Сборник методических материалов при изучении раздела «Строение клетки» в 5 классе в рамках ФГОС ООО»
методическая разработка по биологии (5 класс)

Сборник методических разработок при изучении раздела «Строение клетки» в 5 классе составлен  в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Все виды работ  предполагают формирование у учащихся  способности  решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.

В данной работе предлагается демонстрационный материал, состоящий из  комплексных заданий, кроссвордов, заданий на знания биологических терминов, определений, тестов по программному материалу предмета «Биология» в 5 классе, способствующий формированию  у обучающихся основ умения использовать биологические знания в повседневной жизни, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе, так как именно в этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение биологии.

Проверка знаний  позволяет контролировать уровень подготовленности учащихся, уточнять и систематизировать их знания и умения, ликвидировать пробелы в усвоении ими учебного материала. На основании проводимого контроля знаний можно управлять учебным процессом, планировать пути дальнейшего развития школьников, корректировать содержание и методы обучения.

 Методический материал, изложенный в представленной работе, должен способствовать развитию основных компетенций учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya_2020g.docx958.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН  ИМЕНИ  ГЕРОЯ  СОВЕТСКОГО  СОЮЗА АЛЕКСЕЯ ДМИТРИЕВИЧА ПОНОМАРЕВА

Сборник методических материалов  при изучении раздела «Строение клетки» в 5 классе в рамках ФГОС ООО»

Автор - составитель:

 Самойленко Галина  Анатольевна

учитель биологии

МБОУ СОШ № 7

г.Тихорецка


Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………….....3

2 Основная часть ………………………………………………………………..4

3. Разноуровневые задания ………………………………………………………7

4.Заключение………………………………………………………………………8  

5.Список используемой литературы и интернет-ресурсы……………………...9

Приложение 1……………………………………………………………………10

Приложения 2……………………………………………………………………15

Приложение 3……………………………………………………………………19

Приложения 4……………………………………………………………………24

Приложение 5……………………………………………………………………31

Приложения 6……………………………………………………………………32

1.Введение

Сборник методических разработок при изучении раздела «Строение клетки» в 5 классе составлен  в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Все виды работ  предполагают формирование у учащихся  способности  решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.

В данной работе предлагается демонстрационный материал, состоящий из  комплексных заданий, кроссвордов, заданий на знания биологических терминов, определений, тестов по программному материалу предмета «Биология» в 5 классе, способствующий формированию  у обучающихся основ умения использовать биологические знания в повседневной жизни, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе, так как именно в этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение биологии.

Проверка знаний  позволяет контролировать уровень подготовленности учащихся, уточнять и систематизировать их знания и умения, ликвидировать пробелы в усвоении ими учебного материала. На основании проводимого контроля знаний можно управлять учебным процессом, планировать пути дальнейшего развития школьников, корректировать содержание и методы обучения.

 Методический материал, изложенный в представленной работе, должен способствовать развитию основных компетенций учащихся.


2.Основная часть

 Раздел «Строение клетки» в 5 классе изучается одним из первых. Такое расположение материала подчёркивает его важность в системе изучения биологии. На его изучение по программе отводится 10часов, из них 5 часов отводится на выполнение лабораторных работ.

Основная цель раздела - изучение разнообразия  и строения клеток как структурных единиц живого, ознакомление со значением её частей.

Задачи: 

- образовательные: ознакомление  учащихся с понятием «клетка» и методами её исследования;  формирование знаний о строении и жизнедеятельности клетки.

- воспитательные: формирование  у  учащихся  научного мировоззрения на живую природу, на  единство происхождения всех живых организмов (на основе установления клеточного строения всех  организмов, сходства строения клеток); привитие  бережного  отношения  к учебному оборудованию.

 - развивающие: развить у учащихся  умения  пользоваться лупой и микроскопом, готовить микропрепараты (кожицы лука, листа элодеи, др.),  схематически изображать строение клетки.

Методы обучения:

Словесные – объяснение, рассказ.

Наглядные – таблицы (например, таблица «строение растительной и животной клетки»), рисунки, натуральные объекты, учебный фильм.

Практические  -  лабораторные работы.

Проверка знаний и умений является важным средством приучения школьников к систематическому труду. Она заставляет  учащихся постоянно и напряженно работать, развивать при этом у них различные мыслительные операции: умение анализировать, сравнивать, обобщать.

В процессе обучения я использую  различные формы контроля знаний и умений учащихся, которые представлены в данной работе.  Их можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе.  Например, биологический диктант; решение и составление кроссворда; карточки-задания, где проверяется умение работать с текстом; умение работать с таблицей; лабораторная работа; задания на определение правильности биологических суждений; на установление соответствия признаков и свойств различным организмам.

1. Биологический диктант – форма письменного контроля знаний учащихся.                                                                        Он представляет собой перечень вопросов, на которые обучающиеся должны дать  краткие ответы.

В своей работе я предлагаю два биологических диктанта по теме «Строение, размножение и химический состав клетки».

2. Лабораторная работа.

     Лабораторная работа – достаточно необычная форма работы, она требует от учащихся не только наличия знаний, но и умений применять эти знания на

практике. Любая лабораторная работа очень хорошо активизирует познавательную деятельность учащихся.

