какой сложный путь проходит воздух от носовой полости до легких. А что происходит в легких вы узнаете на следующем уроке.
7) Сообщение «Дыхание и движение»
8) Физминутка (на мотив песни «Берега России» Витас)
Если хочешь здоровым быть, Занимайся своим дыханием
От него ведь зависимы , И здоровье, и состояние.
Ты гимнастикой друг займись развивать свои мышцы нужно
И пожалуйста не ленись это делать не так уж трудно
Припев:
Помещенье проветривать не забывай
Алкоголь и табак ты не употребляй
И уж тесной одежды ты не одевай
Закаляйся здоровьем своим управляй!
- Закрепление
- Индивидуальная работа по карточкам
- Тестирование
- Биологический диктант
Выберите правильные ответы на вопросы и зашифруйте их
- Не пропускает пищу в гортань
- Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его
- Покрывает легкие
- Внутри содержит голосовые связки
- Из трахеи воздух поступает в…
Ответы: 1. Гортань 2. Легкие 3. Трахея 4. Аорта 5. Носовая полость 6. Мерцательный эпителий 7. Глотка 8. Бронхи 9. Надгортанник 10. Плевра
- Верно ли утверждение
- Органы дыхание состоят из носовой полости и легких
- Легкие снаружи покрыты тонкой оболочкой- плеврой
- Кислород должен поступать в организм человека постоянно.
- Домашнее задание
С. 138-141, вопросы
Творческое задание: 1ряд- мини- сочинение; 2 ряд- памятка- «Правильное дыхание»
- Рефлексия
Работа с эпиграфом урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания"
План конспект урока по программе для основной образовательной школы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова. Учебник "Биология. Человек", 8 класс....
Урок по биологии 8 класс "Строение и функции органов дыхания"
На этом уроке учащиеся раскроют значение дыхания, узнают, как устроена и как работает дыхательная система. Кроме того, ученики познакомятся с механизмом образования голоса и узнают, почему голоса разн...
Разработка открытого урока «Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания»
Урок по теме "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания" 8 класс....
"Строение и функции органов дыхания"
Разработка урока путешествия по органм дыхания....
Конспект урока "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания" 8 класс
Разработка урока с использование элементов проблемного обучения. по программе Понаморевой....
презентация к уроку "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания."
данная работа иллюстрирует работу на уроке. Ссылка на конспект урока: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/03/26/konspekt-uroka-dyhanie-ego-znachenie-stroenie-i-funktsii-organov...
Дидактические карточки по биологии на тему "Значения дыхания. Строение и функции органов дыхания" (8 класс)
Документ содержит карточки с вопросами по данной теме....