Воздействие человека на животный мир
презентация к уроку по биологии
презентация
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: на педагогическом совете МБОУ «Лицей № 34» протокол № 1 от «29 » августа 2017г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Лицей № 34» _________ С.М. Мальцев приказ № 208-О от «30 » августа 2017г. |
Программа внеурочной деятельности
8 класс
Составитель программы: учитель биологии МБОУ «Лицей № 34»: Булавина М.И. |
Новокузнецкий городской округ,
2017г
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по биологии в 8 классе «Человек – это целый мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897.
Программа направлена на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о природе человека. Кроме того подготавливает учащихся к изучению биологии с применением деятельностного подхода. На занятиях реализуются проектные и исследовательские работы.
Программа рассчитана на 35 часов и предполагает распределение этих часов в виде регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю).
Курс внеурочной деятельности по биологии в восьмом классе «Человек – это целый мир» знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей вида Ноmo sapiens, а также с некоторыми физиологическими процессами, протекающими в организме человека под влиянием различных факторов.
Цель программы:
• развитие у школьников основных умений исследовательского поведения при знакомстве с особенностями морфологии и физиологии человека;
Задачи программы
Образовательные:
- повысить мотивацию у детей к изучению наук о природе.
- расширить и конкретизировать знания о человеческом организме (разнообразии и основных жизненных процессах)
- обучить умениям и навыкам, связанным с овладением приемами исследования факторов окружающей среды;
- расширить представление о взаимосвязи состояния окружающей среды и жизни человека;
- сформировать умение оценивать свои поступки и их последствия для сохранения здоровья;
- формировать основы научного мировоззрения, творческого воображения.
Воспитательные:
- воспитать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
- способствовать осознанию значимости и последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
- способствовать формированию нравственных качеств: доброты, отзывчивости, толерантности, умению сопереживать.
Развивающие:
- развить основные приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).
- формировать умения и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности,
- развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
- способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности
.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.
При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
- Знание основных принципов и правил отношения к организму человека как компоненту живой природы;
- Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы человеческого организма; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического и гигиенического отношения к организму.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
- умение работать с разными источниками информации;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение особенностей строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности организма человека;
• приведение доказательств взаимосвязи человека и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты организма человека;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли человека в жизни планетыи и растительного и животного разнообразия;
• различение частей и органоидов животной клетки, органов человеческого организма;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений к факторам среды обитания;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов ухода за телом.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения человека как объекта живой природы
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол-во часов |
| Введение. | 1 |
I | Микромир человека. | 6 |
II | Гигиена и средства гигиены. | 11 |
III | Исследовательская лаборатория. | 11 |
IV | Это важно знать. | 5 |
V | Итоговое занятие. | 1 |
35 |
Итого: 35 часов
Резерв: 0 часов
Всего: 35 часов
Содержание учебного материала.
«Введение» (1 час)
Учащиеся знакомятся с правилами поведения в кабинете и лаборатории, проходят инструктаж. Знакомятся с планом работы на год. Рассматривают доказательства природной сущности человека.
I. Микромир человека (6 часов)
Первый раздел «Микромир человека» знакомит учащихся с лабораторным оборудованием, используемым при изучении человека: клетки, ткани, органы. При изучении данного раздела учащиеся изучают методы микроскопирования и осваивают методику приготовления временных микропрепаратов разных тканей. Углубленно изучают микроскопическое строение органов, учатся анализировать и систематизируют знания по анатомии и физиологии человека. Ставят опыты и учатся проводить исследования.
II. Гигиена и средства гигиены. (11 часов)
Во втором разделе «Гигиена и средства гигиены» учащиеся знакомятся с различными типами кожи, учатся определять тип кожи. Используют косметические и моющие средства как основной предмет для проведения исследовательских и практических работ. Выясняют: какие условия необходимы для нормальной жизнедеятельности, и состояние кожных покровов, как влияет разный состав косметических средств и т.д.». Проводят изучение зубного налета. Тестируют разные зубные пасты. Оределяют рН среды в смывах после полоскания одежды. Школьники приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но описывать и анализировать полученные результаты. Ведут дневники наблюдений. Учатся оформлять исследования.