Например, лабораторная работа №1«Устройство  увеличительных приборов».

     На данном уроке я закрепляю с учащимися такие  практические навыки работы с лупой и микроскопом. Знакомлю с правилами обращения с микроскопом. Ребята учатся определять силу увеличения микроскопа.

Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».

     На этом уроке ученики знакомятся с этапами изготовления микропрепарата и проявляют самостоятельность при его изготовлении.

В ходе работы формируются  умение готовить микропрепараты кожицы лука и навык работы с микроскопом.

Лабораторная работа № 3 «Состав клеток растений».

     При выполнении этой работы учащиеся изучают хорошо знакомые им семена растений и на практике убеждаются в их сложном химическом составе. Ребята должны проявлять аккуратность, внимательность, наблюдательность и способность к обобщению.

Лабораторная работа №4 «Строение клетки листа элодеи»

Учащиеся закрепляют полученные ранее знания и умения.

Лабораторная работа №5 «Строение животной клетки»

    Учащиеся продолжают закреплять полученные знания, а также демонстрируют своё умение сравнивать разные виды клеток и описывать способность животных организмов реагировать на изменения в окружающей среде.

     При изучении раздела «Строение клетки» имеют место межпредметные связи. Например, движение цитоплазмы, поступление веществ в клетку можно связать с явлениями природы, описанными в физике.

Мир живых организмов очень многообразен, чтобы понять, как они живут, т. е. как растут, питаются, размножаются, необходимо изучить их строение.

3.Карточки.

     Карточки - задания, включающие отрывки из текста и вопросы по их содержанию, предполагают развитие умений соотносить полученные знания с вновь приобретёнными, использовать их в новой ситуации для обобщений и доказательств.

Карточки можно применять  на разных этапах урока:

 по ходу объяснения нового материала, если изучение наиболее трудных вопросов требует выполнения дополнительных заданий (заполнение таблиц, изображение схем) или тренировки в узнавании или заполнении (работа с рисунком);

 при самостоятельном изучении нового материала по учебнику;  при опросе – фронтальном и индивидуальном;

 для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроке.

Поскольку степень сложности дидактических карточек различна, то я использую их для индивидуальной работы с учащимися в соответствии с их подготовленностью.

     В собранной мною  разработке есть карточки, где необходимо определить правильность суждений, на установление  соответствия, на установление последовательности, на умение правильно вставить термины в текст.

3.Тетовые задания

     Задания, где необходимо выбрать или несколько правильных ответов из предложенных вариантов ответов.

4.Нетрадиционные формы

     Наиболее популярные виды биологических игр – ребусы, кроссворды, головоломки, криптограммы. Их можно использовать на всех уроках, при

проведении внеклассных мероприятий, а также в качестве домашних заданий.

     В своей методичке я предлагаю решить кроссворды по теме «Строение растительной клетки» и два кроссворда по теме «Развитие знаний о клеточном строении организмов», а также разгадать головоломки по теме «Строение клетки»

      Актуальность предлагаемого материала заключается в том, что задания по разделу «Клетка» часто вызывают затруднения у учащихся при подготовке к итоговой аттестации. В основе подготовки к ГИА должен лежать системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент на всех уровнях образования, начиная с 5 класса. Считаю, что предложенный  материал поможет в усвоении этого материала.

      Вопросы и содержание предлагаемых работ учитывает возрастные особенности обучающихся. Выполнение каждой работы оценивается и фиксируется отдельной оценкой для каждого ученика

      В последнее время в нашей стране особое внимание уделяется качеству образовательного процесса. Для его повышения, считаю необходимым постоянное обновление методических разработок, используемых учителем на уроках.

      Практическая значимость данной работы заключается в  систематизации материала при  изучении раздела «Строение клетки» в 5 классе  в рамках ФГОС ООО.

3) Разноуровневые задания

«Разных детей

и учить надо по-разному,

потому что каждый

по своему воспринимает мир.

Массовое образование не

 учитывает эту особенность».

(Говард Гарднер)

     В настоящее время из-за большого объёма информации практически невозможно обучить всех учащихся на высоком уровне. К сожалению, большая часть учеников обладает средними слабыми способностями. В целях индивидуального подхода к обучению учащихся я использую разноуровневые задания.

     Все задания я распределяю по уровням:

1)А  – репродуктивный, базовый (применение  знаний в привычной ситуации, работа по образцу, где необходимо выбрать один  или несколько правильных ответов, определение правильной последовательности). Это задания базового уровня. Они соответствуют минимуму содержания биологического образования и требованиям к уровню подготовки учащихся.

(Приложение 1: карточки-задания 1-9; Приложение 5; Приложение 6)

2) В – реконструктивный, высокий, частично поисковый (задания на  установление соответствия, классификацию объектов). Задания части В можно  применять как для проверки знаний, так в начале урока при объяснении материала.

(Приложение 2: карточки-задания с 10-17; Приложение 5)

3) С –творческий, повышенный (нестандартные исследовательские задания). Задания этой части можно предлагать ученикам с повышенным уровнем обученности, которые они могут выполнять как на уроке, так и дома.

