Разработка урока "Клеточная теория"
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Пирогова Людмила Вячеславовна

Разработка урока "Клеточная теория" в 11 классе. Применена технология проектно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kletochnaya_teoriya_11_klass.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дидактические задачи:

  • Активизировать творческий потенциал учащихся.
  • Развивать интеллектуальные  качества, научное мировоззрение, воспитывать целеустремленность.

Цели: 

  • Активизировать, обобщить и систематизировать знания учащихся о строении, размножении организмов , чертах сходства и отличиях организмов различных царств; раскрыть основные положения  клеточной теории, показать их взаимосвязь; познакомить  с историей изучения клетки и работами ученых, внесших вклад в формирование клеточной теории.
  • Закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.
  • Продолжить развитие проектировочных, информационно – поисковых, социально – коммуникативных умений и навыков.
  • Продолжить развитие познавательных процессов: мышления, памяти, речи, внимания, воображения, восприятия, умения владеть логическими операциями, суждениями, умозаключениями.
  • Продолжить формирование способов творческой деятельности, нравственных отношении и научного мировоззрения.

Тип урока:

  • Обобщение и систематизация полученных ранее знаний с элементами изучения нового материала.

Методы: поисковый, информационно – рецептивный, инструктивно-  

                       практический.

Форма организации обучения:

  • Проектная и исследовательская деятельность.

Формы организации учебно – познавательной деятельности:

  • Групповая, фронтальная.

Оборудование:

  • Компьютер с проектором, выполненные проекты в форме мультимедийной презентации, микропрепарата растительных, животных клеток и клеток плесневых грибов, микроскопы, листы формата А4, фломастеры, тест для поурочного контроля.

Технологии:

  • Обучение в сотрудничестве, метод проектов, исследовательский.

Подготовительный этап.

  1. Класс разбит на 3 группы.
  2. Каждой группе поставлен вопрос для исследования:

1.Какое строение имеют все организмы на Земле?

2.Сравнить клетки различных организмов. Сделать вывод.

3.Как происходит образование организмов, что является причиной их роста?

  1. В группах дети самостоятельно определили функции каждого.
  2. Опираясь на ранее полученные знания и пользуясь данными современной науки, дети подготовили ответы на поставленные вопросы в форме презентаций.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

     II. Изучение нового материала.

  1. 1.Доказательство единства строения всех организмов. Проектная работа 1 группы.      

   2. 1 положение клеточной теории  и история его возникновения.

         2) 1. Выяснение сходства и различий в строении организмов различных  царств. Проектная работа 2 группы.

    2. 2 положение клеточной теории и история его возникновения.

         3)  1. Происхождение организмов. Проектная работа 3 группы.

               2. 3 положение клеточной теории и история его происхождения.

         4) Основные положения современной клеточной теории.

 III. Закрепление нового материала.

      IV. Выводы.

       V.  Домашнее  задание.    

 

I.Организация начала урока.

   

- Сегодняшний урок мы и посвятим выяснению сути клеточной теории, а так же попытаемся ответить на следующие вопросы:

                                                        Я – такой же как вы.

Я – такой же прохожий.

Я – такой как и все,

                              Ни на кого не похожий!               Р.Быков.

- Любой живой организм на нашей планете может представиться этими словами.

Неужели все живые организмы настолько разные и нет между ними ничего общего?

 - И еще, можно ли сделать мышей из пшеницы и грязной рубашки, как утверждали древние?

  1. Изучение нового материала.

   

 - Тема урока: «Клеточная теория» 1938г.

( Учитель пишет тему на доске, дети в тетради)

      Учитель напоминает, что задолго до урока класс был разделен на 3группы, и было предложено провести исследования по следующим направлениям:

1.Выяснить, какое строение имеют все организмы на планете Земля.

2.Сравнить строение организмов различных царств, найти сходства и отличия.

3.Выяснить, из чего происходит образование организмов, что является причиной их роста.

     - Используя результаты ваших исследований, в ходе урока мы постараемся решить следующие задачи, поставленные перед уроком:

Учитель озвучивает задачи урока.

 - Итак, с результатами своего исследования нас познакомит 1 группа.

1) 1.Знакомит с результатами исследования и представляет презентацию лидер 1 группы.

 - Тема исследовательской работы нашей группы: «Выяснить, какое строение имеют все организмы на планете Земля».

 

   -   Все многообразие организмов, обитающих на Земле, систематики делят на следующие группы: вирусы, прокариоты – бактерии, эукариоты – растения, грибы, животные.

  -   Наши ребята приготовили для вас пронумерованные микропрепараты мицелия плесневого гриба мукора, эпителия ротовой полости человека, кожицы чешуи лука. Предлагаем вам внимательно их рассмотреть и выполнить задания, изложенные в инструктивной карточке.

Инструктивная карточка.

