Урок "Грибы - паразиты"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Проект урока биология 5 класс (ФГОС ООО)
Тема урока: Грибы- паразиты.
Цель урока: создать условия для:
- расширения знаний о многообразии грибов – паразитов и их значении;
- для развития умения пользоваться учебной литературой при реализации учебной цели, решать учебную задачу в составе ученической группы;
- для развития учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Планируемые результаты обучения
Предметные: умение в процессе групповой работы узнавать грибы - паразиты на картинках и на натуральных объектах, знать их названия; объяснять роль грибов-паразитов в природе и жизни человека.
Метапредметные: использовать в процессе групповой работы учебник для получения информации по теме урока, решать учебную задачу, оформлять результаты наблюдений в виде таблицы, делать выводы о многообразии грибов-паразитов;
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Средства:
УМК:
- авторская программа В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Программа основного общего образования. Биологии. 5-9 классы. /сборник Рабочие программы. Биология. 5 – 9 классы: учебно – методическое пособие/сост. Г. М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – с. 259 - 273;
- учебник: В.В. Пасечник. Биология: Бактерии, грибы, растения 5 класс. - М.: Дрофа 2017г;
- В.В. Пасечник. Биология. Рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / Серия: Вертикаль — М. : Дрофа, 2017;
- В. В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 7 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2017 г.
- компьютерная презентация; - натуральные объекты: трутовики, яблоки пораженные плодовой гнилью.
- текст учебника;
- рабочая тетрадь на печатной основе.
Автор составителm: Махно Елена Анатольевна учитель биологии и географии МБОУ КСОШ № 5, филиал Смирненская ООШ Кулунднский район
Компоненты учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
I. Организационный этап урока. Цель этапа: настроить учащихся на учебную работу. | 1. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места. Давайте, посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. (Учитель создаёт благоприятный психологический настрой на работу). 2. В течение урока оценивать свою работу мы будем на листах самооценки. Познакомьтесь с ними (Приложение 1). Лист включает в себя: перечень видов работ на уроке, место для самооценки для каждого вида работы. Посмотрите критерии оценки. У кого есть вопросы? Не забывайте, после каждого задания оценивать свою работу. | Слушают, настраиваются на деятельность Самостоятельная работа: Знакомство с листом самооценки. | 3 минуты Оценивание осуществляется по 2-х балльной шкале за выполненные задания по следующим критериям (на доске): - самостоятельно справился с заданием - 2 балла, - обращался за помощью для выполнения задание – 1 балл, - не справился с заданием, требуется помощь – 0 баллов. |
II. Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке. Цель этапа актуализация имеющихся знаний для определения темы урока. | Задает вопросы обучающимся: - Какое царство живых организмов вы изучаете? (грибы) - Какая наука занимается изучением грибов? (микология) - Какую тему мы изучили на прошлом уроке? - Вспомним ещё раз изученный материал, я предлагаю вам самостоятельно поработать с тестом «Какие утверждения верны?» Перед Вами 6 предложений. Если вы согласны с данным утверждением, то поставьте знак «+» рядом с номером предложения, если нет, то знак «-». Утверждения: 1 Дрожжи размножаются почкованием + 2 Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев – симбиоз + 3 Тонкие белые нити гриба – корни (гифы). – 4. Споры мукора созревают в кисточках (спорангиях) - 5. Пеницилл – это плесневый гриб +. 6 Грибы питаются готовыми органическими веществами + Выполнили, давайте проверим. Поменяйтесь тетрадями. Проверяем правильные ответы на слайде.
- отметьте в листе самооценки, на полях, свою работу по заданным критериям - Встаньте те, кто справился с заданием и получил 2 балла. - Какую тему повторяли, выполняя это задание? - Поднимите руку те, у кого остались вопросы по теме « Плесневые грибы и дрожжи ». Итак, я вижу, что тема вами усвоена неплохо, можем продолжать изучение. | Ответы детей На вопросы учителя Индивидуальная работа, взаимопроверка и самооценка Ответы правильные: 1«+» 2 «+» 3 «-» 4 «-» 5 «+» 6 «+» По предложенным критериям ребята оценивают свою работу. 1-2 правильных ответа - 0 баллов 3-4 правильных ответа - 1 балла; 5-6 правильных ответов - 2 балла | |
II. Целеполагание Цель этапа: формирование познавательных мотивов учебной деятельности, определение учебной цели. | -Что вы видите на слайде? Сегодня мы отправимся в путешествие. Мы с вами побываем не только в лесу, но и в поле, в саду. Вы побываете в роли агрономов, лесников, учителей. Человеку любой профессии нужны знания. - Чтобы проверить, готовы ли вы к путешествию за новыми знаниями, я предлагаю вам работать на уроке в группах. В течение 1 минуты распределите роли участников групп, и на полях в тетради укажите, кто какую роль выполняет. - Чтобы определить тему нашего занятия, - Попытайтесь ответить на вопросы - Мы с Вами говорили, что грибы, питаются готовыми органическими веществами - На какие группы по типу питания можно разделить грибы? -Какие грибы мы с вами уже изучили? -Какие грибы будем изучать сегодня? «О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Сформулируйте тему урока» - У кого другое мнение? Запишите тему урока в тетради. Учитель пишет на доске ИТАК, тема урока: « Грибы - паразиты» - А что вы уже знаете о грибах-паразитах? - Работая в группе, обсудите: «Что еще вы не знаете и хотели бы знать о грибах-паразитах?» - Постарайтесь каждый сформулировать цель урока Итак, наша ЦЕЛЬ: изучить грибы - паразиты, их многообразие и значение (учитель записывает цель на доске). ( оцените свою работу на этапе постановки цели и отметьте баллом на полях в тетради) | Ответ учащихся Лес Учащиеся распределяют роли, отвечают на вопросы учителя Обсуждение в группе темы урока. Высказывание учащихся групп (ученики класса выражают своё согласие или нет с помощью условных знаков – поднятая или опущенная рука), формулирование темы урока.
