Урок биологии в 5 классе "Введение. Живой организм"
презентация к уроку по биологии (5 класс)
Урок биологии в 5 классе "Введение. Живой организм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie._zhivoy_organizm.docx | 34.92 КБ |
vvedenie._zhivoy_organizm._prezentatsiya.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
V. Введение в биологию
Урок 1. ВВЕДЕНИЕ. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ.
Цель: Сформировать понятия об основных свойствах живых организмов, значении биологических знаний в повседневной жизни человека.
Задачи урока:
- Образовательная: дать представление о месте биологии в системе естественных наук; установить связи между имеющимися у школьников знаниями об окружающей природе, полученными в курсе «Окружающий мир» в начальной школе, и новыми знаниями по курсу «Введение в биологию»; формировать умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, излагать свои мысли.
- Развивающая: продолжить развитие умений работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ; развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности.
- Воспитательная: формировать познавательные интересы, направленные на изучение живой природы, основные навыки учебной деятельности (работа с книгой, выделение главного, темп чтения, самоконтроль и пр.)
Планируемые предметные результаты:
Учащийся научится называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, давать определение понятию «биология»; объяснять роль и значение биологических знаний в повседневной жизни; будет знать основные признаки живой природы.
Личностные результаты
Будут сформированы любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, умение оценивать усваиваемое содержимое в нравственно-эстетическом аспекте.
Метапредметные УУД
Регулятивные – научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные – научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные – научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.
Тип урока: формирование новых знаний, вводный
Оборудование: учебники
Фронтальная форма работы
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами, таблицами)
Понятия и термины: биология, живой организм, признаки живого: обмен веществ и энергии, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость подвижность, размножение.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя
Требования, соблюдение которых гарантирует успешное усвоение курса «Введение в биологию:
- На каждом уроке иметь учебник «Введение в биологию»,тетрадь, ручку, карандаши (простой и цветные), линейку.
- Задания на дом записывать в дневнике, систематически и добросовестно выполнять их.
- Активно работать на всех уроках, быть внимательным и исполнительным, проявлять творчество и инициативу.
- В случае получения неудовлетворительной оценки «исправлять» ее на следующем уроке, а не откладывать этот процесс на конец четверти. С этой целью разобраться в данном материале самостоятельно или с помощью учителя, выполнить задания, за которые была получена «2».
Структура учебника
- Учебник состоит из четырех больших частей. В каждой части несколько тем.
- В теме сначала помещен основной материал, затем – дополнительная информация*
- После учебного материала следуют вопросы и задания.
- Каждая тема заканчивается кратким изложением ее основного содержания.
III. Актуализация опорных знаний урока.
Природа! Многоликая и разнообразная. Ее нельзя не любить, ею нельзя не восхищаться. Эти слова мы слышим постоянно.
Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания (И. Гёте)
А что такое природа?
- Природа – все то, что нас окружает.
Вы знаете, что природа бывает живая и неживая.
Назовите тела живой природы (или живые организмы) и тела неживой природы.
- Живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии. Они живут в воде, на суше, в воздухе. Вода, воздух, горные породы – тела неживой природы.
Что вам известно о живых организмах из курса «Окружающий мир»?
Чем живые организмы отличаются от неживых объектов?
- Растут, дышат, размножаются... (на доске или слайде обобщить названные свойства живых организмов)
Природа живет по своим законам. Многие из них уже изучены, и мы будем знакомиться с ними на уроках. Но природа хранит много тайн и загадок! Каждый из вас, получив багаж современных знаний, сможет участвовать в раскрытии тайн природы.
Зачем необходимо изучать биологию? Живые организмы?
В каких сферах деятельности можно применять знания биологии?
Интересные факты из курса «Интересные животные и растения»
Интересное растение: росянка круглолистная.
