Технологическая карта урока по теме "Круглые черви"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Основное содержание: Нематоды, строение нематод. Половой диморфизм. Живородящие формы. Системы органов. Аскарида человеческая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglye_chervi.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Тип Круглые черви, особенности их организации
Тип урока: изучение нового материала
Средства обучения (оборудование): ): учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.» (УМК под ред. Н. И. Сонина).
Техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран для проецирования.
Основное содержание: Нематоды, строение нематод. Половой диморфизм. Живородящие формы. Системы органов. Аскарида человеческая.
Цели урока:
- Образовательная: способствовать формированию у учащихся представления об особенностях строения круглых червей, раскрыть особенности строения и жизнедеятельности организмов.
- Развивающая: способствовать развитию у обучающихся общеучебных умений и навыков (самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, формулировать ответы на вопросы учителя и др.); интеллектуальных умений и операций (развитие умения анализировать информацию на основе работы с учебником и рассказа учителя, структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи);
- Воспитательная: способствовать формированию у учащихся учебной мотивации, познавательного интереса, любознательности, содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.
Задачи:
- Познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности круглых червей.
- Научиться выявлять черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими червями.
- Продолжить формирование умений обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом.
Планируемые результаты:
- Личностные: развитие учебной мотивации и познавательного интереса к изучению круглых червей и бережного отношения к собственному организму;
- Метапредметные (универсальные учебные действия):
- познавательные: умение формулировать познавательную цель, работать с текстом и иллюстрациями учебника, структурировать материал и систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения;
- регулятивные: оценивать свои учебные достижения;
- Предметные: учащиеся должны иметь представление о строении круглых червей, о их строении и цикле развития
Технологическая карта урока
Базовое содержание урока | Деятельность учащихся | УУД | |||
Деятельность учителя | Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания | ||||
I. Организационно-мотивационный этап урока | |||||
-Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку. - Проводит проверку домашнего задания в форме фронтального опроса по вопросам в конце параграфа. | Оргмомент -Здравствуйте ребята. Проверьте свою готовность к уроку. На столе должны лежать учебники, тетради, дневники. Проверка домашнего задания -На прошлом уроке вы закончили тему «Черви - паразиты». Вашим домашним заданием было прочитать параграф и ответить на вопросы в конце. Давайте проверим ваши знания. | -Проверяют свою готовность к уроку, здороваются с учителем. -Отвечают на вопросы учебника | Самоконтроль готовности к уроку Анализ информации, применение полученных знаний, установление причинно-следственных связей и обобщение информации | ||
II. Процессуально-содержательный этап урока (изучение нового материала) | |||||
-Записывает тему урока на доске -Помогает сформулировать задачи урока. Записывает их на доске - Изложение нового материала. -Демонстрация слайда презентации «Среды обитания круглых червей» -На примере свободноживущей нематоды, представленной на плакате, показывает основные признаки и особенности строения. -Формулирует вопрос. -Записывает на доске схему. -Формулирует вопрос. -Формулирует вопрос. - Изложение нового материала. -Объясняет задание, делит детей на 2 группы. (Таблица представлена в приложении 1.) -Слушает и исправляет ошибки, на интерактивной доске демонстрирует правильно заполненные пункты таблицы -Обращает внимание на новое определение. Диктует его. -Обращает внимание на выполнение первых задач урока. -Показывает рекомендованный видеофрагмент из приложения для учебника. -Формулирует вопрос, который обеспечивает решение третей задачи урока. -По мере необходимости комментирует сказанное учениками, дополняя и исправляя их. -Дополняет ответ учеников, если не были названы какие – либо особенности. -Дает задание, по истечению времени помогает отвечающему около доски, дополняет его ответ, исправляет ошибки, обращает внимание на важные положения, которые надо запомнить. -Объясняет правила, которые необходимо соблюдать во избежание заражения. | -Сегодня мы преступим с вами к новой теме. Запишите ее в тетрадь. «Тип Круглые черви, особенности их организации ». Исходя из пройденных тем, давайте вместе сформулируем задачи нашего с вами урока. Задачи: 1.Познакомиться с особенностями строения жизнедеятельности круглых червей 2.Научиться выявлять черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими червями. 3.Продолжить формирование умений обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом. -И в ходе нашего урока, давайте попробуем ответить на вопрос: А стоит ли грызть ногти? -Тип круглые черви, или иначе нематоды, многочисленный вид. Ученые полагают, что число видов нематод приближается к 1 млн, однако учеными описано чуть больше 20 тыс. видов. Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер. Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей до покрытосеменных. Круглые черви встречаются свободноживущие: хищники и растительноядные, но чаще – паразиты. Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м. -Давайте рассмотрим строение нематод.
