Воздействие человека на животный мир
презентация к уроку по биологии


Предварительный просмотр:

        

РАССМОТРЕНО:

на педагогическом  совете                             МБОУ «Лицей № 34»                                                         протокол  № 1    

 от «29 » августа 2017г.                                                                                                                

       УТВЕРЖДАЮ:

       Директор МБОУ «Лицей № 34»

       _________ С.М. Мальцев

       приказ  № 208-О

       от «30 » августа 2017г.

Программа внеурочной деятельности

8 класс

Составитель программы: учитель биологии

МБОУ  «Лицей № 34»:                                                                              

Булавина М.И.

Новокузнецкий городской округ,

2017г

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по биологии в 8  классе «Человек – это целый мир» составлена на основе Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897.

Программа направлена на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о природе человека. Кроме того подготавливает учащихся к изучению биологии с применением деятельностного подхода. На занятиях реализуются проектные и исследовательские работы.

Программа  рассчитана на 35 часов и предполагает распределение этих часов в виде регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю).

Курс внеурочной деятельности по  биологии в восьмом классе «Человек – это целый мир» знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей вида Ноmo sapiens, а также с некоторыми физиологическими процессами, протекающими в организме человека под влиянием различных факторов.

Цель программы:

•  развитие у школьников основных умений исследовательского поведения при знакомстве с особенностями морфологии и физиологии человека;

Задачи программы

Образовательные:

  • повысить мотивацию у детей к изучению наук о природе.
  • расширить и конкретизировать знания о человеческом организме (разнообразии и основных  жизненных процессах)
  • обучить умениям и навыкам, связанным с овладением приемами исследования факторов окружающей среды;
  • расширить представление о взаимосвязи состояния окружающей среды и жизни человека;
  • сформировать  умение оценивать свои поступки и их последствия для сохранения здоровья;
  • формировать основы научного мировоззрения, творческого воображения.

Воспитательные:

  • воспитать  бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
  • способствовать осознанию значимости и последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
  • способствовать формированию нравственных качеств: доброты, отзывчивости, толерантности, умению сопереживать.

Развивающие:

  • развить основные приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).
  • формировать  умения  и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности,
  • развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
  • способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности

.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

  1. Знание основных принципов и правил отношения к организму человека как компоненту живой природы;
  2. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы человеческого организма; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического и гигиенического отношения к организму.

 

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

  1. умение работать с разными источниками информации;
  2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  3. умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  4. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  5. умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение особенностей строения  клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности организма человека;

• приведение доказательств взаимосвязи человека и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты организма человека;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли человека в жизни планетыи и растительного и животного разнообразия;

• различение частей и органоидов животной клетки, органов человеческого организма;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление приспособлений к факторам среды обитания;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.     В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3.      В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.     В сфере физической деятельности:

• освоение приемов ухода за телом.

5.             В эстетической сфере:

•  овладение умением оценивать с эстетической точки зрения человека как объекта живой природы

Тематическое планирование

Название раздела

Кол-во

часов

 

Введение.

1

I

Микромир человека.

6

II

Гигиена и средства гигиены. 

11

III

Исследовательская лаборатория.

11

IV

Это важно знать.

5

V

Итоговое занятие.

1

35

 

Итого: 35 часов

Резерв: 0 часов

Всего: 35 часов

Содержание учебного материала.

 

 «Введение» (1 час)

Учащиеся знакомятся с правилами поведения в кабинете и  лаборатории, проходят инструктаж. Знакомятся с планом работы на год. Рассматривают доказательства природной сущности человека.

I. Микромир человека (6 часов)

Первый раздел «Микромир человека» знакомит учащихся с лабораторным оборудованием, используемым при изучении человека: клетки, ткани, органы. При изучении данного раздела учащиеся изучают методы микроскопирования и осваивают методику приготовления временных микропрепаратов разных тканей.  Углубленно изучают микроскопическое строение органов, учатся анализировать и систематизируют знания по анатомии и физиологии человека. Ставят опыты и учатся проводить исследования.

II. Гигиена и средства гигиены. (11 часов)

Во втором разделе «Гигиена и средства гигиены» учащиеся знакомятся с различными типами кожи, учатся определять тип кожи.  Используют косметические и моющие средства как основной предмет для проведения исследовательских и практических работ. Выясняют: какие условия необходимы для нормальной жизнедеятельности, и состояние кожных покровов, как влияет разный состав косметических средств и т.д.». Проводят изучение зубного налета. Тестируют разные зубные пасты. Оределяют рН среды в смывах после полоскания одежды. Школьники приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но описывать и анализировать полученные результаты. Ведут дневники наблюдений. Учатся оформлять исследования.