  1. Внимательно рассмотрите полученный препарат при помощи микроскопа.
  2. Выясните, имеет ли данный организм клеточное строение.
  3. Сделайте рисунок увиденного, номер препарата перенесите на рисунок.
  4. Определите, представителю какого царства относится данный  препарат.
  5. Прикрепите свой рисунок на доску под названием того царства, к которому он, по вашему усмотрению, относится.

 Учащиеся выполняют все задания, крепят рисунки на доску под названием царств.

Растения.                       Грибы.                           Животные.

Номера рисунков, сделанных разными группами и размещенных под названием царства, могут не совпасть, если кто-то сделал ошибку в определении данного препарата . Учитель предупреждает, что к исправлению ошибок  всем классом вернемся чуть позже, в другой части урока.

    Когда работа закончена, лидер 1 группы обращается к классу с вопросом: «Какой вывод можно сделать из увиденного вами? Какое строение имеют гриба, растения, животные?»

     Все отвечают: «Они состоят из клеток».

- Мы только не рассмотрели строение бактерий и вирусов. Они очень малы, поэтому мы воспользуемся данными, полученными при помощи электронного микроскопа.

- Бактерии - одноклеточные организмы.

  - Вирусы разнообразны по форме, но по строению во многом схожи:

 - Итак, мы пришли к выводу: «Все живые организмы состоят из клеток».

  1. 2. - А теперь обратимся к истории.  

Знания о клетке накапливались постепенно. Предпосылкой открытия клетки было изобретение микроскопа и использование его для исследования биологических объектов.

  Сообщение ученика из 1 группы о Р. Гуке:

 - 13 апреля 1663 г. молодой английский ученый Роберт Гук показывал в собрании Королевского общества в Лондоне интересный микроскопический препарат – срез коры пробкового дуба. Кора оказалась не однородной, а состоящей из крошечных ячеек, похожих на пчелиные соты. Гук назвал их «клетками». Он имел в виду маленькие камеры наподобие  помещений, в которых сидят заключенные, или монастырских келий.

    Гук родился в семье настоятеля церкви  Всех Святых. Ребенок был тщедушным и хилым, но, вопреки опасениям близких, он выжил. Потеряв в 1648г. отца, Гук был определен учеником художника Питера Лели и переехал в Лондон. Четырнадцати лет Гук поступил в Вестминстерскую школу Башби, где проучился до 1653 г. Он оказался блестящим учеником. Рассказывают, что он за неделю изучил 6 книг геометрии Евклида. В школе Гук изучил латинский – язык научного общения того времени, а также греческий и древнееврейский и даже научился играть на органе.

     Роберт Гук – английский естествоиспытатель, разносторонний ученый и экспериментатор,  архитектор. Открыл закон, названный его именем. Высказал гипотезу тяготения. Сторонник волновой теории света. Улучшил и изобрел многие приборы. Усовершенствовал микроскоп и первым установил клеточное строение тканей, ввел термин «клетка».  (Ученик на доске записывает: «Р. Гук – ввел термин «клетка», учащиеся записывают это в тетрадь)

     Гук не мог предвидеть всей важности своего открытия. Он считал, что живое вещество клетки – это ее стенки, а внутри эта «коробочка» пуста.

     - Н. Грю в 1682г. полагал, что стенки клеток образованы переплетением волокон,как у текстиля, отсюда термин ткани.

 - Первым из людей, заглянувшим в мир микроорганизмов и сделавшим первое описание животной клетки стал голландский естествоиспытатель Антони ван Левенгук.

  Сообщение ученика из 1 группы о А. Левенгуке:

 - Он родился 24 октября в г. Делфте в Голландии. Его родные были уважаемыми бюргерами и занимались плетением корзин и, что особенно ценилось в то время, пивоварением. Отец Левенгука умер рано, и мать отправила мальчика учиться в школу, мечтая сделать из него чиновника. Но в 15 лет Антони оставил школу и уехал в Амстердам, где поступил учиться торговому делу в суконную лавку, работая там бухгалтером и кассиром.

   В 21 год Левенгук вернулся в Делфт, женился и открыл собственную торговлю мануфактурой. Известно также, что позже он получил должность стража судебной палаты.

    300 лет назад одни соотечественники Левенгука сажали тюльпаны, другие разводили экзотических птиц. И у стража судебной палаты было свое хобби. Приходя со службы домой, он запирался в своем кабинете, куда в это время не допускалась даже жена, и с увлечением рассматривал под увеличительными стеклами самые разные предметы. К сожалению, эти стекла увеличивали не слишком сильно. Тогда Левенгук попробовал сделать свой собственный микроскоп с использованием шлифовальных стекол.

     Много лет изготавливал Левенгук свои линзы в форме чечевицы, называвшиеся «микроскопиями». Эти линзы являлись по существу лупами. Они были крохотными, иногда меньше миллиметра, но увеличивали в 100 и даже 300 раз.

     Он был далёк от мысли сделать  какое-либо открытие:  микроскоп для него, уже взрослого и солидного человека, был просто любимой  игрушкой. Но  оторваться от этой игрушки было невозможно. Талантливый самоучка,  не получивший  никакого образования, он тем не менее проводил свои исследования очень тщательно и детально и не без гордости заявлял:  «Я стараюсь вырвать мир из власти суеверий  и  направить  его  на путь  знания  и истины». Его наблюдения, сделанные с помощью микроскопа, начали пользоваться известностью начиная с 1663 г. В этом году Рене де Грааф, бывший  делфтским  корреспондентом  Лондонского Королевского общества, отослал туда материалы некоторых наблюдений Левенгука.

     В 1680 г. Левенгук был избран действительным равноправным членом Лондонского Королевского  общества.   В  Делфт  от  общества  прислали пышный членский диплом в серебряной шкатулке с гербом общества на крышке.

   Рассматривая настой травы и налет с собственных зубов, на сером фоне линзы он увидел массу невероятно маленьких созданий — настоящий зверинец! Одна к другой, как в вязанке хвороста, лежали длинные неподвижные палочки. Расталкивая их, метались изогнутые, похожие  на штопор зверушки. Он писал: «В полости моего рта их было, наверное, больше, чем людей в Соединённом Королевстве». К этому сообщению Левенгук приложил рисунки с изображением

«зверушек». В них можно узнать различные формы бактерий:  бациллы,  кокки,  спириллы, нитчатые бактерии.

  С большим интересом наблюдал Левенгук за мелкими насекомыми, капельками воды, слюны, крови. С помощью своих линз ему удалось узнать строение сосудов растений, впервые описать и зарисовать простейших, грибницу грибов и дрожжи, строение костной ткани, нервных волокон, эритроцитов, сперматозоиды.

  Среди многочисленных посетителей, приезжавших к нему, чтобы приобщиться к тайнам природы и посмотреть на диковинных «зверушек», были английская королева и русский царь Петр 1. После этого посещения Петр привез в Россию микроскоп.

   (Ученик на доске записывает, а класс в тетрадях: «А.Левенгук – первый увидел животные клетки и бактерии».

     Выходит 3 ученик из 1 группы и делает сообщение о Т. Шванне:

  - К 30 годам 19 века накопилось немало работ о клеточном строении организмов. Общепризнанным стало представление о клетке как элементарной микроскопической структуре растений. Но обобщений из сделанных наблюдений не было. Факты, касающиеся клеточного строения, оставались несистематизированными.

      Огромная заслуга в этом принадлежит  немецкому биологу Теодору Шванну.

Теодору Шванну принадлежат труды по физиологии пищеварения, гистологии, анатомии нервной системы. Он открыл пепсин в желудочном соке. На работу Шванна оказала сильное влияние школа Пуркинье и Генле. Шванн нашел правильный принцип сравнения клеток растений и элементарных микроскопических структур животных. Сопоставив тканевые структуры животных и растений, он указал на общий для них принцип клеточного строения. В 1839г. появляется его классическое сочинение «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», где и формулируется 1-й принцип клеточной теории:

  1. Все живые организмы состоят из клеток. (Ученик на доске под заголовком «Клеточная теория» записывает 1 положение клеточной теории, учащиеся записывают это в тетрадях).

Полную версию урока смотрите на: https://cloud.mail.ru/home/урок%20Клеточная%20теория%2C%2011%20класс/           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теории окислительно-восстановительных реакций для профильных классов

Основная цель занятия: научить прогнозировать продукты окислительно- восстановительных реакций с учетом среды, в которой протекает химическая реакция...

Разработка методики преподавания элементов теории вероятностей и статистики в 8-х и 9-х классах средней общеобразовательной школы

     В работе рассмотрены особенности преподавания элементов теории вероятности и математической статистики в составе курса математики средней общеобразовательной школы. Кр...

Примерная разработка уроков по статистике и теории вероятностей для 7-го класса

Данная статья содержит разработки уроков по теме описательная статистика для7-го класса...

Методическая разработка "Элементы комбинаторики и теории вероятностей"

Методическая разработка раздела программы по математике...

Методическая разработка интегративного занятия по дисциплинам «Термодинамика, теплопередача и гидравлика» и «Теория горения и взрыва» для специальности 280703 «Пожарная безопасность»

СодержаниеИнтегративное занятие по дисциплинам «Термодинамика , теплопередача и гидравлика» и  «Теория горения и взрыва». 3План урока.. 4Ход урока.. 5План игры... 6Ход игры... 7Тур I – «Разминка»...

Разработка тестов по курсу элементарная математика на примере модуля "элементы комбинаторики, теории вероятностей, математической статистики

В ходе анализа темы были выявлены следующие темы для заданий входного контроля:1.     Правила комбинаторики;2.     Комбинаторные соединения;3....

Разработка урока "Основные понятия теории вероятноятей"

Идея урока родилась при подготовке очередного одинадцатого класса к ЕГЭ по математике. Захотелось все объяснить легко и просто. Научить решать задачи.Для урок была создана презентация и разработана ра...