Задачи | Образовательная: сформировать знания о многообразии, распространении растений, местами их обитания, значением в природе и жизни человека, сформировать понятие о высших и низших растениях и наук "ботаника". Развивающая: способствовать развитию навыков работы с источниками информации, умении выделять главное, уметь делать выводы, применять знания на практике. Воспитательная: формировать умения слушать и выступать перед аудиторией и изучать новый материал с использованием проблемных ситуаций, экологическое воспитание. |
Личностные Сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, экологическую культуру на основе понимания важности охраны растений.
| Метапредметные Познавательные: - умение выделять существенные признаки растений, сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения.; Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - умение формулировать высказывание; - умение согласовывать позиции и находить общее решение. | Предметные
- иметь представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях.
|
Личностные - мотивация на получение информации о разнообразии растительного мира; - признание практического значения растений в природе и в жизни человека; - умение управлять своей познавательной деятельностью. | Регулятивные - уметь ставить цель и планировать деятельность для достижения этой цели; -умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности
| Познавательные -умение работать с информацией, смысловое чтение; -умение работать по алгоритму; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; -уметь приводить доказательства фактов; - умение анализировать полученную информацию, подводить итоги | Коммуникативные: - уметь формулировать свои мысли при постановке вопросов; - уметь работать в группах
|
- создание благоприятного психологического настроя на работу, - обеспечение мотивации учения, - принятие целей урока. | Постановка проблемы. Мы получили инопланетное письмо. Текст письма следующий: Наша планета в опасности! Она на грани гибели, и только вы, земляне, можете нам помочь! Только вы владеете космической тайной ! Мы – космические путешественники, много лет назад покинули прекрасную планету Гринетту. Вернулись мы на гибнущую планету, где задыхаются жители, которая их зеленой превратилась в серую. Спасти нас может только раскрытие тайны. Нам стало известно, что на Земле этой тайной владеет каждый пятиклассник. С вашей помощью мы хотим понять, что произошло с нашей планетой. Ждем шифрованной информации о том, как нам восстановит свою планету. Что вы нам посоветуете. Вопрос: чего не хватает жителям планеты Гринетты.(ответ зашифрован в ребусе "Растения" Проблемный вопрос: можно ли жить без растений?
Сегодня эпиграфом нашего урока : «В них спрятана солнечная энергия, красота и сила природы».
| личностные: - мотивация на целенаправленную познавательную деятельность и умение управлять ей; коммуникативные: - уметь сформулировать свои мысли в устной форме; - формулировать тему урока; познавательные: -уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; -уметь приводить доказательства фактов; регулятивные: - уметь ставить цель и планировать деятельность
|
Включение учащихся в целенаправленную познавательную деятельность | 1.Многообразие растений на Земле, самое-самое. Растений на Земле более 350 тыс. видов, имеющие самое простое строение, до гигантских деревьев, занимающие огромные площади, имеющие сложное строение. • Самое большое растение – секвойя вечнозеленая (в Калифорнии 110,33 м) • Самое маленькое дерево – бонсай, его высота может быть всего12 мм. • Самый большой цветок раффлезия на о.Суматра (1 м – 13 кг). Если кто-либо захотел подарить его своей маме, то она мало бы обрадовалась, так как он имеет запах гниющего мяса. • Самый маленький цветок – ряска, имеют в диаметре всего 1 мм. Растения различаются и по продолжительности жизни. (есть вековые деревья, есть и растения, живущие один день). Большинство растений имеют зеленую окраску, т.к в их клетках присутствуют пластиды, в которых осуществляется фотосинтез. Встречаются среди растений и паразиты, которые питаются готовыми органическими веществами, врастая в корни растений и питаются за их счет. (например, заразиха).
2. Местообитание растений. Растения встречаются везде, в океанах и морях, озерах и прудах, пустынях и болотах, в горах и даже во льдах Арктики и Антарктиды. 3. Значение растений. (Физминутка) Ромашка. 4.Ботаника Растения – это царство живых организмов, способных к фотосинтезу. Все они имеют плотные клеточные оболочки, состоящие, как правило, из целлюлозы. Запасным веществом, чаще всего является крахмал Современная наука о растениях – ботаника (греческое слово «ботанэ» - зелень, трава, растение) – наука о растениях Ботаника изучает жизнь растений, внутреннее и внешнее строение, распространение на поверхности земного шара и в мировом океане, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом. А кого же принято считать основоположником ботаники? Чтобы ответить на этот вопрос вам было предложено разгадать криптограмму – что означает тайное письмо. Основоположником ботаники считают древнегреческого ученого Теофраста Все организмы Царства РАСТЕНИЯ подразделяют на 2 подцарства (низшие и высшие растения) РАБОТА В ПАРАХ: Найти в учебнике, чем отличаются низшие и высшие растения (по вариантам) • п/ц Низшие - нет органов • п/ц Высшие – есть органы и ткани. Р/т №60 с41. РАБОТА В ГРУППАХ: Проставь в таблице (+) и (-) Вид растений | Стебель | Листья | Корни | Семя | Цветки | Плоды | Водоросли |
|
|
|
|
|
| Мхи |
|
|
|
|
|
| Папоротники |
|
|
|
|
|
| Хвойные (Голосеменные) |
|
|
|
|
|
| Цветковые (Покрытосеменные) |
|
|
|
|
|
|
| Коммуникативные: - умение формулировать мысли при задавании вопросов Познавательные: -умение работать с информацией, смысловое чтение, работа по алгоритму Регулятивные: - умение выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью; -умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемой темы; выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий; установление причин выявленных недостатков | Почему жители Гриннеты стали задыхаться? Что им нужно взять на Земле? Какое растение вы бы им посоветовали взять? Тестовые задания Экологические задачи: - Помните, что лес не только украшение Земли, но друг здоровья людей. Лесной воздух, прежде, чем попасть в легкие человека, проходит через естественный фильтр. Так посадка из 400 молодых тополей за летний сезон задерживает 340 кг. Пыли, а листья вяза в 6 раз больше.
а) Сколько нужно посадить вязов, чтобы задержать такое же количество пыли? б) Сколько пыли задержит 400 вязов? - В жаркую летнюю погоду в городском парке температура воздуха на 2,2 0 С ниже, чем на городской улице, и выше на 1,5 0 С чем в лесу. Определите температуру воздуха в лесу, если на оживленной городской улице она составляет 31 0 С.
| Познавательные: - умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги Коммуникативные: - умение формулировать мысли Регулятивные: - умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности |