Конспект урока в 5 классе по теме: "Значение дыхания для живых организмов" ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Урок в 5 классе:
Тема урока «Значение дыхания для живых организмов»
Данная разработка урока составлена по УМК Пономарева И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Межпредметные связи: экология, биология, химия, изобразительное искусство.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, технология групповой деятельности.
Цель урока:сформировать знания о значении дыхания для живых организмов; о роли кислорода в этом процессе
В полной мере реализованы информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие технологии. Применяется фронтальная, групповая, индивидуальная форма работы с учащимися, проблемно-поисковые, исследовательские методы обучения. Продемонстрирована высокая результативность занятия. Успешности каждого ученика отслеживалась с помощью оценочного листа. У каждого учащегося была карта оценивания, где были перечислены критерии. Учащиеся научились выполнять новые для себя действия по проведению экспертизы исследовательских проектов, закрепили знания основ исследовательской деятельности: выбор темы, постановка цели, определение актуальности и др. Очень оптимальны приёмы обратной связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_znachenie_dyhaniya_dlya_zhivyh_organizmov_5_klass_fgos.doc | 102 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 493 КБ |
prilozhenie_1_inform_listy_dlya_grupp.docx | 25.02 КБ |
prilozhenie_2_fizminutka.docx | 13.73 КБ |
prilozhenie_3_pravilo_sostavleniya_sikveyna.docx | 149.42 КБ |
prilozhenie_4_list_otsenki_proekta.docx | 14.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Жаворонкова Наталия Васильевна, учитель биологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №8 г. Армавир Краснодарский край
Данная разработка урока составлена по УМК Пономарева И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения.
Биология, 5 класс. Тема: «Значение дыхания для живых организмов».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, технология групповой деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Свойства живых организмов, отличающих их от тел неживой природы Питание Дыхание Размножение Движение Рост Развитие
Опыт Затаите своё дыхание на 20-30 секунд и поделитесь своими ощущениями.
ТЕМА УРОКА: Значение дыхания для живых организмов
План работы: 1. Сформулировать цель 2. Определить задачи 3. Оформить проект 4. Подготовиться к защите проекта. Время работы 15 минут. Время защиты проекта 2-3 минуты.
Физминутка
Все живые организмы дышат. При дыхании поступает кислород и выделяется углекислый газ. Кислород нужен для расщепления органических веществ и получения энергии Различают клеточное, кожное, жаберное и легочное дыхание. В каждом живом организме происходит газообмен. Итог урока:
Синквейн Дыхание Необходимое, постоянное Происходит, обеспечивает, влияет Дыхание – свойство живых организмов. Жизнь Дыхание Клеточное, легочное Вдыхать, окислять, жить Процесс газообмена между организмом и окружающей средой. Физиологический процесс
Рефлексия
Нам в этом мире многое дано: Расти, искать и ошибаться, Но, главное, дано дышать, Любить, найти и не сдаваться!!! А. Теннисон
Спасибо большое за работу!!! Жаворонкова Наталия Васильевна Учитель биологии МБОУ – СОШ №8 г. Армавир
Источники информации: http://images.yandex.ru/yandsearch?text= картинки животных Использованная литература: Т.С. Сухова, В.И.Строганов , Вентана -Граф, 2014
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Информационный лист 1группы
1. Разработка проекта
Вопрос: отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого?
Используя текст теоретической части, проведите опыт, доказывающий, что известковая вода станет мутной в присутствии углекислого газа. Следовательно, в выдыхаемом воздухе углекислого газа стало больше, чем было во вдыхаемом.
Теоретическая часть
В процессе дыхания вдох сменяется выдохом, при котором часть воздуха возвращается из организма в окружающую среду.
Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого? Чтобы проверить это проведем опыт: в две пробирки(№1 и №2) нальём известковую воду, цвет которой будет изменяться в присутствии углекислого газа. Подышим в трубочку: вдох-выдох, вдох-выдох. Жидкость в пробирке №2 помутнела.
Увеличение количества углекислого газа вызывает помутнение известковой воды.
Вывод: в выдыхаемом воздухе углекислого газа стало больше, чем было во вдыхаемом.
В воздухе, которым мы дышим, он тоже есть, но в небольшом количестве.
Продумайте ход деятельности, распределите обязанности в группе.
Оформите на ватмане результаты своей работы по плану:
- Вопрос
- Название проекта
- Цель (проверить, …..)