III. Исследовательская лаборатория (11 часов)
Третий раздел «Исследовательская лаборатория» предполагает практическую деятельность, в ходе которой учатся работать с дополнительной литературой, изучают и осваивают правилами проведения исследования с использованием лабораторных животных. Проводят опыты и наблюдения, фиксируют и фотографируют ход работы. Обрабатывают материалы исследования, готовят сообщения. Расширяют кругозор знаний, знакомясь с материалом за пределами школьного курса.
IV. Это важно знать (5 часов)
Учащиеся знакомятся с факторами, нарушающими работу нервной системы. Учатся методике восстановления после перегрузок. Знакомятся с причинами развития синдрома аутизма и изучают состояние организма в период литоргического сна.
V. Итоговое занятие (1 час)
Анализ и подведение результатов работы за год.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Тема уроков | Количество часов |
Введение (1 час) | ||
1 | Природная сущность человека. | 1 |
I. Микромир человека (6 часов) | ||
2 | Строение человека через микроскоп. | 1 |
3 | Лабораторный практикум «Мышечные ткани» | 1 |
4 | Лабораторный практикум «Приготовление микропрепарата поперечно-полосатой мышцы». | 1 |
5 | Соединительные ткани. Кровь как её разновидность. | 1 |
6 | Методика приготовления мазка крови. | 1 |
7 | Люди голубой крови. Миф или реальность? | 1 |
II. Гигиена и средства гигиены (11 часов) | ||
8 | Типы кожи и правила ухода за ней. | 1 |
9 | Исследовательская работа «Изучение влияния косметических и моющих средств на кожу» | 1 |
10 | Проведение лабораторных исследований. | 1 |
11 | Обработка материала исследования. | 1 |
12 | Внимание! Красивая улыбка. | 1 |
13 | Лабораторная работа «Изучение пробы зубного налета под микроскопом». | 1 |
14 | Исследовательская работа «Влияние разного состава зубной пасты на состояние эмали зубов и микрофлору рта» | 1 |
15 | Красивая одежда – чистая одежда. | 1 |
16 | Лабораторный практикум «Определение изменения уровня рН среды в смывах воды до и после повторного полоскания, при воздействии различными видами моющих средств» | 1 |
17 | Обработка материала исследования. | 1 |
18 | Подготовка выступления по теме исследования. Консультации. | 1 |
III. Исследовательская лаборатория (11 часов) | ||
19 | Последствия неправильного питания. | 1 |
20 | Изучение влияния разного состава преператов на нейтрализацию повышенной кислотности при гастрите. | 1 |
21 | Проведение опытов. | 1 |
22 | Обработка данных. Оформление работы. | 1 |
23 | Плюсы и минусы спортивного питания. | 1 |
24 | Изучение влияния количества протеина, на интенсивность роста мышечной ткани, на примере лабораторных мышей. | 1 |
25 | Проведение эксперимента. | 1 |
26 | Обработка материалов исследования. | 1 |
27 | Изучение влияния продуктов,содержащих концерагены, на примере лабораторных мышей. | 1 |
28 | Проведение лабораторного эксперимента. | 1 |
29 | Ведение дневника набдюдений. Оформление работы. | 1 |
IV. Это важно знать (5 часов) | ||
30 | Деятельность нервной системы при чрезмерном воздействии на зрительный анализатор. | 1 |
31 | Деятельность нервной системы при чрезмерном воздействии на слуховой анализатор. | 1 |
32 | Релаксирование и ароматерапия. | 1 |
33 | Синдром аутизма. Симптомы и диагностика. | 1 |
34 | Причины и этиология литоргического сна. | 1 |
V. Итоговое занятие (1 час) | ||
35 | Анализ и подведение результатов работы за год. | 1 |
Итого: 35 часов
Резерв: 0 часов
Всего: 35 часов
Материально-техническое обеспечение.
Основная литература
Для учителя
- Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – 3 изд. стереотип. - М. : Дрофа , 2016. – 432 с.
