Водоросли
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Конспект урока+презентация " Водоросли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 948 КБ |
tehkarta_uroka.docx | 60.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формулировка темы урока Бурая тина в пруду, что это? Каковы причины «цветения воды»?
Цели и задачи урока: изучить строение, разнообразие водорослей и их приспособленность к разной среде обитания
План урока Особенности строения Питание Многообразие Размножение Выводы
Водоросли – низшие растения, обитающие в воде. Какие растения называются низшими? Как называется тело низших растений? Ризоиды Таллом (слоевище)
Могут ли водоросли образовывать заросли? Как это свойство можно использовать? Заросли водорослей образуют укрытия для водных животных
Лабораторная работа : «Строение одноклеточных водорослей на примере хламидомонады» Хроматофор Оболочка Ядро Вакуоль Цитоплазма Светочувствительный глазок Жгутики
Питание водорослей Автотрофное – создание питательных веществ в процессе фотосинтеза (с помощью пигмента хлорофилла, находящегося в хроматофоре)
Размножение водорослей *Половое * Бесполое
Выводы Водоросли – это низшие растения, их тело представлено в виде таллома (слоевища). В их клетках содержится хроматофоры с пигментами (хлорофилл, с помощью которого осуществляется фотосинтез). Водоросли снабжают атмосферу земли кислородом и составляют важное звено в цепочке взаимосвязей живых организмов.
Предварительный просмотр:
Урок 5 класс
Тема урока: Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок-исследование
Цель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособления к ней донных и плавучих водорослей.
Предметные результаты:
1. Формировать умение отличать водоросли от других изученных растений;
2. Формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;
3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.
Метапредметные и личностные результаты:
Коммуникативные УУД:
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД:
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2 Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-Выяснить особенности внешнего строения водорослей;
- Формировать умение вести диалог;
-Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.
Основные понятия: таллом, слоевище, ризоиды, хроматофор
Средства обучения: учебник, компьютерная презентация, компьютер, проектор, тетрадь
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||
1.Актуализация субъективного опыта Цель: включение в учебную деятельность | Организационный момент, вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя | Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку | Обобщение ранее изученной информации | Включаются в урок во взаимодействии с учителем | Сотрудничество с учителем | Формулируют тему урока и записывают ее в тетради | Сопоставление известного с тем, что еще не известно | |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | 1.Предлагает рассмотреть ситуации: 1)«Многие из вас часто наблюдали такое явление, как «цветение» воды в природных водоемах и аквариумах» (фото на экране) 2) «Вспомните слова из песни известного детского фильма «Буратино» «затянулось бурой тиной гладь старинного пруда….» (фото на экране) Организует диалог на осознание значимости изучаемой темы: Что объединяет эти фото? Какова причина «цветения воды»? Бурая тина в пруду, что это? 2. Организует диалог, подводя к формулировке цели урока: «Таким образом, исходя из названия темы урока, попробуйте сформулировать задачи нашего сегодняшнего урока | Прослушивают и анализируют предложенные ситуации Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы, обосновывают свое мнение. | Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предположение и их обоснование Доказывать, аргументировать свою точку зрения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися Учащиеся активно участвуют в обсуждении во фронталь- ном режиме | Осуществление совместной познавательной деятельности Слушать собеседника. Уметь формули- ровать собственное мнение и позицию. | Преобразую информацию. Определяют тему урока Формулируют цели урока В ходе просмотра видеоролика осуществляют самоконтроль понимания сюжета. Контролируют правильность ответов обучающихся. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют высказывания. | Умение преобразовать информацию Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Уметь использовать речь для регуляции своего действия | |
3. Основной этап (решение учебной задачи) Цель: концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, анализ учащимися возникшей ситуации | Организует работу в группах с использованием рабочих листов по исследованию хламидомонады Выступает в роли консультанта. При необходимости корректирует результаты работы «ученых- микробиологов» . | Формируют группу, получают рабочие листы и консультации по выполнению заданий, направленных на изучение темы «Водоросли» | Определение понятий: низшие растения (слоевище или таллом) Устанавливать причинно- следственные связи. Выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Доказывать, аргументировать свою точку зрения. Приобретать опыт проведения несложных биологических экспериментов | Работа и консультации в группах Учащиеся работают по парам, проводят исследова- ние. Слушают «открытия» «коллег» по исследовательской работе. | Осуществление совместной познавательной деятельности в группе и в сотрудничестве с учителем Ученые- микробиологи» выполняют задания, делают «открытия» и формулируют выводы. В ходе заслушивания выступлений "коллег" из лаборатории остальные учащиеся контролируют правильность и полноту выполнения заданий. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют | Проводят самооценку своим действиям | Выполнять задания с выделением существенных характеристик объекта Уметь выделять свойства изучаемых объектов и дифференцировать их. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осуществлять взаимоконтроль. | |