Она была вытеснена другими растениями с плодородных земель. Для того, чтобы выжить, растению пришлось перестроиться (адаптироваться) к условиям среды. Росянка обитает на болотах и на бедных почвах. В связи с этим растение стало питаться насекомыми. На листьях находится клейкое вещество для улавливания и переваривания насекомых. На кончиках ресничек, как росинки, блестят капельки клейкого сока. Насекомое опускается на лист, чтобы отведать сладковатых капелек, но вымазывается соком, прилипает и обездвиживается, не в силах улететь. Лист росянки начинает спокойно сворачиваться. Лист выделит жидкость, очень похожую по составу на желудочный сок животных. Она растворит все мягкие части насекомого. На следующий день листок развернется, непереваренные хитиновые останки сдует ветер или смоет дождь. Все остальное усвоено растением. Роль ловушки каждый лист выполняет 2-3 раза, после чего засыхает и сменяется новым. Таким образом росянка получает минеральные вещества, которыми бедна почва. А самое главное – у растения не осталось каких-либо «обид» к своим родственникам, вытеснившим его с полей и лесов. Обычно цветы росянки располагаются на длинном стебле, чтобы насекомые, опыляющие другие растения, не попались в ловушку.
Растения рода росянка издавна привлекали людей не только своим типом питания, но и практической значимостью. Настойка из росянки используется в лекарственных препаратах от кашля, коклюша у детей. Препараты, полученные на основе жидкого экстракта росянки, облегчают тяжелые приступы астмы и рекомендуются даже при туберкулезе легких. НО (!) так как растение ядовито, принимать препараты из него следует только по указанию и под наблюдением врачей.
Росянку изучают не только ботаники (как растение), экологи (взаимодействие с другими живыми организмами), но и биохимики (состав и возможные области применения).
Интересное животное: гаттерия
Гаттерия – знаменитая трехглазая рептилия, обитает на островах Новой Зеландии (Два больших глаза по обеим сторонам головы, а третий, поменьше и покрытый тонкой кожей, - на темени. У этого глаза есть и недоразвитый хрусталик, и сетчатка, но видит он плохо: отличает лишь свет от тьмы)
В настоящее время гаттерия заселяет несколько островов Новой Зеландии, а также обитает в заповеднике. После колонизации островов европейцами началось ее вымирание из-за завезенных на острова домашних животных: свиней, коз, собак, кошек, а также кроликов. Одни из них уничтожали взрослых гаттерий, другие поедали яйца и молодь, третьи истребляли растительность. В результате на двух главных островах Новой Зеландии гаттерия вымерла. Она выжила только на 13 мелких безводных островках к востоку и югу от главных островов Новой Зеландии. На этих же островах гнездятся буревестники. Свои гнезда они устраивают в подземных норах глубиной до метра, там же может поселиться гаттерия. Птица и рептилия живут вместе, не причиняя друг другу никакого вреда. Днем, когда буревестники улетают на поиски пищи, гаттерии отдыхают в норах. С наступлением сумерек обстановка меняется: буревестники возвращаются в гнезда, а гаттерии выходят на охоту, так как ведут ночной образ жизни.
Средняя продолжительность жизни – 60 лет, но отдельные особи могут доживать и до 100 лет. Размножаться гаттерии начинают в возрасте 15-20 лет. Дальнейший рост и развитие молодняка – также очень длительный процесс.
Спариваются и откладывают яйца (от 8 до 15) раз в четыре года. От спаривания до вылупления проходит 12—15 месяцев. Поскольку гаттерии размножаются очень медленно, спасти их от вымирания может только строгая охрана законом.
Правительство Новой Зеландии, где они живут, делает все возможное, чтобы сохранить этих редких рептилий. Строго запрещено не только ловить живых, но и подбирать мертвых животных, которые для зоологов составляют ценную находку, потому как гаттерии живут очень долго (до 100 лет), и поэтому возможность изучения их внутреннего строения случается редко.
Все виды гаттерий занесены в Международную Красную книгу.
В курсе биологии вы познакомитесь с особенностями жизнедеятельности живых организмов. Узнаете о том, как живая природа взаимосвязана с объектами неживой. Сможете применить свои знания на практике: соблюдать правила безопасности на природе, оказывать первую помощь; находить растения нашего региона, занесенные в Красную книгу; объяснять, почему их необходимо охранять.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
В начальной школе вы уже начали изучать природу в курсе «Окружающий мир», многое знаете о живых организмах: где живут, как питаются. Но еще больше предстоит узнать в курсе «Введение в биологию».
Биология относится к естественным наукам, так как изучает объекты природы. Она изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность, взаимосвязь их между собой и неживой природой.
Какие группы живых организмов вы можете назвать?
- Животные, грибы, растения, микроорганизмы.
Мы вспомнили, чем живые организмы отличаются от неживых.
Как вы думаете, что означает слово «биология»?