-Вы правы, исходя из этого, можно сделать вывод, что жидкость заполняющая полость тела, берет на себя функцию внутренней среды организма, подобно крови, а так же выполняет роль гидроскилета, так как поддерживает форму тела изнутри. Обязательно запишите это.
-Теперь давайте рассмотрим системы органов круглых червей. Для этого заполним таблицу, которая представлена на доске. Разделимся на 2 группы. Первая группа описывает нервную, пищеварительную систему и органы чувств Вторая группа описывает органы выделения, дыхательную и кровеносную системы и половую систему. -После того, как вы заполните свои поля, обменяемся информацией, чтобы дополнить таблицу, а так же проверим правильность выполненной работы. На работу даю 7 минут. -Время вышло, давайте проверим и дополним Ваши таблицы -Когда вы заполняли таблицу, вы встретили новое понятие – половой диморфизм. Давайте запишем его определение в тетрадь. Обратите внимание на то, что половой диморфизм является признаком более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими! -Итак, мы выполнили первую задачу нашего урока, т.е. познакомились с особенностями строения жизнедеятельности круглых червей, так же мы выявили черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими червями. -Теперь рассмотрим очень интересный вопрос, каков же жизненный цикл круглого червя. Рассмотрим мы его на примере червя-паразита Аскариды. Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент. -Теперь давайте поговорим об увиденном. Откройте учебники на странице 122, так же можете посмотреть на слайд презентации. Перед вами представлен жизненный цикл аскариды человеческой. -Как видите, аскарида очень хорошо приспособлена к паразитическому образу жизни, но благодаря чему? На основе того, что мы сегодня сказали и на основе видеофрагмента, назовите мне и запишите в тетрадь особенности в строении человеческой аскариды, которые делают ее хорошо приспособленной к паразитизму. -Вы правы, но так же есть еще несколько особенности, которые помогают аскариде, дополните свой ответ в тетради – это: 4.Наличие мускулатуры состоящей из 4х продольных мышечных лент, которое позволяет хорошо изгибать тело. 5. Наличие особого вещества, которое выделяется клетками тела, защищая аскариду от переваривания соками хозяина. -На прошлом уроке мы говорили о жизненных циклах печеночного сосальщика и свиного цепня. На опыте предыдущего урока, с помощью текста учебника на странице 123,рисунка – схемы на странице 122 и видеофрагмента, который мы посмотрели, схематично в тетради составьте описание жизненного цикла человеческой аскариды. На задание даю 6 минут, по истечению времени желающий расскажет и покажет около доски весь цикл. -У Вас все хорошо получилось. Молодцы. Как видите, аскарида, червь с интересным, но не очень приятным циклом развития. Как же избежать заражения ею? Все просто! Вот несколько правил, которые помогут избежать Вам этого: 1.Не ешьте не мытые овощи или фрукты 2.Мойте руки после улицы и туалета, особенно перед едой 3.Не пейте сырую воду 4.Не применяйте для удобрения огородов человеческие экскременты 5.Не грызите ногти 6.Ведите борьбу с мухами, ведь они являются переносчиками яиц аскарид. | Записывают в тетрадь тему урока. -Вместе с учителем формулируют задачи урока, исходя из полученных ранее знаний. -Записывают в тетрадь главные положения материала -Отвечают на вопрос: круглые черви раздельнополые, это показывает более высокую их организацию по сравнению с плоскими червями. -Отвечают на вопрос: Защитную функцию. Она предохраняет нематод от механических повреждений и ядовитых веществ - Отвечают на вопрос: через нее происходит транспорт веществ, усвоенных из пищи, от кишечника к мускулатуре и половой системе, частично осуществляется и вынос продуктов обмена к органам выделения. - Записывают в тетрадь главные положения материала -Слушают задание, зарисовывают таблицу в тетрадь, задают вопросы по выполнению задания. -Начинают выполнять задание -Зачитывают то, как заполнили таблицу, слушают остальные пункты, дополняют таблицу и исправляют допущенные ошибки -Записывают в тетрадь определение: половой диморфизм – четкие внешние различия между мужской и женской особью. -Слушают учителя. Задают вопросы, по непонятным положениям материала -Смотрят видеофрагмент.
-На основе полученных знаний называют особенности и записывают их в тетрадь: 1.Тело покрыто плотной кутикулой 2.Имеются микроскопические зубчики, окружающие рот, которые позволяют прилепляться к слизистой оболочке кишечника 3. Очень большая плодовитость -Дополняют свой ответ в тетради. -Слушают задание, выполняют его. При проверке дополняют его и исправляют ошибки. Пример правильного ответа на вопрос: 1.Яйца с фекалиями попадают в почву 2.В яйце развивается личинка первого возраста 3.При большой влажности и высокой температуре в яйце развивается личинка второго возраста, которая может сохраняться в почве в течение 7ми лет 4.Попадает в рот к человеку, проглатывается 5. В кишечнике вылупляется личинка, оболочка яйца растворяется 6.Личинка через слизистую оболочку попадает в вены, печень, сердце 7.Попадает в легкие, проникает в стенку альвеол 8.попадает в ротовую полость, проглатывается 9.попадает в подвздошную кишку, в течение 65 дней развивается во взрослую особь, которая живет 1-2 года. 10.Цикл повторяется. -Слушают материал. | Целеполагание исходя из темы урока Постановка учебной задачи Умение выделять главное из рассказа учителя Умение выделять главное из рассказа учителя. Развитие умения работать с учебными плакатами Формулирование ответов на вопросы, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения Формулирование ответов на вопросы, Анализ информации, установление причинно-следственных связей Формулирование ответов на вопросы, умение работать с текстом учебника, выделять главное, искать ответы на поставленные вопросы, умение правильно излагать свои мысли. Умение работать с таблицами, умение работать в группе, умение распределять рабочее время, развитие коммуникации, умение правильно задать вопрос Умение работать с текстом учебника, выделять и записывать главное, обобщать информацию, структурировать материал -Умение выделить главное из рассказа, правильно работать с таблицей Умение выделить главное из рассказа учителя, правильно задать вопрос Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов Умение работать с текстом учебника, таблицами, рисунками, схемами, информацией из видеофильмов, выделять и записывать главное, обобщать информацию, структурировать материал Умение работать с текстом учебника, таблицами, рисунками, схемами, информацией из видеофильмов, выделять и записывать главное, обобщать информацию, структурировать материал Формирование бережного отношения к своему здоровью, знание основных правил поведения и основ здорового образа жизни | ||
III. Этап первичного закрепления материала | |||||
- Организует первичную проверку полученных знаний путем вопросов и самостоятельной работы | -Вы хорошо поработали сегодня. Как вы думаете все ли задачи, поставленные нами в начале урока, мы выполнили? -А теперь давайте вернемся к вопросу, который мы поставили в начале урока. Стоит ли грызть ногти? -Чтобы проверить, как вы усвоили материал, выполните несколько заданий, которые представлены на слайде презентации в тетради. Пример задания: Впишите пропущенные слова: Наукой описано ___ видов. Нематоды имеют___ форму. На переднем конце тела____. На заднем - ___. Снаружи покрыты___. Внутри кожно – мускульного мешка____, заполненная___. Произошли от___. | -Говорят о достигнутых задачах. Выполняют задание. -Отвечают на вопрос, используя знания полученные в ходе урока | Обобщение, закрепление полученных заний | ||
IV. Объяснение домашнего задания | |||||
-Объясняет домашнее задание, записанное на доске. | - Прочитать стр119 – 124, ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить материалы, записанные по ходу урока в тетрадь. | Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы | |||
V. Рефлексивный этап урока | |||||
-Подводит итоги урока. Задает вопросы. | - Мы с вами сегодня поговорили и изучили очень интересную тему. Вы углубили свои знания по теме. Мы поговорили с вами о особенностях строения и жизнедеятельности круглых червей, выявили черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими червями. Изучили цикл развития круглых червей, а так же поговорили о том, как избежать заражения ими, что очень важно. Надеюсь, теперь вы будете соблюдать эти правила и более тщательно заботиться о своем здоровье. Скажите, что для вас сегодня было новым? Что вам сегодня понравилось больше всего? Где у вас возникли сегодня сложности? Почему эти сложности возникли? | Подводят итоги урока. | Рефлексия. Самооценка, умение сделать выводы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по биологии "Паразитические плоские черви"
Технологичекая карта урока составлена в рамках требований ФГОС...
Технологическая карта урока по биологии 7 класс "Круглые черви"
Материал предназначен для проведения урока биологии в 7классе. В материале используются задания для развития познавательной активности учащихся и привития интереса к предмету биология...
Технологическая карта урока «Тип Плоские черви», В.В. Латюшин, 7 класс
Тема: «Тип Плоские черви»Учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные»Класс: 7Тип урока: урок «открытие новых знаний» Цель (планируемый результ...
Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Тип Круглые черви"
Разработка материалов (конспект, приложения, презентации) к уроку биологии в 7 классе "Тип Круглые черви"...
Технологическая карта урока “Bookworms” («Книжный червь (человек, который много читает)»), 7 класс
Технологическая карта урока “Bookworms” («Книжный червь (человек, который много читает)»), 7 класс...
Технологическая карта урока "Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика
Технологическая карта позволит организавать самостоятельное изучение и закрепление урока в дистанционной форме...
Технологическая карта урока «Сравнительная характеристика червей»
Технологическая карта урокаПредмет: БиологияКласс: 7 классТема урока: «Сравнительная характеристика червей»...