- Поурочные разработки по биологии. 8 класс : метод. пособие / Пепеляева О.А., Сунцова И.В. – 2-е изд., перераб. – М. : ВАКО, 2014. – 432 с. – ISBN 978-5-408-01412-5
- Грин, Н. , Стаут, У. , Тейлор, Д. Биология : учебное пособие [Текст] / Н. Н Грин . , У. Стаут, Д. Тейлор ; под ред. Р. Сопер . – Мир , 1993. – 365 с. – ISBN 5-03-001576-0
- Кириленко А.А. Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко. – Ростов н/Д:Легион,2013.
Для учащихся
- Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – 3 изд. стереотип. - М. : Дрофа , 2016. – 432 с.
- Грин, Н. , Стаут, У. , Тейлор, Д. Биология : учебное пособие [Текст] / Н. Н Грин . , У. Стаут, Д. Тейлор ; под ред. Р. Сопер . – Мир , 1993г. – 365 с. – ISBN 5-03-001576-0
- Кириленко А.А. Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко. – Ростов н/Д:Легион,2013.
- Мамонтов, С. Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы [Текст] : учебное пособие / С. Г. Мамонтов. - М. : Дрофа, 2005г. – 704 с. - ISBN 5-7695-1311-X
Дополнительная литература
Для учителя
- Зверев, И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене человека [Текст] : пособие для учащихся / И. Д. Зверев.-Изд. 2-е, переработанное.—М. : Просвещение, 1978. —239 с.
- Мирзоев, С. С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе. - 2007. - № 6.
- Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. - Т. 1 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
- Тушина, И. А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. - Биология. - 2003. - № 27-28.
- Энциклопедия для детей [Текст]: Том 18. Человек. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия / глав, ред. В. А. Володин. - М.: Аванта+, 2002. - 640 с.: ил.
- Практическая психодиагностика[Текст] :Методики и тесты. Учебное пособие.-Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2011.-672с
- А.Клепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
- Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся УП-УШ классов.В 2 ч. [Текст] / С. М. Глаголев., М.Б. Берклинблит. - М.: МИРОС, 1997. - 432 с: ил.
- Энциклопедия для детей.Т.2.Биология - М:Аванта+, 2007. - 704 с. [Текст] / М. Д. Аксенова - ISBN 5 - 98986 - 084 – 6
Для учащихся
- И.В. Дроздова. Удивительная биология: о чем молчали учебники. М: НЦ ЭНАС, 2006г. 230с.
- М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах; 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2005г. 174с
- Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1992, 1995 гг.
- Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.
- Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
- Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.
- Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.
- Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.
- Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.
- Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.
- Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990
Интернет ресурсы
http://bio.1september.ru/index.php
http://festival.1september.ru/
http://oadk.at.ua/load/biologija/39
- http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
- http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
- http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.
- http://bio.1september.ru/ - Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии».
- http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты.
- http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.
- http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные обучающие программы по биологии.
- http://nrc.edu.ru/est/r4/ - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.
- http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.
- http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
- http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.
- http://learnbiology.narod.ru/ - Сетевой ресурс биология в Интернете на
learnbiology.narod.ru. Включает статьи, ссылки, ботанические и зоологические
сайты.
- http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm - электронный учебник по биологии
педагогических идей (план проведения недели биологии в школе).
- http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.
Объекты и средства материально-технического обеспечения
Перечень объектов и средств материально-технического обеспечения предмета для 8 класса представлен в Приложении
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
• клеточное строение животной клетки;
• распознавать и описывать ткани и органы человеческого организма;
• функции органов тела человека;
• описывать процессы, протекающие в живом организме;
• правила поведения в природе; правила гигиены;
• какое влияние оказывает человек на природу
.
Учащиеся должны уметь:
• работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации;
• проводить наблюдения за животными и человеком;
• составлять план простейшего исследования;
• описывать полученные результаты опытов и давать им оценку;
• выращивать лабораторных животных в различных условиях;
• ухаживать за животными;
• работать с лабораторным оборудованием;
• готовить временные микропрепараты и использовать методики окрашивания объектов.
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: на педагогическом совете МБОУ «Лицей № 34» протокол № 1 от «29 » августа 2017г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Лицей № 34» _________ С.М. Мальцев приказ № 208-О от «30 » августа 2017г. |
Программа внеурочной деятельности
8 класс
Составитель программы: учитель биологии МБОУ «Лицей № 34»: Булавина М.И. |
Новокузнецкий городской округ,
2017г
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по биологии в 8 классе «Человек – это целый мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897.
