«Воздействие человека на природу»
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме
Одна из ключевых тем при изучении раздела "Человек и природа". Способствует формированию представления у учащихся о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_metod_razrabotka_po_obshchestvoved_6_kl.docx | 315.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка темы
«Воздействие человека на природу»
курса Обществознания 6 класс.
Раздел «Человек и природа»
Груздева М.Б.Учитель истории МОУ СОШ № 3
г. Вилючинск 2008
Тема: Воздействие человека на природу. (2 часа)
Цель урока: сформировать представление у учащихся о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества и показать, что человек, вторгаясь в природную среду, порой отрицательно воздействует на многие природные процессы.
Форма урока: изучение нового материала.
Новые термины и понятия: экология, экологический кризис, исчерпаемые и неисчерпаемые богатства, естественное природное загрязнение, «научно-технические костры», биосфера.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации, ватман, карандаши, дополнительный материал, подготовленный учащимися, для выпуска экологической газеты.
Ход урока.
Урок начинается с беседы. Вопросы к беседе:
- Что вы знаете об экологии?
- Назовите основные занятия первобытного человека.
- Что такое производящее хозяйство?
Работа с текстом 1.
Знаменитый писатель Валентин Распутин считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово «экология». «Удивительно, - говорит писатель, - но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и тоже – понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести…»
Вопросы: Как вы понимаете слова писателя? Расскажите, что вы знаете об экологическом кризисе на нашей планете.
Даётся определение понятий экология и экологический кризис.
Экология – наука о взаимодействии человека с природой. Удивительное слово «экология» («ойкос» по-гречески означает «дом, жилище, место пребывания»). Природа и есть дом, в котором мы живём, то место, где все мы люди пребываем. Поэтому мы должны научиться беречь своё природное жильё, уважать всех, кто в нём живёт
Экологический кризис – это такое состояние окружающей среды, которое угрожает биосфере и человеку.
Биосфера – нижняя часть атмосферы, самая крупная часть экосистемы Земли.
Нам предстоит на уроке найти ответы на вопросы: Откуда пришла эта беда? Почему она стала вселенской?
Объяснение учителя: Мы знаем, что человек появился на Земле много позже других живых существ – рыб, насекомых, птиц, млекопитающих.
А как складываются отношения человека с окружающей средой? Приходилось ли вам думать над этим вопросом?
С появлением человека именно он начинает оказывать решающее влияние на судьбу многих живых существ Земли.
И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Вряд ли охота и собирательство – основные занятия первобытного человека – были экологически вредными. К тому же людей на Земле было тогда не больше, чем сегодня жителей одного только города среднего масштаба. Но со временем отношения человека с природой стали меняться.
Вопрос классу: Вспомните, что такое производящее хозяйство?
Человек научился приспосабливаться к окружающей среде, преобразуя её. Нам не следует забывать о способности человека к творчеству, благодаря которому он создавал и будет создавать что-то новое, чего нет в природе, - «вторую природу»: машины, города, заводы, электростанции, а также науку, искусство.
Но, пожалуй, самое главное в истории хозяйственной деятельности человека заключается в том, что он начал активно вторгаться в жизнь природы, не всегда думая о последствиях своего вмешательства.
Работа с текстом2.
Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Так что же такое природа для человека бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?
Современные ученые-экологи считают, что человек, увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал ее царем и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т. д.
При этом из разнообразного сырья, которое добывается ежегодно в мире, на пользу человеку идет лишь малая толика. Представь себе, что мама испекла большой пирог с изюмом, а ты выковырял из него только одну изюминку, а остальное выбросил. Ужас! А разве не ужас, что из всего добываемого сырья в конечный продукт перерабатывается только 1—2% первоначальной массы, остальные 98 - 99% идут в отходы. И так каждый год!
А что сотворил человек с животным миром! Вот, например, видел ли ты когда-нибудь морскую корову? Не видел. И не увидишь никогда. А ведь это было замечательное животное, обитавшее в северной части Тихого океана. Длиной в 10 м и весом в 4 тонны, характером оно отличалось безобидным и доверчивым. Человек истребил его из-за мяса, жира и кожи. Такая же печальная судьба у зебры квагги, голубой лошадиной антилопы и сотен, сотен других животных и птиц. Так появилась «черная книга» — в ней перечислены животные, которых никогда мы больше не увидим, а ведь это тоже был бесценный дар природы.
