Презентация "Анатомия человека в мире искусства"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Раднаева Сэсэгма Ринчиновна

Тема урока:

Анатомия человека в мире  искусства

 

Цель урока:

 Установление   

  взаимосвязи между     

    наукой  анатомия и  

      искусством

Задачи урока:

1)можно ли использовать произведения искусства в изучении и повторении анатомии?
2)Необходимы ли знания анатомии человека для создания тех или иных предметов искусства?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezent_uroka_rsr.pptx2.79 МБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование групп Взять по карточке. На каждой из них – название анатомического термина или образования, принадлежащего к одной из 2-х частей опорно-двигательной системы: I . ОПОРА II .ДВИЖЕНИЕ Задача – объединиться по двум системам – двум рабочим группам.

Слайд 2

Тема урока: Анатомия человека в мире искусства Цель урока: Установление взаимосвязи между наукой анатомия и искусством

Слайд 3

Задачи урока можно ли использовать произведения искусства в изучении и повторении анатомии ? Необходимы ли знания анатомии человека для создания тех или иных предметов искусства ?

Слайд 4

Исключите лишнее Микеланджело отмечал : «Я разумею под скульптурой то искусство, которое осуществляется в силу убавления» . Художник имеет в виду убавление всего лишнего. Эту мысль Микеланджело выразил в замечательных стихах: "И высочайший гений не прибавит Единой мысли к тем, что мрамор сам Таит в избытке, — и лишь это нам Рука, послушная рассудку, явит". Задача: нужно убрать лишнее в ряду четырех анатомических понятий. Для этого требуется объединить по какому-либо признаку три из предложенных четырех понятий и указать «лишнее» понятие, объяснив свой выбор.

Слайд 5

Исключите лишнее 1. Митохондрии – ядро – хроматин – остеоцит. 2. Седалищная – лобковая – малоберцовая – подвздошная. 3. Ребра – ключица – лопатка – фаланги пальцев 4. Локтевая – малоберцовая – таранная - плюсневая 1. Лучевая – локтевая – плюсна - пясть. 2. Зрение – пищеварение – обоняние – слух. 3. Икроножная – камбаловидная – трапециевидная – подошвенная 4. Плечо – бедро – фаланги - таз

Слайд 6

Задание «Везалий в 21 веке» Андреас Везалий (1514-1564 г.) – врач и анатом XVI в., основоположник научной анатомии, так хорошо в свое время изучил кости человека и животных, что мог с закрытыми глазами на ощупь назвать любую из них. Побудьте и вы несколько минут Везалием.

Слайд 7

Задание « Анатомия в стихотворной строке » Задача: найти в строках стихотворений выдающихся русских поэтов XIX - XX веков спрятавшиеся в них анатомические термины, кратко охарактеризовать их (локализация в организме, значение ). Александр Пушкин. Отрывок из стихотворения «Пророк»

Слайд 8

Александр Блок. Отрывок из стихотворения «О смерти» … И на скаку Запнулась запыхавшаяся лошадь, Уж силой ног не удержать седла, И утлые взмахнулись стремена, И полетел, отброшённый толчком… Ударился затылком о родную, Весеннюю, приветливую землю, И в этот миг — в мозгу прошли все мысли Единственные нужные. Прошли — И умерли. И умерли глаза. Стремлюсь, как ты, к земному раю Я, под безмерностью небес: Как ты, на всех запястьях знаю Следы невидимых желез.

Слайд 9

Разминка «Театральные лица » Каждый участник выбирает себе партнера из другой группы. Партнеры становятся спиной друг к другу . Задается вопрос и после непродолжительного обдумывания партнеры разворачиваются на 180 и мимикой или жестами демонстрируют , какое лицо у них было бы в данной ситуации . Надо сохранять соответствующие выражения лица несколько секунд - чтобы можно было оценить актерский потенциал друг друга.

Слайд 10

Задание «Определение типа конституции » В презентации представлены два произведения скульптуры . Задача : определить тип конституции героев, запечатленных в предметах искусства используя классификацию Черноруцкого М.В. и возможные реакции организма на болезнетворные воздействия окружающей среды при разных типах конституции.

Слайд 11

Классификация Черноруцкого М.В.

Слайд 12

Мыслитель Огюст Роден Образ создан Огюстом Роденом в 1882 году . Изначально скульптура должна была называться "Поэт" и быть частью композиции "Врата ада" по мотивам "Божественной комедии". Моделью для скульптуры послужил француз по имени Жан Бо , мускулистый боксёр, выступавший в Париже.

Слайд 13

«Шагающий человек» Альберто Джакометти Самая дорогая скульптура в истории человечества. В 2010 году 183-сантиметровая скульптура "Шагающий человек", выполненная швейцарским скульптором в 1961 году, была продана с аукциона Sothebys за рекордную сумму в 104,3 миллиона долларов. Скульптура считается одной из самых важных в творчестве этого мастера, ее изображение также размещено на банкноте в 100 швейцарских франков.

Слайд 14

«Дискобол » Мирон Мирон большую часть своей жизни работал в Афинах, расцвет его творчества падает на вторую четверть V века до н. э. Среди его произведений наибольшей известностью пользовалась статуя «Дискобол», исполненная между 460 и 450 годами до н. э. - изображает обнажённого атлета, который отвёл назад руку с диском, приготовившись к броску. Предельная сосредоточенность, напряжение мускулов тела и абсолютно бесстрастное лицо – отличительная черта скульптуры древней Греции.

Слайд 15

Терракотовая армия Как минимум 8099 скульптур китайских воинов и их лошадей составляют это достояние Китая. Терракотовые статуи, каждая из которых абсолютно индивидуальна, были захоронены в боевом построении вместе с первым императором династии Цинь - Цинь Шихуанди , объединившим Китай и соединившим все звенья Великой стены в III веке до нашей эры. Воины должны были поддержать власть императора и в загробном мире.

Слайд 16

Богиня охоты Артемида V век до н.э.

Слайд 17

Можно ли использовать произведения искусства в изучении и повторении анатомии? Необходимы ли знания анатомии человека для создания тех или иных предметов искусства?

Слайд 18

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Комплимент (фр. compliment ) — это особая форма похвалы[1], выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв[2]. Комплименты — простое, но мощное средство, помогающее устанавливать хорошие отношения с другими людьми. Их говорят по разным причинам, но все они обычно доставляют удовольствие и поднимают вашу самооценку. Считается , что когда человек говорит другому приятные слова, он поднимает собственную самооценку, потому что нужна определенная доля уверенности в себе, чтобы замечать хорошее в других людях и озвучивать эти мысли[4]. Кроме того, внимательность и умение подмечать положительные качества в других поможет вам замечать больше хорошего в вас самих[4]. Умением делать тонкие, изящные комплименты отличались, например, Александр Сергеевич Пушкин и фельдмаршал Кутузов[5].

Слайд 19

Домашнее задание: используя дополнительные источники информации, подготовить презентацию или сообщение по теме «Анатомия человека и живопись»

Слайд 20

« Ars longa , vita brevis » - Жизнь коротка, искусство вечно . Гиппократ



Предварительный просмотр:

Технологическая карта семинара по анатомии человека

 «Мертва наука без искусства,  оно ей прибавляет  чувства».

«Мертва наука без искусства,  оно ей прибавляет  чувства.

А. Н. Сисакян

Цели: 

  • способствовать повышению познавательной активности студентов;
  • используя метапредметные связи формировать образное восприятие мира;
  • повторить основные анатомические понятия;
  • формировать умения применять полученные знания в нестандартной ситуации;
  • формировать навыки общения и сотрудничества;
  • способствовать эстетическому воспитанию студентов.

