Урок "Грибы - паразиты"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Махно Елена Анатольевна

Конспект урока "Грибы - паразиты" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок "Грибы-паразиты"131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока биология 5 класс (ФГОС ООО)

Тема урока:  Грибы- паразиты.

Цель урока: создать  условия для:

- расширения знаний о  многообразии грибов – паразитов и их значении;

- для развития умения пользоваться учебной литературой при реализации учебной цели, решать учебную задачу в составе ученической группы;

- для  развития учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Планируемые результаты обучения

Предметные: умение в процессе групповой работы  узнавать грибы -  паразиты на картинках и на натуральных объектах, знать их названия; объяснять роль грибов-паразитов в природе и жизни человека.

Метапредметные: использовать  в процессе групповой работы учебник для получения информации по теме урока, решать учебную задачу, оформлять  результаты наблюдений в виде таблицы, делать выводы о многообразии грибов-паразитов;

Личностные: проявлять  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Средства:

УМК:

-  авторская программа В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Программа  основного общего образования. Биологии. 5-9 классы. /сборник Рабочие программы. Биология. 5 – 9 классы: учебно – методическое пособие/сост. Г. М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2017. – с. 259 - 273;

-  учебник: В.В. Пасечник. Биология: Бактерии, грибы, растения 5 класс. - М.:  Дрофа 2017г;

- В.В.  Пасечник. Биология. Рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / Серия: Вертикаль — М. : Дрофа, 2017;

- В. В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 7 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2017 г.

 

- компьютерная презентация;                                                                                                                                                                           - натуральные объекты: трутовики, яблоки  пораженные  плодовой гнилью.

 -  текст учебника;

-  рабочая тетрадь на печатной основе.

Автор составителm:                                                                                                                                                                             Махно Елена Анатольевна учитель биологии и географии МБОУ КСОШ № 5, филиал Смирненская ООШ  Кулунднский район

Компоненты учебной деятельности

   Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I. Организационный этап урока.

Цель этапа: настроить учащихся на учебную работу.

1.  Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места.

Давайте, посмотрим, друг на друга и улыбнёмся.  Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.                                                       (Учитель создаёт благоприятный психологический настрой на работу).

2. В течение урока оценивать свою работу мы будем на листах самооценки. Познакомьтесь с ними (Приложение 1).

Лист включает в себя: перечень видов работ на  уроке, место для  самооценки

для каждого вида работы.

 Посмотрите критерии оценки. У кого есть вопросы?  

 Не забывайте, после каждого задания оценивать свою работу.

Слушают, настраиваются на деятельность

Самостоятельная работа:

Знакомство с листом самооценки.

3 минуты

Оценивание осуществляется по 2-х балльной шкале за выполненные задания по следующим критериям (на доске):

- самостоятельно справился с заданием - 2 балла,

- обращался за помощью для выполнения задание  – 1 балл,

- не справился с заданием, требуется помощь  – 0 баллов.

II. Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке.

Цель этапа актуализация  имеющихся знаний для определения темы урока.

Задает вопросы обучающимся:                                                                         - Какое царство живых организмов вы изучаете? (грибы)                                                         - Какая наука занимается изучением грибов? (микология)                                                      - Какую тему мы изучили на прошлом уроке?                                                                   - Вспомним ещё раз изученный материал, я предлагаю вам самостоятельно поработать с тестом «Какие утверждения верны?»

Перед Вами 6 предложений. Если вы согласны с данным утверждением, то поставьте знак «+» рядом с номером предложения, если нет, то знак «-».

 Утверждения:

1 Дрожжи размножаются почкованием +

2 Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев – симбиоз +                               3 Тонкие белые нити гриба – корни (гифы). –

4. Споры мукора созревают в кисточках (спорангиях) -                                                

5. Пеницилл – это плесневый гриб  +.

6 Грибы питаются готовыми органическими веществами +

 Выполнили, давайте проверим. Поменяйтесь тетрадями.

Проверяем правильные ответы на слайде.

  1. около правильных ответов одноклассников будем ставить знак «+».
  2. Подсчитайте количество правильных ответов.
  3. Оцените соответствующим баллом работу одноклассников, согласно наших критериев.

- отметьте в листе самооценки, на полях, свою работу по заданным критериям

- Встаньте те, кто справился с заданием и получил 2 балла.

- Какую тему повторяли, выполняя это задание?

- Поднимите руку те, у кого остались вопросы по теме « Плесневые грибы и дрожжи ».

Итак, я вижу, что тема  вами усвоена неплохо, можем  продолжать изучение.

Ответы детей

На вопросы учителя

Индивидуальная работа,  взаимопроверка и самооценка

Ответы правильные:

1«+»

2 «+»

3 «-»

4 «-»

5 «+»

6 «+»

По предложенным критериям  ребята оценивают свою работу.

1-2 правильных ответа - 0 баллов 3-4 правильных ответа - 1 балла;

5-6 правильных ответов -  2 балла

II. Целеполагание

Цель этапа: формирование познавательных мотивов учебной деятельности, определение учебной цели.

 -Что вы видите на слайде?

Сегодня мы отправимся в  путешествие. Мы с вами побываем не только в лесу, но и в поле, в саду. Вы побываете в роли агрономов, лесников, учителей. Человеку любой профессии нужны знания.

- Чтобы проверить, готовы ли вы к  путешествию за новыми знаниями,  я предлагаю вам работать на уроке в  группах. В течение 1 минуты распределите роли участников групп, и на полях в  тетради укажите, кто какую роль выполняет.

- Чтобы определить тему нашего занятия,

- Попытайтесь ответить на вопросы

-  Мы с Вами говорили, что грибы, питаются готовыми органическими веществами

- На какие группы по типу питания можно разделить грибы?  

-Какие грибы мы с вами уже изучили?

-Какие грибы будем изучать сегодня?

 «О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Сформулируйте тему урока»

- У кого другое мнение? Запишите тему урока в тетради. Учитель пишет на доске

 ИТАК, тема урока: « Грибы - паразиты»

- А что вы уже знаете о грибах-паразитах?

- Работая в группе, обсудите: «Что еще вы не знаете и хотели бы знать о грибах-паразитах?»

- Постарайтесь  каждый сформулировать цель урока

Итак, наша ЦЕЛЬ:  изучить грибы - паразиты, их многообразие и значение (учитель записывает цель на доске).

( оцените свою работу  на этапе постановки цели и отметьте баллом на полях в тетради)

Ответ учащихся      Лес

Учащиеся распределяют роли,  отвечают на вопросы учителя

Обсуждение в группе темы урока.

Высказывание учащихся групп  (ученики класса выражают своё согласие или нет с помощью условных знаков – поднятая или опущенная рука),

формулирование  темы урока.

   

Работа в группе

- узнать о грибах-паразитах о их многообразии и значении

(Предлагаю свой вариант, анализируют, формулируют и записывают цель в тетради)

3минуты

САМООЦ.

III.Планирование предстоящей деятельности

Цель этапа: умение планировать свою деятельность

- Что нам необходимо для  достижения  цели урока?

- Работая в группах, обсудите, какие пункты могут быть в плане  достижения поставленной цели .

План урока:

1. Название гриба-паразита.

2. Внешние признаки болезни

3. На ком паразитирует.

(учитель на доске фиксирует пункты плана)

( оцените свое умение планировать  свою деятельность  и отметьте баллом на полях в тетради)

-Как можно систематизировать большой объем информации? Мы будем систематизировать в виде таблицы.

Ответы:

Составить план работы.

Работа в группе.

Обсуждают, высказывают своё мнение в группе. Варианты ответов ребят (устно).

5 минуты

САМООЦ.

IV. Реализация намеченного

Цель этапа: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал, обобщать изученное.

-Ребята, кто знает, какие зерновые культуры выращивают в нашем районе? (Слайд 3)

Иногда серьёзный урон урожаю наносят грибы - паразиты. Что это за грибы? Начнём изучение с паразитов хлебных злаков.    
1.группа изучает паразиты хлебных злаков 

Обратите внимание на следующий слайд.