(Приложение 3: карточки-задания 18-25)

Заключение

     В настоящее время проверка знаний по биологии должна соответствовать определённым требованиям.  Она должна  проводиться быстро и мобильно, должны использоваться разнообразные методы и приёмы, способствующие повышению  значимости самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся.

     Ученик должен быть уверен в том, что его знания и умения соответствуют предъявляемым  требованиям. Правильно организованная проверка знаний и умений должна затрагивать  эмоциональную  сферу учащихся, способствовать формированию правильной самооценки и  вызывать  желание успешно учиться. Успешность детей указывает на правильность преподавания предмета учителем.

     Предлагаемый мной методический материал можно применять на уроках как при изучении нового материала, так и при закреплении его, а также во внеурочной деятельности и при подготовке к ГИА, так как задачей современной системы образования является не только освоение учащимися  конкретных знаний и навыков, но и формировании универсальных учебных действий.

Список литературы и интернет-ресурсы

1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями)

2.Биология.6-11классы: проверочные тесты, разноуровневые  задания / авт.-сост. О.П.Дудкина.- Изд.2-е.- Волгоград: Учитель.- 255с.

3.Биология. Разноуровневые задания. 5  класс  / Сост. С.В.  Рупасов. – М.: ВАКО, 2016. – 48 с. – ( Дидактические материалы).

4.Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. В.Рохлов, А.Теремов, Р.Петросова .-М.:АСТ-ПРЕСС, 2002.-432.:ил. (Занимательные уроки)

5.Всероссийская проверочная работа. Биология:6класс:15вариантов. Типовые задания.ФГОС /Ю.Н.Касаткина, А.В.Шариков.-М.:Издательство «Экзамен»,2020.-174с.(Серия «ВПР. Типовые задания»)

6.https://kartinkinaden.ru/877-interesnye-fakty-o-kletkah-rasteniy.html

7.https://students-library.com/library/read/56075-metodika-prepodavania-temy-kletka-razdela-rastenia

8.https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660477/

Приложение 1(базовый уровень)

Карточка 1. (А- уровень)

                                           Тема«Строение увеличительных приборов»

«Интересный факт: Число клеток в растении достигает астрономических величин. Так, один лист дерева насчитывает более 100 миллионов клеток»

Ответ: 32145

Карточка 2.   (А -уровень)

                                     Тема «Строение растительной клетки»

«Интересный факт: Число хлоропластов в клетке обычно колеблется в пределах от 15 до 50. Общая численность хлоропластов одного растения может достигать сотен миллиардов».

Ответы:1)оболочка 2)ядро 3)вакуоль 4) цитоплазма 5)пластиды

Карточка 3.

                Тема «Строение  клеток. Вирусы»  (А - уровень)

«Интересный факт: Число хлоропластов в клетке обычно колеблется в пределах от 15 до 50. Общая численность хлоропластов одного растения может достигать сотен миллиардов».

Карточка 4.

Тема «Клеточное строение» (А - уровень)

Интересный факт: Клетка человеческого мозга может хранить в пять раз больше информации, чем любая энциклопедия».

1.Используя учебник, кратко опишите вклад, который внёс каждый учёный в развитие клеточной теории.

Р.Гук ____________________________________________________________

А.Левенгук _________________________________________________________

Р.Броун __________________________________________________________

М.Шлейден _______________________________________________________

Т.Шванн __________________________________________________________

2. Определите увеличение микроскопа, если известно, что:

Значение объектива – 10, значение окуляра – 8.

Увеличение микроскопа составляет ________

Ответ:1) создание первого микроскопа;

    Открытие простейших одноклеточных животных;

    Открытие ядра;

               Авторы  клеточной теории

2) увеличение микроскопа составляет - 80раз

Карточка 5.

Тема «Клеточное строение» (А -  уровень)

«Интересный факт: Самые длинные клетки – растительные волокна абаки (текстильного банана). Манильская пенька – волокно, получаемое из листьев этого растения, - состоит из мёртвых клеток, имеющих до 3,5м».

Задание на определение правильности суждения

(«да» - согласны,  «нет» - не согласны)

1.Клеточную теорию сформулировал Р.Гук

2.Наука, изучающая  строение и химический состав клеток  –  цитология.

3.Самый простой увеличительный прибор – микроскоп.

4.Впервые открыл и описал ядро Роберт Броун.

5.Винты микроскопа предназначены для улавливания и наведения света.

6.Верхняя часть зрительной трубы (тубуса) называется объектив.

7.Линза – это главная часть лупы.

Ответы: «да» - 2, 4, 7   «нет» - 1,3,5,6

            Карточка6.  (А - уровень)

Тема:«Состав и строение клеток»

 «Интересный факт: Самые прочные клетки-волокна имеет китайская крапива. Прочность  на разрыв волокон этого растения составляет 91-99 килограммов на 1 мм2».

Задание на определение правильности суждения

(«да» - согласны,  «нет» - не согласны)

1.Клетки бактерий, растений, животных, грибов одинаковы по строению.

2.В состав клеток входят только органические вещества.

3.Вода и минеральные соли относятся к неорганическим веществам.

4.Снаружи любая клетка покрыта плазматической мембраной.

5.Клетки всех организмов содержат ядро.

6.Углеводы  относятся к органическим веществам.