Работа в группе - узнать о грибах-паразитах о их многообразии и значении (Предлагаю свой вариант, анализируют, формулируют и записывают цель в тетради) | 3минуты САМООЦ. |
III.Планирование предстоящей деятельности Цель этапа: умение планировать свою деятельность | - Что нам необходимо для достижения цели урока? - Работая в группах, обсудите, какие пункты могут быть в плане достижения поставленной цели . План урока: 1. Название гриба-паразита. 2. Внешние признаки болезни 3. На ком паразитирует. (учитель на доске фиксирует пункты плана) ( оцените свое умение планировать свою деятельность и отметьте баллом на полях в тетради) -Как можно систематизировать большой объем информации? Мы будем систематизировать в виде таблицы. | Ответы: Составить план работы. Работа в группе. Обсуждают, высказывают своё мнение в группе. Варианты ответов ребят (устно). | 5 минуты САМООЦ. |
IV. Реализация намеченного Цель этапа: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал, обобщать изученное. | -Ребята, кто знает, какие зерновые культуры выращивают в нашем районе? (Слайд 3) Иногда серьёзный урон урожаю наносят грибы - паразиты. Что это за грибы? Начнём изучение с паразитов хлебных злаков. Обратите внимание на следующий слайд. - Во время прогулок по лесу, попадались ли вам копытообразные наросты на деревьях. - Что это? 2 группа изучает Паразиты деревьев. - Случалось ли такое, что на томате появляются чёрные пятна? -Чем вызвано появление этих пятен? 3. группа изучает грибковые заболевания овощных растений. - Ребята, у вас на столах, в чашках Петри лежат яблоки. Эти яблоки я купила на рынке. Но их нельзя употреблять в пищу. Почему? 4. группа изучает грибковые заболевания плодово-ягодных культур. | Высказывание одной пары (ученики класса выражает своё согласие или нет с помощью условных знаков – поднятая или опущенная рука) Работа с учебником стр. Ответы уч-ся: выполнили (уч-ся с помощью сигнальных знаков выражают своё согласие) | 3 минут
самооценка |
Цель этап: развитие умения пользоваться инструкцией для выполнения групповой работы | Каждая группа получает индивидуальное задание и работает в течение 5 минут. Краткую информацию записываем в таблицу ( в рабочей тетради на стр…..учитель раздает инструкции для групповой работы). | Работа в группах, согласно инструкции. Общая инструкция для всех групп. I. План работы для группы 1.Прочитайте текст учебника . 2. Рассмотрите рисунки 2. Заполните таблицу. ( в рабочей тетради стр…..) II. Индивидуальное задание 1 группе. Иногда серьёзный урон урожаю наносят грибы - паразиты. Что это за грибы? В II. Индивидуальное, задание 2 группе. Во время прогулок по лесу, попадались ли вам копытообразные наросты на деревьях. - Что это? II. Индивидуальное, задание 3 группе. На томате появляются чёрные пятна. -Чем вызвано появление этих пятен? II. Индивидуальное, задание 4 группе. Почему, яблоки, купленные на рынке нельзя употреблять в пищу? | 7 минуты |
Физкультминутка. | Вы немножко устали. Я предлагаю вам отдохнуть Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.) Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. (Приседания.) На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним, ребята, Наклоняйся, раз-два-три, И в лукошко набери! (Наклоны.) Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.) | Выполняют упражнения | |
Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. | Присаживайтесь на свои места. Продолжим нашу работу - Давайте, послушаем выступающих от групп. -остальные: слушаем, пытаемся понять, и записываем в таблицу. (Таблица проецируется на слайде) Итог: - что на данном этапе нам удалось изучить? (сопоставляем с планом) | Выступление члена группы, учащиеся других групп слушают, и каждый записывает в тетрадь. Ответы уч-ся | По 2 минуты на выступление (12 минут всего) |
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. | Обобщим полученные знания в виде схемы Задание: - Закончите схему Грибы - паразиты
Грибы - паразиты ? Плодовая Головня гниль Спорынья Трутовики Парша
Фитофтора Мучнистая роса При заполнении схемы, посмотрите, у нас есть вопрос. Вы на него дадите ответ дома поработая с текстом на стр… учебника Оцените свою работу на этапе обобщения знаний на полях самооценки. | Самостоятельная (индивидуальная) работа в тетради. Составление итоговой схемы. Фронтальная работа (проверка самостоятельной работы на слайде) Учащиеся оценивают свою работу по ранее предложенным критериям | 3 минуты САМООЦ. |
