Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
статья по биологии
Современному обществу все больше нужны образованные инициативные и предприимчивые люди. Люди, могущие принимать решения с учетом возможных результатов и последствий как для себя, так для общества и страны. Биология нашего времени стала средством не только изучения, но и прямого воздействия на мир живого.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Современному обществу все больше нужны образованные инициативные и предприимчивые люди. Люди, могущие принимать решения с учетом возможных результатов и последствий как для себя, так для общества и страны. Биология нашего времени стала средством не только изучения, но и прямого воздействия на мир живого.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.
Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих:
1. Эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной
2. Эффективность обучения зависит от активности учащихся при выполнении учебно-познавательной деятельности
3. Формирование положительной мотивации к обучению
4. Использование современных педагогических технологий
- Принципы активизации познавательной деятельности учащихся:
принцип самостоятельной активности учащихся;
принцип осознанности познания;
принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых;
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания.
Важным условием становления опыта стал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения со школьниками, с другими педагогами, стремление придать своей деятельности направленный характер.
Наша школа общеобразовательная, где уровень обученности и подготовки учащихся разный. Таким образом, для того чтобы добиваться качества, необходимо использовать на уроках различные способы и методы активизации познавательной и умственной деятельности.
Активизация познавательной деятельности обучающихся - процесс и результат стимулирования активности детей. Активность ребенка в обучении это вид деятельности сопровождающийся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, а так же характеризующийся результативностью. Такому Виду деятельности способствуют применение современных образовательных технологий. Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
В образовательном процессе невозможно следовать какой - то одной технологии. Урок - чем он разнообразнее, тем эффективнее. Применение современных образовательных технологий позволяет внести это разнообразие в деятельность обучающихся на уроке и внеурочной деятельности, и , тем самым, активизировать познавательную деятельность.
Прежде чем выбрать и использовать образовательные технологии, необходимо их изучить. Ведущая идея - активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие ученика через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, получаемого с применением разнообразных методов и приемов, как важного источника собственного развития.
Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Ориентация на развитие не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно обеспечить самоопределение личности и создать условия для ее самореализации. Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования, возможно, если применять в образовательном процессе новые подходы и технологии обучения.
В работе с учащимися 5-7 классов по биологии делаю акцент на использовании таких образовательных технологий, как:
• технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);
• технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);
• технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);
• метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий)
В 8-9 классах акцент делаю на организацию самостоятельной работы обучающихся с учетом их способностей, используя следующие образовательные технологии:
• технология укрупнения дидактических единиц (обобщение материала на более высоком уровне, синтез и анализ);
• технология групповой работы;
• исследовательские технологии (формирование исследовательской культуры ученика, реализация деятельностного подхода в обучении с учетом интересов и способностей школьников)
В нашей школе имеется некоторая учебно–материальная база для применения инновационных технологий. Имеется интерактивная доска, компьютерный кабинет с выходом в интернет. Оснащенность кабинета биологии лабораторным оборудованием не достаточная, а многое имеющееся является морально устаревшим. Виртуальные лаборатории помогают выходить из положения. Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по настоящему, современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Применение ИКТ нравятся учащимся и повышают интерес к предмету. Во внеурочное время также не обойтись без компьютерных технологий. ИКТ позволяет в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов, например, проектного. При подготовке проектов, учащиеся развивают умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, кратко и четко формулировать свою точку зрения.
В основе проектной технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирование на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся. Учебный проект как элемент творчества учащихся, сегодня рассматривается в виде одной из органичных составляющих современных педагогических технологий.
В современном образовательном процессе проекты обязательны для выполнения учащимися. В своей работе я использую коллективную, групповую и индивидуальную работу над проектами. Публичная защита является очень важной частью работы по методу проектов, именно она позволяет учащимся обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе работы. Проблемное обучение - по И.Я. Лернеру - это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Из этого определения следуют два вывода:
· проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;
· для решения этих проблем учащимися необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.
Главное условие – наличие мотивации учащихся. А мотивацию у учащихся необходимо вырабатывать.
Анализ результативности.
В результате использования вышеописанных подходов в изучении биологии удается:
· раскрыть всесторонние способности учащихся;
· повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
· научить учащихся быть более уверенными в себе;
· научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;
· повысить качество знаний учащихся.
Результатами развития познавательной деятельности является потребность ребёнка активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения поставленных задач. Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать желающим и умеющим познавать новое. Внешними результатами является успешное участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием
стастья по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием"...
Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"
Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...
Доклад "Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии"
Доклад по теме самообразования...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.
В данной статье описаны основные принципы, методы активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? ...
Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."
В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...