Экспресс-опрос как форма проверки знаний обучающихся на уроках биологии
статья по биологии (9 класс) по теме
Проверка знаний и умений – важное звено в обучении биологии. Систематическая проверка воспитывает у обучающихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижении учеников и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять процессом обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspress_diagnostika.docx | 129.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Ларина Н.П. , учитель биологии МО ШИСП г. Ленинск-Кузнецкий
Стародубова Л.И., учитель биологии МБОУ ООШ № 15,
г. Ленинск-Кузнецкий
Экспресс-опрос как форма проверки
знаний обучающихся на уроках биологии
Проверка знаний и умений – важное звено в обучении биологии. Систематическая проверка воспитывает у обучающихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижении учеников и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять процессом обучения.
Различают текущую, тематическую и итоговую проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в большей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую. Тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функции контроля и управления. Используются различные виды проверки: устная, письменная, практическая.
Каждый из указанных видов проверок имеет ряд недостатков. Устная проверка не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и сделать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. А письменные работы с развернутым ответом на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся.
Поэтому в последние годы стала широко использоваться экспресс-диагностика, ориентированная в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.
Экспресс-диагностика имеет ряд преимуществ перед традиционными формами проверки знаний: позволяет более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении. Только экспресс-диагностика дает возможность систематически контролировать знания большого числа обучающихся на каждом уроке.
Тем не менее, такая форма проверки знаний имеет ряд недостатков. Главный из них – высокая вероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его можно путем повышения качества предложенных для выбора ответов. Также нет возможности проверить умение логично излагать усвоенный материал и выявить степень овладения такими видами деятельности как проведение наблюдений, определение объектов и др.
В связи с этим следует экспресс-диагностику сочетать с традиционными формами при проведении как текущей, так и итоговой проверок.
При составлении заданий для экспресс-контроля следует учитывать различный уровень подготовки обучающихся. На базовом уровне задания для проверки должны быть не очень сложными и соответствовать требованиям к уровню общеобразовательной подготовки школьников. В то же время не следует ограничиваться проверкой только минимального уровня подготовки, а использовать задания, ориентирующие на разнообразные виды учебной деятельности. Не только раскрывать содержание того или иного вопроса, но и доказывать, обосновывать факты, использовать теории для объяснения биологических явлений.
Важно помнить, что экспресс-диагностику следует применять систематически, чтобы работа с различными видами заданий не вызывала у обучающихся затруднений. Каждый новый вид заданий требует обучения работы с ним. Следовательно, на первых этапах применения тестовых заданий важно больше времени уделять обучению школьников с каждым новым видом задания. Овладение этой технологией позволит в дальнейшем оперативно применять различные задания для проверки знаний.
Экспресс-опрос целесообразно проводить в начале урока по пройденному накануне фрагменту темы. В этом случае учитель может сразу оценить степень готовности к освоению нового материала. В целях оперативной проверки усвоения материала данного урока диагностику можно провести в конце урока.
С целью проведения экспресс-диагностики можно использовать следующие задания: тесты с выбором одного правильного ответа, тесты с выбором нескольких правильных ответов, задания на установление последовательности процессов и явлений в живой природе, задания с пропуском в тексте ряда слов, биологический диктант, задание на соотнесение, задания-группировки.
В тестах с выбором одного правильного ответа следует включать четыре ответа, один из которых правильный, так как при наличии двух-трех ответов вырастает вероятность угадывания верного ответа. Включение в задание шести и более ответов также неэффективно, так как у обучающихся уходит много времени на выполнение заданий и теряется одно из ведущих преимуществ – экономия времени. Такой тип тестов можно использовать для проверки усвоения школьниками биологических терминов и понятий, основных причин биологических явлений и процессов, о значении и функции органа. Иногда в вопрос включается отрицательная частица «не». При выполнении заданий этого типа школьники часто не обращают внимания на отрицание в вопросе. Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания могут даваться только после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь внимание обучающихся к отрицанию в вопросе, его следует подчеркнуть или выделить шрифтом. Эти задания ориентируют учащихся на другой, более сложный характер умственной деятельности. Для тестовой проверки можно использовать рисунки. Задания с рисунками развивают образное мышление учащихся, учат распознавать объекты и устанавливать связи между ними, проверяют сформированность умения наблюдать.
