Ботаника- наука о растениях, 5 класс
план-конспект занятия по биологии (5 класс)

Стремякова Оксана Александровна

Конспект урока "Ботаника - наука о растениях",  5 класс  (УМК В.В. Пасечник)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon botanika_-_nauka_o_rasteniyah_5_klass.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока биологии в 5  классе

по формированию универсальных учебных действий

Тема

Ботаника- наука о растениях.

Цель

Формирование представлений о многообразии растений и их значении

Задачи

Образовательная: сформировать знания о многообразии, распространении растений, местами их обитания, значением в природе и жизни человека, сформировать понятие о высших и низших растениях и наук "ботаника".

Развивающая: способствовать развитию навыков работы с источниками информации, умении выделять главное, уметь делать выводы, применять знания на практике.

Воспитательная: формировать умения слушать и выступать перед аудиторией и изучать новый материал с использованием проблемных ситуаций, экологическое воспитание.

Основное содержание темы, термины и  понятия

Ботаника, низшие растения,  высшие растения, слоевище, таллом, органы, фотосинтез

Планируемые результаты

Личностные

Сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, экологическую культуру на основе понимания важности охраны растений.

Метапредметные

Познавательные:

- умение выделять существенные признаки растений, сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения.;

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение.

Предметные

- иметь представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях.

Универсальные учебные действия

Личностные

- мотивация на получение информации о разнообразии растительного мира;

- признание практического значения растений в природе и в жизни человека;

- умение управлять своей познавательной деятельностью.

Регулятивные

- уметь ставить цель и планировать деятельность для достижения этой цели;

-умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Познавательные

-умение работать с информацией, смысловое чтение;

-умение работать по алгоритму;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-уметь приводить доказательства фактов;

- умение анализировать полученную информацию, подводить итоги

Коммуникативные:

- уметь формулировать свои мысли при постановке вопросов;

- уметь работать в группах

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

История, математика

Учебник

Раздаточный дополнительный материал

Гербарии

Муляжи

Презентация

фронтальная  -

индивидуальная –

в паре  -

работа с инструкционной картой

работа в группах

презентация результатов работы

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель деятельности

УУД

 - создание благоприятного психологического настроя на работу,

- обеспечение мотивации учения,

- принятие целей урока.

Постановка проблемы.

Мы получили инопланетное письмо. Текст письма следующий:

Наша планета в опасности! Она на грани гибели, и только вы, земляне, можете нам помочь! Только вы владеете космической тайной ! Мы – космические путешественники, много лет назад покинули прекрасную планету Гринетту. Вернулись мы на гибнущую планету, где задыхаются жители, которая их зеленой превратилась в серую.

Спасти нас может только раскрытие тайны. Нам стало известно, что на Земле этой тайной владеет каждый пятиклассник. С вашей помощью мы хотим понять, что произошло с нашей планетой.

Ждем шифрованной информации о том, как нам восстановит свою планету. Что вы нам посоветуете.

Вопрос: чего не хватает жителям планеты Гринетты.(ответ зашифрован в ребусе "Растения"

Проблемный вопрос: можно ли жить без растений?

Сегодня эпиграфом нашего урока : «В них спрятана солнечная энергия, красота и сила природы».

личностные:

- мотивация на целенаправленную познавательную деятельность и умение управлять ей;

коммуникативные:

- уметь сформулировать свои мысли в устной форме;

- формулировать тему урока;

познавательные:

-уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-уметь приводить доказательства фактов;

регулятивные:

- уметь ставить цель и планировать деятельность

II этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)

Цель деятельности

УУД

Включение учащихся в целенаправленную познавательную деятельность

1.Многообразие растений на Земле, самое-самое.

Растений на Земле более 350 тыс. видов, имеющие самое простое строение, до гигантских деревьев, занимающие огромные площади, имеющие сложное строение. • Самое большое растение – секвойя вечнозеленая (в Калифорнии 110,33 м) 

• Самое маленькое дерево – бонсай, его высота может быть всего12 мм. 

• Самый большой цветок раффлезия на о.Суматра (1 м – 13 кг). Если кто-либо захотел подарить его своей маме, то она мало бы обрадовалась, так как он имеет запах гниющего мяса. 

• Самый маленький цветок – ряска, имеют в диаметре всего 1 мм.

Растения различаются и по продолжительности жизни. (есть вековые деревья, есть и растения, живущие один день).

Большинство растений имеют зеленую окраску, т.к в их клетках присутствуют пластиды, в которых осуществляется фотосинтез.

Встречаются среди растений и паразиты, которые питаются готовыми органическими веществами, врастая в корни растений и питаются за их счет. (например, заразиха).

2. Местообитание растений.

Растения встречаются везде, в океанах и морях, озерах и прудах, пустынях и болотах, в горах и даже во льдах Арктики и Антарктиды. 
3. Значение растений. (Физминутка)

Ромашка.

4.Ботаника

Растения – это царство живых организмов, способных к фотосинтезу. Все они имеют плотные клеточные оболочки, состоящие, как правило, из целлюлозы. Запасным веществом, чаще всего является крахмал

Современная наука о растениях – ботаника (греческое слово «ботанэ» - зелень, трава, растение) – наука о растениях

Ботаника изучает жизнь растений, внутреннее и внешнее строение, распространение на поверхности земного шара и в мировом океане, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом.

А кого же принято считать основоположником ботаники? Чтобы ответить на этот вопрос вам было предложено разгадать криптограмму – что означает тайное письмо.

Основоположником ботаники считают древнегреческого ученого Теофраста

Все организмы Царства РАСТЕНИЯ подразделяют на 2 подцарства (низшие и высшие растения)

РАБОТА В ПАРАХ:

Найти в учебнике, чем отличаются низшие и высшие растения (по вариантам)

• п/ц Низшие - нет органов

• п/ц Высшие – есть органы и ткани.

Р/т №60 с41.

РАБОТА В ГРУППАХ:

Проставь в таблице (+) и (-)

Вид растений

Стебель

Листья

Корни

Семя

Цветки

Плоды

Водоросли

Мхи

Папоротники

Хвойные (Голосеменные)

Цветковые (Покрытосеменные)

Коммуникативные:

- умение формулировать мысли при задавании вопросов

Познавательные:

-умение работать с информацией, смысловое чтение, работа по алгоритму

Регулятивные:

- умение выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;

-умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

III этап. Диагностика качества освоения темы

Цель деятельности

УУД

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемой темы; выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий; установление причин выявленных недостатков

Почему жители Гриннеты стали задыхаться?

Что им нужно взять на Земле?

Какое растение вы бы им посоветовали взять?

Тестовые задания

 Экологические задачи:

  1. Помните, что лес не только украшение Земли, но друг здоровья людей. Лесной воздух, прежде, чем попасть в легкие человека, проходит через естественный фильтр. Так посадка из 400 молодых тополей за летний сезон задерживает 340 кг. Пыли, а листья вяза в 6 раз больше.

 а) Сколько нужно посадить вязов, чтобы задержать такое же количество пыли?

б) Сколько пыли задержит 400 вязов?

  1. В жаркую летнюю погоду в городском парке температура воздуха на 2,2 0 С ниже, чем на городской улице, и выше на 1,5 0 С чем в лесу. Определите температуру воздуха в лесу, если на оживленной городской улице она составляет 31 0 С.

Познавательные:

- умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги

Коммуникативные:

- умение формулировать мысли

Регулятивные:

- умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цель деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Самооценка

Задание на самооценку.

Выберите смайлик вашего настроения

*Заполняется учителем после освоения темы учащимися


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ботаника - наука о растениях

Данная презентация  предусмотрена для проведения первого урока в 6 классе по УМК Пономарева И.Н. В ресурсе рассмотрены вопросы  наук, изучающих растения, многообразие и значение растительных...

Урок 1. Введение. Ботаника-наука о растениях.

Первый вступительный урок биологии в 6 классе. Рассматриваются основные царства, их признаки, значение растений в жизни человека и природы. Урок сопровождается презентацией....

Технологическая карта урока "Ботаника-наука о растениях"

Технологическая карта урока "Ботаника - наука о растениях" составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Презентация к уроку "Ботаника-наука о растениях"

О, сколько нам открытий чудныхГотовит просвещенья дух.И опыт, сын ошибок трудных,И гений, парадоксов друг,И случай, бог изобретатель!...

Ботаника - наука о растениях (5 класс, ФГОС)

Презентация урока по теме: Ботаника - наука о растениях разработана в соответствии с учебником: В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. 35 ч, 1 ч. в неделю, 2015 г....

Презентация к уроку обобщения в 6 классе по теме "Ботаника-наука о растениях"

Презентация к уроку обобщения в 6 классе по теме "Ботаника-наука о растениях"...