Задачи:

  • Активизировать знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека».
  • Способствовать развитию у студентов  познавательного интереса к предмету.
  • Развивать культуру общения (доброжелательность, сопереживание успехам других, ответственность за свои и коллективные результаты работы).
  • Развивать умения эффективно организовывать самостоятельную деятельность, навыки презентации результатов деятельности, навыков рефлексии.
  • Развивать абстрактное и образное мышление.
  • Показать связь науки и искусства как две формы познания окружающего мира.
  • Воспитание у студентов: любознательности в отношении мира искусства и анатомической науки, эмоционально-чувственных качеств, умений творчески подходить к выполнению предложенных задач.

Тип урока: комплексного применения ЗУН студентов.

Форма: семинар.

Методы обучения: технология модерации, АФО.

Количество участников: 8 – 16 человек (для наиболее эффективного обучения по 4-8 человек в каждой из двух рабочих групп); при большем количестве участников количество рабочих групп может быть увеличено, в этом случае требуется добавление аналогичных заданий третьей и т.д. группам и увеличение времени на занятие.

Время: 95 минут.

Оборудование, средства, материалы: мультимедийный проектор, установка, 3 компьютера (два из них – ноутбуки для групп), экран, доска (или флип-чарт), колонки,  компьютерная презентация (общая и для каждой группы с заданиями), карточки с названиями органов нервной и эндокринной систем; муляжи костей человека, листы бумаги, маркеры, скотч, инструкции к выполнению заданий для каждой группы, цветные листы для рефлексии, карточки «образ лица».

Ход занятия

Этапы процесса модерации, время

Деятельность модератора (преподавателя)

Деятельность студентов

Планируемые результаты обучения по этапам

I этап.

Установление  свободной и доверительной атмосферы.

Определение и формулировка темы, задач занятия (10 мин.).

1. Приветствие.

2. Предлагает студентам по очереди назвать чувства, которые возникают у них при встрече с тем или иным предметом искусства (музыкальным или литературным произведением, живописным полотном, театральной постановкой и т.д.)

3. Сегодня попытаемся решить:  можно ли использовать произведения искусства в изучении и повторении анатомии? Как связана наука анатомия с искусством? Необходимы ли знания анатомии человека для создания тех или иных предметов искусства? Какие чувства мы испытываем при встрече с произведениями искусства?

Обращает внимание, что сегодня на занятии многие предметы искусства (живописи, скульптуры, поэзии) будут служить наглядным пособием по анатомии человека. Работа будет проводиться в группах, которым предстоит выполнять определенные задания и презентовать ответы на них.

3. Предлагает определить правила работы, которые должны будут соблюдаться на занятии.

Записывает предложения на доске или флип-чарте.

Учащиеся рассаживаются по кругу. Отвечают на поставленный вопрос.

Примерные ответы: вдохновение, душевное волнение, стремление к творчеству, улучшение настроения и т.д.

Слушают.

Предлагают правила. Соглашаются их выполнять.

Например:

1.Общаемся открыто, ясно, лаконично.

2.Даем возможность высказаться до конца.

3.Внимательно выслушиваем друг друга.

4.Придерживаемся регламента.

5.Вклад каждого имеет значение.

Способность вербально выражать свои чувства.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению предмета.

Способность самостоятельно планировать свою деятельность.

II  этап.

Формирование групп (5 мин.)

Предлагает участникам взять по карточке. На каждой из них написано название анатомического образования или термина, принадлежавших к одной из двух систем (нервной и эндокринной). Задача – объединиться по двум системам – двум рабочим группам.

Формируют группы, рассаживаются к своим столам.

Умения  работать слаженно.

Умение применять ранее полученные знания по анатомии.

III этап.

Работа в группах (25 мин.).

Знакомит группы с организацией работы, раздает инструкции по выполнению заданий, дает советы по презентации результатов работы (например, в виде плаката, листовок, в электронном виде, в виде театрализованного представления). Следит за соблюдением временного регламента, психологическим настроем в группе (для избегания конфликтных ситуаций). Дает необходимые консультации по выполнению заданий.

Знакомятся с заданиями.

Используя инструкции  по выполнению заданий, ноутбуки,

участники совместно выполняют задания, готовят презентацию результатов работы.

Умения владеть различными источниками и формами информации.

Способность находить существенное в массиве информации.