Подберите к нему однокоренные слова.
- Экология, геология, биография.
«биос» – жизнь (греч.)
«логос» – учение (греч.) .
Биология – наука о жизни, живых организмах
Мы знаем, что мышь, синица, дождевой червь – это объекты живой природы. А камень, сосулька, вода относятся к неживой природе.
Какие же свойства характерны для живых организмов?
- Обмен веществ и энергии
Для неживой природы тоже характерен обмен энергией. Камень от солнечных лучей нагревается, в вечернее время – остывает. Но здесь просто два процесса: нагревание и остывание.
В отличие от неживых объектов, живые организмы могут преобразовывать эту энергию. В процессе питания живые организмы вместе с пищей получают энергию, которая расходуется на процессы жизнедеятельности: дыхание, движение, рост клеток, работу организма. Эта энергия освобождается из органических соединений с помощью кислорода, который поступает в процессе дыхания организма.
Вещества, которые остаются непереваренными, удаляются из организма в процессе выделения.
- Питание
- Дыхание
- Выделение
- Рост и развитие
Горные породы и минералы также могут расти, увеличиваясь в размерах. Но живые организмы растут, используя питательные вещества, поступающие с пищей.
Для растений характерен рост в течение всей жизни.
Животные растут ограниченно, до определенного периода.
А вот свойство развития характерно только для живых организмов – это необратимое изменение организма или его частей. При рождении ребенок не умеет говорить. В процессе воспитания он повторяет слоги за родителями, потом его учат первым словам: «мама» и «папа». Через какое-то время ребенок начинает повторять слова, словосочетания, предложения. Позже дети сами составляют целые предложения не просто как форму повторения за взрослыми, а уже осознанно формируя свои желания. Это и есть процесс развития.
Приведите другие примеры развития (у молодых оленей вырастают рога, головастик превращается в лягушку, гусеница – в бабочку, растения зацветают и дают плоды)
Живые объекты обладают способностью реагировать на изменения окружающей среды.
- Раздражимость
Подсолнечник поворачивается в течение дня к солнцу; животные реагируют на свет: одни активны в светлое время суток, другие – в сумерки.
- Подвижность
Жизнь – это движение.
Для животных характерно активное движение: они передвигаются во время поиска пищи, мигрируют, меняют места обитания, спасаются от врагов.
А для грибов и растений характерно активное передвижение? (Нет.)
У растений нет нервной и мышечной систем, они, как правило, являются прикрепленными формами. Но и растения могут двигаться. Как вы думаете, каким образом?
- Их движения гораздо медленнее и не так заметны. Движения можно наблюдать с помощью покадровой киносъемки и с показом в ускоренном темпе.
- Растущие побеги и листовые пластинки поворачиваются к свету.
- Лианы обвиваются вокруг опоры.
- При смене дня и ночи открываются и закрываются цветки.
- Корни растений уходят на много метров вглубь земли.
- Растения могут передвигаться, распространяя свои семена.
Растения размножаются с помощью семян, а животные – с помощью специальных клеток – гамет. Размножение – воспроизведение себе подобных. Способность к размножению – важная особенность живых организмов. Это один из главных признаков живого, благодаря которому на Земле продолжается жизнь.
- Размножение
Демонстрация с листом бумаги:
Можно разорвать лист на части, стало много листков. Что это? Может, это признак живого – размножение?
Я отпускаю лист, он начинает двигаться, он летит. Может, это признак живого – движение?
А теперь я его смяла, он изменился. Может, это признак живого – развитие?
Лист имеет некоторые признаки живого. Будет ли лист бумаги живым? Почему?
У живых организмов есть сразу все признаки живого.
V. Первичное закрепление изученного материала.
Растения и животные – живые организмы. Давайте сравним, по каким признакам они сходны друг с другом и чем отличаются (заполнение таблицы с использованием текста учебника, стр. 10).