Контроль Самооценка. Рефлексия учебной деятельности | - Какую тему мы сегодня рассматривали? -Вспомните цель, стоявшую перед вами. - Смогли ли мы достичь её. Почему? Кто понял, разобрался с содержанием темы урока? - А сейчас вы побываете в роли учителей. Оцените свою работу на уроке, подсчитав общий балл на полях тетради в графе самооценка. | Фронтальная и самостоятельная работа уч-ся. Индивидуальная проверка: оценивают свою работу на уроке. Перевод баллов в отметку: 4 балла – отметка «3» 5-7 баллов - отметка «4» 8-10 баллов – отметка «5» | 2 минуты |
Эмоциональная рефлексия | Скоро все деревья распустят молодые листочки. Пусть и наше дерево оживёт. На ваших столах лежат листья трех цветов. Если вам понравился урок, приклейте на дерево зеленый листочек, если не очень, то – желтый, если совсем не понравился, то – красный. (Прохожу по рядам). | Приклеивают на дерево листья соответствующего цвета. | 1 минута |
задание Цель: организовать закрепление изученного на уроке, самообразование | Для закрепления полученных знаний предлагаю выполнить домашнее задание. Откройте дневники и запишите домашнее задание: Всем параграф 16, и вопросы после него. Творческое задание – составить кроссворд по теме урока. Индивидуальное задание – дополнить схему? Спасибо всем за урок! Думаю те знания, которые вы получили на сегодняшнем уроке, вам пригодятся в жизни. | 1 минута |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Самооценка на разных этапах урока
(отметку ставим на полях в тетради)
Критерии оценки:
Самостоятельно справился с заданием - 2 балла,
Обращался за помощью для выполнения задания – 1 балл,
не справился с заданием, требуется помощь – 0 баллов.
№ этапа | Этапы работы на уроке | Самооценка |
1. | Определение темы и цели урока. | Отметка на полях тетради |
2. | Составление плана урока по теме | Отметка на полях тетради |
3. | Участие в работе группы по выполнению задания | Отметка на полях тетради |
4. | Составление обобщающей схемы «Грибы - паразиты» | Отметка на полях тетради |
ОБЩИЙ БАЛЛ |
Перевод баллов в отметку: 4 балла – отметка «3»
5-7 баллов - отметка «4»
8-10 баллов – отметка «5»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Общая инструкция для всех групп.
I. План работы для группы
1.Прочитайте текст учебника
2. Рассмотрите рисунок
2. Заполните таблицу в тетради на печатной основе на стр….
II. Индивидуальное задание 1 группе.
Иногда серьёзный урон урожаю наносят грибы - паразиты. Что это за грибы?
II. Индивидуальное, задание 2 группе.
Во время прогулок по лесу, попадались ли вам копытообразные наросты на деревьях.
- Что это?
II. Индивидуальное, задание 3 группе.
На томате появляются чёрные пятна.
-Чем вызвано появление этих пятен?
II. Индивидуальное, задание 4 группе.
Почему, яблоки, купленные на рынке нельзя употреблять в пищу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация исследовательской работы по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников Детского дома" выполненния Некрасовым Никитой 5 класс
Текстовый вариант презентации исследовательской работы воспитанника 5 класса "Б" МКОУ "Деский дом-школа№95" "Дом детства" по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников детского дома"...
Презентация исследовательской работы по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников Детского дома", выполненния Некрасовым Никитой 5 класс
Слайдовая презентация исследовательской работы по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников Детского дома", выполненния Некрасовым Никитой 5 класс "Б" МКОУ "Детский дом-школа №95" "Дом детства" г. Нов...
ход урока по теме "Слова-паразиты в речи молодежи"
Данный материал представляет собой подробный ход урока на тему "Слова-паразиты вречи молодежи". "Слосромм...
Слова-паразиты в речи молодежи
Презентация к открытому уроку, ход которого находится на моем сайте...
Методическая разработка урока в 6 классе с презентацией "Грибы-паразиты"
Методическая разработка урока с презентацией в 6 классе по теме "Грибы-паразиты" к учебнику В.В. Пасечника....
Презентации по ботанике. Грибы - паразиты
Презентация "Грибы-паразиты": рассматриваются факультативные и облигатные паразитирующие на растениях....
Урок биологии "Черви-паразиты" в 8 классе специальной (коррекционной) школы
Данный урок дает возможность учащимся получить в доступной форме знания о червях - паразитах и мерах профилактики заболеваний, вызываемых различными паразитами....