III. Исследовательская лаборатория (11 часов)

Третий раздел «Исследовательская лаборатория» предполагает практическую деятельность, в ходе которой учатся работать с дополнительной литературой, изучают и осваивают правилами проведения исследования с использованием лабораторных животных. Проводят опыты и наблюдения, фиксируют и фотографируют ход работы. Обрабатывают материалы исследования, готовят сообщения.  Расширяют кругозор знаний, знакомясь с материалом за пределами школьного курса.

IV. Это важно знать (5 часов)

Учащиеся знакомятся с факторами, нарушающими работу нервной системы. Учатся методике восстановления после перегрузок. Знакомятся с причинами развития синдрома аутизма и изучают  состояние организма в период литоргического сна.

V. Итоговое занятие (1 час)

Анализ и подведение результатов работы за год.

Календарно-тематическое планирование учебного материала

п/п

Тема  уроков

Количество

часов

Введение (1 час)

1

Природная сущность человека.

1

I. Микромир человека (6 часов)

2

Строение человека через микроскоп.

1

3

Лабораторный практикум «Мышечные ткани»

1

4

Лабораторный практикум «Приготовление микропрепарата поперечно-полосатой мышцы».

1

5

Соединительные ткани. Кровь как её разновидность.

1

6

Методика приготовления мазка крови.

1

7

Люди голубой крови. Миф или реальность?

1

II. Гигиена и средства гигиены (11 часов)

8

Типы кожи и правила ухода за ней.

1

9

Исследовательская работа «Изучение влияния косметических и моющих средств на кожу»

1

10

Проведение лабораторных исследований.

1

11

Обработка материала исследования.

1

12

Внимание! Красивая улыбка.

1

13

Лабораторная работа «Изучение пробы зубного налета под микроскопом».

1

14

Исследовательская работа «Влияние разного состава зубной пасты  на состояние эмали зубов и микрофлору рта»

1

15

Красивая одежда – чистая одежда.

1

16

Лабораторный практикум «Определение изменения уровня рН среды в смывах воды до и после повторного полоскания, при воздействии различными видами моющих средств»

1

17

Обработка материала исследования.

1

18

Подготовка выступления по теме исследования. Консультации.

1

III. Исследовательская лаборатория (11 часов)

19

Последствия неправильного питания.

1

20

Изучение влияния разного состава преператов на нейтрализацию повышенной кислотности при гастрите.

1

21

Проведение опытов.

1

22

Обработка данных. Оформление работы.

1

23

Плюсы и минусы спортивного питания.

1

24

Изучение влияния количества протеина, на интенсивность роста мышечной ткани, на примере лабораторных мышей.

1

25

Проведение эксперимента.

1

26

Обработка материалов исследования.

1

27

Изучение влияния продуктов,содержащих концерагены, на примере лабораторных мышей.

1

28

Проведение лабораторного эксперимента.

1

29

Ведение дневника набдюдений. Оформление работы.

1

IV. Это важно знать (5 часов)

30

Деятельность нервной системы при чрезмерном воздействии на зрительный анализатор.

1

31

Деятельность нервной системы при чрезмерном воздействии на слуховой анализатор.

1

32

Релаксирование и ароматерапия.

1

33

Синдром аутизма. Симптомы и диагностика.

1

34

Причины и этиология литоргического сна.

1

V. Итоговое занятие (1 час)

35

Анализ и подведение результатов работы за год.

1

Итого: 35 часов

Резерв: 0 часов

Всего: 35 часов

Материально-техническое обеспечение.

Основная литература

Для учителя

  1. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – 3 изд. стереотип. - М. : Дрофа , 2016. – 432 с.
  2. Поурочные разработки по биологии. 8 класс : метод. пособие / Пепеляева О.А., Сунцова  И.В. – 2-е изд., перераб. – М. : ВАКО, 2014. – 432 с. – ISBN 978-5-408-01412-5
  3. Грин, Н. , Стаут, У. , Тейлор, Д. Биология : учебное пособие [Текст] / Н. Н Грин . , У. Стаут, Д. Тейлор ; под ред. Р. Сопер . – Мир , 1993. – 365 с. – ISBN 5-03-001576-0
  4. Кириленко А.А. Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко. – Ростов н/Д:Легион,2013.

