Формы и методы эффективной подготовки к ГИА по биологии.
методическая разработка по биологии
Выступление на педсовете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vstupl.docx | 21.35 КБ |
podgotovka_k_gia.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу рассказать вам о формах и методах подготовки к ГИА по предмету биология. Предмет «биология» кажется очень простым. Птички, цветочки… А на самом деле это около 500 сложнейших тем, так или иначе связанных друг с другом. Для восприятия знаний нужно время! Для того, чтобы их осознать, увидеть, почувствовать, выстроить логические взаимосвязи с уже известным. Подготовка к ЕГЭ – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет он, зависит наш результат. Поэтому свою работу я начинаю с анализа предыдущих экзаменов, на какие ошибки нужно обратить внимание, и в чем их причины. В основном выявляются такие: 1) невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению; 2) неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ; 3) отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать при ответе на задание, 4) в ответах на задание 2 части освещение второстепенного материала, не имеющего отношения к поставленному вопросу, 5) не сформированность умения работать с текстом, выделить в нём главное, существенное, определить по рисунку, схеме необходимую информацию. | |
Для преодоления их, необходимо грамотно спланировать работу на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. Одним словом, научить школьника биологии и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по биологии – это две абсолютно разные вещи. | |
Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит из начального звена с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал, т. к. память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание биологических процессов. Для устранения этого недостатка и следует использовать метод тестирования, как основной в КИМах ЕГЭ, который активизирует мыслительную деятельность учащихся. В 5 классе, начиная с первых уроков, я использую самые простые формы заданий: «Верно-неверно», «Выбери верное утверждение», «Найди ошибку в предложении». Затем перехожу к заданиям тестового характера. В 6 классе начинаю использовать тесты «Установи соответствие» при изучении темы «Систематика растений». При изучении темы «Эволюция растений» ввожу тесты на определение последовательности. В 7 классе начинаю использовать задания «Выбери три ответа из шести», а также задания «Вставь пропущенное слово». Выполнение задания, требующего вставить в тематический текст недостающие биологические термины. Когда ученики усвоят механизм выполнения таких заданий, перехожу к более сложным, направленным на нахождение и исправление ошибок в коротком тексте, состоящем из шести предложений и объединенных одной темой. Уже с 8 класса применяю все формы тестовых заданий, которые встречаются в КИМах на ЕГЭ и ГИА в 9 классе. Так же очень важно в биологии знать терминологию, я ребятам предлагаю завести общие тетради, где последние страницы 5-7 отвести на словарик. Либо в тетради, но выделив, каким либо заметны цветом. Записываем четкие определения, с учетом, что один термин может быть обозначен разными формулировками. В этом случае необходимо представлять учащимся все терминологические варианты обозначения того или иного понятия, поскольку в контрольных измерительных материалах могут использоваться различные термины, обозначающие одно и то же понятие. Например: Обмен веществ - метаболизм. (8 класс)
Тропизмы (греч. тропос – поворот, направление) – направленные ростовые движения органов растений, выраженные односторонним воздействием факторов среды и т.д. Учащиеся, услышав перевод, начинают вспоминать, что растения тянутся к свету, а корни растут вглубь почвы. | |
Использовать сквозной подход – экологический, эволюционный, функциональный. Эволюция систем органов. | |
| |
Широко использую метод рисуночного - идеографического письма - это рисунки, таблицы, пиктограммы и схемы для иллюстрации, видео фрагменты и объяснения биологических закономерностей – принцип лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать никто пока не отменил. И опыт показывает, что задания с конкретными рисунками, графиками и т.д. вызывают у учащихся затруднения. В конце года выявляю учащихся 8-ого, и 9-ого класса, выбравших биологию для ЕГЭ или ГИА. Далее составляю примерный тематический план повторения учебного материала прошлых лет. И в течение следующего года начинаем подготовку. Вводные контрольные работы, пробные экзамены с заполнением бланков, ведем отдельные тетради для конспектов. Таким образом, у каждого ученика накапливается набор конспектов с отобранным и адаптированным материалом. Позднее по каждой теме ученикам предлагаются тесты повышенного уровня, решение которых требует тщательной проработки конспектов. В проведении пробных экзаменов помогают КИМы тренировочных и диагностических, размещаемых в системе дистанционной подготовки Статград. По результатам проводится анализ работы каждого ученика, высчитывается его первичный балл, выявляются слабые места в его подготовке. Анализ нескольких подобных работ показывает динамику роста его знаний и эффективности освоения тестовых технологий. Пробелы в знаниях отрабатываются индивидуально. В системе подготовки к ЕГЭ большое значение имеет самостоятельная домашняя работа с тестовыми заданиями. Для этого раздаю индивидуальные дидактические карточки, ученикам, имеющим дома компьютер и выход в интернет работают с сайтом решу ОГЭ (ЕГЭ). Проверку заданий провожу либо фронтально на уроке, либо собираю тетради для проверки и исправляю ошибочные ответы, а ученики при этом получают возможность провести работу над ошибками. | |
Многие утверждают, что задания в форме ЕГЭ не способствуют развитию речи учащихся. Я с этим не согласна, ведь задания уровня С и направлены на проверку умения выпускников строить монолог, доказывать своё мнение, рассуждать. В старших классах я практикую зачёты, где от каждого ученика стараюсь добиться осознанного, осмысленного устного изложения зачетных тем; провожу семинары, к которым ребята готовят устные ответы на предложенные заранее вопросы (раздаю листы с вопросами в качестве домашнего задания), и чаще всего семинары проходят в форме дискуссии, а тут и развивается речь детей. | |
Таким образом, подобные подходы к изучению и повторению позволяют, не просто выучить программный материал, но развить навыки работы с предметной литературой, освоить методику выбора наиболее важного материала и составления конспектов и освоить методику тестирования. Для этого используются школьные учебники, про которые при подготовке к ЕГЭ забывают. Это очень плохо, т.к. многие рисунки и схемы берутся из школьных учебников. Да, их сейчас огромное множество, но я стараюсь на занятиях показать ребятам материал по одной теме в нескольких учебниках. Для самоподготовки обучающимся рекомендую он-лайн тестирование в системе интернет-ресурсов. |
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
?!!! ??? ?!!!