Конечно, человеку необходимо иметь сырье. Но современная наука предупреждает: следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать. Значит, чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Например, надо учитывать, что все природные богатства (их еще называют словом «ресурсы») делятся на две группы - исчерпаемые, то есть такие, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца, и неисчерпаемые.
К исчерпаемым относят богатства недр нашей планеты - уголь, металлические руды, нефть, газ, а также почву, растительный и животный мир.
К неисчерпаемым богатствам относят воду (особенно воду Мирового океана), климатические ресурсы (воздух и энергия ветра), космические ресурсы (солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов).
Вопросы: Чему учит нас великое экологическое правило? Почему его нельзя нарушить?
Какие ресурсы мы называем исчерпаемыми? Какие неисчерпаемыми?
Работа с текстом 3.
Прочитайте рубрику: «Жил на свете человек» и ответьте на вопрос: Кем был Владимир Иванович Вернадский? Чем он занимался?
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) — великий русский ученый, академик, основоположник многих наук о Земле.
Ученый много путешествовал. Его увлекала жизнь природы, он любовался красотой леса и нагромождениями скал, загадочным ночным небом. Он видел много разных городов, заводов — «вторую природу», созданную руками человека.
Большое впечатление произвела на него Америка, ее огромные города и развитая промышленность. Однажды он побывал в штате Онтарио, в тех местах, где добывали редкий металл - никель. Картина, представшая перед ним, произвела тяжелое впечатление. Люди буквально истребляли лес, вырубали все подряд, не оставляя даже маленького деревца для размножения самосевом красивейших канадских сосен. Там, где раньше шумели леса, Владимир Иванович увидел бесплодные черные равнины. Одни лишь силуэты высоких труб дымили день и ночь - шла переработка руды.
Наблюдая все это, Вернадский задумался о мощном воздействии человека на биосферу - живую оболочку Земли, в результате которого искажаются ее свойства, её природный состав. Ученый впервые осознал, что идет гигантский процесс изменения природы под влиянием человеческого разума. Своими научными открытиями он заставил людей задуматься об отрицательном влиянии их деятельности на окружающую среду.
Давайте обратимся к рубрике «Поэтическое слово»
Работа с текстом 4.
Поэтическое слово
* * *
...Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные грозди калины глядели,
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились —
Лес зазвенел, задрожал, затрещал...
Н. А. Некрасов. Саша
Какое настроение вызывают у вас эти стихи? Почему? Какие слова вы могли бы сказать в утешение девочке Саше — героине поэмы? В чем экологическая опасность хищнической вырубки леса?
Загрязнение атмосферы – это ещё одна проблема, с которой столкнулся человек. Обратимся к тексту 5.
Работа с текстом 5.
Загрязнение атмосферы
Слово «загрязнение» вам знакомо хорошо. Мы говорим: грязные руки, грязный двор, грязный город. А можно ли сказать: грязный воздух, грязная вода, грязный лес, грязная земля?
К сожалению, можно. Точнее так: загрязненный воздух, загрязненный лес, загрязненная вода и почва. В наше время загрязнение биосферы стало страшной экологической бедой.
Откуда исходит загрязнение, ты, конечно, догадываешься. Но давай предоставим слово ученым. Они указывают на две причины загрязнения атмосферы.
Существует естественное, природное загрязнение, например извержение вулканов, которые выбрасывают в атмосферу тысячи тонн различных веществ. Однако самое страшное загрязнение создает деятельность человека, связанная прежде всего с сжиганием топлива.
Для того чтобы жить, человеку нужно готовить пищу, иметь теплое жилище, поэтому он вынужден сжигать топливо. И делает он это тысячи лет. Сначала горели обычные костры, а потом появились необычные, образно говоря, «научно-технические костры» — топки паровозов, пароходов, металлургических заводов, электростанций. А еще прибавь к этому миллионы двигателей внутреннего сгорания, реактивные двигатели и, наконец, атомные реакторы. Чем же все они опасны?
Во-первых, любой костер нужно «кормить» — подбрасывать топливо. Значит, нужно постоянно добывать и добывать его в огромных количествах. К тому же, чтобы костер горел, ему требуется кислород, который необходим всем живым организмам, а «научно-технические костры» сжигают все больше и больше атмосферного кислорода.