Для учащихся

  1. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – 3 изд. стереотип. - М. : Дрофа , 2016. – 432 с.
  2. Грин, Н. , Стаут, У. , Тейлор, Д. Биология : учебное пособие [Текст] / Н. Н Грин . , У. Стаут, Д. Тейлор ; под ред. Р. Сопер . – Мир , 1993г. – 365 с. – ISBN 5-03-001576-0
  3. Кириленко А.А. Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко. – Ростов н/Д:Легион,2013.
  4. Мамонтов, С. Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы [Текст] : учебное пособие / С. Г. Мамонтов. - М. : Дрофа, 2005г. – 704 с. - ISBN 5-7695-1311-X

Дополнительная литература

Для учителя

  1. Зверев, И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене человека [Текст] : пособие для учащихся / И. Д. Зверев.-Изд. 2-е, переработанное.—М. : Просвещение, 1978. —239 с.
  2. Мирзоев, С. С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе. - 2007. - № 6.
  3. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. - Т. 1 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  4. Тушина, И. А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. - Биология. - 2003. - № 27-28.
  5. Энциклопедия для детей [Текст]: Том 18. Человек. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия / глав, ред. В. А. Володин. - М.: Аванта+, 2002. - 640 с.: ил.
  6. Практическая психодиагностика[Текст] :Методики и тесты. Учебное пособие.-Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2011.-672с
  7. А.Клепинина.  Тайны окружающего мира.  Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
  8. Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся УП-УШ классов.В 2 ч. [Текст] / С. М. Глаголев., М.Б. Берклинблит.   - М.: МИРОС, 1997. - 432 с: ил.
  9. Энциклопедия для детей.Т.2.Биология  - М:Аванта+, 2007. - 704 с. [Текст]  / М. Д. Аксенова  - ISBN 5 - 98986 - 084 – 6

Для учащихся

  1. И.В. Дроздова. Удивительная биология: о чем молчали учебники. М: НЦ ЭНАС, 2006г. 230с.
  2. М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах; 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2005г. 174с
  3.  Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1992, 1995 гг.
  4. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.
  5. Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
  6. Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.
  7. Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.
  8. Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.
  9. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.
  10. Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.
  11. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990

Интернет ресурсы

http://bio.1september.ru/index.php

http://festival.1september.ru/

http://www.proshkolu.ru/

http://sbio.info/index.php

http://www.virtulab.net/

http://oadk.at.ua/load/biologija/39

  1.  http://window.edu.ru/window/  - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
  2. http://www.5ballov.ru/test  - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
  3.  http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm  - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.
  4.  http://bio.1september.ru/  - Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии».
  5.  http://college.ru/biology/  - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты.
  6.  http://www.informika.ru/text/database/biology/  - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.
  7.  http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/  - бесплатные обучающие программы по биологии.
  8.  http://nrc.edu.ru/est/r4/  - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.
  9.  http://www.kozlenkoa.narod.ru/  - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.
  10. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm  - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
  11.  http://www.bril2002.narod.ru/biology.html  - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.
  12.  http://learnbiology.narod.ru/  - Сетевой ресурс биология в Интернете на

        learnbiology.narod.ru. Включает статьи, ссылки, ботанические и зоологические    

        сайты.

  1.  http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm  - электронный учебник по биологии

        педагогических идей (план проведения недели биологии в школе).

  1.  http://www.kokch.kts.ru/cdo/  - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.

Объекты и средства материально-технического обеспечения

Перечень объектов и средств материально-технического обеспечения предмета для 8 класса представлен в Приложении

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Учащиеся должны знать:

• клеточное строение животной клетки;

• распознавать и описывать ткани и  органы человеческого организма;

• функции органов тела человека;

• описывать процессы, протекающие в живом организме;

• правила поведения в природе; правила гигиены;

• какое влияние оказывает человек на природу

.

 

Учащиеся должны уметь:

• работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации;

• проводить наблюдения за животными и человеком;

• составлять план простейшего исследования;

• описывать полученные результаты опытов и давать им оценку;

• выращивать лабораторных животных в различных условиях;

• ухаживать за животными;

• работать с лабораторным оборудованием;

• готовить временные микропрепараты и использовать методики окрашивания объектов.



Предварительный просмотр:

        

РАССМОТРЕНО:

на педагогическом  совете                             МБОУ «Лицей № 34»                                                         протокол  № 1    

 от «29 » августа 2017г.                                                                                                                

       УТВЕРЖДАЮ:

       Директор МБОУ «Лицей № 34»

       _________ С.М. Мальцев

       приказ  № 208-О

       от «30 » августа 2017г.

