Презентация "Анатомия человека в мире искусства"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Тема урока:
Анатомия человека в мире искусства
Цель урока:
Установление
взаимосвязи между
наукой анатомия и
искусством
Задачи урока:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezent_uroka_rsr.pptx | 2.79 МБ |
tehnologicheskaya_karta.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Анатомия человека в мире искусства Цель урока: Установление взаимосвязи между наукой анатомия и искусством
Задачи урока можно ли использовать произведения искусства в изучении и повторении анатомии ? Необходимы ли знания анатомии человека для создания тех или иных предметов искусства ?
Исключите лишнее Микеланджело отмечал : «Я разумею под скульптурой то искусство, которое осуществляется в силу убавления» . Художник имеет в виду убавление всего лишнего. Эту мысль Микеланджело выразил в замечательных стихах: "И высочайший гений не прибавит Единой мысли к тем, что мрамор сам Таит в избытке, — и лишь это нам Рука, послушная рассудку, явит". Задача: нужно убрать лишнее в ряду четырех анатомических понятий. Для этого требуется объединить по какому-либо признаку три из предложенных четырех понятий и указать «лишнее» понятие, объяснив свой выбор.
Исключите лишнее 1. Митохондрии – ядро – хроматин – остеоцит. 2. Седалищная – лобковая – малоберцовая – подвздошная. 3. Ребра – ключица – лопатка – фаланги пальцев 4. Локтевая – малоберцовая – таранная - плюсневая 1. Лучевая – локтевая – плюсна - пясть. 2. Зрение – пищеварение – обоняние – слух. 3. Икроножная – камбаловидная – трапециевидная – подошвенная 4. Плечо – бедро – фаланги - таз
Задание «Везалий в 21 веке» Андреас Везалий (1514-1564 г.) – врач и анатом XVI в., основоположник научной анатомии, так хорошо в свое время изучил кости человека и животных, что мог с закрытыми глазами на ощупь назвать любую из них. Побудьте и вы несколько минут Везалием.
Задание « Анатомия в стихотворной строке » Задача: найти в строках стихотворений выдающихся русских поэтов XIX - XX веков спрятавшиеся в них анатомические термины, кратко охарактеризовать их (локализация в организме, значение ). Александр Пушкин. Отрывок из стихотворения «Пророк»
Александр Блок. Отрывок из стихотворения «О смерти» … И на скаку Запнулась запыхавшаяся лошадь, Уж силой ног не удержать седла, И утлые взмахнулись стремена, И полетел, отброшённый толчком… Ударился затылком о родную, Весеннюю, приветливую землю, И в этот миг — в мозгу прошли все мысли Единственные нужные. Прошли — И умерли. И умерли глаза. Стремлюсь, как ты, к земному раю Я, под безмерностью небес: Как ты, на всех запястьях знаю Следы невидимых желез.
Разминка «Театральные лица » Каждый участник выбирает себе партнера из другой группы. Партнеры становятся спиной друг к другу . Задается вопрос и после непродолжительного обдумывания партнеры разворачиваются на 180 и мимикой или жестами демонстрируют , какое лицо у них было бы в данной ситуации . Надо сохранять соответствующие выражения лица несколько секунд - чтобы можно было оценить актерский потенциал друг друга.
Задание «Определение типа конституции » В презентации представлены два произведения скульптуры . Задача : определить тип конституции героев, запечатленных в предметах искусства используя классификацию Черноруцкого М.В. и возможные реакции организма на болезнетворные воздействия окружающей среды при разных типах конституции.
Классификация Черноруцкого М.В.
Мыслитель Огюст Роден Образ создан Огюстом Роденом в 1882 году . Изначально скульптура должна была называться "Поэт" и быть частью композиции "Врата ада" по мотивам "Божественной комедии". Моделью для скульптуры послужил француз по имени Жан Бо , мускулистый боксёр, выступавший в Париже.
«Шагающий человек» Альберто Джакометти Самая дорогая скульптура в истории человечества. В 2010 году 183-сантиметровая скульптура "Шагающий человек", выполненная швейцарским скульптором в 1961 году, была продана с аукциона Sothebys за рекордную сумму в 104,3 миллиона долларов. Скульптура считается одной из самых важных в творчестве этого мастера, ее изображение также размещено на банкноте в 100 швейцарских франков.
«Дискобол » Мирон Мирон большую часть своей жизни работал в Афинах, расцвет его творчества падает на вторую четверть V века до н. э. Среди его произведений наибольшей известностью пользовалась статуя «Дискобол», исполненная между 460 и 450 годами до н. э. - изображает обнажённого атлета, который отвёл назад руку с диском, приготовившись к броску. Предельная сосредоточенность, напряжение мускулов тела и абсолютно бесстрастное лицо – отличительная черта скульптуры древней Греции.
Терракотовая армия Как минимум 8099 скульптур китайских воинов и их лошадей составляют это достояние Китая. Терракотовые статуи, каждая из которых абсолютно индивидуальна, были захоронены в боевом построении вместе с первым императором династии Цинь - Цинь Шихуанди , объединившим Китай и соединившим все звенья Великой стены в III веке до нашей эры. Воины должны были поддержать власть императора и в загробном мире.