- Во время прогулок по лесу, попадались ли вам копытообразные наросты на деревьях.

- Что это?

2 группа изучает Паразиты деревьев.
- Поднимите руку у кого из вас есть огород?

- Случалось ли такое, что на томате появляются чёрные пятна?

-Чем вызвано появление этих пятен?

3. группа изучает грибковые заболевания овощных растений.

- Ребята, у вас на столах, в чашках Петри лежат яблоки. Эти яблоки я купила на рынке.  Но их нельзя употреблять в пищу. Почему?  

4. группа изучает грибковые заболевания плодово-ягодных культур.

Высказывание одной пары (ученики класса выражает своё согласие или нет с помощью условных знаков – поднятая или опущенная рука)

Работа с учебником стр.  

Ответы уч-ся: выполнили

(уч-ся с помощью сигнальных знаков выражают своё согласие)

3 минут

 

  самооценка

Цель этап:  развитие умения  пользоваться инструкцией для выполнения групповой работы

  Каждая группа получает индивидуальное задание и работает в течение 5 минут. Краткую информацию записываем в таблицу  ( в рабочей тетради на стр…..учитель раздает инструкции для групповой работы).

Работа  в группах, согласно инструкции.

Общая инструкция для всех групп.

I. План  работы  для группы

1.Прочитайте текст учебника .

2. Рассмотрите рисунки

2. Заполните таблицу. ( в рабочей тетради стр…..)

II. Индивидуальное задание 1 группе.

Иногда серьёзный урон урожаю наносят грибы - паразиты. Что это за грибы? В

II. Индивидуальное, задание 2 группе.

Во время прогулок по лесу, попадались ли вам копытообразные наросты на деревьях.

- Что это?

II. Индивидуальное, задание 3 группе.

На томате появляются чёрные пятна.

-Чем вызвано появление этих пятен?

II. Индивидуальное, задание 4 группе.

Почему, яблоки, купленные на рынке нельзя употреблять в пищу?

7 минуты

Физкультминутка.

Вы немножко устали.  Я предлагаю вам отдохнуть

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)

Выполняют упражнения

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Присаживайтесь на свои места. Продолжим нашу работу

- Давайте, послушаем  выступающих от групп. 

-остальные: слушаем, пытаемся понять, и записываем  в таблицу. (Таблица проецируется на слайде)

Итог:

- что на данном этапе нам удалось изучить? (сопоставляем с  планом)

Выступление члена группы, учащиеся других групп слушают,  и каждый записывает в тетрадь.

Ответы уч-ся

По 2 минуты на выступление

(12 минут всего)

  1. Обобщение

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Обобщим полученные знания в виде схемы

Задание:

- Закончите схему

Грибы - паразиты

 

   

             

Грибы - паразиты

                                                    ?

        Плодовая

Головня                              гниль

Спорынья      Трутовики     Парша

         

                                        Фитофтора

                                      Мучнистая роса

При заполнении схемы, посмотрите, у нас  есть вопрос. Вы на него дадите ответ дома поработая с текстом на стр… учебника

Оцените свою работу на этапе обобщения знаний на полях самооценки.

Самостоятельная (индивидуальная)  работа в тетради.

Составление итоговой схемы. Фронтальная работа

(проверка самостоятельной работы на слайде)

Учащиеся оценивают свою работу по ранее предложенным критериям

3 минуты

САМООЦ.

  1. Итог урока

Контроль

Самооценка.

Рефлексия учебной деятельности

- Какую тему мы сегодня рассматривали?

-Вспомните цель, стоявшую перед вами.

- Смогли ли мы достичь её. Почему?

 Кто понял, разобрался с содержанием темы урока?

- А сейчас вы побываете в роли учителей. Оцените свою работу на уроке, подсчитав общий балл на полях тетради в графе самооценка.

Фронтальная и самостоятельная работа

уч-ся.

Индивидуальная проверка:

 оценивают свою работу на уроке.