Характер мыслительной деятельности школьников усложняется при выполнении тестовых заданий, в которых дается несколько правильных ответов. В этом случае общее число ответов увеличивается до пяти-семи, количество правильных ответов не сообщается. Тестовые задания подобного типа побуждают учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. Такие задания можно использовать на обязательном для всех уровне овладения учебным материалом.
Задания, в которых даются только правильные ответы, а от ученика требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты в таблицу, относят к разряду сложных. Однако после многократных упражнений их можно использовать и для контроля знаний на базовом уровне. Подобные задания хорошо применять для проверки знаний о классификации биологических объектов.
Задания на выявление последовательности происходящих в живой природе событий позволяет проверить умение учащихся устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами, таксонами. Выполнение этих заданий требует сложной мыслительной деятельности, поэтому на первых этапах изучения биологии они могут даваться для проверки знаний отдельным школьникам. В дальнейшем подобные задания можно использовать и для проверки знаний на базовом уровне. Задания на определение последовательности событий усложняются, если учащимся предлагается составить ответ из приведенных элементов, определить порядок изложения. Эти задания чаще всего превышают базовый уровень, их выполнение требует сложных мыслительных операций: нахождение нужных элементов, определения их последовательности, конструирования ответа в целом. Школьникам дается четыре и более правильных элементов ответа на вопрос, а они должны сконструировать из них один ответ. Может быть использован и другой вариант тестовых заданий на определение последовательности событий. Учащимся предлагается несколько ответов с заданной последовательностью явлений и предлагается определить одну правильную.
Кроме заданий с выбором ответа, его конструирования, для проверки знаний используются и задания, с пропущенными в тексте словами. Эти задания применяются в тех случаях, когда учащиеся не могут связно изложить учебный материал. Это бывает на первых уроках по теме, на начальных этапах формирования биологических понятий, при изучении сложных вопросов программы, при проверке знаний слабоуспевающих учащихся. Учитель заранее выбирает текст, исключает из него ключевые слова. При этом важно обращать внимание на то, чтобы текс был грамотно составлен, изложен логично, отражал наиболее существенные вопросы содержания. Работа с такими заданиями служит не только для проверки знаний, но и для обучения логично и грамотно излагать учебный материал.
С целью лучшего запоминания и проверки усвоения учащимися биологической терминологии, определений, названий видов растений и животных проводятся терминологические, графические и цифровые диктанты. Главная особенность состоит в том, что на их проведение не требуется много времени. Учитель заранее готовит текст диктанта и ключи для его проверки. На уроке он диктует текст, а учащиеся заполняют схемы, вписывают пропущенные термины, определения, отвечают на вопросы. Иногда учащиеся делятся на группы, и каждая группа выполняет свой вариант работы. Например, для проверки усвоения признаков биологических объектов, учитель называет признаки, а учащиеся в тетрадь ставят знак «+», если данный признак характерен для объекта и знак «-», если данный признак для него не характерен. При этом школьники мысленно анализируют каждый признак, сопоставляют его с характеристикой объекта и делают вывод, какой знак надо записать в тетради. Чтобы повысить объективность полученных результатов, класс можно разделить на две группы. Однообразная работа утомляет учащихся, снижает их интерес, поэтому можно видоизменить форму диктанта и предложить школьникам таблицу, в которую вписаны названия объектов и цифры – условные обозначения, характеризующие признаки. Учитель зачитывает текст диктанта, а учащиеся ставят знаки плюс или минус под соответствующими номерами. Характер диктанта можно видоизменить и предложить учащимся объяснить значение терминов. Для текущей проверки можно использовать и цифровой диктант. Учитель на карточке записывает набор ответов, обозначает их цифрами или буквами, затем зачитывает вопрос и предлагает обучающимся записать цифровой или буквенный шифр правильного ответа.
Задания-группировки составляются таким образом, чтобы отдельные элементы ответов группировались в блоки. Блоки обозначены цифрами, а каждый элемент ответа – цифровой. Из произвольно расположенных элементов знаний ученик сам должен составить ответ на определенную тему и записать с помощью условного кода. Начало ответа ученик берет из блока А, вторую часть – из блока Б, третью – из блок В и т.д. В каждом блоке может содержаться несколько ответов. В ответе ученик выписывает букву – код блока, а рядом цифру – код элемента ответа. Такие задания применяются как для проверки знаний, так и для их закрепления. При выполнении этих заданий школьники учатся различать сходные понятия и находить их особенности.
Систематическое применение экспресс-диагностики способствует развитию познавательной активности школьников, способствует стремлению к умственному напряжению и проявлению волевых усилий в овладении знаниями. Кроме того, экспресс-опрос позволяет сочетать постоянную текущую проверку освоения учащимися учебного материала с их систематической подготовкой к экзамену в новой форме.
Текущая проверка знаний с использованием различных тестовых заданий в 9 классе по теме «Молекулярный уровень».
Тема «Углеводы»
1 вариант
1. Дайте определение, что такое полимеры ______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Биополимеры_____________________________________________________________________________________________________________________
Приведите примеры биополимеров____________________________________ __________________________________________________________________
2. Из приведенного списка зачеркните названия моносахаридов
Фруктоза, крахмал, сахароза, хитин, глюкоза, дезоксирибоза, мальтоза, целлюлоза, лактоза, гликоген, галактоза.
3. Можно ли крахмал - формула (С6Н10О5)n отнести к биополимерам? Аргументируйте свой ответ_______________________________________
__________________________________________________________________
2 вариант
1. Дайте определение, что такое мономеры __________________________________________________________________
Приведите примеры мономеров, из которых образуются молекулы белков ________________________,жиров_______________________________________________ ,крахмала _____________________________________________
2. Из приведенного списка зачеркните названия полисахаридов
Фруктоза, крахмал, сахароза, хитин, глюкоза, дезоксирибоза, мальтоза, целлюлоза, лактоза, гликоген, галактоза.
3. Можно ли глюкозу - формула С6Н12О6 отнести к биополимерам? Аргументируйте свой ответ __________________________________________
__________________________________________________________________
Тема «Липиды»
1 вариант
1) Выберите верное суждение:
1. Липиды растворимы в воде.
2. Жиры участвуют в регуляции жизненных процессов.
3. Жиры, как и углеводы, выполняют каталитическую и регуляторную функции
4. Липиды обладают низкой теплопроводностью и поэтому выполняют теплоизоляционную функцию.
5. В растениях наибольшее количество липидов содержится в семенах.
2) Выберите правильные ответы
Липиды выполняют следующие функции
1. Структурную
2. Информационную
3. Ферментативную
4. Энергетическую
5. Защитную
6. Сигнальную
2 вариант
1) Выберите верное суждение:
1. Липиды состоят из трехатомного спирта глицерина и высокомолекулярных жирных кислот.
2. Липиды входят в состав клеточных мембран
3. По сравнению с углеводами жиры менее энергоемки
4. Жировой слой у многих водных животных способствуют плавучести.
5. Все органы растений богаты жирами.
2) Выберите правильные ответы
Какие вещества из числа предложенных являются полисахаридами
1. Глюкоза
2. Жир
3. Гликоген
4. Крахмал
5. Воск
6. Клетчатка
Тема «Белки»
1 вариант
I. Выберите один правильный ответ из четырех
1. По своей природе ферменты – это
1) углеводы 2) нуклеиновые кислоты
3) липиды 4) белки
2. Белки в отличие от углеводов обладают способностью к
1) накоплению большого количества энергии
2) проведение электрического импульса в нейроне
3) денатурации
4) растворимости
3. Как называют химическую связь между мономерами в молекуле белка?
1) пептидная 2) водородная
3) ионная 4) ковалентная неполярная
4. Какие белки из перечисленных выполняют в клетке регуляторную функцию?
1) белки-гормоны 2) белки-ферменты
3) белки-антитела 4) транспортные белки
5. Определите, какая структура белка изображена на рисунке
1) первичная
2) вторичная
3) третичная 4) четвертичная
II. В1. Установите соответствие между функцией и свойством соединения и биополимером, для которого она характерна. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных ответов
Особенности | Соединения |
А) обезвреживает чужеродные вещества Б) располагаясь в два слоя, составляют основу биологических мембран В) накапливаются в подкожной клетчатке и обеспечивают терморегуляцию Г) способны изменять свою пространственную структуру под действием внешних факторов Д) являются полимерами Е) могут использоваться в качестве источника воды | 1) белки 2) липиды |
А | Б | В | Г | Д | Е |
В2. Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведенную ниже таблицу.
В результате соединения аминокислот в цепь формируется ____________(А) структура белка, которая поддерживается ____________(Б) связями. Затем эта цепь сворачивается в спираль и получается __________(В) структура. Она поддерживается непрочными __________(Г) связями.
Термины:
1) первичный
2) вторичный
3) третичный
4) гидрофобный
5) водородный
6) пептидный
Ответ
А | Б | В | Г |
2 вариант
I. Выберите один правильный ответ из четырех
1. Из предложенного перечня выберите продукты, богатые белками
1) хлеб, картофель, рис, макароны
2) молоко и молочные продукты
3) фрукты и овощи
4) мясо, рыба, яйца, бобовые
2. Какой из приведенных белков обладает регуляторной функцией?
1) миозин 2) пепсин
3) пепсин 4) инсулин
3. Какую функцию в клетке выполняют белки-ферменты?
1) строительную 2) энергетическую
3) каталитическую 4) двигательную
4. Что является мономером белка?
1) нуклеиновые кислоты
2) моносахариды
3) аминокислоты
4) глицерин и высокомолекулярные жирные кислоты
5. Определите, какая структура белка изображена на рисунке
1) первичная 2) вторичная 3) третичная 4) четвертичная
II. В1. Установите соответствие между структурой белка и ее характеристиками. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных ответов
Характеристика | Структура белка |
А) неустойчивая Б) прочная В) поддерживается пептидными связями Г) поддерживается связями между радикалами Д) пространственная конфигурация в виде глобулы Е) аминокислотная последовательность |
А | Б | В | Г | Д | Е |
В2. Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведенную ниже таблицу.
Функции белков в клетке очень разнообразны. Белки, ускоряющие химические реакции в клетке, называются ___________(А). ряд белков обеспечивает перенос различных веществ в организме и в клетке. Примером транспортного может служить ___________(Б). Защитную функцию выполняют белки - _____________(В). Некоторые белки выполняют регуляторную функцию, например _________(Г).
Термины
1) инсулин
2) гемоглобин
3) антитела
4) ферменты
5) мономеры
6) липиды
Ответ
А | Б | В | Г |
Тема «Нуклеиновые кислоты»
Биологический диктант
1 вариант ДНК
2 вариант РНК
Учитель называет признак или функцию соединения всему классу. Если данное суждение соответствует описанию нуклеиновый кислоты (ДНК или РНК), то напротив номера ответа обучающиеся ставят «+», если нет, то «-».
1. Это биополимер, состоящий из мономеров-нуклеотидов.
2. Нуклеиновые кислоты содержатся только в ядре.
3. Молекула кислоты содержит углевод дезоксирибозу.
4. Молекула содержит углевод рибозу.
5. Мономером нуклеиновой кислоты является нуклеотид, состоящий из трех компонентов – азотистое основание, углевод и остаток фосфорной кислоты.
6. В состав молекулы входят аденин, гуанин, цитозин, тимин.
7. В состав молекулы входят аденин, гуанин, цитозин, урацил
8. Молекула состоит из двух цепей
9. Полимер, состоящий из одной цепочки.
10. структура – двойная спираль
11. Носитель наследственной информации
12. выделяют три типа нуклеиновых кислот в зависимости от расположения в клетке и выполняемым функциям.
13. Выполняет функцию реализации наследственной информации через синтез белка.
