Подготовка к ОГЭ по биологии
рабочая программа по биологии (9 класс)

Перепечко Екатерина Михайловна

Программа элективного курса по биологии в 9 классе "Подготовка к ОГЭ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_podgotovka_k_oge_9_kl_17_ch.docx39.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Брянска.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

элективного курса

 «Готовимся  к ОГЭ  по биологии» 

 

 

               Уровень образования:                        основное общее образование

               Класс:                                                   9

               Количество часов в неделю:              0,5                                          

              Разработчик (и) программы:          Перепечко Е.М..                

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы по биологии  

предусматривает  проверку усвоения основных знаний и умений по следующим разделам:

  1. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. (6 класс)
  2. Животные (7 класс)
  3. Человек и его здоровье (8 класс)
  4. Общие закономерности живого( 9 класс) .

На уроках биологии в 9 классе учащиеся  изучают разделы: Введение в основы общей биологии; Основы учения о клетке; Размножение и индивидуальное развитие организмов; Основы учения о наследственности и изменчивости; Основы селекции растений, животных и микроорганизмов; Происхождение жизни и развитие органического мира; Учение об эволюции; Происхождение человека; Основы экологии.

  Для подготовки к  ОГЭ на уроках биологии  в 9 классе тем занятий программой не предусмотрено.  В связи с этим актуальна реализация программы  элективного курса по биологии «Готовимся  к ОГЭ по биологии»

Цель программы: Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по  биологии.

Задачи программы:

  1. Повторить, закрепить, углубить  знания и умения по курсу основной школы 6, 7, 8 класса ;о важнейших признаках основных царств живой природы – растения, животные, грибы, бактерии, человек
  2. Систематизировать знания по морфологии, анатомии, физиологии растений, животных, человека
  3.  Отработать навык решения  заданий  типовых  экзаменационных вариантов ОГЭ  по биологии.
  4. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
  5. формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;

Виды деятельности: : работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, работа с микроскопом,  Интернет ресурсами

Формы проведения занятий: лекция, практическая работа

Элективный курс рассчитан на 17 часов учебных занятий (0,5 ч\неделю)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Темы занятий

1

Раздел 1 Биология как наука. Методы биологии  
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Общие свойства и уровни жизни. Методы изучения живых объектов. Клетка как биологическая система. Органические и неорганические вещества: Ткани организмов

2

Раздел 2. Растения. Бактерии. Грибы.Лишайники

Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.

3

Раздел 3 Животные

Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

4

Раздел 4 Человек и его здоровье

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга.

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

Дыхание. Система дыхания.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно-функциональные единицы органов.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные единицы органов.

Покровы тела и их функции.

Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы органов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы органов.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы органов.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности,темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.

Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.

5

Раздел 5  Решение заданий типовых вариантов ОГЭ

Календарно –тематическое планирование

элективного курса в 9 классе   «Готовимся к ОГЭ по биологии»

№ пп

 Темы занятий

Дата

план

Дата факт

1

Раздел 1 Биология как наука. Методы биологии  (1ч)

 Общие сведения: направления и методы   биологии. Общие свойства  и уровни жизни. Ботаника. Увеличительные  приборы. Строение и жизнедеятельность клетки. Ткани растений

2

Раздел 2. Растения. Бактерии. Грибы.Лишайники (5 ч)

Семя. Побег. Корень. Почка. Лист. Внешнее и внутреннее строение.

3

Стебель. Цветок. Плод. Строение. Процессы жизнедеятельности растений

4

Систематика растений. Водоросли. Моховидные .Папоротниковидные. Голосеменные

5

Цветковые. Однодольные и двудольные

6

Бактерии. Грибы. Лишайники.

7

Раздел 3 Животные (4 часа)

Зоология. Систематика животных.  Тип Простейшие. Тип Кишечнополостные. Тип плоские черви. Круглые и Кольчатые черви

8

Тип Членистоногие. Класс ракообразные, паукообразные, насекомые. Тип Моллюски

9

Тип Хордовые. Класс рыбы

Класс земноводные и Пресмыкающиеся

10

Класс Птицы

Класс Млекопитающие

11

Раздел 4 Человек и его здоровье (4 ч)

Человек. Клетки и ткани

ОДС и мышечная система

12

Пищеварительная система

Дыхательная система

13

Обмен веществ и энергии. Мочеполовая система. Кожа, ее производные. Железы  секреции

14

Сердечно-сосудистая система.

Нервная система и органы чувств. Половая система

15

Раздел 5  Решение заданий типовых вариантов ОГЭ (3 ч)

Решение заданий типовых вариантов ОГЭ

16

Решение заданий типовых вариантов ОГЭ

17

Решение заданий типовых вариантов ОГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...

Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа Элективного курса  «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1

Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются  в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....

Материалы для подготовки к ОГЭ по биологии. Тема "Биология, как наука".

Тема "Биология, как наука". Данный материал представляет собой задания из открытого банка заданий ФИПИ, переведенные в фомат Word, что делает их удобными для проверки знаний учащихся, готов...

Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»

Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....

Доклад на РМО учителей биологии, химии и географии Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологии

Тема: Система работы учителя при подготовке к ОГЭ  по биологииЗадача учителя не только дать ученикам знания, но и помочь ему в будущем стать успешным, социально ориентированным, поэтому задача уч...