Программа внеурочной деятельности

8 класс

Составитель программы: учитель биологии

МБОУ  «Лицей № 34»:                                                                              

Булавина М.И.

Новокузнецкий городской округ,

2017г

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по биологии в 8  классе «Человек – это целый мир» составлена на основе Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897.

Программа направлена на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о природе человека. Кроме того подготавливает учащихся к изучению биологии с применением деятельностного подхода. На занятиях реализуются проектные и исследовательские работы.

Программа  рассчитана на 35 часов и предполагает распределение этих часов в виде регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю).

Курс внеурочной деятельности по  биологии в восьмом классе «Человек – это целый мир» знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей вида Ноmo sapiens, а также с некоторыми физиологическими процессами, протекающими в организме человека под влиянием различных факторов.

Цель программы:

•  развитие у школьников основных умений исследовательского поведения при знакомстве с особенностями морфологии и физиологии человека;

Задачи программы

Образовательные:

  • повысить мотивацию у детей к изучению наук о природе.
  • расширить и конкретизировать знания о человеческом организме (разнообразии и основных  жизненных процессах)
  • обучить умениям и навыкам, связанным с овладением приемами исследования факторов окружающей среды;
  • расширить представление о взаимосвязи состояния окружающей среды и жизни человека;
  • сформировать  умение оценивать свои поступки и их последствия для сохранения здоровья;
  • формировать основы научного мировоззрения, творческого воображения.

Воспитательные:

  • воспитать  бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
  • способствовать осознанию значимости и последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
  • способствовать формированию нравственных качеств: доброты, отзывчивости, толерантности, умению сопереживать.

Развивающие:

  • развить основные приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).
  • формировать  умения  и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности,
  • развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
  • способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности

.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

  1. Знание основных принципов и правил отношения к организму человека как компоненту живой природы;
  2. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы человеческого организма; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического и гигиенического отношения к организму.

 

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

  1. умение работать с разными источниками информации;
  2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  3. умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  4. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  5. умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение особенностей строения  клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности организма человека;

• приведение доказательств взаимосвязи человека и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты организма человека;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли человека в жизни планетыи и растительного и животного разнообразия;

• различение частей и органоидов животной клетки, органов человеческого организма;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление приспособлений к факторам среды обитания;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.     В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3.      В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.     В сфере физической деятельности:

• освоение приемов ухода за телом.

5.             В эстетической сфере:

•  овладение умением оценивать с эстетической точки зрения человека как объекта живой природы

Тематическое планирование

Название раздела

Кол-во

часов

 

Введение.

1

I

Микромир человека.

6

II

Гигиена и средства гигиены. 

11

III

Исследовательская лаборатория.

11

IV

Это важно знать.

5

V

Итоговое занятие.

1

35

 

Итого: 35 часов

Резерв: 0 часов

Всего: 35 часов

Содержание учебного материала.

 

 «Введение» (1 час)

Учащиеся знакомятся с правилами поведения в кабинете и  лаборатории, проходят инструктаж. Знакомятся с планом работы на год. Рассматривают доказательства природной сущности человека.

I. Микромир человека (6 часов)

Первый раздел «Микромир человека» знакомит учащихся с лабораторным оборудованием, используемым при изучении человека: клетки, ткани, органы. При изучении данного раздела учащиеся изучают методы микроскопирования и осваивают методику приготовления временных микропрепаратов разных тканей.  Углубленно изучают микроскопическое строение органов, учатся анализировать и систематизируют знания по анатомии и физиологии человека. Ставят опыты и учатся проводить исследования.

II. Гигиена и средства гигиены. (11 часов)

Во втором разделе «Гигиена и средства гигиены» учащиеся знакомятся с различными типами кожи, учатся определять тип кожи.  Используют косметические и моющие средства как основной предмет для проведения исследовательских и практических работ. Выясняют: какие условия необходимы для нормальной жизнедеятельности, и состояние кожных покровов, как влияет разный состав косметических средств и т.д.». Проводят изучение зубного налета. Тестируют разные зубные пасты. Оределяют рН среды в смывах после полоскания одежды. Школьники приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но описывать и анализировать полученные результаты. Ведут дневники наблюдений. Учатся оформлять исследования.

III. Исследовательская лаборатория (11 часов)

Третий раздел «Исследовательская лаборатория» предполагает практическую деятельность, в ходе которой учатся работать с дополнительной литературой, изучают и осваивают правилами проведения исследования с использованием лабораторных животных. Проводят опыты и наблюдения, фиксируют и фотографируют ход работы. Обрабатывают материалы исследования, готовят сообщения.  Расширяют кругозор знаний, знакомясь с материалом за пределами школьного курса.