Умения преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Умения применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Повторение и закрепление  пройденного материала.

Умение работать в группе.

IV этап.

Разминка «Театральные лица» (10 мин.).

Предлагает для повышения уровня энергии

в группе перед  завершающим и ответственным этапом презентации активно подвигаться, прийти в хорошее настроение, почувствовать дух команды, лучше узнать друг друга, проявить свои артистические способности.

Можно включить музыку на выбор модератора.

Слушают инструкцию по выполнению. Выполняют задание (для сплочения пары создаются из участников разных групп).

Умения взаимодействовать друг с другом.

IV этап.

Презентация выполненного задания (25 мин.).

Напоминает правила, озвученные в начале занятия. Предупреждает участников, что презентацию  прерывать нельзя, но при наличии вопросов или дополнений, они могут быть заданы и озвучены после окончания презентации и ответить на вопросы может любой участник.

Один или несколько участников от группы представляет отчет – презентацию о выполненном задании.

Желающие дополнить ответ, могут внести дополнение.

Умение использовать различные средства для презентации результатов работы. Способности творческого представления результатов работы.

Умения оценивать  правильность выполнения задач.

V этап. Обобщение результатов работы. Подведение итогов (8 мин.).

Проанализировав, обобщает результаты деятельности групп, стараясь акцентировать внимание на положительных результатах работы.

Обмениваются впечатлениями о работе, мнениями о полученных результатах и отношениях сотрудничества.

Умение делать выводы и заключения, способность анализировать и оценивать.

Осмысление связи анатомической науки и искусства; необходимости познания анатомии не только будущими медиками, но и рядом деятелей в области искусства для создания произведений живописи,  скульптуры и др.

VI этап. Рефлексия (12 мин).

1. Для выяснения впечатления участников от прошедшего занятия предлагает представить, что сегодняшний день они провели в музее и директор музея просит их ответить на несколько вопросов:

- Я добавил бы еще…

- Больше всего мне понравилось…

- Я понял…

- Было слишком много…

- Пожалуйста, добавьте…

2. Для выявления эмоционального состояния предлагает участникам выбрать заготовку с «образом лица», соответствующим настроению по окончании занятия.

Производит диагностику эмоционального состояния участников семинара.

Закончим словами великого Гиппократа: «Ars longa, vita brevis» - Жизнь коротка, искусство вечно.

Домашнее задание: используя дополнительные источники информации, подготовить презентацию или сообщение по теме «Анатомия человека в мире  искусства».

Спасибо за занятие! Удачи!

Участники пишут свои ответы на цветных карточках и прикрепляют их скотчем на доску, комментируя.

Выбирают «образ лица», прикрепляют на доску, флип-чарт.

Оценивают настроение участников семинара в  целом.

Фиксируют домашнее задание.

Умение рефлексировать, осуществлять самоанализ собственных ощущений, оценивать  процесс и результаты деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель  урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

Викторина по изобразительному искусству" Путешествие в мире искусства"

Занимательные вопросы и предлагаемые ответы.Выбрать верный ответ....

Навигатор в мире искусства. Адреса сайтов с материалами посвященными искусству

Адреса сайтов с материалами посвященными искусству, об изобразительном искусстве....

«Методический проект учебного занятия МХК по теме: «Красота и польза окружающего мира и мира искусства»

Цель: соотношение  красоты и пользы в окружающем  мире и  мире искусства.Задачи:1.      Повторить понятия : натюрморт,  пейзаж, бытовой жанр и т.д.2....

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству для 5-го класса. Тема: КВН « В мире искусства».

Цель:а) Способствовать формированию  представлений у учащихся о роли изобразительного искусства в жизни людей. Выявить степень усвоенности, изученных тем по изобразительному искусству. б) Сп...

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству для 6-7 классов. Тема: КВН «В мире искусства».

КВН был проведен в рамках  тематической недели.  Цель:а) Способствовать формированию  представлений у учащихся о роли изобразительного искусства в жизни людей. Выявить степень освоеннос...