Программа направлена на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о природе человека. Кроме того подготавливает учащихся к изучению биологии с применением деятельностного подхода. На занятиях реализуются проектные и исследовательские работы.
Программа рассчитана на 35 часов и предполагает распределение этих часов в виде регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю).
Курс внеурочной деятельности по биологии в восьмом классе «Человек – это целый мир» знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей вида Ноmo sapiens, а также с некоторыми физиологическими процессами, протекающими в организме человека под влиянием различных факторов.
Цель программы:
• развитие у школьников основных умений исследовательского поведения при знакомстве с особенностями морфологии и физиологии человека;
Задачи программы
Образовательные:
- повысить мотивацию у детей к изучению наук о природе.
- расширить и конкретизировать знания о человеческом организме (разнообразии и основных жизненных процессах)
- обучить умениям и навыкам, связанным с овладением приемами исследования факторов окружающей среды;
- расширить представление о взаимосвязи состояния окружающей среды и жизни человека;
- сформировать умение оценивать свои поступки и их последствия для сохранения здоровья;
- формировать основы научного мировоззрения, творческого воображения.
Воспитательные:
- воспитать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
- способствовать осознанию значимости и последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
- способствовать формированию нравственных качеств: доброты, отзывчивости, толерантности, умению сопереживать.
Развивающие:
- развить основные приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).
- формировать умения и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности,
- развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
- способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности
.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.
При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
- Знание основных принципов и правил отношения к организму человека как компоненту живой природы;
- Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы человеческого организма; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического и гигиенического отношения к организму.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
- умение работать с разными источниками информации;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение особенностей строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности организма человека;
• приведение доказательств взаимосвязи человека и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты организма человека;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли человека в жизни планетыи и растительного и животного разнообразия;
• различение частей и органоидов животной клетки, органов человеческого организма;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений к факторам среды обитания;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов ухода за телом.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения человека как объекта живой природы
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол-во часов |
| Введение. | 1 |
I | Микромир человека. | 6 |
II | Гигиена и средства гигиены. | 11 |
III | Исследовательская лаборатория. | 11 |
IV | Это важно знать. | 5 |
V | Итоговое занятие. | 1 |
35 |
Итого: 35 часов
Резерв: 0 часов
Всего: 35 часов
Содержание учебного материала.
«Введение» (1 час)
Учащиеся знакомятся с правилами поведения в кабинете и лаборатории, проходят инструктаж. Знакомятся с планом работы на год. Рассматривают доказательства природной сущности человека.
I. Микромир человека (6 часов)
Первый раздел «Микромир человека» знакомит учащихся с лабораторным оборудованием, используемым при изучении человека: клетки, ткани, органы. При изучении данного раздела учащиеся изучают методы микроскопирования и осваивают методику приготовления временных микропрепаратов разных тканей. Углубленно изучают микроскопическое строение органов, учатся анализировать и систематизируют знания по анатомии и физиологии человека. Ставят опыты и учатся проводить исследования.
II. Гигиена и средства гигиены. (11 часов)
Во втором разделе «Гигиена и средства гигиены» учащиеся знакомятся с различными типами кожи, учатся определять тип кожи. Используют косметические и моющие средства как основной предмет для проведения исследовательских и практических работ. Выясняют: какие условия необходимы для нормальной жизнедеятельности, и состояние кожных покровов, как влияет разный состав косметических средств и т.д.». Проводят изучение зубного налета. Тестируют разные зубные пасты. Оределяют рН среды в смывах после полоскания одежды. Школьники приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но описывать и анализировать полученные результаты. Ведут дневники наблюдений. Учатся оформлять исследования.
III. Исследовательская лаборатория (11 часов)
Третий раздел «Исследовательская лаборатория» предполагает практическую деятельность, в ходе которой учатся работать с дополнительной литературой, изучают и осваивают правилами проведения исследования с использованием лабораторных животных. Проводят опыты и наблюдения, фиксируют и фотографируют ход работы. Обрабатывают материалы исследования, готовят сообщения. Расширяют кругозор знаний, знакомясь с материалом за пределами школьного курса.