IV. Это важно знать (5 часов)

Учащиеся знакомятся с факторами, нарушающими работу нервной системы. Учатся методике восстановления после перегрузок. Знакомятся с причинами развития синдрома аутизма и изучают  состояние организма в период литоргического сна.

V. Итоговое занятие (1 час)

Анализ и подведение результатов работы за год.

Календарно-тематическое планирование учебного материала

п/п

Тема  уроков

Количество

часов

Введение (1 час)

1

Природная сущность человека.

1

I. Микромир человека (6 часов)

2

Строение человека через микроскоп.

1

3

Лабораторный практикум «Мышечные ткани»

1

4

Лабораторный практикум «Приготовление микропрепарата поперечно-полосатой мышцы».

1

5

Соединительные ткани. Кровь как её разновидность.

1

6

Методика приготовления мазка крови.

1

7

Люди голубой крови. Миф или реальность?

1

II. Гигиена и средства гигиены (11 часов)

8

Типы кожи и правила ухода за ней.

1

9

Исследовательская работа «Изучение влияния косметических и моющих средств на кожу»

1

10

Проведение лабораторных исследований.

1

11

Обработка материала исследования.

1

12

Внимание! Красивая улыбка.

1

13

Лабораторная работа «Изучение пробы зубного налета под микроскопом».

1

14

Исследовательская работа «Влияние разного состава зубной пасты  на состояние эмали зубов и микрофлору рта»

1

15

Красивая одежда – чистая одежда.

1

16

Лабораторный практикум «Определение изменения уровня рН среды в смывах воды до и после повторного полоскания, при воздействии различными видами моющих средств»

1

17

Обработка материала исследования.

1

18

Подготовка выступления по теме исследования. Консультации.

1

III. Исследовательская лаборатория (11 часов)

19

Последствия неправильного питания.

1

20

Изучение влияния разного состава преператов на нейтрализацию повышенной кислотности при гастрите.

1

21

Проведение опытов.

1

22

Обработка данных. Оформление работы.

1

23

Плюсы и минусы спортивного питания.

1

24

Изучение влияния количества протеина, на интенсивность роста мышечной ткани, на примере лабораторных мышей.

1

25

Проведение эксперимента.

1

26

Обработка материалов исследования.

1

27

Изучение влияния продуктов,содержащих концерагены, на примере лабораторных мышей.

1

28

Проведение лабораторного эксперимента.

1

29

Ведение дневника набдюдений. Оформление работы.

1

IV. Это важно знать (5 часов)

30

Деятельность нервной системы при чрезмерном воздействии на зрительный анализатор.

1

31

Деятельность нервной системы при чрезмерном воздействии на слуховой анализатор.

1

32

Релаксирование и ароматерапия.

1

33

Синдром аутизма. Симптомы и диагностика.

1

34

Причины и этиология литоргического сна.

1

V. Итоговое занятие (1 час)

35

Анализ и подведение результатов работы за год.

1

Итого: 35 часов

Резерв: 0 часов

Всего: 35 часов

Материально-техническое обеспечение.

Основная литература

Для учителя

  1. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – 3 изд. стереотип. - М. : Дрофа , 2016. – 432 с.
  2. Поурочные разработки по биологии. 8 класс : метод. пособие / Пепеляева О.А., Сунцова  И.В. – 2-е изд., перераб. – М. : ВАКО, 2014. – 432 с. – ISBN 978-5-408-01412-5
  3. Грин, Н. , Стаут, У. , Тейлор, Д. Биология : учебное пособие [Текст] / Н. Н Грин . , У. Стаут, Д. Тейлор ; под ред. Р. Сопер . – Мир , 1993. – 365 с. – ISBN 5-03-001576-0
  4. Кириленко А.А. Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко. – Ростов н/Д:Легион,2013.

