ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
статья по биологии по теме

Себельдина Наталья Николаевна

Понятие телекоммуникационного образовательного проекта в настоящее время еще не является устоявшимся, однозначно определенным. Под учебным телекоммуникационным проектом обычно понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Такой проект предоставляет возможность не только передавать ученикам сумму тех или иных знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно с помощью огромных возможностей глобальной компьютерной сети Интернет, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, помогают осознать культурные различия и воспитывать чувство принадлежности к единой мировой общности.
Важной стороной метода проектов является то, что телекоммуникационные проекты по своей сути всегда межпредметные, решение проблемы, которая заложена в каком-либо проекте, всегда требует интегрированных знаний.
В качестве примера рассмотрим телекоммуникационный региональный социальный проект «Связующая нить» - Letopisi.org

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ  ПРОЕКТЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ  ОБРАЗОВАНИИ И  ВОСПИТАНИИ  ШКОЛЬНИКОВ

Курьякова Е.Ю.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска

Себельдина Н.Н.

МБОУ СОШ №7Нижегородского района г. Нижнего Новгорода

Понятие телекоммуникационного образовательного проекта в настоящее время еще не является устоявшимся, однозначно определенным. Под учебным телекоммуникационным проектом обычно понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Такой проект предоставляет возможность не только передавать ученикам сумму тех или иных знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно с помощью огромных возможностей глобальной компьютерной сети Интернет, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, помогают осознать культурные различия и воспитывать чувство принадлежности к единой мировой общности.
Важной стороной метода проектов является то, что телекоммуникационные проекты по своей сути всегда межпредметные, решение проблемы, которая заложена в каком-либо проекте, всегда требует интегрированных знаний.
В качестве примера рассмотрим телекоммуникационный региональный социальный проект «Связующая нить» - Letopisi.ru.

Типология проекта.   Практико-ориентированный.  Проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников, который носит социально-значимый характер (Атлас Пустынского заказника).  Проект с открытой координацией. Координаторами проекта являются Себельдина Н.Н., учитель биологии МБОУ СОШ № 7 Нижегородского района Н. Новгорода, Курьякова  Е.Ю., учитель биологии МБОУ СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов г. Дзержинска. Региональный (внутри области с учетом возможности встречи участников на семинарах, олимпиадах, биостанции, полевом стационаре «Сережа» и др.).  Групповой (между группами участников из школ Нижнего Новгорода и Дзержинска).

Идея проекта.  Много прекрасных поэтических строк сложено о Нижегородском крае. Мы много говорим о том, что надо любить свой край, но нельзя любить, не зная. Как сказал Ю. Ефремов, «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И полней люблю, чем больше знаю». Мы хотим, чтобы знаниями участников проекта двигала любовь, и любовь к Родине и родному краю усиливает их стремление больше знать о нем и беречь землю, на которой живем.

Цель проекта.  Объединение усилий участников проекта по выработке стратегий оптимального отношения молодого поколения к особо охраняемым природным экосистемам России.

Задачи проекта.   Воспитательные  1. Привлечь внимание молодого поколения к проблеме экологических связей в системе человек – природа. Образовательные 1. Изучить основные биотопы Пустынского заказника Нижегородской области, изучить места, природные и исторические объекты, находящиеся на территории Пустынского заказника.                     2. Сохранить накопленные в ходе работы знания в виде эколого-биологических, историко-краеведческих, литературных изысканий в форме «Атлас Пустыни». 3. Научить участников проекта искать и обрабатывать информацию на различных носителях. 4. Обучить работе в группах, представлению совместных результатов работы.

Развивающие 1. Увидеть объекты Пустынского заказника глазами краеведа, историка, литератора и художника и рассказать о них. 2. Обучить рефлексии собственной деятельности.

Участники проекта. Учащиеся общеобразовательных школ Нижегородской области и их преподаватели. География проекта. Нижегородская область, Арзамасский район, деревня Пустынь, заказник.  Сроки проведения проекта.  Бессрочный.

План проведения проекта. 1. Объявление о начале проекта, определение целей и задач, приглашение к сотрудничеству. 2. Определение направления деятельности участников проекта. 3. Сбор материалов для создания Атласа.

Направления деятельности участников проекта. 1. География объекта. 2. Историко – краеведческий раздел. 3. Основные биотопы Пустынского заказника. 4. Этимологический раздел. 5. Искусствоведческий раздел.        6. Пустынский заказник как база экологического образования.

Формы предоставления материала.  Презентации,  эссе,  художественные зарисовки, литературное творчество,  научно-исследовательские очерки, сборники фотографий и др. Методы оценивания.  Мозговой штурм, самооценка. Конференция – представление результатов работы над проектом. Необходимые начальные знания, умения, навыки.  Базовые знания по географии, биологии, экологии, русскому языку, литературе, истории за курс основной школы. Умение работать с компьютером, умение работать с различными источниками информации.

Планируемый результат. Создание "Атласа Пустыни".

Литература. 1. Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Телекоммуникационные проекты в учебном процессе. - М.: АО КУДИЦ, 1994.
2. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. - М.: Наука и школа, N4,1997