IV. Это важно знать (5 часов)
Учащиеся знакомятся с факторами, нарушающими работу нервной системы. Учатся методике восстановления после перегрузок. Знакомятся с причинами развития синдрома аутизма и изучают состояние организма в период литоргического сна.
V. Итоговое занятие (1 час)
Анализ и подведение результатов работы за год.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Тема уроков | Количество часов |
Введение (1 час) | ||
1 | Природная сущность человека. | 1 |
I. Микромир человека (6 часов) | ||
2 | Строение человека через микроскоп. | 1 |
3 | Лабораторный практикум «Мышечные ткани» | 1 |
4 | Лабораторный практикум «Приготовление микропрепарата поперечно-полосатой мышцы». | 1 |
5 | Соединительные ткани. Кровь как её разновидность. | 1 |
6 | Методика приготовления мазка крови. | 1 |
7 | Люди голубой крови. Миф или реальность? | 1 |
II. Гигиена и средства гигиены (11 часов) | ||
8 | Типы кожи и правила ухода за ней. | 1 |
9 | Исследовательская работа «Изучение влияния косметических и моющих средств на кожу» | 1 |
10 | Проведение лабораторных исследований. | 1 |
11 | Обработка материала исследования. | 1 |
12 | Внимание! Красивая улыбка. | 1 |
13 | Лабораторная работа «Изучение пробы зубного налета под микроскопом». | 1 |
14 | Исследовательская работа «Влияние разного состава зубной пасты на состояние эмали зубов и микрофлору рта» | 1 |
15 | Красивая одежда – чистая одежда. | 1 |
16 | Лабораторный практикум «Определение изменения уровня рН среды в смывах воды до и после повторного полоскания, при воздействии различными видами моющих средств» | 1 |
17 | Обработка материала исследования. | 1 |
18 | Подготовка выступления по теме исследования. Консультации. | 1 |
III. Исследовательская лаборатория (11 часов) | ||
19 | Последствия неправильного питания. | 1 |
20 | Изучение влияния разного состава преператов на нейтрализацию повышенной кислотности при гастрите. | 1 |
21 | Проведение опытов. | 1 |
22 | Обработка данных. Оформление работы. | 1 |
23 | Плюсы и минусы спортивного питания. | 1 |
24 | Изучение влияния количества протеина, на интенсивность роста мышечной ткани, на примере лабораторных мышей. | 1 |
25 | Проведение эксперимента. | 1 |
26 | Обработка материалов исследования. | 1 |
27 | Изучение влияния продуктов,содержащих концерагены, на примере лабораторных мышей. | 1 |
28 | Проведение лабораторного эксперимента. | 1 |
29 | Ведение дневника набдюдений. Оформление работы. | 1 |
IV. Это важно знать (5 часов) | ||
30 | Деятельность нервной системы при чрезмерном воздействии на зрительный анализатор. | 1 |
31 | Деятельность нервной системы при чрезмерном воздействии на слуховой анализатор. | 1 |
32 | Релаксирование и ароматерапия. | 1 |
33 | Синдром аутизма. Симптомы и диагностика. | 1 |
34 | Причины и этиология литоргического сна. | 1 |
V. Итоговое занятие (1 час) | ||
35 | Анализ и подведение результатов работы за год. | 1 |
Итого: 35 часов
Резерв: 0 часов
Всего: 35 часов
Материально-техническое обеспечение.
Основная литература
Для учителя
- Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – 3 изд. стереотип. - М. : Дрофа , 2016. – 432 с.
- Поурочные разработки по биологии. 8 класс : метод. пособие / Пепеляева О.А., Сунцова И.В. – 2-е изд., перераб. – М. : ВАКО, 2014. – 432 с. – ISBN 978-5-408-01412-5
- Грин, Н. , Стаут, У. , Тейлор, Д. Биология : учебное пособие [Текст] / Н. Н Грин . , У. Стаут, Д. Тейлор ; под ред. Р. Сопер . – Мир , 1993. – 365 с. – ISBN 5-03-001576-0
- Кириленко А.А. Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко. – Ростов н/Д:Легион,2013.
Для учащихся
- Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – 3 изд. стереотип. - М. : Дрофа , 2016. – 432 с.