Вам, наверное, нравится ездить на автомобиле. А знаешь ли ты, что этот уютный домик на колесах — один из самых страшных пожирателей кислорода? За одну только поездку, например, из Москвы в Петербург и обратно легковушка способна поглотить его столько, сколько тебе необходимо на целые сутки. Но ведь по Земле бегают миллионы автомобилей. Вот и подсчитай, какое количество кислорода они отнимают у всех живых существ.
Только учти, что количество кислорода, поступающего в атмосферу, постоянно сокращается из-за вырубки лесов, загрязнения рек, морей, озер и океанов — основных производителей кислорода. По подсчетам ученых, в ближайшее столетие количество кислорода в атмосфере сократится на одну треть. Чем тогда дышать?
Во-вторых, любой костер дымит. Присмотрись к современному пейзажу: трубы, трубы, трубы. Отопительные системы, заводы, электростанции, все виды транспорта выбрасывают в атмосферу отравляющие вещества, газы, пыль, сажу, золу. Например, выхлопные газы нашего любимого автомобиля содержат мельчайшие частички свинца. Если бы ты изобрел такое устройство, которое смогло бы улавливать эти частички, то за год набрал бы килограмм редкого и дорогого металла! Подумай, сколько же свинца выбрасывают в атмосферу все автомобили. А ведь свинец, когда он при дыхании вместе с воздухом проникает в организм, становится опаснейшим ядом, вызывающим тяжелые болезни.
В результате промышленного загрязнения воздуха над всеми большими городами мира нередко нависает ядовитый туман — смог. Он очень опасен. Были случаи, когда из-за длительного смога резко возрастала смертность людей.
Давайте посмотрим иллюстрации и ответим на вопрос: Что такое кислотные дожди? В чём их опасность?
Но помимо атмосферы в результате деятельности человека загрязняется вода и почва. Как это происходит мы узнаем из текста 6.
Работа с текстом 6.
Загрязнение воды и почвы
Есть такая поговорка: беда не приходит одна. Страдает воздух, значит, страдает и вода, и земля — вся биосфера. Поднятые в атмосферу частицы отравляющих веществ оседают на землю и воду. А еще бывают кислотные дожди. Представь себе: в воздухе висит смог, а сверху на него полил дождь. Капли дождя соединяются с частицами отравляющих веществ, висящих в атмосфере, образуется кислота (серная, азотная). Как думаешь, приятно, когда тебе на голову льется такой «освежающий» душ? А что получается, когда все это обрушивается на почву, деревья, воду? Они загрязняются, болеют, разрушаются, гибнут.
Но на землю и воду обрушивается не только атмосферное загрязнение. Есть еще огромное количество отходов промышленности, особенно химической.
Как от них избавляются? Ответ ты знаешь: их сваливают в огромные кучи, зарывают в землю, сбрасывают в водоемы, реки, моря, океаны. А ведь это страшная отрава.
А еще есть бытовые отходы городов и населенных пунктов — горы мусора, канализационные стоки.
Куда все это уходит? И как при этом чувствует себя земля и вода?
Печальные ответы на эти вопросы дает наука экология. Она говорит: воды на Земле много, очень много, а чистой пресной воды почти уже нет. Загрязнение вызвало всемирное ухудшение качества воды.
Все человечество испытывает теперь недостаток чистой пресной воды. Некоторые государства уже привозят себе воду из других стран или перегоняют ее по трубам, как нефть. Вот и решай, исчерпаемы ли неисчерпаемые ресурсы.
А как чувствует себя почва? Нам не надо объяснять тебе, что почва — это среда жизни, что она как огромный живой организм обнимает нашу планету.
Наша почва — одно из великих чудес Земли. Ученые предполагают, что почвы больше нет нигде во всей Вселенной. Даже на Земле не везде есть почва (в пустынях, в горах). И вот от этого тончайшего слоя (толщиной в среднем около 20 см) зависит вся наша жизнь, потому что почва дает нам пищу. Однако под воздействием человеческой деятельности почва также загрязняется, задыхается от мусора, отравляется ядохимикатами, как воздух и вода. В результате она становится непригодной для жизни.
Ученые говорят, что площадь почвы на Земле постоянно сокращается, потому что она относится к исчерпаемым ресурсам.
Как видишь, современный человек активно воздействует на всю биосферу. И что из этого получается, ты тоже видишь. Значит, теперь ты понимаешь, почему так тревожно звучат слова писателя В. Распутина, знаешь, откуда пришла беда и почему стала вселенской.
Почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена почти четвёртая часть всех плодородных почв. Брошенная бумага сгнивает или перегнивает только через 2 года, а консервная банка или полиэтиленовый пакет – через 50 – 60 лет.
Вопросы: Каковы основные причины загрязнения почвы?
В чём опасность такого загрязнения?
Можно ли утверждать, что богатства природы неисчерпаемы?
Как наука отвечает на этот вопрос?
Но почему всё же человек использует химикаты в сельском хозяйстве. Ответ на этот вопрос мы найдём в следующем тексте
Работа с текстом 7.
Химизация сельского хозяйства
В наши дни земледельцы стремятся к наибольшей производительности и обычно не учитывают природных круговоротов азота и минеральных веществ. В почву поступает очень мало натуральных органических отходов, а значит, содержание в ней минеральных веществ и гумуса сокращается и ее плодородие снижается. Чтобы увеличить урожаи, земледельцы вносят в почву различные химические удобрения, которые часто приносят большой вред окружающей среде и здоровью человека, особенно когда попадают в реки, озера и, главное, в питьевую воду.
Чтобы уничтожить вредителей и повысить урожайность, земледельцы широко применяют различные пестициды, гербициды и т.д. Все эти химикаты длительно и очень вредно воздействуют на пищевую сеть данной экосистемы. Кроме того, химикаты часто остаются в растениях, на которые их распыляли, и могут серьезно повредить здоровью людей, когда те будут употреблять их пищу.
Объяснение учителя:
Но альтернатива есть – это экологически чистое земледелие.
Нехватка топлива, увеличение расходов на химикаты и загрязнение окружающей среды вызывают сомнения в долгой жизни интенсивного земледелия. Человек должен вернуться к естественным методам земледелия, учитывающим природные круговороты. Эти методы основаны на экологических принципах и известны как экологически чистое земледелие.
Экологически чистое земледелие, основанное на севообороте определенных культур и использовании навоза в качестве удобрения, в наши дни успешно развивается. Оно не только не вредит экологии, но даже улучшает ее, возвращая в почву массу органических отходов, из-за чего содержание гумуса и минеральных веществ в ней повышается и все природные круговороты протекают активно. (Рассмотрите иллюстрацию).
Экологи считают, что севооборот должен распространиться повсеместно. Многие люди предпочитают питаться экологически чистыми продуктами: они ведь не содержат химикатов и их производство не вредит окружающей среде.
Приложение 1. Экологически чистое земледелие
Приложение 2.
Почему художники любили изображать природу? Какие чувства стремились передать они зрителю? Попробуй ответить на эти вопросы, рассмотрев репродукции картин.
Закрепление пройденного на уроке.
В КЛАССЕ И ДОМА
- Подготовь короткое сообщение об экологическом состоянии вашего дома, двора, улицы. Определи основные источники их загрязнения.
- Подготовь сообщение о тех видах животных и птиц твоего края, которым грозит исчезновение. Расскажи, как их можно сохранить.
- Научись убирать за собой, никогда и нигде не мусорить. Привыкни к этому сам и объясни другим, почему нельзя загрязнять окружающую среду.
- В одной шутливой песенке поется: «Потому что без воды и ни туды, и ни сюды». В каждой шутке есть доля истины. Что может случиться, если чистой воды на Земле не останется?
Выпуск экологической газеты с использованием подготовленной дома информации (работа в группах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Воздействие человека на природу"
Презентация по теме "Воздействие человека на природу" по обществознанию для учащихся 7 класса (программа Л.Н.Боголюбова)...
Воздействие человека на природу.
Презентация 7 класс....
Воздействие человека на природу
новый материиал о влиянии человека на окружающий мир и экологию...
Конспект урока и презентация по теме "Воздействие человека на природу"
Конспект урока и презентация по теме "Воздействие человека на природу"...
Воздействие человека на природу - Обществознание 7 кл.
Воздействие человека на природу - Обществознание 7 кл....
Воздействие человека на природу
Презентация для интерактивной доски по теме "Воздействие человека на природу". По учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, 7 класс....