Тема «АТФ и другие органические соединения клетки»
Из частей фраз составьте два ответа 1) о РНК, 2) об АТФ.
А. 1) РНК
2) АТФ
Б. 1) Нуклеотид, состоящий из азотистого основания аденина, углевода рибозы и трех остатков фосфорной кислоты
2) Полимер, мономером которого является нуклеотид, состоящий из трех компонентов – азотистое основание, углевод и остаток фосфорной кислоты.
В. 1) Устойчивая структура
2) Неустойчивая структура
Г. 1) Универсальный источник энергии
2) Реализация наследственной информации через синтез белка
Д. 1) Находится в ядре, цитоплазме, рибосомах, митохондриях и пластидах.
2) Находится в митохондриях.
Тема «Вирусы»
I. Выберите один правильный ответ из четырех
1. Среди перечисленных организмов клеточного строения не имеют
1) инфузория-туфелька 2) вирус гриппа
3) кишечная палочка 4) хламидомонада
2. Из множества свойств живых организмов ля вирусов характерно наличие
1) обмена веществ 2) раздражимости
3) наследственности 4) клеточного строения
3. Вирусы проявляют свойства живого только
1) в клетках других организмов
2) во внешней среде
3) при взаимодействии с другими вирусами
4) при благоприятных условиях внешней среды
4. Вирусным заболеванием не является
1) грипп 2) СПИД
3) оспа 4) туберкулез
5. Особенностью вирусов является то, что они
1) могут вызывать заболевания животных и растений
2) не имеют клеточного строения
3) не имеют оформленного ядра
4) осуществляют очень активный обмен веществ.
II. В1. Установите соответствие между группой организмов и их характеристиками. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных ответов
Характеристика | Организмы |
А) Могут быть изучены с помощью светового микроскопа Б) Могут быть изучены с помощью электронного микроскопа В) Не имеют собственного аппарата для синтеза белка Г) Синтез белка происходит на рибосомах Д) Тело состоит из одной клетки Е) Неклеточные организмы | 1) вирусы 2) простейшие |
А | Б | В | Г | Д | Е |
В2. Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведенную ниже таблицу.
Неклеточные организмы – это ________(А). Они имеют очень простое строение: молекула ________(Б) и вокруг нее белковая оболочка - _______(В). Тем не менее они считаются живыми организмами, так как обладают _________(Г).
Термины
1) нуклеиновая кислота
2) раздражимость
3) капсид
4) вирусы
5) бактерии
6) наследственность
Ответ
А | Б | В | Г |
Список литературы
1. Милькова, Е.В. Активные методы в работе педагога [Текст] : методическое пособие / Е.В. Милькова. – Кемерово : Изд-во КРИПКи ПРО, 2009. – 88 с.
2. Резникова, В.З. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии [Текст] : пособие для учителя / В.З Резникова, А.Н. Мягкова, Г.С. Калинова, Т.В. Иванова. – М. : Просвещение, 1997. – 152 с.
3. Рохлов В.С. Биология 9 класс. 44 диагностических варианта [Текст] : ГИА. экспресс-диагностика / В.С. Рохлов, Н.В. Славина. – М. : Национальное образование, 2011. – 96 с.
4. Циклов, С.Б., Биология 9 класс [Текст] : Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА / С.Б. Циклов. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый тест для проверки знаний обучающихся 6 класса по биологии
Проверка знаний по биологии...
Формы и методы учета и проверки знаний учащихся по общей биологии.
Статья по теме"Формы и методы учета и проверки знаний учащихся по общей биологии."...
Рассказ-парадокс как форма проверки знаний обучающихся по литературе
На странице представлен материал для творческой проверки знаний учащихся на литературе при проверке знаний учащихся. Использовать его можно ра уроках закрепления изученного или на уроках развития речи...
Рассказ-парадокс как форма проверки знаний обучающихся по литературе.
В данной статье рассказано об одной из форм творческой прверки знаний обучающихся, которую можно использовать на уроках закрепления изученного и уроках развития речи. Предложен образец работы с нормам...
Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии
Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии...