Разработка урока "Клеточная теория"
план-конспект урока по биологии (11 класс)
Разработка урока "Клеточная теория" в 11 классе. Применена технология проектно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kletochnaya_teoriya_11_klass.docx | 50.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические задачи:
- Активизировать творческий потенциал учащихся.
- Развивать интеллектуальные качества, научное мировоззрение, воспитывать целеустремленность.
Цели:
- Активизировать, обобщить и систематизировать знания учащихся о строении, размножении организмов , чертах сходства и отличиях организмов различных царств; раскрыть основные положения клеточной теории, показать их взаимосвязь; познакомить с историей изучения клетки и работами ученых, внесших вклад в формирование клеточной теории.
- Закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.
- Продолжить развитие проектировочных, информационно – поисковых, социально – коммуникативных умений и навыков.
- Продолжить развитие познавательных процессов: мышления, памяти, речи, внимания, воображения, восприятия, умения владеть логическими операциями, суждениями, умозаключениями.
- Продолжить формирование способов творческой деятельности, нравственных отношении и научного мировоззрения.
Тип урока:
- Обобщение и систематизация полученных ранее знаний с элементами изучения нового материала.
Методы: поисковый, информационно – рецептивный, инструктивно-
практический.
Форма организации обучения:
- Проектная и исследовательская деятельность.
Формы организации учебно – познавательной деятельности:
- Групповая, фронтальная.
Оборудование:
- Компьютер с проектором, выполненные проекты в форме мультимедийной презентации, микропрепарата растительных, животных клеток и клеток плесневых грибов, микроскопы, листы формата А4, фломастеры, тест для поурочного контроля.
Технологии:
- Обучение в сотрудничестве, метод проектов, исследовательский.
Подготовительный этап.
- Класс разбит на 3 группы.
- Каждой группе поставлен вопрос для исследования:
1.Какое строение имеют все организмы на Земле?
2.Сравнить клетки различных организмов. Сделать вывод.
3.Как происходит образование организмов, что является причиной их роста?
- В группах дети самостоятельно определили функции каждого.
- Опираясь на ранее полученные знания и пользуясь данными современной науки, дети подготовили ответы на поставленные вопросы в форме презентаций.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
II. Изучение нового материала.
- 1.Доказательство единства строения всех организмов. Проектная работа 1 группы.
2. 1 положение клеточной теории и история его возникновения.
2) 1. Выяснение сходства и различий в строении организмов различных царств. Проектная работа 2 группы.
2. 2 положение клеточной теории и история его возникновения.
3) 1. Происхождение организмов. Проектная работа 3 группы.
2. 3 положение клеточной теории и история его происхождения.
4) Основные положения современной клеточной теории.
III. Закрепление нового материала.
IV. Выводы.
V. Домашнее задание.
I.Организация начала урока.
- Сегодняшний урок мы и посвятим выяснению сути клеточной теории, а так же попытаемся ответить на следующие вопросы:
Я – такой же как вы.
Я – такой же прохожий.
Я – такой как и все,
Ни на кого не похожий! Р.Быков.
- Любой живой организм на нашей планете может представиться этими словами.
Неужели все живые организмы настолько разные и нет между ними ничего общего?
- И еще, можно ли сделать мышей из пшеницы и грязной рубашки, как утверждали древние?
- Изучение нового материала.
- Тема урока: «Клеточная теория» 1938г.
( Учитель пишет тему на доске, дети в тетради)
Учитель напоминает, что задолго до урока класс был разделен на 3группы, и было предложено провести исследования по следующим направлениям:
1.Выяснить, какое строение имеют все организмы на планете Земля.
2.Сравнить строение организмов различных царств, найти сходства и отличия.
3.Выяснить, из чего происходит образование организмов, что является причиной их роста.
- Используя результаты ваших исследований, в ходе урока мы постараемся решить следующие задачи, поставленные перед уроком:
Учитель озвучивает задачи урока.
- Итак, с результатами своего исследования нас познакомит 1 группа.
1) 1.Знакомит с результатами исследования и представляет презентацию лидер 1 группы.
- Тема исследовательской работы нашей группы: «Выяснить, какое строение имеют все организмы на планете Земля».
- Все многообразие организмов, обитающих на Земле, систематики делят на следующие группы: вирусы, прокариоты – бактерии, эукариоты – растения, грибы, животные.
- Наши ребята приготовили для вас пронумерованные микропрепараты мицелия плесневого гриба мукора, эпителия ротовой полости человека, кожицы чешуи лука. Предлагаем вам внимательно их рассмотреть и выполнить задания, изложенные в инструктивной карточке.
Инструктивная карточка.
- Внимательно рассмотрите полученный препарат при помощи микроскопа.
- Выясните, имеет ли данный организм клеточное строение.
- Сделайте рисунок увиденного, номер препарата перенесите на рисунок.
- Определите, представителю какого царства относится данный препарат.
- Прикрепите свой рисунок на доску под названием того царства, к которому он, по вашему усмотрению, относится.
Учащиеся выполняют все задания, крепят рисунки на доску под названием царств.
Растения. Грибы. Животные.
Номера рисунков, сделанных разными группами и размещенных под названием царства, могут не совпасть, если кто-то сделал ошибку в определении данного препарата . Учитель предупреждает, что к исправлению ошибок всем классом вернемся чуть позже, в другой части урока.
Когда работа закончена, лидер 1 группы обращается к классу с вопросом: «Какой вывод можно сделать из увиденного вами? Какое строение имеют гриба, растения, животные?»
Все отвечают: «Они состоят из клеток».
- Мы только не рассмотрели строение бактерий и вирусов. Они очень малы, поэтому мы воспользуемся данными, полученными при помощи электронного микроскопа.
- Бактерии - одноклеточные организмы.
- Вирусы разнообразны по форме, но по строению во многом схожи:
- Итак, мы пришли к выводу: «Все живые организмы состоят из клеток».
- 2. - А теперь обратимся к истории.
Знания о клетке накапливались постепенно. Предпосылкой открытия клетки было изобретение микроскопа и использование его для исследования биологических объектов.
Сообщение ученика из 1 группы о Р. Гуке:
- 13 апреля 1663 г. молодой английский ученый Роберт Гук показывал в собрании Королевского общества в Лондоне интересный микроскопический препарат – срез коры пробкового дуба. Кора оказалась не однородной, а состоящей из крошечных ячеек, похожих на пчелиные соты. Гук назвал их «клетками». Он имел в виду маленькие камеры наподобие помещений, в которых сидят заключенные, или монастырских келий.
Гук родился в семье настоятеля церкви Всех Святых. Ребенок был тщедушным и хилым, но, вопреки опасениям близких, он выжил. Потеряв в 1648г. отца, Гук был определен учеником художника Питера Лели и переехал в Лондон. Четырнадцати лет Гук поступил в Вестминстерскую школу Башби, где проучился до 1653 г. Он оказался блестящим учеником. Рассказывают, что он за неделю изучил 6 книг геометрии Евклида. В школе Гук изучил латинский – язык научного общения того времени, а также греческий и древнееврейский и даже научился играть на органе.
Роберт Гук – английский естествоиспытатель, разносторонний ученый и экспериментатор, архитектор. Открыл закон, названный его именем. Высказал гипотезу тяготения. Сторонник волновой теории света. Улучшил и изобрел многие приборы. Усовершенствовал микроскоп и первым установил клеточное строение тканей, ввел термин «клетка». (Ученик на доске записывает: «Р. Гук – ввел термин «клетка», учащиеся записывают это в тетрадь)
Гук не мог предвидеть всей важности своего открытия. Он считал, что живое вещество клетки – это ее стенки, а внутри эта «коробочка» пуста.
- Н. Грю в 1682г. полагал, что стенки клеток образованы переплетением волокон,как у текстиля, отсюда термин ткани.
- Первым из людей, заглянувшим в мир микроорганизмов и сделавшим первое описание животной клетки стал голландский естествоиспытатель Антони ван Левенгук.
Сообщение ученика из 1 группы о А. Левенгуке:
- Он родился 24 октября в г. Делфте в Голландии. Его родные были уважаемыми бюргерами и занимались плетением корзин и, что особенно ценилось в то время, пивоварением. Отец Левенгука умер рано, и мать отправила мальчика учиться в школу, мечтая сделать из него чиновника. Но в 15 лет Антони оставил школу и уехал в Амстердам, где поступил учиться торговому делу в суконную лавку, работая там бухгалтером и кассиром.
В 21 год Левенгук вернулся в Делфт, женился и открыл собственную торговлю мануфактурой. Известно также, что позже он получил должность стража судебной палаты.
300 лет назад одни соотечественники Левенгука сажали тюльпаны, другие разводили экзотических птиц. И у стража судебной палаты было свое хобби. Приходя со службы домой, он запирался в своем кабинете, куда в это время не допускалась даже жена, и с увлечением рассматривал под увеличительными стеклами самые разные предметы. К сожалению, эти стекла увеличивали не слишком сильно. Тогда Левенгук попробовал сделать свой собственный микроскоп с использованием шлифовальных стекол.
Много лет изготавливал Левенгук свои линзы в форме чечевицы, называвшиеся «микроскопиями». Эти линзы являлись по существу лупами. Они были крохотными, иногда меньше миллиметра, но увеличивали в 100 и даже 300 раз.
