Технологическая карта урока биологии в 6 классе на тему: "Раздражимость - свойство живых организмов"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Лысенко Наталья Николаевна

Разработка урока биологии на тему: «Раздражимость – свойство живых организмов» для обучающихся 6 класса. УМК серии «Линия жизни» под редакцией В.В.Пасечника. Представлен подробный конспект урока по ФГОС ООО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 6 классе. УМК «Линия жизни».

Учитель: Лысенко Н.Н. МБОУ гимназия №6 г.о. Солнечногорск

Тема урока: «Раздражимость – свойство живых организмов»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока: познакомить обучающихся с общебиологическим понятием «раздражимость», опытным путем выявить наличие её у животных и растений, доказать, что раздражимость - характерная черта живых организмов.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты

Усвоение понятий: «рефлекс», «нейрон», «условные и безусловные рефлексы», «раздражимость», «спячка», «фотопериодизм», «инстинкт», «динамический стереотип».

Личностные

Формирование эстетического отношения к живым объектам, формирование интеллектуальных умений доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы; освоение социальных норм и правил поведения в группах; формирование понимания ценности здорового образа жизни; развитие собственной речи и умения вести диалог.

Метапредметные

Познавательные УУД

Умение объяснять физиологические опыты по выявлению чувствительности человека, устанавливать причинно-следственные связи в работе анализаторов, фиксировать реакцию животных и растений на изменения в окружающей среде, узнать о биологическом значении существования биоритмов в жизни организмов.

Коммуникативные УУД

Умение комментировать видеозаписи и аудиозаписи, умение работать индивидуально и в группе товарищей, умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Регулятивные УУД

Умение  выделять главное из представленной объёмной информации, контролировать время работы, соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать свои действия, давать адекватную оценку выступлению ребят своей группы и вести самооценку своей деятельности.

Используемые педагогические технологии:

1. Технология продуктивного чтения (в  начале урока - по группам)

2.Технология проблемного диалога (в течение всего урока)

3.Игровая технология (в конце урока при закреплении изученного)

4.ИКТ (в течение всего урока - использование авторской презентации к уроку, аудиозаписи пения соловья, музыки для физкультминутки, видеофрагментов о поведении диких животных, анимации работы рефлекторной дуги с мультимедийного диска-приложения к учебнику 5-6 класса)

5.Элементы Лабораторной работы (по выявлению безусловных рефлексов-мигательного, слюноотделительного, обонятельного)

6.Технология здоровье сберегающая (при демонстрации выработки динамического стереотипа танцевальных движений физкультминутки)

Ресурсы:

1.Учебник В.В. Пасечник и др. Биология 5-6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений-2-е изд.- М.: Просвещение, 2016.

2. Лабораторное оборудование на столах по группам: 1 группа – дольки лимона и палочки- зубочистки; 2 группа-ломтики шоколада, салфетки; 3 группа-ушные палочки, салфетки; 4 группа - функция «фонарь» на телефонах.

3.Раздаточный материал по группам ( групп 4): 4 текста (о раздражимости, о рефлексах, о фотопериодизме, об инстинкте) по числу групп, 4 конверта с разрезанными на слова предложениями вывода, 4 листа рефлексии.

4. Видеофрагменты: о перелётных птицах, о спячке медведя, о листопаде.

5. Комнатные растения герани.

6. Аудио: пение соловья, музыкальное сопровождение для физкультминутки (из кинофильма «Джентльмены удачи»).

Этапы урока:

1.Организационный момент

Приветствие, распределение обучающихся по 4-м группам (списки участников каждой группы лежат на 4-х столах), ребята выбирают главного в группе, идет концентрация внимания обучающихся  на начале урока

2.Актуализация знаний

Показ первых 6 слайдов презентации. Дети сами предлагают различные формулировки темы урока. Совместное утверждение темы урока, запись темы на доске и в тетрадях: «Раздражимость – свойство живых организмов»

3.Изучение новой темы

1.Смысловое чтение фрагмента текста в группе №1:

Раздражимость-важное свойство  живых организмов, их способность воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них. Так как условия в окружающей среде постоянно меняются, любой живой организм реагирует на эти изменения. Если бы организмы не обладали этим свойством, то они не могли бы выживать в изменившихся условиях среды обитания.

Задание детям: выделите главное предложение в вашем тексте

Верный вариант: Раздражимость - важное свойство  живых организмов.

Учитель: Давайте докажем опытным путём наличие раздражимости у каждого из нас. Здесь и сейчас.

2. Проводится Лабораторная работа по группам

1 группа-нарезанные кусочки лимона с помощью зубочисток-палочек дети кладут на язык – безусловно рефлекторно набегает, выделяется слюна.

2 группа- ломтики шоколада дети кладут на язык-шоколад тает- безусловно рефлекторно набегает, выделяется слюна.

3 группа- дети работают в парах-в ответ на прикосновение ушными палочками к нижнему веку глаза срабатывает мигательный рефлекс защитный

4 группа-работа в парах - закрываем глаза ладонями на несколько секунд поочерёдно, Светим фонариком телефона осторожно сверху глаз при открытии глаз - зрачки суживаются на яркий свет, оберегая сетчатку от переизбытка света – защитный безусловный рефлекс.

*Опыт для добровольца - понюхать нарезанный лук из баночки с закрытой крышкой. Выделятся слёзы при раздражении слизистой носа.

В каждой группе выбирают одного ответственного, и после совещания в группе, он делает выводы по результатам экспериментов.

Общий вывод: есть ответная реакция - есть РАЗДРАЖИМОСТЬ

2.Смысловое чтение фрагмента текста в группе №2:

Ответную реакцию на раздражение, осуществляемую с помощью нервной системы, называют рефлексом. Примерами рефлексов являются выделение слюны, слезотечение, кашель, чихание. Это примеры безусловных (врождённых) рефлексов.

Задание детям: выделите главное предложение в вашем тексте

Верный вариант: Ответную реакцию на раздражение, осуществляемую с помощью нервной системы, называют рефлексом.

*С диска рассматриваем слайд со строением нейрона. Зарисовываем его в тетрадях и смотрим анимацию, как работает рефлекторная дуга безусловного коленного рефлекса.

3.Физкультминутка - в тему!

В течение жизни мы учимся вырабатывать у себя цепи условных рефлексов-динамические двигательные стереотипы Давайте проведем физкультминутку и выучим танец «Светофор» с однотипной последовательностью несложных ритмичных движений под музыку (включается музыка, дети встают и повторяют за учителем движения).

4.Смысловое чтение фрагмента текста в группе №3

Установлено, что важнейшим сигналом наступления нового сезона является изменение долготы светового дня. Соотношение продолжительности светлого и темного времени суток называют фотопериодизмом. Он регулирует ход биологических часов, сроки развития растений и животных.

Задание детям: выделите главное предложение в вашем тексте!

Верный вариант: Соотношение продолжительности светлого и темного времени суток называют фотопериодизмом.

*Рассматриваем слайды с презентации №7-8-9.Обсуждаем спячку, миграции птиц.

5. Смысловое чтение фрагмента текста в группе №4

Инстинкты животных –это врождённые, закрепленные генетически формы поведения животных. Наиболее жизненно важные для животных инстинкты это: инстинкт добычи пищи, инстинкт размножения, самосохранения, миграционный инстинкт. В природе многие навыки животные получают от своей матери или же старших особей. Но инстинкты передаются животным по наследству и с рождением уже заложены в нервной системе. Например, когда собака болеет, она ест лекарственную траву. Она могла и не наблюдать подобного поведения у своей матери, но данный инстинкт у животного проявляется независимо от наличия опыта.

Это неосознанные действия. Давно известно, что если наседке подложить камень, похожий на яйцо, то она будет его насиживать.

Задание детям: выделите главное предложение в вашем тексте!

Верный вариант: Инстинкты животных – это врождённые, закрепленные генетически формы поведения животных.  Инстинкты передаются животным по наследству и с рождением уже заложены в нервной системе.

*Рассматриваем слайды презентации №№ 10-11-пример с лисой, закапывающей мясо в клетке.

*Слушаем аудио пения соловья. Дети обсуждают, зачем он поет, когда и из-за чего поет.

6.БЛИЦОПРОС ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП

Демонстрация слайдов презентации №№12-13-листопад и герань, на каждый стол выносим душистую герань.

1 вопрос: Можно ли листопад считать примером раздражимости у растений?(ответ: да, растения реагируют на уменьшение длины светового дня и уменьшения питания)

2 вопрос: Как доказать, что герань - раздражима? 

(ответ: Потрогать её листья и понюхать после этого её).

*Обсудить-для чего она пахнет с ребятами (ответ: отпугивает насекомых-вредителей от поедания её листьев, но могут быть и другие версии)

3 вопрос: Почему после 10 минут поедания жирафом веток и листьев акации листья её становятся горькими? (ответ: для защиты от полного выедания жирафом куста).

4.Закрепление изученного материала

*Демонстрация заключительного слайда презентации №14 с терминами по уроку.

*Игровой момент. Каждая группа достаёт из своего конверта нарезанные слова и пытается верно сложить из них предложения выводов по уроку.

Верные предложения:

Для 1 группы: Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение.

Для 2 группы: Рефлексы могут быть врожденными (безусловными) и приобретенными (условными).

Для 3 группы: Инстинкт-это цепи врожденных рефлексов.

Для 4 группы: Раздражимость обеспечивается рефлексами.

5.Рефлексия

Руководители всех четырёх групп после совместного обсуждения с ребятами заполняют бланк с баллами-оценками работы членов своей группы на уроке и сдают его учителю в конце урока.

Работа на «5»

Работа на «4»

Работа на «3»

Что понравилось (а значит и запомнилось)

Что осталось непонятным

(требует повторения, разъяснения учителя)

6.Домашнее задание

Параграфы учить: №36-Раздражимость, №38- Нейрогуморальная регуляция (только пункт 1-о нервной регуляции и рефлекторной дуге).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздражимость – общее свойство живых организмов Автор: Лысенко Н.Н., учитель биологии МБОУ гимназии №6 г. о. Солнечногорск Московской области 1

Слайд 2

2

Слайд 3

3

Слайд 4

4

Слайд 5

5

Слайд 6

6

Слайд 7

7

Слайд 8

8

Слайд 9

9

Слайд 10

10

Слайд 11

11

Слайд 12

12

Слайд 13

13

Слайд 14

Основные понятия урока: Рефлексы Фотопериодизм Инстинкт Динамический стереотип Нейрон Спячка Листопад Миграция птиц Раздражимость 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...

Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.

Тема: Взаимосвязи живых организмов....

Технологическая карта урока биологии 7 класс

Тип урока:  урок открытия нового знанияЦели урока: ознакомление с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных...

Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"

Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...

Технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"

Технологическая карта урока по биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"...