- Задачи проекта (1. Изучить …2. Проделать…..3. Сформулировать выводы)
- Гипотеза (Если мы проделаем…….., то мы узнаем…)
- Ход работы (Вы рассказываете об опыте, который вы выполнили)
- Результаты и выводы, сделайте рисунки пробирок, показав помутнение воды.
- Использованная литература
Оцените работу каждого участника группы
2. Презентация проекта: распределите роли так, чтобы при защите проекта каждый ученик выступил перед ребятами: один говорит название проекта, второй цель и так далее.
Раздаточный материал
Группа 1 Теоретическая часть
В процессе дыхания вдох сменяется выдохом, при котором часть воздуха возвращается из организма в окружающую среду.
Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого? Чтобы проверить это проведем опыт: в две пробирки(№1 и №2) нальём известковую воду, цвет которой будет изменяться в присутствии углекислого газа. Подышим в трубочку: вдох-выдох, вдох-выдох. Жидкость в пробирке №2 помутнела.
Увеличение количества углекислого газа вызывает помутнение известковой воды.
Вывод: в выдыхаемом воздухе углекислого газа стало больше, чем было во вдыхаемом.
В воздухе, которым мы дышим, он тоже есть, но в небольшом количестве.
Группа 1 Теоретическая часть
В процессе дыхания вдох сменяется выдохом, при котором часть воздуха возвращается из организма в окружающую среду.
Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого? Чтобы проверить это проведем опыт: в две пробирки(№1 и №2) нальём известковую воду, цвет которой будет изменяться в присутствии углекислого газа. Подышим в трубочку: вдох-выдох, вдох-выдох. Жидкость в пробирке №2 помутнела.
Увеличение количества углекислого газа вызывает помутнение известковой воды.
Вывод: в выдыхаемом воздухе углекислого газа стало больше, чем было во вдыхаемом.
В воздухе, которым мы дышим, он тоже есть, но в небольшом количестве.
Группа 1 Теоретическая часть
В процессе дыхания вдох сменяется выдохом, при котором часть воздуха возвращается из организма в окружающую среду.
Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого? Чтобы проверить это проведем опыт: в две пробирки(№1 и №2) нальём известковую воду, цвет которой будет изменяться в присутствии углекислого газа. Подышим в трубочку: вдох-выдох, вдох-выдох. Жидкость в пробирке №2 помутнела.
Увеличение количества углекислого газа вызывает помутнение известковой воды.
Вывод: в выдыхаемом воздухе углекислого газа стало больше, чем было во вдыхаемом.
В воздухе, которым мы дышим, он тоже есть, но в небольшом количестве.
Группа 1 Теоретическая часть
В процессе дыхания вдох сменяется выдохом, при котором часть воздуха возвращается из организма в окружающую среду.
Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого? Чтобы проверить это проведем опыт: в две пробирки(№1 и №2) нальём известковую воду, цвет которой будет изменяться в присутствии углекислого газа. Подышим в трубочку: вдох-выдох, вдох-выдох. Жидкость в пробирке №2 помутнела.
Увеличение количества углекислого газа вызывает помутнение известковой воды.
Вывод: в выдыхаемом воздухе углекислого газа стало больше, чем было во вдыхаемом.
В воздухе, которым мы дышим, он тоже есть, но в небольшом количестве.
Информационный лист 2 группы
1. Разработка проекта
Вопрос: Как дышат животные и человек?
Используя текст теоретической части, представьте информацию о том, как дышат животные и человек, какие имеются приспособления к получению кислорода у животных, обитающих в воде и на суше.
Теоретическая часть
В организме расходуется КИСЛОРОД и образуется УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ.
Кислород постоянно поступает в живой организм из воздуха, а углекислый газ удаляется из организма, поступая в воздух. Так происходит газообмен в каждом живом организме.
Если организм состоит из одной клетки, то клетка поглощает кислород прямо из окружающей среды. Например, амеба получает его из воды, а в воду выделяет из организма углекислый газ.
Куда сложнее обеспечить кислородом каждую клетку организма, состоящего из множества разных клеток, большая часть которых находится не на поверхности, а внутри тела. Нужны «помощники», которые будут обеспечивать каждую клетку кислородом и выносить из нее углекислый газ. Такими помощниками у животных и человека являются ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ и КРОВЬ.