- Грин, Н. , Стаут, У. , Тейлор, Д. Биология : учебное пособие [Текст] / Н. Н Грин . , У. Стаут, Д. Тейлор ; под ред. Р. Сопер . – Мир , 1993г. – 365 с. – ISBN 5-03-001576-0
- Кириленко А.А. Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко. – Ростов н/Д:Легион,2013.
- Мамонтов, С. Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы [Текст] : учебное пособие / С. Г. Мамонтов. - М. : Дрофа, 2005г. – 704 с. - ISBN 5-7695-1311-X
Дополнительная литература
Для учителя
- Зверев, И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене человека [Текст] : пособие для учащихся / И. Д. Зверев.-Изд. 2-е, переработанное.—М. : Просвещение, 1978. —239 с.
- Мирзоев, С. С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе. - 2007. - № 6.
- Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. - Т. 1 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
- Тушина, И. А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. - Биология. - 2003. - № 27-28.
- Энциклопедия для детей [Текст]: Том 18. Человек. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия / глав, ред. В. А. Володин. - М.: Аванта+, 2002. - 640 с.: ил.
- Практическая психодиагностика[Текст] :Методики и тесты. Учебное пособие.-Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2011.-672с
- А.Клепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
- Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся УП-УШ классов.В 2 ч. [Текст] / С. М. Глаголев., М.Б. Берклинблит. - М.: МИРОС, 1997. - 432 с: ил.
- Энциклопедия для детей.Т.2.Биология - М:Аванта+, 2007. - 704 с. [Текст] / М. Д. Аксенова - ISBN 5 - 98986 - 084 – 6
Для учащихся
- И.В. Дроздова. Удивительная биология: о чем молчали учебники. М: НЦ ЭНАС, 2006г. 230с.
- М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах; 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2005г. 174с
- Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1992, 1995 гг.
- Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.
- Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
- Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.
- Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.
- Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.
- Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.
- Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.
- Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990
Интернет ресурсы
http://bio.1september.ru/index.php
http://festival.1september.ru/
http://oadk.at.ua/load/biologija/39
- http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
- http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
- http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.
- http://bio.1september.ru/ - Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии».
- http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты.
- http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.
- http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные обучающие программы по биологии.
- http://nrc.edu.ru/est/r4/ - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.
- http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.
- http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
- http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.
- http://learnbiology.narod.ru/ - Сетевой ресурс биология в Интернете на
learnbiology.narod.ru. Включает статьи, ссылки, ботанические и зоологические
сайты.
- http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm - электронный учебник по биологии
педагогических идей (план проведения недели биологии в школе).
- http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.
Объекты и средства материально-технического обеспечения
Перечень объектов и средств материально-технического обеспечения предмета для 8 класса представлен в Приложении
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
• клеточное строение животной клетки;
• распознавать и описывать ткани и органы человеческого организма;
• функции органов тела человека;
• описывать процессы, протекающие в живом организме;
• правила поведения в природе; правила гигиены;
• какое влияние оказывает человек на природу
.
Учащиеся должны уметь:
• работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации;
• проводить наблюдения за животными и человеком;
• составлять план простейшего исследования;
• описывать полученные результаты опытов и давать им оценку;
• выращивать лабораторных животных в различных условиях;
• ухаживать за животными;
• работать с лабораторным оборудованием;
• готовить временные микропрепараты и использовать методики окрашивания объектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
воздействие человека на климат
Размышления ребят по экологии в мире...
воздействие человека на климат
Как сберечь нашу Землю? Размышления ребят...
воздействие человека на климат
природа в опасности, ее нужно беречь...
Воздействие человека и его деятельности на животных. 7 класс
Воздействие человека и его деятельности на животныхВоздействие человека на животный мир- Как деятельность человека влияет на животных?- Какой вид деятельности человека на приро...
Основные формы воздействия человека на ландшафт
Презентация по ландшафтной экологии. 8 класс....
«Воздействие человека на природу»
Одна из ключевых тем при изучении раздела "Человек и природа". Способствует формированию представления у учащихся о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества....
Презентация по теме "Воздействие человека на природу"
Презентация по теме "Воздействие человека на природу" по обществознанию для учащихся 7 класса (программа Л.Н.Боголюбова)...