Для учащихся

  1. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – 3 изд. стереотип. - М. : Дрофа , 2016. – 432 с.
  2. Грин, Н. , Стаут, У. , Тейлор, Д. Биология : учебное пособие [Текст] / Н. Н Грин . , У. Стаут, Д. Тейлор ; под ред. Р. Сопер . – Мир , 1993г. – 365 с. – ISBN 5-03-001576-0
  3. Кириленко А.А. Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко. – Ростов н/Д:Легион,2013.
  4. Мамонтов, С. Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы [Текст] : учебное пособие / С. Г. Мамонтов. - М. : Дрофа, 2005г. – 704 с. - ISBN 5-7695-1311-X

Дополнительная литература

Для учителя

  1. Зверев, И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене человека [Текст] : пособие для учащихся / И. Д. Зверев.-Изд. 2-е, переработанное.—М. : Просвещение, 1978. —239 с.
  2. Мирзоев, С. С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе. - 2007. - № 6.
  3. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. - Т. 1 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  4. Тушина, И. А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. - Биология. - 2003. - № 27-28.
  5. Энциклопедия для детей [Текст]: Том 18. Человек. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия / глав, ред. В. А. Володин. - М.: Аванта+, 2002. - 640 с.: ил.
  6. Практическая психодиагностика[Текст] :Методики и тесты. Учебное пособие.-Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2011.-672с
  7. А.Клепинина.  Тайны окружающего мира.  Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
  8. Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся УП-УШ классов.В 2 ч. [Текст] / С. М. Глаголев., М.Б. Берклинблит.   - М.: МИРОС, 1997. - 432 с: ил.
  9. Энциклопедия для детей.Т.2.Биология  - М:Аванта+, 2007. - 704 с. [Текст]  / М. Д. Аксенова  - ISBN 5 - 98986 - 084 – 6

Для учащихся

  1. И.В. Дроздова. Удивительная биология: о чем молчали учебники. М: НЦ ЭНАС, 2006г. 230с.
  2. М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах; 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2005г. 174с
  3.  Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1992, 1995 гг.
  4. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.
  5. Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
  6. Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.
  7. Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.
  8. Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.
  9. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.
  10. Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.
  11. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990

Интернет ресурсы

http://bio.1september.ru/index.php

http://festival.1september.ru/

http://www.proshkolu.ru/

http://sbio.info/index.php

http://www.virtulab.net/

http://oadk.at.ua/load/biologija/39

  1.  http://window.edu.ru/window/  - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
  2. http://www.5ballov.ru/test  - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
  3.  http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm  - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.
  4.  http://bio.1september.ru/  - Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии».
  5.  http://college.ru/biology/  - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты.
  6.  http://www.informika.ru/text/database/biology/  - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.
  7.  http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/  - бесплатные обучающие программы по биологии.
  8.  http://nrc.edu.ru/est/r4/  - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.
  9.  http://www.kozlenkoa.narod.ru/  - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.
  10. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm  - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
  11.  http://www.bril2002.narod.ru/biology.html  - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.
  12.  http://learnbiology.narod.ru/  - Сетевой ресурс биология в Интернете на

        learnbiology.narod.ru. Включает статьи, ссылки, ботанические и зоологические    

        сайты.

  1.  http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm  - электронный учебник по биологии

        педагогических идей (план проведения недели биологии в школе).

  1.  http://www.kokch.kts.ru/cdo/  - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.

Объекты и средства материально-технического обеспечения

Перечень объектов и средств материально-технического обеспечения предмета для 8 класса представлен в Приложении

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Учащиеся должны знать:

• клеточное строение животной клетки;

• распознавать и описывать ткани и  органы человеческого организма;

• функции органов тела человека;

• описывать процессы, протекающие в живом организме;

• правила поведения в природе; правила гигиены;

• какое влияние оказывает человек на природу

.

 

Учащиеся должны уметь:

• работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации;

• проводить наблюдения за животными и человеком;

• составлять план простейшего исследования;

• описывать полученные результаты опытов и давать им оценку;

• выращивать лабораторных животных в различных условиях;

• ухаживать за животными;

• работать с лабораторным оборудованием;

• готовить временные микропрепараты и использовать методики окрашивания объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воздействие человека на климат

Размышления ребят по экологии в мире...

воздействие человека на климат

Как сберечь нашу Землю? Размышления ребят...

воздействие человека на климат

природа в опасности, ее нужно беречь...

Воздействие человека и его деятельности на животных. 7 класс

Воздействие человека и его деятельности на животныхВоздействие человека на животный мир- Как деятельность человека влияет на животных?-    Какой вид деятельности человека на приро...

Основные формы воздействия человека на ландшафт

Презентация по ландшафтной экологии. 8 класс....

«Воздействие человека на природу»

Одна из ключевых тем при изучении раздела "Человек и природа". Способствует формированию представления у учащихся о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества....

Презентация по теме "Воздействие человека на природу"

Презентация по теме "Воздействие человека на природу" по обществознанию для учащихся 7 класса (программа Л.Н.Боголюбова)...