Через органы дыхания кислород поступает из окружающей среды в организм, а кровь разносит его по всему телу, к каждой живой клетке. Этим же путём, но в обратном направлении из каждой клетки, а в итоге из всего организма удаляется накопившийся углекислый газ.
Различные животные по-разному приспосабливаются к получению необходимого для жизни кислорода. Это связано с тем, что одни животные получают кислород, растворенный в воде, другие- из атмосферного воздуха.
Например, рыба забирает кислород из воды с помощью жабр. Через них же в окружающую среду удаляется углекислый газ. Или жук-плавунец живет в воде, но дышит атмосферным воздухом. Для дыхания он выставляет из воды конец брюшка и через дыхательные отверстия получает кислород и выделяет углекислый газ.
У лягушки газообмен происходит через влажную кожу и легкие. Главными органами дыхания человека тоже являются легкие.
Это интересно:
- ныряльщики за жемчугом могут пробыть под водой до 4 минут;
- спортивный рекорд нахождения под водой равен 5 минутам 24 секундам;
- а вот бобры могут задерживать дыхание на 15-30 минут под водой;
- а киты до 1 часа.
- тюлень может оставаться под водой до 15 минут.
Продумайте ход деятельности, распределите обязанности в группе.
Оформите на ватмане результаты своей работы по плану:
- Вопрос
- Название проекта
- Цель (узнать, как …..)
- Задачи проекта (1. Изучить …2. Сформулировать выводы 3. Представить результаты…)
- Гипотеза (Если мы …….., то мы узнаем…)
- Ход работы (Вы рассказываете об органах дыхания человека и животных)
- Результаты и выводы
- Использованная литература
Оцените работу каждого участника группы
2. Презентация проекта: распределите роли так, чтобы при защите проекта каждый ученик выступил перед ребятами: один говорит название проекта, второй цель и так далее.
Раздаточный материал на каждого ученика
Группа 2 Теоретическая часть
В организме расходуется КИСЛОРОД и образуется УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ.
Кислород постоянно поступает в живой организм из воздуха, а углекислый газ удаляется из организма, поступая в воздух. Так происходит газообмен в каждом живом организме.
Если организм состоит из одной клетки, то клетка поглощает кислород прямо из окружающей среды. Например, амеба получает его из воды, а в воду выделяет из организма углекислый газ.
Куда сложнее обеспечить кислородом каждую клетку организма, состоящего из множества разных клеток, большая часть которых находится не на поверхности, а внутри тела. Нужны «помощники», которые будут обеспечивать каждую клетку кислородом и выносить из нее углекислый газ. Такими помощниками у животных и человека являются ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ и КРОВЬ.
Через органы дыхания кислород поступает из окружающей среды в организм, а кровь разносит его по всему телу, к каждой живой клетке. Этим же путём, но в обратном направлении из каждой клетки, а в итоге из всего организма удаляется накопившийся углекислый газ.
Различные животные по-разному приспосабливаются к получению необходимого для жизни кислорода. Это связано с тем, что одни животные получают кислород, растворенный в воде, другие- из атмосферного воздуха.
Например, рыба забирает кислород из воды с помощью жабр. Через них же в окружающую среду удаляется углекислый газ. Или жук-плавунец живет в воде, но дышит атмосферным воздухом. Для дыхания он выставляет из воды конец брюшка и через дыхательные отверстия получает кислород и выделяет углекислый газ.
У лягушки газообмен происходит через влажную кожу и легкие. Главными органами дыхания человека тоже являются легкие.
Это интересно:
- ныряльщики за жемчугом могут пробыть под водой до 4 минут;
- спортивный рекорд нахождения под водой равен 5 минутам 24 секундам;
- а вот бобры могут задерживать дыхание на 15-30 минут под водой;
- а киты до 1 часа.
- тюлень может оставаться под водой до 15 минут.
Информационный лист 3 группы
1. Разработка проекта
Вопрос: А как дышат растения?
Используя текст теоретической части, представьте информацию о том, как дышат растения.
Теоретическая часть
А как дышат РАСТЕНИЯ?
Дышит каждая живая клетка корня, листа, стебля, получая из окружающей среды кислород и выделяя углекислый газ.
Клетки корня получают кислород из почвы.
У листьев большинства растений газообмен происходит через устьица ( щели между особыми клетками), а у стебля- через чечевички (маленькие бугорки с отверстиями в коре).
Воздух находится в пространстве между клетками – в межклетниках.