7.Цитоплазма – это вязкое полужидкое вещество клетки.

Ответы: «да» - 3,4,6,7  «нет» - 1,2,5

Карточка 7.

Тема:«Строение клеток растений,

животных и грибов. Вирусы» (А - уровень)

«Интересный факт: Самые водянистые клетки имеют  плоды арбуза и огурца – 92,1% воды; внутренние листья салата – 94,8% воды».

Задание на определение правильности суждения

(«да» - согласны,  «нет» - не согласны)

1.Клетки растений, животных и грибов не имеют никаких различий.

2.Цитоплазма – обязательная часть клеток.

3.Вакуоли – это прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком.

4.Все организмы делят на 3 царства: Растения, Животные, Грибы.

5. Растительным клеткам характерно наличие пластид.

6.Клеткам животных характерно наличие двойной оболочки.

7.Вирусы – это организмы , не имеющие клеточного строения.

Ответы: «да» - 2,3,5,7     «нет» - 4,6

Карточка 8.

 Тема «Строение клеток растений,

животных и грибов. Вирусы» (А - уровень)

«Интересный факт: Наименьшее содержание воды(5,2%) отмечено в клетках семян земляного ореха (арахиса)».

Задание с подбором терминов к соответствующим определениям:

1.Важнейший компонент всех клеток растений, животных и грибов – это…

2.Специальные тельца ядра, видимые только во время деления клетки – это…

3.Клетки, имеющие в своём строении ядро называются - …….

4.Вязкое, полужидкое вещество клетки – это ……

5.Клеточные структуры, выполняющие определённые функции – это….

Ответ: ядро, хромосомы, эукариотические, цитоплазма, органоиды.

Карточка 9.  (А -  уровень)

Тема «Строение  и химический состав клетки»

«Интересный факт: Опасные для человека вещества выделяют выделяют клетки белого сеянца. Через 12 часов после прикосновения к растению на коже образовывается химический ожог второй степени».

Вставьте пропущенные буквы:

Ц…топлазма,  в…куоль, кр.хмал,  глик.ген,  размн.жение, .б.лочка,  хл.р.филл,  хром…сомы,  …дро, пр.парат.

                                    Приложение 2 (высокий уровень)

Карточка 10

Тема «Клеточное строение»   (В - уровень)

2. Интересный факт: Клетка человеческого мозга может хранить в пять раз больше информации, чем любая энциклопедия».

1.Установите соответствие между клетками различных царств и их свойствами.

СВОЙСТВА                                                ВИДЫ КЛЕТОК

А) имеет в своём составе хлоропласты                                     1) бактериальная

Б) отсутствует ядро2) растительная

В) поверх клеточной мембраны находится оболочка из хитина   3) животная

Г) отсутствует оболочка 4) грибная

Запишите буквы, соответствующие выбранным ответам.

1

2

3

4

2.Определите увеличение микроскопа, если известно, что:

Значение объектива – 40, значение окуляра – 15.

Увеличение микроскопа составляет ________

Ответ:1) 1- Б; 2-А; 3- Г; 4- В       2) увеличение микроскопа составляет - 600раз

Карточка 11

Тема «Клеточное строение» (В -  уровень)

«Интересный факт: Самые длинные клетки – растительные волокна абаки (текстильного банана). Манильская пенька – волокно, получаемое из листьев этого растения, - состоит из мёртвых клеток, имеющих до 3,5м».

Задание на определение правильности суждения

(«да» - согласны,  «нет» - не согласны)

1.В клеточном строении организмов можно убедиться невооружённым глазом.

2.Лупа состоит из штатива, объектива, рукоятки и линзы.

3.Фраза «Клетки разных организмов сходны по строению и составу» является одним из положений клеточной теории.

4.Многоклеточные организмы построены из огромного числа клеток.

5.Учёный, который усовершенствовал микроскоп и установил клеточное строение организмов – Роберт Гук.

6.Все клетки имеют простое строение.

7.Самые мелкие клетки у бактерий.

Ответы:   «да» - 3,4,5 ,7      «нет» - 1,2,6

Карточка 12

Тема «Клеточное строение» (В - уровень)

«Интересный факт: Самые прочные клетки-волокна имеет китайская крапива. Прочность  на разрыв волокон этого растения составляет 91-99 килограммов на 1 мм2».

Задание на определение правильности суждения

(«да» - согласны,  «нет» - не согласны)

1.К органическим веществам клетки относятся белки, жиры, минеральные соли, вода.

2.Гемоглобин  - это белок крови.

3.К углеводам относятся глюкоза, крахмал.

4.Самый крупный  и важный компонент  клетки – это ядро.

5.Жиры образуют наружный покров насекомых и ракообразных.

6.Углевод гликоген откладывается в запас у животных в печени и в мышцах.

7.Бактерии – это доядерные организмы. (прокариоты)

Ответы: «да» - 2,3,4,6,7        «нет» - 1,5

Карточка 13

Тема «Строение клеток растений,

животных и грибов. Вирусы»       (В - уровень)

«Интересный факт:  Самые водянистые клетки имеют  плоды арбуза и огурца – 92,1% воды; внутренние листья салата – 94,8% воды».

