Презентация по экологии 9 класс «Законы организации экосистем».
презентация к уроку по биологии (9 класс)

Екатерина  Геннадьевна Осипова

Данный материал может использоваться на уроках экологии и биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00089c9d-4e632596_1.pptx2.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по экологии 9 класс «З аконы организации экосистем». Осипова Е.Г. Учитель экологии МБОУ СОШ №2 г.Петровск

Слайд 2

В биоценозах живые организмы теснейшим образом связаны не только друг с другом, но и с неживой природой. Связь эта выражается через вещество и энергию . Обмен веществ, как известно, одно из главных проявлений жизни. Говоря современным языком, организмы представляют собой открытые биологические системы, так как они связаны с окружающей средой постоянным потоком вещества и энергии, проходящим через их тела.

Слайд 3

Материальная зависимость живых существ от среды была осознана еще в Древней Греции. Философ Гераклит образно выразил это явление в таких словах: «Текут наши тела, как ручьи, и материя постоянно обновляется в них, как вода в потоке». Вещественно-энергетическую связь организма со средой можно измерить.

Слайд 4

Поступление пищи, воды, кислорода в живые организмы — это потоки вещества из окружающей среды. Пища содержит энергию, необходимую для работы клеток и органов. Растения напрямую усваивают энергию солнечного света, запасают ее в химических связях органических соединений, а затем она перераспределяется через пищевые отношения в биоценозах.

Слайд 5

Потоки вещества и энергии через живые организмы в процессах обмена веществ чрезвычайно велики. Человек, например, за свою жизнь потребляет десятки тонн еды и питья, а через легкие — многие миллионы литров воздуха. Вещества , необходимые для фотосинтеза, растения получают из почвы, воды и воздуха. При такой интенсивности потоков вещества из неорганической природы в живые тела запасы необходимых для жизни соединений — биогенных элементов — давно были бы исчерпаны на Земле. Однако жизнь не прекращается, потому что биогенные элементы постоянно возвращаются в окружающую организмы среду. Происходит это в биоценозах, где в результате пищевых отношений между видами синтезированные растениями органические вещества разрушаются в конце концов вновь до таких соединений, которые могут быть снова использованы растениями. Так возникает биологический круговорот веществ.

Слайд 6

Таким образом, биоценоз является частью еще более сложной системы, в которую, кроме живых организмов, входит и их неживое окружение, содержащее вещество и энергию, необходимые для жизни. Биоценоз не может существовать без вещественно-энергетических связей со средой. В итоге биоценоз представляет с ней некое единство. Любую совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот вещества, называют экологической системой или экосистемой.

Слайд 7

Экосистема может обеспечить круговорот вещества только в том случае, если включает необходимые для этого четыре составные части: запасы биогенных элементов, продуценты, консументы и редуценты . Продуценты — это зеленые растения, создающие из биогенных элементов органическое вещество, т. е. биологическую продукцию, используя потоки солнечной энергии. Консументы — потребители этого органического вещества, перерабатывающие его в новые формы. В роли консументов выступают обычно животные. Различают консументы первого порядка — растительноядные виды и второго порядка — плотоядных животных. Редуценты — организмы, окончательно разрушающие органические соединения до минеральных. Роль редуцентов выполняют в биоценозах в основном грибы и бактерии, а также другие мелкие организмы, перерабатывающие мертвые остатки растений и животных.

Слайд 8

Жизнь на Земле продолжается уже около 4 млрд лет, не прерываясь именно потому, что она протекает в системе биологических круговоротов вещества. Основу этого составляет фотосинтез растений и пищевые связи организмов в биоценозах . Однако биологический круговорот вещества требует постоянных затрат энергии.

Слайд 9

В отличие от химических элементов, многократно вовлекаемых в живые тела, энергия солнечных лучей, задержанная зелеными растениями, не может использоваться организмами бесконечно. В клетках живых существ энергия, обеспечивающая химические реакции, при каждой реакции частично превращается в тепловую, а тепло рассеивается организмом в окружающем пространстве. Сложная работа клеток и органов сопровождается, таким образом, потерями энергии из организма. Каждый цикл круговорота веществ, зависящий от активности членов биоценоза, требует все новых поступлений энергии .

Слайд 10

Таким образом, жизнь на нашей планете осуществляется как постоянный круговорот веществ, поддерживаемый потоком солнечной энергии. Жизнь организуется не только в биоценозы, но и в экосистемы, в которых осуществляется тесная связь между живыми и неживыми компонентами природы. Разнообразие экосистем на Земле связано как с разнообразием живых организмов, так и условий физической, географической среды. Тундровые, лесные, степные, пустынные или тропические сообщества имеют свои особенности биологических круговоротов и связей с окружающей средой. Водные экосистемы также чрезвычайно различны. Экосистемы отличаются по скорости биологических круговоротов и по общему количеству вовлекаемого в эти циклы вещества.

Слайд 11

Основной принцип устойчивости экосистем — круговорот вещества, поддерживаемый потоком энергии, — по сути дела обеспечивает бесконечное существование жизни на Земле. По этому принципу могут быть организованы и устойчивые искусственные экосистемы, и производственные технологии, в которых сберегается вода или другие ресурсы. Нарушение согласованной деятельности организмов в биоценозах обычно влечет за собой серьезные изменения круговоротов вещества в экосистемах. Это главная причина таких экологических катастроф, как падение почвенного плодородия, снижение урожая растений, роста и продуктивности животных, постепенное разрушение природной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок экологии 9 класс "Законы биологической продуктивности"

Урок экологии 9 класс "Законы биологической продуктивности". Содержит презентацию, тесты, опыт по данной теме....

Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".

Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет  дв...

План-конспект урока по экологии (9 класс) по теме: Законы организации экосистем.

В ходе урока учащиеся решают проблемный вопрос: в хозяйстве вырыли котлован и заполнили его водой. Можно ли сразу же поселить в нем рыб и без подкормки ждать роста их численности? Выводы по уроку (зак...

Презентация по экологии 8 класс. Тема: "ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ".

Экология человека – это научное направление, изучающее взаимодействие людей с окружающей их средой.Экологические факторы – это экологические факторы воздействующие на организмы....

Презентация по экологии 5 класс. Тема: "ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ".

Цель: Формирование представление об экологии как науке о взаимодействии живых организмов с окружающей средой.Задачи: Познакомить учащихся с задачами экологии, показать её место в системе других биолог...

Презентация "Неделя экологии", посвящённая году Экологии

Здесь представлен отчёт о проделанной работе...