Он был далёк от мысли сделать какое-либо открытие: микроскоп для него, уже взрослого и солидного человека, был просто любимой игрушкой. Но оторваться от этой игрушки было невозможно. Талантливый самоучка, не получивший никакого образования, он тем не менее проводил свои исследования очень тщательно и детально и не без гордости заявлял: «Я стараюсь вырвать мир из власти суеверий и направить его на путь знания и истины». Его наблюдения, сделанные с помощью микроскопа, начали пользоваться известностью начиная с 1663 г. В этом году Рене де Грааф, бывший делфтским корреспондентом Лондонского Королевского общества, отослал туда материалы некоторых наблюдений Левенгука.
В 1680 г. Левенгук был избран действительным равноправным членом Лондонского Королевского общества. В Делфт от общества прислали пышный членский диплом в серебряной шкатулке с гербом общества на крышке.
Рассматривая настой травы и налет с собственных зубов, на сером фоне линзы он увидел массу невероятно маленьких созданий — настоящий зверинец! Одна к другой, как в вязанке хвороста, лежали длинные неподвижные палочки. Расталкивая их, метались изогнутые, похожие на штопор зверушки. Он писал: «В полости моего рта их было, наверное, больше, чем людей в Соединённом Королевстве». К этому сообщению Левенгук приложил рисунки с изображением
«зверушек». В них можно узнать различные формы бактерий: бациллы, кокки, спириллы, нитчатые бактерии.
С большим интересом наблюдал Левенгук за мелкими насекомыми, капельками воды, слюны, крови. С помощью своих линз ему удалось узнать строение сосудов растений, впервые описать и зарисовать простейших, грибницу грибов и дрожжи, строение костной ткани, нервных волокон, эритроцитов, сперматозоиды.
Среди многочисленных посетителей, приезжавших к нему, чтобы приобщиться к тайнам природы и посмотреть на диковинных «зверушек», были английская королева и русский царь Петр 1. После этого посещения Петр привез в Россию микроскоп.
(Ученик на доске записывает, а класс в тетрадях: «А.Левенгук – первый увидел животные клетки и бактерии».
Выходит 3 ученик из 1 группы и делает сообщение о Т. Шванне:
- К 30 годам 19 века накопилось немало работ о клеточном строении организмов. Общепризнанным стало представление о клетке как элементарной микроскопической структуре растений. Но обобщений из сделанных наблюдений не было. Факты, касающиеся клеточного строения, оставались несистематизированными.
Огромная заслуга в этом принадлежит немецкому биологу Теодору Шванну.
Теодору Шванну принадлежат труды по физиологии пищеварения, гистологии, анатомии нервной системы. Он открыл пепсин в желудочном соке. На работу Шванна оказала сильное влияние школа Пуркинье и Генле. Шванн нашел правильный принцип сравнения клеток растений и элементарных микроскопических структур животных. Сопоставив тканевые структуры животных и растений, он указал на общий для них принцип клеточного строения. В 1839г. появляется его классическое сочинение «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», где и формулируется 1-й принцип клеточной теории:
- Все живые организмы состоят из клеток. (Ученик на доске под заголовком «Клеточная теория» записывает 1 положение клеточной теории, учащиеся записывают это в тетрадях).
Полную версию урока смотрите на: https://cloud.mail.ru/home/урок%20Клеточная%20теория%2C%2011%20класс/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теории окислительно-восстановительных реакций для профильных классов
Основная цель занятия: научить прогнозировать продукты окислительно- восстановительных реакций с учетом среды, в которой протекает химическая реакция...
Разработка методики преподавания элементов теории вероятностей и статистики в 8-х и 9-х классах средней общеобразовательной школы
В работе рассмотрены особенности преподавания элементов теории вероятности и математической статистики в составе курса математики средней общеобразовательной школы. Кр...
Примерная разработка уроков по статистике и теории вероятностей для 7-го класса
Данная статья содержит разработки уроков по теме описательная статистика для7-го класса...
Методическая разработка "Элементы комбинаторики и теории вероятностей"
Методическая разработка раздела программы по математике...
Методическая разработка интегративного занятия по дисциплинам «Термодинамика, теплопередача и гидравлика» и «Теория горения и взрыва» для специальности 280703 «Пожарная безопасность»
СодержаниеИнтегративное занятие по дисциплинам «Термодинамика , теплопередача и гидравлика» и «Теория горения и взрыва». 3План урока.. 4Ход урока.. 5План игры... 6Ход игры... 7Тур I – «Разминка»...
Разработка тестов по курсу элементарная математика на примере модуля "элементы комбинаторики, теории вероятностей, математической статистики
В ходе анализа темы были выявлены следующие темы для заданий входного контроля:1. Правила комбинаторики;2. Комбинаторные соединения;3....
Разработка урока "Основные понятия теории вероятноятей"
Идея урока родилась при подготовке очередного одинадцатого класса к ЕГЭ по математике. Захотелось все объяснить легко и просто. Научить решать задачи.Для урок была создана презентация и разработана ра...