Задание на определение правильности суждения

(«да» - согласны,  «нет» - не согласны)

1.Хромосомы ядра видны только во время деления клетки.

2.В цитоплазме клеток кроме органоидов имеются запасные питательные вещества.

3.Грибные клетки как и растительные  содержат пластиды.

4.Зелёный цвет пластидам придаёт пигмент хлорофилл.

5.Вирусы способны жить и размножаться в любой среде.

6.В клетках растений  запасается крахмал.

7.Гликоген является запасным веществом животной и грибной клеток.

Ответы: «да» - 1,2, 4,6,7          «нет» - 3,5

Карточка14 (В - уровень)

Тема: «Строение клеток растений,

животных и грибов. Вирусы»

 «Интересный факт: Наименьшее содержание воды(5,2%) отмечено в клетках семян земляного ореха (арахиса)».

Задание с подбором терминов к соответствующим определениям:

1.Обязательный  покров любой клетки – это ……

2.Отверстия, через которые содержимое одной клетки сообщается с содержимым других клеток – это …..

3.Организмы, у которых в цитоплазме находится ядерное вещество – это….

4.Белок крови животных и человека, доставляющий кислород ко всем клеткам  - это ……

5.Органические вещества, которые являются запасным источником энергии и воды – это ….

Ответ:цитоплазматическая мембрана, поры, эукариоты, гемоглобин, жиры.

Карточка  15 (В - уровень)

Тема «Царства живой природы»

«Интересный факт: Наружные клетки хвоща зимнего обладают способностью накапливать кремнезём, что делает растение чрезвычайно жёстким. В результате оно своим стеблем может поцарапать стальную поверхность)».

1.Установите соответствие между  царством и его  признаками.

Царства                                Признаки

  1. Растения            А) живут постоянно на одном месте
  2. Животные          Б) способны перемещаться в пространстве

             В) характерен неограниченный рост

                  Г) растут до определённого возраста

Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

А

Б

В

Г

2. Какие углеводы вам известны?

_______________________________________________________________

Ответ:1)А-1; Б-2; В-1; Г-2     2) Углеводы: крахмал, глюкоза, хитин, гликоген

Карточка16 (В - уровень)

Тема: «Строение  клеток»

«Интересный факт: Число хлоропластов в клетке обычно колеблется в пределах от 15 до 50. Общая численность хлоропластов одного растения может достигать сотен миллиардов».

Установите соответствие между особенностью строения клетки и её видом: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ КЛЕТКИ                                ВИД

А) отсутствуют вакуоли                                                       1) прокариотическая

Б) хромосомы расположены в ядре                                     2) эукариотическая

В) содержит много разных органоидов

Г) в клетке одна хромосома

Д) имеет двойную оболочку

Е)  отсутствует ядро

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ответ: 122121

Карточка   17   (В - уровень)

Тема «Строение клеток»

Установите соответствие между признаком клетки и видом клетки. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК  КЛЕТКИ                                                                         ВИД

А) имеется клеточная стенка из целлюлозы                      1) растительная клетка

Б) отсутствуют пластиды                                                        2) животная клетка

В) характерно наличие вакуолей

Г) имеются лейкопласты

Д) имеет запасное вещество гликоген

Е) оболочка представлена только цитоплазматической мембраной

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ответ: 121122

                 Приложение 3 (С - повышенный уровень)

Карточка18 (С – уровень)

Тема «Развитие знаний о  клеточном строении организмов»

Решите кроссворд «Увеличительная техника»

«Интересный факт:Размер большинства клеток растения колеблется в пределах 0,01 – 0,1 мм, но некоторые клетки могут достигать большой величины. Например, клетки мякоти апельсина видны невооружённым глазом».

По вертикали впишите названия частей оптического прибора так, чтобы

По горизонтали получилось его название .

ш

т

о

з

с

о

Карточка19 (С - повышенный уровень)

Решите кроссворд «Увеличительная техника»

«Интересный факт:Размер большинства клеток растения колеблется в пределах 0,01 – 0,1 мм, но некоторые клетки могут достигать большой величины. Например, клетки мякоти апельсина видны невооружённым глазом».

Впишите в горизонтальные строчки названия частей микроскопа так, чтобы изображённая буква «И» подошла к каждому из вписанных слов.

и

и

и

и

Ответы на кроссворды: 1)штатив, окуляр, зеркало, столик, тубус,   объектив («микроскоп»)

                                         2) винт, штатив, объектив, столик

Карточка 20 (С - уровень)

Тема «Строение  и химический состав клетки»

«Интересный факт: Клетки созревшего огурца создают внутри плода давление, достигающее 0,3 Мпа. Если затронуть его ножку, выполняющую функцию пробки, из огурца вылетит внутреннее содержимое на расстояние более 7 метров».

  1. Расположите в порядке возрастания процентного содержания в клетке следующие химические элементы:

кальций, водород, углерод, калий.

  1. Расшифруйте названия органоидов клетки:

ДОРЯ, ЦИПАЛАТОЗМ, ХМРООАМСО, ЛЬКУОВА, ОБЛОКАЧО, ПТИЛСАДЫ

Ответ: 1- к, са, н, с; 2 – ядро, цитоплазма, хромосома, вакуоль, оболочка, пластиды.

Карточка 21 (С - уровень)

Тема «Строение  и химический состав клетки»

«Интересный факт: Жалящее действие крапивы обеспечивается наличием на её стеблях стрекательных клеток. Механизм их действия следующий: во время прикосновения к растению конец клетки впивается в кожу и выпускает своё содержимое (муравьиную кислоту)»

1.Каких из названных органоидов в клетке нет?

ЫРОП, ОЛОЧБОАК, МЖЛЕКЕТКИНИ, ДЯРО, ЯОДРШЫК

2.Расположите в порядке убывания содержания в клетке следующие химические элементы:

Кислород, сера, фосфор, азот  

Ответ: 1- поры, оболочка, межклетники, ядро, ядрышко; 2 – о.N, р,S

Карточка 22 (С -  уровень)

Тема «Строение  и химический состав клетки»

«Интересный факт: Клетки повилики создают большое давление, благодаря этому получается извлекать воду и питательные вещества из растения, стебли которого она обвивает. Паразитический способ существования позволяет растению развиваться без корней и листьев».

1.Расположите в порядке возрастания содержания в клетке следующие химические соединения:

Жиры, белки, вода, неорганические вещества

2.Из перечисленных химических соединений выберите белки(А), жиры(Б), углеводы(В):

1)яд змеи; 2)крахмал; 3)подсолнечное масло; 4)гемоглобин крови; 5)целлюлоза; 6)гликоген

Ответ: 1 – неорг. в-ва, жиры, белки, вода; 2 – А-1,4; Б – 3; В – 2,5,6

Карточка  23 (С - уровень)

Тема «Строение и химический состав клеток»

«Интересный факт: Прорастанию семян орхидеи способствует повышение осмотического давления благодаря резкому увеличению количества сахара в клетках. Для этого клетки зародышей семян должны быть заражены грибом. Он также играет решающую роль в углеводном питании проросших растений».

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр(по тексту) запишите в таблицу.

                                       ПЛАСТИДЫ

В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зелёные пластиды – это________(А). Такая окраска обеспечивается за счёт наличия в их составе пигмента  __________(Б). Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или жёлтый пигменты. Такие пластиды называют ____________(В). В пластидах образуется углевод ________(Г).

Перечень терминов:

1) хромопласт                  5) крахмал

2) хлорофилл                   6) дыхание

3) лейкопласт                  7) хлоропласт

4) фотосинтез                  8) бесцветные

А

Б

В

Г

 Ответ: А – 7; Б– 2; В – 1; Г -5

Карточка  24 (С - уровень)

Тема «Строение и химический состав клеток»

«Интересный факт: Во время рождения в мозге ребёнка находится до 14 млрд клеток, они не увеличиваются с ростом ребёнка, наоборот после 25 лет каждый день их количество уменьшается на 100 тысяч».

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр(по тексту) запишите в таблицу.

                                    ЖИВОТНАЯ КЛЕТКА

Все представители царства Животные состоят из __________(А) клеток. Наследственная информация в этих клетках заключена в _________(Б), которые хранятся в ядре. Постоянные клеточные структуры, выполняющие особые функции, называют _____(В). Снаружи  эти клетки покрыты ____(Г).

Перечень терминов:

1) вакуоль                                               5) хромосома

2) мембрана цитоплазматическая        6) прокариотическая

3) эукариотическая                   7) органоиды

4) митохондрия                         8) цитоплазма

А

Б

В

Г

Ответ:  А – 3;   Б – 5;   В – 7;   Г - 2

Карточка 25  (С - уровень)

Тема: Строение  и состав клеток»

«Интересный факт: Клетки хлореллы во время фотосинтеза используют наибольшую долю солнечной энергии – около 12%. Это в 6 раз больше, чем цветковые растения за аналогичный промежуток времени. Благодаря такой способности хлорелла считается наиболее продуктивной водорослью».

Вставьте термин в таблицу

1.В приведённой  ниже таблице между содержанием первого и второго столбцов имеется определённая связь.

Объект

Процесс

…….

Хранение информации

                  клеточная мембрана

транспорт веществ

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) клеточная мембрана          3) рибосома

2) ядро                                     4) вакуоль

Ответ:

2. В приведённой  ниже таблице между содержанием первого и второго столбца имеется определённая связь.

Объект

Процесс

вакуоль

……

клеточный центр

деление клетки

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) хранение питательных веществ       3) выведение веществ из клетки

2) синтез белка                                       4) хранение информации

Ответ:

3.В приведённой  ниже таблице между содержанием первого и второго столбца имеется определённая связь.

Объект

Процесс

…….

фотосинтез

вакуоль

хранение питательных веществ

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) хромопласт          3) хлоропласт

2) фотосинтез          4) лизосома

Ответ:

Ответ: 1) 2;  2) 1; 3) 3

Приложение 4

Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов»

Цель: Познакомиться с устройством ручной лупы и микроскопа. Закрепить приёмы работы с данными приборами.

Оборудование: Лупа, микроскоп, кусочки мякоти плода апельсина и клубня варёного картофеля.

Ход работы

1)Устройство ручной лупы

Определите, из каких частей состоит ручная лупа и каково их назначение.

Ответ запишите.

                                            ________________________________________

                                           _________________________________________

Рассмотрите кусочки мякоти плода апельсина, клубня варёного картофеля с помощью лупы. При этом держите её на расстоянии 10-12 см от объекта. Сделайте рисунок увиденного.

2)Познакомиться с правилами работы с микроскопом.(по инструкции)

3)Устройство микроскопа

Запишите основные части микроскопа и их назначение.

Рассчитайте увеличение  вашего микроскопа:

3)Ответьте на вопрос: Кем и когда была открыта клетка?__________________

Вывод: ___________________________________________________________

Инструкция «Правила работы с микроскопом»

1.Микроскоп поставьте штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.

Приведите микроскоп в рабочее состоянии 45%. В отверстие предметного стола направьте свет при помощи зеркала.

2.Приготовленный препарат поместите на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

3.Пользуясь винтами настройки, плавно опустите тубус так, чтобы объектив оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.

4.Глядя в окуляр одним глазом, при помощи винтов медленно поднимайте тубус до того момента, пока не появится чёткое изображение объекта изучения.

5.После работы при помощи винтов поднимите тубус. Снимите с предметного столика препарат и приведите микроскоп в нерабочее положение.

Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

Цель:Научиться готовить микропрепараты. Рассмотреть строение растительной клетки.

Оборудование: микроскоп, предметное и покровное стёкла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, стакан с водой, фильтровальная бумага, луковица лука

Ход работы

1)Подготовка микроскопа к работе (опишите свои действия).

2)Приготовление микропрепарата

 Дайте название каждого этапа работы и опишите его содержание.

Этапы приготовления микропрепарата

1__________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

2

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3_________________________________________________________________________________________________________________________

4

_____________________________________________________________

3)Приготовьте самостоятельно микропрепарат кожицы чешуи лука.

А)Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микроскопа.

-Зарисуйте  продолговатые клетки кожицы.

Б)Рассмотрите микропрепарат при большом увеличении микроскопа. Найдите в клетках кожицы чешуи лука оболочку, ядро, цитоплазму, вакуоль.

-Зарисуйте 2-3  из увиденных клеток. Подпишите их части.

Выводы:

Лабораторная работа №3 «Состав клеток растений»

Цель: Выявить наличие органических и минеральных веществ, входящих в состав клеток растений.

Оборудование: пипетка, стакан с водой, пробирка, спиртовой раствор йода, спиртовка, спички, держатель,фильтровальная бумага, семена подсолнечника пшеницы, марлевые мешочки с комочками теста.

Ход работы

1)Выявление наличия органических веществ, входящих в состав клеток растений

А)Промойте марлевый мешочек с тестом в стакане с водой до появления в нём тягучей клейкой массы. Запишите, что осталось в мешочке после промывания.

- В стакан с водой, в котором промывали тесто, добавьте 2-3 капли йода. Запишите свои наблюдения. __________________________________________

-Объясните причину наблюдаемого явления. ____________________________

Б)Положите на фильтровальную бумагу семена подсолнечника и раздавите их.

Запишите свои наблюдения. __________________________________________

-Объясните причину наблюдаемого явления. ____________________________

2)Выявление наличия воды и минеральных веществ в клетках растений.

А)Положите в пробирку несколько семян пшеницы и нагрейте на огне. Обратите внимание на появление капелек воды на внутренней стенке пробирки.__________________________________________________________

-Объясните причину наблюдаемого явления.____________________________

Б)Сожгите кусочки растения на металлической пластинке. Обратите внимание на вещества, образовавшиеся  после сжигания. Назовите их.

-Объясните причину наблюдаемого явления.____________________________

В)Заполните таблицу «Состав клеток растений»

Органические вещества

Неорганические вещества

Вывод:____________________________________________________________

Лабораторная работа № 4

«Строение клетки листа элодеи»

Цель: Закрепить знания о строении растительной клетки, умение готовить препарат.

Оборудование: микроскоп, стакан с водой, препаровальная игла, пинцет, предметное и покровное стекло, побег элодеи.

Ход работы

1)Подготовьте микроскоп к работе.

2)Приготовьте микропрепарат листа элодеи и рассмотрите его при малом увеличении микроскопа.

Сделайте рисунок увиденного.

3)Рассмотрите приготовленный микропрепарат при большом увеличении микроскопа.

Сделайте рисунок 1-2 клеток листа.

4)Заполните таблицу «Строение растительной клетки»

(наличие органоида отмечайте знаком «+»)

Органоид клетки

наличие

цитоплазма

Клеточная оболочка

ядро

хлоропласты

вакуоль

5)Выполните задание.

-Назовите основные положения клеточной теории.

_______________________________________________________________

Вывод:

Лабораторная работа № 5

«Строение животной клетки»

Цель: Изучить строение животной клетки. Выявить особенности строения животной клетки.

Оборудование: микроскоп,стакан с водой, пробирка с культурой инфузории, вата,пипетка,фильтровальная бумага, поваренная соль, предметное и покровное стёкла

Ход работы

1)Приготовление микропрепарата

Наберите пипеткой из пробирки с простейшими каплю воды и нанесите её на предметное стекло.

Для замедления движения инфузорий в каплю воды положите немного волокон ваты.

Накройте препарат покровным стеклом.

2)Изучение микропрепарата при малом увеличении микроскопа

А)-Рассмотрите  микропрепарат при малом увеличении микроскопа. Обратите внимание на особенности её передвижения.

Опишите  увиденное._________________________________________

Б)Рассмотрите препарат при большом увеличении микроскопа.

-Зарисуйте строение инфузории, подпишите части клетки.

В)Поместите на предметное стекло микропрепарата каплю чистой воды и положите в неё кристаллик соли. Рассмотрите под микроскопом происходящее явление,  опишите его. ________________________________

3)Сравнение строение растительной и животной клеток

 Заполните таблицу (наличие органоида знаком отмечайте «+»).

Части клетки

Животная клетка

Растительная клетка

Клеточная оболочка

Цитоплазма

Мембрана

Ядро

Пластиды

Вакуоль

Органоиды движения

Вывод:

Приложение 4

Система оценивания лабораторных работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

Сделал все верно

1) выполнил работу в полном объеме;

2) чётко и биологически грамотно сформулировал выводы по работе;

3) правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки и   вычисления;

4) правильно ответил на дополнительные задания;

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. допустил один-два недочета;

3. допустил не более одной негрубой ошибки;

4. в описании своих действий допустил неточность;

5. неудачная формулировка вывода;

6. не выполнил дополнительное задание.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1.работу выполнил правильно не менее чем наполовину, однако получил правильные результаты и сделал  выводы;

2.опыт провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3.полученил результаты с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок

4.допустил грубые ошибки в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Приложение 5

Тема «Строение и химический состав клетки»

Биологический диктант (1)    (А - уровень)

  1. Пластиды зелёного цвета.(хлоропласты)
  2. Процесс, связанный с увеличением размеров организма. (рост)
  3. Оптический прибор, позволяющий увидеть увеличенное изображение мелких предметов. (микроскоп)
  4. Бесцветные пластиды шарообразной или веретенообразной формы. (лейкопласты)
  5. Органоид клетки, где хранится наследственная информация? (ядро)
  6. Органоид растительной клетки, представляющий собой прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком. (вакуоль)
  7. Самое распространённое вещество клетки. (вода)
  8. Органическое вещество – основное вещество клетки.(белки)
  9. Часть клетки, выполняющая определённые функции, например ядро, пластиды. (органоид)
  10. Пигмент зелёного цвета. ( хлорофилл)

Биологический диктант (2)    (В - уровень)

  1. Этот органоид защищает содержимое клетки от воздействий окружающей среды. (плазматическая мембрана)
  2. Плотный слой из целлюлозы на внешней стороне плазматической мембраны у растительных клеток.(оболочка)
  3. Внутреннее вязкое полужидкое содержимое клетки. (цитоплазма)
  4. Процесс воспроизведения себе подобных (размножение)
  5. Структура ядра, хранящая наследственную информацию (хромосомы)
  6. Бесцветные пластиды растительных клеток. (лейкопласты)
  7. Составная часть ядра; их может быть одна или несколько. (ядрышко)
  8. Запасное вещество грибной и животной клеток (гликоген)
  9. Запасное вещество растительной клетки. (крахмал)
  10. Сложный процесс, в результате которого из одной материнской клеткиобразуются две дочерние (деление клетки)

Приложение 6

 Тест 1 (А –уровень)

«Строение клетки»

1) Первым наблюдал клетки учёный:

А) Теодор Шванн                     В) Роберт Гук

Б) Антони ван Левенгук          Г) Матиас Шлейден

2) Органоид, встречающийся в клетках и растений, и животных, - это:

А) вакуоли                              В) хлоропласты

Б) мембрана                            Г) клеточная оболочка

3) Органоид бактериальной клетки, хранящий наследственную информацию:

А) клеточная оболочка                  В) цитоплазма

Б) ядро                                             Г) ядерное вещество

Ответ: 1- в;  2- б; 3- г

 Тест 2 (А –уровень)

«Строение клетки»

1)Главный признак  эукариотических клеток – это наличие:

А) оболочки                В) пластид

Б) ядра                          Г) углеводов

2) К углеводам относят:

А) гемоглобин           В) жир

Б) хитин                     Г) вода

3)Наследственную  информацию  от одной клетки к другой передают:

А) ядрышки               В) хромосомы ядра

Б) цитоплазма           Г) вакуоли

Ответ: 1- б; 2- б; 3- в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»

Тема урока: Строение клетки.Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.Цель:  изучить  строение клетки, выя...

Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»

Тема урока: Химический состав клетки.Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.Цель:  изучить химический состав...

Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»

Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки»  составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5...

Методические особенности изучения раздела «Основы алгоритмизации» в основной школе в контексте ФГОС

В нашем мире современному человеку все чаще приходится сталкиваться с большими объемами информации. И от того насколько эффективно он с ней работает, будет зависеть его жизненный и профессиональный ус...

Методическая разработка урока биологии «Строение клетки»

Целью урока  является знакомство учащихся с основными частями клетки. Главной задачей данного урока является изучение основных частей клетки и их  функций. Материал урока является основой дл...

Методические особенности изучения раздела «Основы алгоритмизации» в основной школе в контексте ФГОС»

Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы...