Методическая разработка урока "Строение и работа сердца"
методическая разработка по биологии (8 класс)

Арбузова Елена Александровна

Методическая разработка урока "Строение и работа сердца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_stroenie_serdtsa.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии в 8 классе

на тему: «Строение и работа сердца»

учитель биологии

Арбузова Е. А.

Цель урока: создать условия для формирования знаний о строении и работе сердца. 
Задачи:

  1. Общеобразовательные:

          - повторить строение крови, кровеносных сосудов, круги                                    кровообращения;

  • познакомить обучающихся со  строением сердца;
  • раскрыть связь строения сердца с его функциями; 
  • изучить фазы сердечного цикла;
  •  дать понятия об автоматизме сердца. 
  1. Развивающие:
  • продолжить развитие умения у обучающихся использовать имеющиеся знания;
  •  работать с  текстом учебника,  рисунками и таблицами;
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;
  •  научить анализировать информацию, делать выводы;
  1. Воспитательные:
  • продолжить формирование научного мировоззрения;
  • научить приемам общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения;
  • воспитывать  эстетическую культуру обучающихся.
  1. Здоровьесберегающие:
  • формировать отношение к своему здоровью как к ценности;
  • воспитывать потребность к психологической и физической разгрузки путем проведения физкультминуток, создания положительного эмоционального настроя;
  • соблюдать санитарно-гигиенические нормы в классе.

Методы обучения: частично – поисковый, самостоятельная работа, метод упражнений, межпредметное обучение, использование ИКТ.

Тип урока: комбинированный

 Педагогическая технология: технология проблемного обучения

Оборудование:   Модель  сердца, таблицы: круги кровообращения, строение сердца, компьютер.

План урока

  1. Организационный момент.

     II.  Актуализация знаний.

    III. Изучение нового материала.

  1. Расположение сердца.
  2. Форма и внешнее строение сердца.
  3. Сердечный цикл.
  4. Особенности сердечной мышцы
  5. Автоматизм сердца

  IV. Закрепление изученного материала.

   V. Рефлексия.

  VI. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительная беседа учителя.

II. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала. 

Фронтальный опрос.
1) Выполнение познавательных заданий.

1.Что такое кровь ?

2. Какой состав имеет кровь?

3. Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Это – «одетые в белые халаты санитары нашего организма». Почему лейкоцитам дали такое название?
(Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся клетки).
4. Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

(Из-за несовместимости групп крови).
5. Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?

(У него естественный приобретенный иммунитет)

6.Рассказать как происходит движение крови по большому кругу  кровообращения.

7. Рассказать как происходит движение крови по малому кругу  кровообращения.

  1. Самостоятельная работа  на карточках

Установите соответствие между биологическими терминами и определением.

1

Жидкая соединительная ткань -

антитела

Ч

2

Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин -

иммунитет

И

3

Человек, дающий свою кровь для переливания -

капилляры

Н

4

Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов -

кровь

О

5

Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком -

аорта

О

6

Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями -

эритроциты

Т

7

Самая крупная артерия

донор

Л

III. Усвоение новых знаний


Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о сердце.

Цель нашего урока: изучить особенности строения сердца и его функции, рассмотреть  положение сердца и ответить на проблемный вопрос: Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни?
         Когда начинает свою работу этот неутомимый орган?

Сердце начинает работать уже на четвертой неделе беременности, и не прекращает биться до самой смерти человека. Частота сердечных сокращений у плода намного выше, чем у взрослого человека и составляет примерно 140 ударов в минуту. На 12 неделе беременности сердце плода уже перекачивает  28 литров крови в день

В среднем  Сердце сокращается:

-

70 ударов в минуту

- 100тыс. в сутки

- 40млн. в год

2.5млд за всю жизнь

Перекачивает крови

- 1 минута – 5.5 литра

- В сутки – 8тыс. литров

- За 70 лет – 200 млн. литров

         Как вы думаете, почему сердце так называется? 
Верно, слово «сердце»
(лат. соr, греч. cardia) происходит от слова «середина».

- А где расположено сердце?

Сердце - полый мышечный орган, расположенный в середине грудной клетке между двумя легкими и лежащий на диафрагме  

- Каковы размеры сердца?

Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака
Форма – конус.

Сердце находится в соединительнотканном «мешке», который называют

околосердечной сумкой, внутренние стенки которой выделяют житкость.  

  • Как вы думаете, какие функции выполняет околосердечная сумка?

(она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать и снижает трение сердца о стенки сердечной сумки) ( модель сердца)

Слои стенки сердца

состоят из трех слоев – внутреннего, среднего, наружного.

Внутренняя оболочка -  эндокард.  Эта оболочка обеспечивает ламинарный ток крови.

Средняя оболочка  - миокард . Обеспечивает сокращение предсердий и желудочков.

Наружная оболочка -  эпикард,. Оболочка обеспечивает свободное смещение сердца при его сокращении.

 Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части.

Каждая из них состоит из предсердия и желудочка.

Схема строения сердца:

                      ЛП                                              ПП

              ↓                                                  ↓  

Двустворчатый клапан             Трехстворчатый клапан

              ↓                                                  ↓

            ЛЖ                                             ПЖ

              ↓                                                  ↓

Полулунный клапан                   Полулунный клапан

              ↓                                                    ↓                                                

         Аорта                                      Легочная артерия

           Сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания.

Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь.

Возникает вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни? Когда оно отдыхает?

Сердце ритмически сокращается и расслабляется. Сердечный цикл включает в себя три фазы  (запись в тетрадь):

Заполнить таблицу « Фазы сердечного цикла»


Фазы

Направление движения крови

Состояние створчатых клапанов

Состояние полулунных клапанов

Длительность
фазы

Систола предсердий

(сокращение)

Из предсердий - в желудочки

Открыты

Закрыты

0,1 сек

Систола желудочков

(сокращение)

Из левого желудочка - в аорту.

Из правого желудочка - в лёгочную артерию.

Закрыты

Открыты

0,3 сек

Диастола сердца

( расслобление)

Стекает из вен в предсердия, из предсердий - в желудочки.

Открыты

Закрыты

0,4 сек

Вывод: Время работы = времени отдыха

Постановка проблемы

 Учитель приводит исторический факт из жизни Везалия.

 Среди ярких имён эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия - врача, основателя научной анатомии
…Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.
Вопрос: - Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему, же все-таки сокращалось сердце?
Ответ вы найдете, прочитав статью │«Особенности сердечной мышцы» п22.

Ответ. Эти факты свидетельствуют о том, что сердечная мышечная ткань – единственная в организме ткань, которая обладает качеством нервных волокон, то есть, способна самопроизвольно сокращаться без участия нервной системы, эта называется автоматией. Сердце имеет свой собственный «встроенный» в него механизм возбуждения -это синусно-предсердный узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гиса и волокна Пуркинье.

             А кто контролирует и направляет работу сердца?

В организме работа сердца всегда находится под регулярным вниманием центральной и нервной системы и гуморальных факторов
       Возвращаемся к проблемному вопросу: Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни? (ответы учащихся)

Высокая работопособность сердца обусловлена:

1. Высоким уровнем обменных процессов, происходящим в сердце;

2. Усиленным снабжением сердечных мышц кровью;

3. Строгим ритмом его деятельности

 (фазы работы и отдыха каждого отдела строго

 чередуются).

Общие выводы урока.

  1. Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям, которые достигаются благодаря сердечной мышце.
  2. Сердце человека четырехкамерное, как у всех млекопитающих, состоит из 2 предсердий и 2 желудочков.
  3. Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.
  4. Сердце – это жизнь (очень хорошо, если учащиеся самостоятельно формулируют этот вывод).

VI. Закрепление изученного материала.

4. Закрепление: 

1. Найди ошибку.

Сердце – двигатель крови в организме. Это трёхкамерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости, массой около 1 кг. Желудочки разделены неполной перегородкой, артериальная и венозная кровь смешивается. Самая крупная вена, несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка.

Сердечный цикл длится 0,8 минуты.

2. Тест

  1. Сердце человека камерного типа. Число камер равно?
    А) 2; 
    Б) 3; 
    В) 4; 
    Г) 5.
  2. В сердечном цикле выделяют несколько фаз. Какая фаза считается началом цикла.
    А) Сокращение желудочков;
    Б) Расслабление;
    В) Сокращение предсердий.
  3. В какой момент открываются створчатые клапаны сердца?
    А) Сокращение желудочков;
    Б) Сокращение предсердий;
    В) Пауза.
  4. Где находятся полулунные клапаны?
    А) Между правым желудочком и правым предсердием;
    Б) На границе левого желудочка и аорты;
    В) Между левым желудочком и левым предсердием.
  5. Выберите из предложенных суждений правильные:
    А) Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость.
    Б) Между предсердием и желудочками находятся полулунные клапаны.
    В) Стенка левого желудочка сердца развита лучше, чем стенка правого.
    Г) Адреналин тормозит работу сердца.
    Д) Интенсивность работы сердца не зависит от эмоционального состояния.
    Е) Изменение частоты и силы сердечных сокращений не зависит от поступающих в кровь биологически активных веществ.
    Ж) Сердечная мышца состоит из поперечно-полосатых мышц.

Оценка работы школьников учителем.

V.Д/ задание.

         1.
Изучить §22, С.110-114;

2.Приготовить сообщение «Достижения ученых в области кардиологии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок-презентация "Я сердцем никогда не лгу...", 11 класс

Урок-презентация по творчеству С.А.Есенина Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность его стихотворений. За...

Методическая разработка "К подвигу героев сердцем прикоснись"

Методическая разработка занятия "К подвигу героев сердцем прикоснись"  посвящена  празднованию 65-й годовщины Победы в ВОВ. Занятие проводилось в вокальной студии "Мечта" на базе МБОУ ДОД ЦД...

РАЗРАБОТКА ФОРМАТОК ДЛЯ КОНСТРУКТОРСКИХ ДОКУМЕНТОВ Методическая разработка к лабораторным работам по МДК 01.02. “ Проектирование цифровых устройств“

В пособии рассмотрен метод  разработки необходимых для конструкторских документов  основных надписей  (по ...

Методическая разработка "Особенности постановочной работы в детском хореографическом коллективе. Методические рекомендации преподавателям."

В данной работе можно ознакомиться с возрастными  физиологическими и психологическими особенностями детей разного возраста, методами работы, принципами выбора музыкального материала и тематики хо...

"Методическая разработка мероприятия "ПОИСК РАБОТЫ – ТОЖЕ РАБОТА"

Цель: подготовить  обучающихся  к ситуациям, когда возникают проблемы, возникающие в процессе поиска работы, помочь расставить цели и приоритеты.Задачи: 1.Способствовать формированию своих п...

Методическая разработка: Квест - игра "Горящие сердца"

КВЕСТ - ИГРА проводится 19 мая, приуроченная к дню Пионерии (День детских организаций), в рамках проведения итогового районного Слета лидеров детских и молодежных общественных объединений Дальнеконста...