ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
материал по биологии
Аннотация: Данная работа посвящена развитию системы экологического образования, просвещение, воспитание, перестройка потребительского отношения к природе, воспитанников с девиантным поведением, то есть экологическая революция мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_arbuzova_tambov.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
Авторы: Арбузова Елена Алекcандровна
ТОГБОУ «Казачья кадетская школа-интернат имени графа И.И. Воронцова-Дашкова»
arbuzovaea2014@yandex.ru
Аннотация: Данная работа посвящена развитию системы экологического образования, просвещение, воспитание, перестройка потребительского отношения к природе, воспитанников с девиантным поведением, то есть экологическая революция мышления.
С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Это привело к проблеме поиска форм, методов и средств социально - педагогической поддержки детей с девиантным поведением. Но одним просвещением и образованием, если они не опираются на реальные природоохранительные действия, ситуацию изменить будет сложно. Поэтому возникла необходимость в создании такой программы деятельности, которая бы предусматривала активное участие детей и подростков в общественно полезной деятельности, направленной на овладение экологическими навыками, знаниями и умениями.
Ключевые слова: девиантное поведение, природоохранная деятельность, экологическое воспитание, школьное лесничество.
Введение
Прошедший XX век как век научно-технического прогресса существенно усилил экономическое давление человека на природную среду. Состояние окружающей природной среды в современной России, можно охарактеризовать как экологический кризис. Одним из направлений выхода из экологического кризиса является развитие системы экологического образования, просвещение, воспитание, перестройка потребительского отношения к природе, то есть экологическая революция мышления.
Актуальность.
Сегодня как никогда важно формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения, потому как экологически безграмотное поведение является сегодня причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. И в этой связи важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять. Представляется, что это можно сделать через влияние на эмоционально-чувственную сферу молодежи (ведь находясь на природе, мало кто остается равнодушным и не испытывает никаких чувств), через изучение процессов, происходящих в природе, причем изучение в тесном контакте с природой и через практическую деятельность по ее сохранению.
Цель: формирование экологического мировоззрения у подростков с девиантным поведением и привлечение к природоохранной деятельности.
Материалы и методы исследования
Организация природоохранной деятельности учащихся будет осуществляться более успешно, если они будут включены в разнообразные формы учебной и внеурочной экологической деятельности. В нашем образовательном учреждении на базе учебно-методического центра «Татаново» г. Тамбова разработана программа экологического образования: «Школьное лесничество «Тамбовчане». Учащиеся принимают активное участие в природоохранной и исследовательской деятельности. Нами, членами школьного лесничества «Тамбовчане», Арбузовой Е.А. и Булавиной О.Е. была проложена лесная экологическая тропа на территории Серповского лесничества, протяженностью 7 километров. Маршрут тропы начинается от поймы реки Цна и заканчивается у родника Салакса. Объектами наших исследований являются животные, доминирующие растения леса, водоемы.
Дуб черешчатый находится в квартале № 138 Серповского лесничества, в пойменной террасе бассейна реки Цна. Для успешного восстановления дубрав используется методы лесной селекции и генетики, которая на Тамбовщине уже не первый десяток лет проводится на опытных участках Уваровского лесничества совместно с учеными Воронежской лесотехнической академии. Сосна обыкновенная произрастает в квартале №138 Серповского лесничества в Цнинском лесном массиве в пойме реки Цна. Значительная часть – 60 % наших сосновых древостоев составляют искусственные насаждения, созданные за многие годы нелегким трудом тамбовчан. Заготовленные семена во время летнего отдыха в оздоровительном лагере «Вислый бор», мы с ребятами затем высеваем в школьном питомнике учебно-методического центра «Татаново», где ведём наблюдение за всходами и ростом дубочков и сосен познавая на практике с чего начинается лес.