Богиня охоты Артемида V век до н.э.
Можно ли использовать произведения искусства в изучении и повторении анатомии? Необходимы ли знания анатомии человека для создания тех или иных предметов искусства?
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Комплимент (фр. compliment ) — это особая форма похвалы[1], выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв[2]. Комплименты — простое, но мощное средство, помогающее устанавливать хорошие отношения с другими людьми. Их говорят по разным причинам, но все они обычно доставляют удовольствие и поднимают вашу самооценку. Считается , что когда человек говорит другому приятные слова, он поднимает собственную самооценку, потому что нужна определенная доля уверенности в себе, чтобы замечать хорошее в других людях и озвучивать эти мысли[4]. Кроме того, внимательность и умение подмечать положительные качества в других поможет вам замечать больше хорошего в вас самих[4]. Умением делать тонкие, изящные комплименты отличались, например, Александр Сергеевич Пушкин и фельдмаршал Кутузов[5].
Домашнее задание: используя дополнительные источники информации, подготовить презентацию или сообщение по теме «Анатомия человека и живопись»
« Ars longa , vita brevis » - Жизнь коротка, искусство вечно . Гиппократ
Предварительный просмотр:
Технологическая карта семинара по анатомии человека
«Мертва наука без искусства, оно ей прибавляет чувства».
«Мертва наука без искусства, оно ей прибавляет чувства.
А. Н. Сисакян
Цели:
- способствовать повышению познавательной активности студентов;
- используя метапредметные связи формировать образное восприятие мира;
- повторить основные анатомические понятия;
- формировать умения применять полученные знания в нестандартной ситуации;
- формировать навыки общения и сотрудничества;
- способствовать эстетическому воспитанию студентов.
Задачи:
- Активизировать знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека».
- Способствовать развитию у студентов познавательного интереса к предмету.
- Развивать культуру общения (доброжелательность, сопереживание успехам других, ответственность за свои и коллективные результаты работы).
- Развивать умения эффективно организовывать самостоятельную деятельность, навыки презентации результатов деятельности, навыков рефлексии.
- Развивать абстрактное и образное мышление.
- Показать связь науки и искусства как две формы познания окружающего мира.
- Воспитание у студентов: любознательности в отношении мира искусства и анатомической науки, эмоционально-чувственных качеств, умений творчески подходить к выполнению предложенных задач.
Тип урока: комплексного применения ЗУН студентов.
Форма: семинар.
Методы обучения: технология модерации, АФО.
Количество участников: 8 – 16 человек (для наиболее эффективного обучения по 4-8 человек в каждой из двух рабочих групп); при большем количестве участников количество рабочих групп может быть увеличено, в этом случае требуется добавление аналогичных заданий третьей и т.д. группам и увеличение времени на занятие.
Время: 95 минут.
Оборудование, средства, материалы: мультимедийный проектор, установка, 3 компьютера (два из них – ноутбуки для групп), экран, доска (или флип-чарт), колонки, компьютерная презентация (общая и для каждой группы с заданиями), карточки с названиями органов нервной и эндокринной систем; муляжи костей человека, листы бумаги, маркеры, скотч, инструкции к выполнению заданий для каждой группы, цветные листы для рефлексии, карточки «образ лица».
Ход занятия
Этапы процесса модерации, время | Деятельность модератора (преподавателя) | Деятельность студентов | Планируемые результаты обучения по этапам |
I этап. Установление свободной и доверительной атмосферы. Определение и формулировка темы, задач занятия (10 мин.). | 1. Приветствие. 2. Предлагает студентам по очереди назвать чувства, которые возникают у них при встрече с тем или иным предметом искусства (музыкальным или литературным произведением, живописным полотном, театральной постановкой и т.д.) 3. Сегодня попытаемся решить: можно ли использовать произведения искусства в изучении и повторении анатомии? Как связана наука анатомия с искусством? Необходимы ли знания анатомии человека для создания тех или иных предметов искусства? Какие чувства мы испытываем при встрече с произведениями искусства? Обращает внимание, что сегодня на занятии многие предметы искусства (живописи, скульптуры, поэзии) будут служить наглядным пособием по анатомии человека. Работа будет проводиться в группах, которым предстоит выполнять определенные задания и презентовать ответы на них. 3. Предлагает определить правила работы, которые должны будут соблюдаться на занятии. Записывает предложения на доске или флип-чарте. | Учащиеся рассаживаются по кругу. Отвечают на поставленный вопрос. Примерные ответы: вдохновение, душевное волнение, стремление к творчеству, улучшение настроения и т.д. Слушают. Предлагают правила. Соглашаются их выполнять. Например: 1.Общаемся открыто, ясно, лаконично. 2.Даем возможность высказаться до конца. 3.Внимательно выслушиваем друг друга. 4.Придерживаемся регламента. 5.Вклад каждого имеет значение. | Способность вербально выражать свои чувства. Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению предмета. Способность самостоятельно планировать свою деятельность. |