Сравнительная характеристика растений и животных
Признаки и свойства | Растения | Животные |
Подвижность | Относительно неподвижны, способны к ограниченным движениям. Не могут активно передвигаться. Движение осуществляется при помощи семян, которые могут распространяться ветром, насекомыми, животными. | Способны активно передвигаться, перемещаться внутри своих территорий, либо мигрировать |
Рост | Растут в течение всей жизни, характерен неограниченный рост (если имеются условия) | Растут до определенного времени |
Питание | Способны самостоятельно создавать (синтезировать) органические (питательные) вещества, используя солнечную энергию (в процессе фотосинтеза) | Питаются готовыми органическими веществами |
Какие свойства характерны для живых организмов? (Рост, развитие, размножение, обмен веществ, раздражимость, питание, выделение, дыхание, подвижность)
Чем рост отличается от развития? (Рост – изменение размеров организма, а развитие – изменение в строении организма или отдельных его частей)
На каких свойствах основаны различия между растениями и животными?
VI. Рефлексия учебной деятельности.
Что нового вы узнали на уроке?
Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?
VII. Подведение итогов.
Оценивание работы учащихся за время урока, комментирование оценок.
Домашнее задание
- § 1 (стр. 6-11), прочитать, подготовить пересказ на основе базовых понятий
- Ответить устно на вопросы после §.
Биология. Введение в биологию. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова/авт.-сост. И.В. Константинова.- Волгоград: Учитель, 2016
Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. – Москва: Аванта+, 1995
Константинова И.Ю. Поурочные разработки по биологии. 5 класс. – М.:ВАКО, 2017
https://www.myplanet-ua.com/gatteriya-edinstvennaya-v-svoem-rode/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://aneco.ru/zhiraf-foto-video-opisanie-zhivotnogo/
http://photopoint.com.ua/077526-detenyshi-zhivotnykh-foto-i-interesnye-f/
http://fb.ru/article/183863/sposobyi-peredvijeniya-jivotnyih-materialyi-dlya-uroka
http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=200901006
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания... И. Гёте
Интересное растение – Росянка круглолистная
Интересное животное – Гаттерия
« биос » - жизнь «логос» - учение Био логия – наука о жизни, живых организмах
Свойства живых организмов
Все живые организмы имеют клеточное строение
Обмен веществ и энергии Питание Выделение Дыхание
Рост и развитие
Рост и развитие
Раздражимость Реакция мимозы стыдливой на прикосновение
Подвижность
РАЗМНОЖЕНИЕ – это свойство живых организмов оставлять после себя потомство
Все организмы в конечном итоге стареют и умирают
Признаки и свойства Растения Животные Подвижность Рост Питание
Признаки и свойства Растения Животные Подвижность Относительно неподвижны, способны к ограниченным движениям. Не могут активно передвигаться. Движение осуществляется при помощи семян, которые могут распространяться ветром, насекомыми, животными. Способны активно передвигаться, перемещаться внутри своих территорий, либо мигрировать Рост Растут в течение всей жизни, характерен неограниченный рост (если имеются условия) Растут до определенного времени Питание Способны самостоятельно создавать (синтезировать) органические (питательные) вещества, используя солнечную энергию (в процессе фотосинтеза) Питаются готовыми органическими веществами
Выводы: Живые организмы обладают свойствами (имеют клеточное строение, дышат, питаются, растут, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью, между ними и окружающей средой происходит обмен веществ и энергии). Все перечисленные свойства характеризуют только живые организмы. После смерти в организме полностью прекращаются жизненные процессы .
Источники информации https://www.myplanet-ua.com/gatteriya-edinstvennaya-v-svoem-rode/ https://ru.wikipedia.org/wiki/ http://macroclub.ru/gallery/ http://aneco.ru/zhiraf-foto-video-opisanie-zhivotnogo/ http://photopoint.com.ua/077526-detenyshi-zhivotnykh-foto-i-interesnye-f/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)
Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...
Интегрированный урок по географии и биологии на тему "Живые организмы в суровых условиях Антарктики".
Интегрированный урок по географии и биологии. Слайд 1: Тема: «Живые организмы в суровых условиях...
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
Рабочая программа по биологии 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм"
Рабочая программа 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм" . Программа расчитана на 2 часа в неделю т.е. на 70 часов в год. В програме представленны контрольные и практические работ...
презентация к урокам биологии и экологии "Живые организмы как среда жизни"
Презентация состоит из 17 красочных слайдов, которых показаны особенности организменной среды.,...
Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах» в рамках ФГОС
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Биология – наука о живой природе". Ход урока.Организация класса – сообщение целей и задач урока.Оформление оценочного листа в тетрадь и алго...
план конспект урока по биологии, тема: "Многообразие живых организмов"
конспект урока в 7 классе по биологии...