Работники Тамбовского леса совместно со школьными лесничествами ежегодно изготавливают и устанавливают в лесу искусственные гнездовья для птиц (скворечники) до 3 тыс. штук и огораживают около тысячи муравейников. На данном объекте экологической тропы ребята знакомятся с жизнью полезных для леса насекомых (муравьев) и птиц (скворцов, клестов, поползней и других обитателей леса. Свои наблюдения за птицами на объектах №1,2,3,4,6 мы с ребятами записываем в карточки наблюдения, где указывается название птицы, время наблюдения, длина птицы, цвет оперенья, место обитания, характер поведения, способ перемещения по земле, тип полета, скорость полета, крик птицы, чем питается, местоположение и форма гнезда. В бассейне главной речной артерии Тамбовской земли голубушки Цны, встречаются природные родники с чистейшей целебной водичкой. Некоторые родники известны как «Святые источники», такие как: в Пригородном лесу Тамбова – Трегуляевский, в Отьяском лесничестве – «Мамонтова пустынь», в Карели Моршанского района и другие.
Ежегодно ребята из школьного лесничества «Тамбовчане» во время летнего отдыха в детском оздоровительном лагере «Вислый бор» проводят работы по благоустройству территории родника.
Ребята ведут наблюдение за ростом юбилейных посадок сосны обыкновенной, заложенных в честь 70-летия образования Тамбовской области в 2007 году. В посадке сосны принимали участие и ребята из школьного лесничества «Тамбовчане» в гослесофонде Серповского лесничества на площади 10 га.
Мы с ребятами выпустили буклеты, призывающие беречь природу. Наша работа в данном направлении будет продолжаться и в дальнейшем. В УМЦ «Татаново» мы с ребятами, круглогодично участвуем в различных экологических конкурсах, викторинах, изучаем природу, участвуем в различных акциях по охране природы, в теплице выращиваем рассаду цветочных растений, затем оформляем клумбы на территории УМЦ. Выращиваем в собственном питомнике саженцы плодовых и лесных пород, ухаживаем за деревьями и кустарниками. Ребятам нравится такая работа, это пригодится им в дальнейшей жизни и для некоторых ребят определит выбор будущей профессии.
Чтобы стать настоящим природолюбом, нужно с детства понять природу, выучить её язык, найти ключ к тайнам природы и её загадкам.
Экологию, взаимосвязь с природой и общества должны знать все, так как общество вступило в противоречие с природой. Научить детей понимать природу и призвана экологическая тропа на природе.
Выводы: При активном участии детей с девиантным поведением в конкурсах, в мероприятиях, посвящённых охране природы, повышается уровень экологической культуры, появляется и усиливается стремление к здоровому образу жизни, у подростков с девиантным поведением становится меньше свободного времени, повышается социальная активность, которая должна проявиться в течение учебного года инициативами по организации жизни в школе. Дети, участвуя в организации экологической тропы, проводя фенологические наблюдения на тропе и в окрестностях школы, проводя опрос, успешно занимаются практической природоохранной деятельностью, становятся дружными, сплочёнными, ставят перед собой новые цели, намечая пути их реализации.
Литература:
1. Захлебный А. Н., Суравегина А.Т., Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.- Просвещение, 1984
2. Рытов Г.Л. Актуальные вопросы экологического образования и воспитания на современном этапе. // Вестник Самарского государственного университета.
3. Экологическое образование и воспитание: Учебное пособие / Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 234 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы и методы экологического образования и воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях
Вступление Программа экологического воспитания Основы формирования экологической культуры Многообразие экологического воспитания Развития эстетического отношения к природе Заключение Литература ...
Статья "Экологическое образование и воспитание школьников на уроках географии и во внеклассной работе"
В статье отражена актуальность решения экологических проблем современного общества. Приведены формы и методы реализации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеклассной дея...
Система экологического образования и воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности
Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная ц...
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Понятие телекоммуникационного образовательного проекта в настоящее время еще не является устоявшимся, однозначно определенным. Под учебным телекоммуникационным проектом обычно понимают совместную учеб...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье представлены вопросы обэкологическом образовании и воспитании школьников-подростков в процессе краеведческой деятельности....
статья Экологическое образование и воспитание школьников
Не секрет, что у каждого педагога есть своя методическая копилка, материал которой используется не только на уроках, но и во внеклассной работе. Материалы, содержащиеся в данном методическом пособии,...
Творческая работа «Особенности экологического образования и воспитания школьников в МБОУ Николо- Березовской СОШ» (из опыта работы)
Школьное экологическое образование играет роль двигателя, который в состоянии «вытянуть» всю систему местного экологического образования и просвещения. Через школьников и учителей ...