II этап. Формирование групп (5 мин.) | Предлагает участникам взять по карточке. На каждой из них написано название анатомического образования или термина, принадлежавших к одной из двух систем (нервной и эндокринной). Задача – объединиться по двум системам – двум рабочим группам. | Формируют группы, рассаживаются к своим столам. | Умения работать слаженно. Умение применять ранее полученные знания по анатомии. |
III этап. Работа в группах (25 мин.). | Знакомит группы с организацией работы, раздает инструкции по выполнению заданий, дает советы по презентации результатов работы (например, в виде плаката, листовок, в электронном виде, в виде театрализованного представления). Следит за соблюдением временного регламента, психологическим настроем в группе (для избегания конфликтных ситуаций). Дает необходимые консультации по выполнению заданий. | Знакомятся с заданиями. Используя инструкции по выполнению заданий, ноутбуки, участники совместно выполняют задания, готовят презентацию результатов работы. | Умения владеть различными источниками и формами информации. Способность находить существенное в массиве информации. Умения преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умения применять полученные знания в нестандартной ситуации. Повторение и закрепление пройденного материала. Умение работать в группе. |
IV этап. Разминка «Театральные лица» (10 мин.). | Предлагает для повышения уровня энергии в группе перед завершающим и ответственным этапом презентации активно подвигаться, прийти в хорошее настроение, почувствовать дух команды, лучше узнать друг друга, проявить свои артистические способности. Можно включить музыку на выбор модератора. | Слушают инструкцию по выполнению. Выполняют задание (для сплочения пары создаются из участников разных групп). | Умения взаимодействовать друг с другом. |
IV этап. Презентация выполненного задания (25 мин.). | Напоминает правила, озвученные в начале занятия. Предупреждает участников, что презентацию прерывать нельзя, но при наличии вопросов или дополнений, они могут быть заданы и озвучены после окончания презентации и ответить на вопросы может любой участник. | Один или несколько участников от группы представляет отчет – презентацию о выполненном задании. Желающие дополнить ответ, могут внести дополнение. | Умение использовать различные средства для презентации результатов работы. Способности творческого представления результатов работы. Умения оценивать правильность выполнения задач. |
V этап. Обобщение результатов работы. Подведение итогов (8 мин.). | Проанализировав, обобщает результаты деятельности групп, стараясь акцентировать внимание на положительных результатах работы. | Обмениваются впечатлениями о работе, мнениями о полученных результатах и отношениях сотрудничества. | Умение делать выводы и заключения, способность анализировать и оценивать. Осмысление связи анатомической науки и искусства; необходимости познания анатомии не только будущими медиками, но и рядом деятелей в области искусства для создания произведений живописи, скульптуры и др. |
VI этап. Рефлексия (12 мин). | 1. Для выяснения впечатления участников от прошедшего занятия предлагает представить, что сегодняшний день они провели в музее и директор музея просит их ответить на несколько вопросов: - Я добавил бы еще… - Больше всего мне понравилось… - Я понял… - Было слишком много… - Пожалуйста, добавьте… 2. Для выявления эмоционального состояния предлагает участникам выбрать заготовку с «образом лица», соответствующим настроению по окончании занятия. Производит диагностику эмоционального состояния участников семинара. Закончим словами великого Гиппократа: «Ars longa, vita brevis» - Жизнь коротка, искусство вечно. Домашнее задание: используя дополнительные источники информации, подготовить презентацию или сообщение по теме «Анатомия человека в мире искусства». Спасибо за занятие! Удачи! | Участники пишут свои ответы на цветных карточках и прикрепляют их скотчем на доску, комментируя. Выбирают «образ лица», прикрепляют на доску, флип-чарт. Оценивают настроение участников семинара в целом. Фиксируют домашнее задание. | Умение рефлексировать, осуществлять самоанализ собственных ощущений, оценивать процесс и результаты деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»
Цель урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...
Викторина по изобразительному искусству" Путешествие в мире искусства"
Занимательные вопросы и предлагаемые ответы.Выбрать верный ответ....
Навигатор в мире искусства. Адреса сайтов с материалами посвященными искусству
Адреса сайтов с материалами посвященными искусству, об изобразительном искусстве....
«Методический проект учебного занятия МХК по теме: «Красота и польза окружающего мира и мира искусства»
Цель: соотношение красоты и пользы в окружающем мире и мире искусства.Задачи:1. Повторить понятия : натюрморт, пейзаж, бытовой жанр и т.д.2....
Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству для 5-го класса. Тема: КВН « В мире искусства».
Цель:а) Способствовать формированию представлений у учащихся о роли изобразительного искусства в жизни людей. Выявить степень усвоенности, изученных тем по изобразительному искусству. б) Сп...
Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству для 6-7 классов. Тема: КВН «В мире искусства».
КВН был проведен в рамках тематической недели. Цель:а) Способствовать формированию представлений у учащихся о роли изобразительного искусства в жизни людей. Выявить степень освоеннос...
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....