4. Первичная проверка понимания Цель: усвоение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять. Релаксация. | Консультирует работу учащихся. Демонстрирует презентацию | Каждая группа представляет результаты своей работы | Сравнивают результаты своей работы | Работа и консультация в группах | Сотрудничество с учителем | Проводят самооценку своим действиям, Учатся представлять информацию о работе группы | Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям | |
4. Первичное закрепление Цель: умение обобщать полученные знания и преобразовывать информацию из текстовой в практическую | Предлагает выполнить лабораторную работу «Строение зеленых водорослей» | Выполняют лабораторную работу | Применяют полученные знания о водорослях при выполнении лабораторной работы | Индивидуальная работа | Осуществление совместной познавательной деятельности | Проводят самооценку своим действиям | Используют полученные знания для ответа на вопросы лабораторной работы | |
5. Рефлексия. Цель: самооценка учащимися результатов соей учебной деятельности Домашнее задание | Предлагает ответить на поставленный вопрос в начале урока: “А теперь давайте вернёмся к первому вопросу, который открывал наш урок. Назовите, исходя из полученных на уроке знаний, главную причину цветения воды в водоёмах и аквариумах. Перечислите основные факторы, условия, которые позволяют одноклеточным водорослям так бурно размножаться?”. Предлагает оценить самого себя по листу оценивания (Приложение) Параграф 18 Сообщения «Интересные факты и многообразие водорослей» «Практическое значение водорослей» | Отвечают на вопросы учителя | Определяют степень овладения новыми знаниями | Диалог с учителем и обучающимися | Задают вопросы, которые вызвали затруднение | Выставляют оценки в рабочие листы | Дают общую оценку работы на уроке |
Инструктивная карточка к уроку по теме:
«Водоросли»
Задание №1. «Питание растений».
Прочитайте стихотворение, дайте ответы на вопросы.
Листок зеленый-
Труженик хваленый.
Лучик света он поймал
И в сахар упаковал.
- О каком процессе говорится в данном стихотворении? Свой ответ
аргументируйте.
- О каких условиях необходимых для этого процесса говорится в стихотворении, а о каких не упоминаются?
Вставьте пропущенные слова
- Водоросли по способу питания являются автотрофами и содержат зелёный пигмент ...
- Пигмент находится в клетке водоросли в специальной органелле ленточной или звёздчатой формы, называемой ...
Задание №2 «Многообразие водорослей» 1.
Продолжи схему:
Водоросли (по строению)
Примеры: Примеры:
Примеры:
Вставьте пропущенное слово:
По цвету водоросли бывают …видов. Это …, …., …. Приведите примеры.
Задание №3 «Экологическая группа растений»
Тело многоклеточных водорослей состоит из множества клеток, но все они одинаковы.
1.Как называется такое строение, ты узнаешь, прочитав текст учебника на стр. 107. Определение нового термина сформулируй , желательно одним предложением.
2.Как называются водоросли, которые ведут прикрепленный образ жизни? (сформулируете понятие).
3.Как называются водоросли, которые находятся в толще воды? (сформулируете понятие)
В этом тебе поможет текст учебника на странице 108-109.
Лабораторная работа: «Строение одноклеточных водорослей».
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1. Какая водоросль изображена на рисунке?
2.Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?
3.Какие функции выполняют указанные структуры хламидомонады? Для работы используйте рис 18.1 на стр.108.
4. Подписать части клетки
5. Сформулировать вывод
Правила работы в паре
- Слушать и слышать друг друга;
- Вести себя вежливо по отношению к партнеру и окружающим;
- Будь внимателен;
- Умей сгладить конфликтные ситуации, либо обратиться к учителю;
- Умей учитывать разные мнения;
- Формулируй собственное мнение аргументировано;
- Координировать своё мнение с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности;
- Умей спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- Не груби и не повышай голоса;
- Умей распределять роли в группе, самоорганизовываться и организовывать других.
Лист самооценивания
Оцени свою работу на уроке. Заполни лист оценивания
- Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) _________________________________
- Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) __________________________
- Сегодня на уроке на научился (лась) лучше делать (что?) ______________
- Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________
- Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________
- Осталось непонятным (что?) _______________________________________
- Сегодня на уроке я был (а) (каким учеником? какой ученицей?) ___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе. Подготовка к ГИА по теме: «Водоросли. Фотосинтез».
Цель урока: Вспомнить и закрепить с учащимися размножение водорослей, их строение; закрепить понятие о фотосинтезе, о космической роли зеленых растений на планете; повторить основные биологическ...
"Многообразие водорослей"
конспект урока в 6 классе....
Строение и жизнедеятельность зеленых водорослей.
изучение темы проходит не принужденно, ребята выполняют творческие задани и решают поставленные перед ними задачи...
Урок биологии 6 класс "Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей."
урок биологии в рамках ФГОС...
Конспект урока биологии в 6 классе по теме «Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные зеленые водоросли»
Цель урока: Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками строения и процессами жизнедеятельности одноклеточных зеленых водорослей как представителей низших растений, их приспос...
Разработка открытого урока Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей.
Комбинированный урок "Многоклеточные водоросли". Биология 7 класс класс.Цель урока:продолжить формирование представления о водорослях как особой группе растительных организмов; познакомить с различным...
Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс
Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс Лабора...