1) невнимательное прочтение 2) неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ; 3) отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать при ответе на задание; 4) в ответах на задание 2 части освещение второстепенного материала, не имеющего отношения к поставленному вопросу; 5) не сформированные умения работать с текстом, выделить в нём главное, существенное, определить по рисунку, схеме необходимую информацию. Причины:
Формы Урок Практическая работа Зачет Элективный курс Консультации Групповые Индивидуальные Предметные кружки. Методы Тестирование Словесные Лекция, беседа, семинар Иллюстрации демонстрации Практические, Лабораторные работы, самостоятельные работы творческие работы.
В 5 классе- самые простые формы заданий: «Верно-неверно», итд. В 6 классе начинаю использовать тесты «Установи соответствие» при изучении темы «Систематика растений» В 7 классе начинаю использовать задания «Выбери три ответа из шести», а также задания «Вставь пропущенное слово». с 8 класса применяю все формы тестовых заданий.
Установите соответствие между особенностью образа жизни и строения кишечнополостных, и группой̆ животных этого типа. Ответы занесите в таблицу . ГРУППА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ 1) медузы 2) коралловые полипы ОБРАЗ ЖИЗНИ И СТРОЕНИЕ А) обитание в толще морскои ̆ воды Б) обитание в полосе прибоя В) образуют колонии Г) не образуют колоний Д) имеют известковыи ̆ скелет Е) не имеют известкового скелета А Б В Г Д Е
ВЫБОР МНОЖЕСТВЕННОГО ОТВЕТА У пресноводной гидры, медузы и кораллового полипа 1) тело состоит из двух слоёв клеток 2) органы состоят из тканей 3) замкнутая кровеносная система 4) тело имеет лучевую симметрию 5) в наружном слое тела располагаются стрекательные клетки 6) каждая клетка выполняет все функции живого организма
Най̆дите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Кишечнополостные – это трехслойные многоклеточные животные. 2. Они имеют гастральную или кишечную полость. 3. Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4. Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5. Все кишечнополостные – свободноплавающие организмы. гидра Коралловый риф медуза
В 5 классе- самые простые формы заданий: «Верно-неверно», итд. В 6 классе начинаю использовать тесты «Установи соответствие» при изучении темы «Систематика растений» В 7 классе начинаю использовать задания «Выбери три ответа из шести», а также задания «Вставь пропущенное слово». с 8 класса применяю все формы тестовых заданий.
Вести словари биологических терминов Тропизмы – направленные ростовые движения органов растений, выраженные односторонним воздействием факторов среды и т.д. ( греч. тропос – поворот, направление) Обмен веществ = метаболизм
материал группируется в блоки можно увеличить объем изучаемого материала без перегрузки учащихся кодирование учебной информации и умение читать опорные сигналы умение представлять материал, используя рисунки-сигналы, в развернутом виде Иллюстрация и графическое письмо.
Идиоадаптация
Ароморфозы
Строение растения Вегетативные органы: корень и побег Генеративные органы: цветок, семя, плод
рекомендую он-лайн тестирование в системе интернет-ресурсов. http://www.fipi.ru . учебно-тренировочных материалов под авторством Рохлова В.С. http://www.examen.ru , https:// bio-ege.sdamgia.ru
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебного элективного курса по биологии . "Биологические задачи . Подготовка ЕГЭ по биологии."
Курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Решение задач по биологии даёт возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражажающие строение и функционирование б...
Презентация: "Активные формы и методы обучения на уроках биологии и во внеурочное время"
Опытно-метадическая работа на тему: "Активные формы и методы обучения на уроках биологии и во внеурочное время". Данную презентацию можно использовать при подготовки к аттестации....
Экспресс-опрос как форма проверки знаний обучающихся на уроках биологии
Проверка знаний и умений – важное звено в обучении биологии. Систематическая проверка воспитывает у обучающихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников...
" Инновационные формы использования ИКТ на уроках географии, биологии"
Работа знакомит с различными сайтами, которые доступны и каждый учитель при желании может их посетить и использовать в своей работе....
Представление информации в табличной форме как основа систематизации знаний по биологии
Материал освещает некоторые вопросы систематизации материала по курсу "Биология"...
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения». биология – 9 класс
Сегодня на уроке:Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.Побываем в роли селекционеров....
Формы исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.
Из опыта работы по организации и сопровождению ученических исследовательских работ и проектов на уроках биологии и во внеурочное время....