Подготовка к ОГЭ по биологии
рабочая программа по биологии (9 класс)
Программа элективного курса по биологии в 9 классе "Подготовка к ОГЭ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_podgotovka_k_oge_9_kl_17_ch.docx | 39.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Брянска.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Готовимся к ОГЭ по биологии»
Уровень образования: основное общее образование
Класс: 9
Количество часов в неделю: 0,5
Разработчик (и) программы: Перепечко Е.М..
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы по биологии
предусматривает проверку усвоения основных знаний и умений по следующим разделам:
- Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. (6 класс)
- Животные (7 класс)
- Человек и его здоровье (8 класс)
- Общие закономерности живого( 9 класс) .
На уроках биологии в 9 классе учащиеся изучают разделы: Введение в основы общей биологии; Основы учения о клетке; Размножение и индивидуальное развитие организмов; Основы учения о наследственности и изменчивости; Основы селекции растений, животных и микроорганизмов; Происхождение жизни и развитие органического мира; Учение об эволюции; Происхождение человека; Основы экологии.
Для подготовки к ОГЭ на уроках биологии в 9 классе тем занятий программой не предусмотрено. В связи с этим актуальна реализация программы элективного курса по биологии «Готовимся к ОГЭ по биологии»
Цель программы: Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по биологии.
Задачи программы:
- Повторить, закрепить, углубить знания и умения по курсу основной школы 6, 7, 8 класса ;о важнейших признаках основных царств живой природы – растения, животные, грибы, бактерии, человек
- Систематизировать знания по морфологии, анатомии, физиологии растений, животных, человека
- Отработать навык решения заданий типовых экзаменационных вариантов ОГЭ по биологии.
- Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
- формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
Виды деятельности: : работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, работа с микроскопом, Интернет ресурсами
Формы проведения занятий: лекция, практическая работа
Элективный курс рассчитан на 17 часов учебных занятий (0,5 ч\неделю)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Темы занятий |
1 | Раздел 1 Биология как наука. Методы биологии |
2 | Раздел 2. Растения. Бактерии. Грибы.Лишайники Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека. |
3 | Раздел 3 Животные Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. |
4 | Раздел 4 Человек и его здоровье Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно-функциональные единицы органов. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные единицы органов. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы органов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы органов. Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы органов. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности,темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения. |
5 | Раздел 5 Решение заданий типовых вариантов ОГЭ |
Календарно –тематическое планирование
элективного курса в 9 классе «Готовимся к ОГЭ по биологии»
№ пп | Темы занятий | Дата план | Дата факт |
1 | Раздел 1 Биология как наука. Методы биологии (1ч) Общие сведения: направления и методы биологии. Общие свойства и уровни жизни. Ботаника. Увеличительные приборы. Строение и жизнедеятельность клетки. Ткани растений | ||
2 | Раздел 2. Растения. Бактерии. Грибы.Лишайники (5 ч) Семя. Побег. Корень. Почка. Лист. Внешнее и внутреннее строение. | ||
3 | Стебель. Цветок. Плод. Строение. Процессы жизнедеятельности растений | ||
4 | Систематика растений. Водоросли. Моховидные .Папоротниковидные. Голосеменные | ||
5 | Цветковые. Однодольные и двудольные | ||
6 | Бактерии. Грибы. Лишайники. | ||
7 | Раздел 3 Животные (4 часа) Зоология. Систематика животных. Тип Простейшие. Тип Кишечнополостные. Тип плоские черви. Круглые и Кольчатые черви | ||
8 | Тип Членистоногие. Класс ракообразные, паукообразные, насекомые. Тип Моллюски | ||
9 | Тип Хордовые. Класс рыбы Класс земноводные и Пресмыкающиеся | ||
10 | Класс Птицы Класс Млекопитающие | ||
11 | Раздел 4 Человек и его здоровье (4 ч) Человек. Клетки и ткани ОДС и мышечная система | ||
12 | Пищеварительная система Дыхательная система | ||
13 | Обмен веществ и энергии. Мочеполовая система. Кожа, ее производные. Железы секреции | ||
14 | Сердечно-сосудистая система. Нервная система и органы чувств. Половая система | ||
15 | Раздел 5 Решение заданий типовых вариантов ОГЭ (3 ч) Решение заданий типовых вариантов ОГЭ | ||
16 | Решение заданий типовых вариантов ОГЭ | ||
17 | Решение заданий типовых вариантов ОГЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1
Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....
Материалы для подготовки к ОГЭ по биологии. Тема "Биология, как наука".
Тема "Биология, как наука". Данный материал представляет собой задания из открытого банка заданий ФИПИ, переведенные в фомат Word, что делает их удобными для проверки знаний учащихся, готов...
Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»
Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....
Доклад на РМО учителей биологии, химии и географии Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологии
Тема: Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологииЗадача учителя не только дать ученикам знания, но и помочь ему в будущем стать успешным, социально ориентированным, поэтому задача уч...