Продумайте ход деятельности, распределите обязанности в группе.
Оформите на ватмане результаты своей работы по плану:
- Вопрос
- Название проекта
- Цель (узнать, как …..)
- Задачи проекта (1. Изучить …2. Сформулировать выводы 3. Представить результаты…)
- Гипотеза (Если мы …….., то мы узнаем…)
- Ход работы (Вы рассказываете о дыхании растений)
- Результаты и выводы
- Использованная литература
Оцените работу каждого участника группы
2. Презентация проекта: распределите роли так, чтобы при защите проекта каждый ученик выступил перед ребятами: один говорит название проекта, второй цель и так далее.
Раздаточный материал на каждого ученика
Группа 3 Теоретическая часть
А как дышат РАСТЕНИЯ?
Дышит каждая живая клетка корня, листа, стебля, получая из окружающей среды кислород и выделяя углекислый газ.
Клетки корня получают кислород из почвы.
У листьев большинства растений газообмен происходит через устьица ( щели между особыми клетками), а у стебля- через чечевички (маленькие бугорки с отверстиями в коре).
Воздух находится в пространстве между клетками – в межклетниках.
Группа 3 Теоретическая часть
А как дышат РАСТЕНИЯ?
Дышит каждая живая клетка корня, листа, стебля, получая из окружающей среды кислород и выделяя углекислый газ.
Клетки корня получают кислород из почвы.
У листьев большинства растений газообмен происходит через устьица ( щели между особыми клетками), а у стебля- через чечевички (маленькие бугорки с отверстиями в коре).
Воздух находится в пространстве между клетками – в межклетниках.
Группа 3 Теоретическая часть
А как дышат РАСТЕНИЯ?
Дышит каждая живая клетка корня, листа, стебля, получая из окружающей среды кислород и выделяя углекислый газ.
Клетки корня получают кислород из почвы.
У листьев большинства растений газообмен происходит через устьица ( щели между особыми клетками), а у стебля- через чечевички (маленькие бугорки с отверстиями в коре).
Воздух находится в пространстве между клетками – в межклетниках.
Информационный лист 4 группы
1. Разработка проекта
Вопрос: куда кислород исчезает?
Используя текст теоретической части, представьте информацию о том, куда исчезает кислород и для чего он необходим.
Теоретическая часть
Все живые организмы тем или иным способом получают кислород для жизни. Зачем же он так необходим? Для дыхания каждой клетки.
Но мы не выяснили один очень важный вопрос: куда кислород исчезает? Ведь он поступает в организм постоянно. Вероятно, с ним происходят какие-то изменения и вместо кислорода внутри каждой клетки появляется углекислый газ. Что же происходит? Ученые заинтересовались этим вопросом. И вот что они выяснили:
- Для питания в каждую клетку поступают необходимые ей вещества (а и б)
- Из вещества а и б клетка образует органическое вещество (АБ), богатое энергией.
- Кислород действует на органические вещества АБ, при этом выделяется энергия и образуются более простые вещества (продукты распада в, г)
- Образовавшийся углекислый газ и продукты распада выделяются из клетки.
Продумайте ход деятельности, распределите обязанности в группе.
Оформите на листах результаты своей работы по плану:
- Вопрос
- Название проекта
- Цель (узнать, как …..)
- Задачи проекта (1. Изучить …2. Сформулировать выводы 3. Представить результаты в виде схемы…)
- Гипотеза (Если мы …….., то мы узнаем…)
- Ход работы (Вы рассказываете о том, куда исчезает кислород)
- Результаты и выводы.
- Использованная литература
Оцените работу каждого участника группы
2. Презентация проекта: распределите роли так, чтобы при защите проекта каждый ученик выступил перед ребятами: один говорит название проекта, второй цель и так далее.
Раздаточный материал на каждого ученика
Группа 4 Теоретическая часть
Все живые организмы тем или иным способом получают кислород для жизни. Зачем же он так необходим? Для дыхания каждой клетки.
Но мы не выяснили один очень важный вопрос: куда кислород исчезает? Ведь он поступает в организм постоянно. Вероятно, с ним происходят какие-то изменения и вместо кислорода внутри каждой клетки появляется углекислый газ. Что же происходит? Ученые заинтересовались этим вопросом. И вот что они выяснили:
- Для питания в каждую клетку поступают необходимые ей вещества (а и б)
- Из вещества а и б клетка образует органическое вещество (АБ), богатое энергией.