Перевод баллов в отметку: 

    4 балла  – отметка «3»

    5-7 баллов - отметка «4»

     8-10 баллов – отметка «5»

2 минуты

Эмоциональная рефлексия

Скоро все деревья распустят молодые листочки. Пусть и наше дерево оживёт. На ваших столах лежат листья трех цветов. Если вам понравился урок, приклейте на дерево зеленый листочек, если не очень, то – желтый, если совсем не понравился, то – красный. (Прохожу по рядам).

Приклеивают на дерево листья соответствующего цвета.

1 минута

  1. Домашнее

задание

Цель: организовать закрепление изученного на уроке, самообразование

Для закрепления полученных знаний предлагаю выполнить домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание: Всем параграф 16, и вопросы после него.                               Творческое задание   – составить кроссворд по теме  урока.                                         Индивидуальное задание – дополнить схему?

Спасибо всем за урок!                                 Думаю те знания, которые вы получили на сегодняшнем уроке, вам пригодятся в жизни.

1 минута

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Самооценка на разных этапах урока

 (отметку ставим на полях в тетради)

Критерии оценки:

Самостоятельно справился с заданием - 2 балла,

Обращался за помощью для выполнения задания  – 1 балл,

не справился с заданием, требуется помощь  – 0 баллов. 

№ этапа

Этапы работы на уроке

Самооценка

1.

 Определение  темы и цели урока.    

Отметка на полях тетради

2.

Составление плана урока по теме

Отметка на полях тетради

3.

Участие в работе группы по выполнению задания

Отметка на полях тетради

4.

Составление обобщающей схемы «Грибы - паразиты»

Отметка на полях тетради

ОБЩИЙ БАЛЛ

Перевод баллов в отметку:   4 балла  – отметка «3»

                                                  5-7 баллов - отметка «4»

                                                  8-10 баллов – отметка «5»

           

                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 2                                                  

Общая инструкция для всех групп.

I. План  работы  для группы

      1.Прочитайте текст учебника

      2. Рассмотрите рисунок

      2. Заполните таблицу в тетради на печатной основе на стр….

II. Индивидуальное задание 1 группе.

Иногда серьёзный урон урожаю наносят грибы - паразиты. Что это за грибы?

II. Индивидуальное, задание 2 группе.

Во время прогулок по лесу, попадались ли вам копытообразные наросты на деревьях.

- Что это?

II. Индивидуальное, задание 3 группе.

На томате появляются чёрные пятна.

-Чем вызвано появление этих пятен?

II. Индивидуальное, задание 4 группе.

Почему, яблоки, купленные на рынке нельзя употреблять в пищу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация исследовательской работы по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников Детского дома" выполненния Некрасовым Никитой 5 класс

Текстовый вариант презентации исследовательской работы воспитанника 5 класса "Б" МКОУ "Деский дом-школа№95" "Дом детства" по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников детского дома"...

Презентация исследовательской работы по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников Детского дома", выполненния Некрасовым Никитой 5 класс

Слайдовая презентация исследовательской работы по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников Детского дома", выполненния Некрасовым Никитой 5 класс "Б" МКОУ "Детский дом-школа №95" "Дом детства" г. Нов...

ход урока по теме "Слова-паразиты в речи молодежи"

Данный материал представляет собой подробный ход урока на тему "Слова-паразиты вречи молодежи".  "Слосромм...

Слова-паразиты в речи молодежи

Презентация к открытому уроку, ход которого находится на моем сайте...

Методическая разработка урока в 6 классе с презентацией "Грибы-паразиты"

Методическая разработка урока  с презентацией в 6 классе по теме "Грибы-паразиты" к учебнику В.В. Пасечника....

Презентации по ботанике. Грибы - паразиты

Презентация "Грибы-паразиты": рассматриваются    факультативные  и облигатные паразитирующие  на растениях....

Урок биологии "Черви-паразиты" в 8 классе специальной (коррекционной) школы

Данный урок дает возможность учащимся получить в доступной форме знания о червях - паразитах и мерах профилактики заболеваний, вызываемых различными паразитами....