- Кислород действует на органические вещества АБ, при этом выделяется энергия и образуются более простые вещества (продукты распада в, г)
- Образовавшийся углекислый газ и продукты распада выделяются из клетки.
Группа 4 Теоретическая часть
Все живые организмы тем или иным способом получают кислород для жизни. Зачем же он так необходим? Для дыхания каждой клетки.
Но мы не выяснили один очень важный вопрос: куда кислород исчезает? Ведь он поступает в организм постоянно. Вероятно, с ним происходят какие-то изменения и вместо кислорода внутри каждой клетки появляется углекислый газ. Что же происходит? Ученые заинтересовались этим вопросом. И вот что они выяснили:
- Для питания в каждую клетку поступают необходимые ей вещества (а и б)
- Из вещества а и б клетка образует органическое вещество (АБ), богатое энергией.
- Кислород действует на органические вещества АБ, при этом выделяется энергия и образуются более простые вещества (продукты распада в, г)
- Образовавшийся углекислый газ и продукты распада выделяются из клетки.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Физминутка!!!
Сегодня мы будем учиться, правильно дышать. Мало кто знает, что правильное дыхание – способ намного улучшить состояние своего организма. В минуту человек совершает 16 вдохов в спокойном состоянии. Ели более 18 вдохов, то это серьезный повод для беспокойства.
Правильное дыхание отпугивает многие болезни.
На востоке существует легенда «Кто владеет дыханием, тот владеет судьбой». (Значит, дольше живет).
Оказывает на ССС положительное влияние(можно выполнять сидя):
1. Называется «Ладошки» (покажите все свои ладошки, локти прижать к туловищу, плечи опущены, расслабиться. Делаем 4 шумных, резких вдоха. Главное не думать о выдохе.
2. «Обними плечи». (Важно не должны менять локти, всё время 1 движение, если правая рука сверху, д.б. всегда сверху).
Предварительный просмотр:
Приложение 3
ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово -резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Образец:
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Лист оценки проекта
Название проекта__________________________________________
Фамилия, имя | Оценка 1 ученика | Оценка 2 ученика | Оценка 3 ученика | Оценка 4 ученика | Оценка 5 ученика | Итого |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
2 балла – выше среднего; 1 балл – средний; 0 баллов – ниже среднего
Лист оценки проекта
Оценка внутри группы
Название проекта__________________________________________
Фамилия, имя | Оценка 1 ученика | Оценка 2 ученика | Оценка 3 ученика | Оценка 4 ученика | Оценка 5 ученика | Итого |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
2 балла – выше среднего; 1 балл – средний; 0 баллов – ниже среднего
Лист оценки проекта
Оценка внутри группы
Название проекта__________________________________________
Фамилия, имя | Оценка 1 ученика | Оценка 2 ученика | Оценка 3 ученика | Оценка 4 ученика | Оценка 5 ученика | Итого |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
2 балла – выше среднего; 1 балл – средний; 0 баллов – ниже среднего.
Лист оценки проекта
Оценка внутри группы
Название проекта__________________________________________
Фамилия, имя | Оценка 1 ученика | Оценка 2 ученика | Оценка 3 ученика | Оценка 4 ученика | Оценка 5 ученика | Итого |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
2 балла – выше среднего; 1 балл – средний; 0 баллов – ниже среднего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод
Урок естествознания по теме " Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод. " К данному уроку имеется флипчарт , маршрутный лист....
Интегрированый урок химия-биология по теме "Значение дыхания. Биологическая роль кислорода".
Интегрированный урок проводится в 8 классе после изучения свойств кислорода. Учащиеся применяют знания из биологии и лучше усваивают понятия "окисление", "энергия".В ходе урока предлагается дыхательна...
Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".
Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Конспект урока по СБО на тему "Значение питания. Разнообразие продуктов питания"
Тема: Значение питания. Разнообразие продуктов питания. Цель: расширить представление о разнообразии продуктов питания.Задачи: – познакомить учащихся со значением правильного питания, позн...
Конспект урока английского языка по теме "Значение иностранных языков в современном мире"
Данный конспект для урока английского языка по теме "Значение иностранных языков в современном мире" подойдёт для работы по учебнику 9 класса В.П.Кузовлева, Это будет качественной подд...
Открытый урок по биологии в 8 классе на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"
Урок биологии на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"...