Рабочая программа " Решение генетических задач"
рабочая программа по биологии (9 класс)
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности. Она реализуется в рамках платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых сверх основной общеобразовательной программы среднего общего образования по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_reshenie_zadach_po_genetike.id_754.doc | 364.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к Образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2019г. № 845
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»
Рабочая программа
курса по выбору
«Решение задач по генетике»
(для обучающихся 9 - х классов)
Учитель: Киселева Н.А.
СОШ № 1 г. Белоярский
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса по выбору «Решение задач по генетике» предназначена для обучающихся 9- классов. Курс составляет 34 часов , 1 час в неделю.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на профильном уровне по темам, предусмотренным федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии.
Темы «Молекулярная биология» и «Генетика» - наиболее интересные и сложные в общей биологии. В соответствии со Стандартом биологического образования учащиеся на ступени среднего (полного) общего образования должны уметь решать задачи, которые входят в состав кимов.
Цель курса: создать условия для формирования у учащихся умения решать задачи по молекулярной биологии и генетике разной степени сложности.
Задачи:
- Диагностика уровня усвоения учебного материала по темам «Молекулярная биология» и «Генетика»;
- ликвидация пробелов в знаниях учащихся по темам и умениях решать задачи школьной программы на базовом уровне;
- обучение учащихся способам решения задач повышенной сложности по молекулярной биологии и генетике.
Формы, методы, технологии обучения
При преподавании элективного курса используются следующие технологии обучения: технологии сотрудничества, разноуровневого обучения, деятельностного подхода, метод проекта, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и игровые технологии.
При использовании ИКТ учитываются здоровьесберегающие аспекты урока.
Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации PowerPoint к урокам, презентации к интерактивной доске SMART Board.
Оборудование:
- компьютеры;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
Используемое программное обеспечение:
- Word
- Power Point
- SMART Notebook
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу элективного курса включены лабораторные и практические работы.
Планируемые результаты обучения
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
знать/понимать
- сущность законов (Харди – Вайнберга); закономерностей (основные закономерности передачи наследственных признаков, изменчивости;
- сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, - законы и правила; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
- устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
- решать задачи разной сложности по биологии;
- составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- грамотного оформления результатов биологических исследований;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
- выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
- определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
- отличать научные методы, используемые в биологии;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- отличать теорию от гипотезы.
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:
- определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
- приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
- объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
- указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
- отличать биологические системы от объектов неживой природы.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Текущий контроль - позволяет дать оценку результатам повседневной работы. В процессе данного вида контроля устанавливается не только результат предшествующей работы, качество усвоения знаний, умений, навыков, но и готовность учащихся к восприятию нового материала. Текущий контроль как наиболее оперативная и динамичная проверка результатов позволяет выяснить сдвиг в развитии учеников и содействует организации ритмичной работы учащихся. Основная цель данного контроля – анализ хода формирования ЗУН, что дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины, принять необходимые меры к устранению, возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям.
- Устный контроль – предназначен для проверки умения воспроизводить изученное, обосновывать отдельные понятия, законы, явления.
- Письменный контроль - осуществляется в конкретные отрезки времени. Находясь в жестком лимите времени, ученики должны проявить готовность мобилизовать усилия, знания и умение на безошибочное выполнение работы. Уроки письменного контроля обладают большой мобилизирующей силой, требуя от каждого ученика проявления наибольшей активности в выполнении предложенных заданий, что содействует формированию ответственного отношения к учебе.
Контрольная работа – используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.
Предлагая проверочные контрольные работы, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Учащимся предлагаются учебные задания в соответствии с их учебными возможностями, уровнем подготовки. Например, учащиеся могут решить более простую или сложную задачу, если рассчитывать трудность заданий таким образом, чтобы они были ориентированы на зону ближайшего развития учащегося.
Практическая работа, лабораторная работа – используется для формирования практических умений по проведению и описанию опытов, наблюдений, исследований с целью закрепления теоретических знаний.
Ученик получает «зачет» по итогам:
- выполнения контрольной работы по молекулярной биологии
- заполнения кроссворда «Генетические термины»
- выполнения заданий тестового контроля №1 и №2
- выполнения практических и лабораторных работ
- решения задач в игре «Бег с барьерами»
- решения занимательных задач повышенной сложности
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Белки: актуализация знаний по теме (белки - полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке).
Нуклеиновые кислоты: актуализация знаний по теме (сравнительная характеристика ДНК и РНК).
Биосинтез белка: актуализация знаний по теме (код ДНК, транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка).
Энергетический обмен: актуализация знаний по теме (метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, клеточное дыхание).
Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.
Полигибридное скрещивание.
Дигибридное, тригибридное, полигибридное скрещивание. Способы решения задач. Решётка Пеннета.
Кодоминирование.
Наследование групп крови по системе АВ0. Решение задач на определение групп крови и наследование резус-фактора.
Сцепленное наследование генов с кроссинговером.
Понятие о группах сцепления, кроссоверных гаметах и кроссоверном потомстве. Определение расстояния между генами. Решение задач на сцепление генов
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. Генетика пола; наследование, сцепленное с полом (хромосомное и нехромосомное определение пола в природе).
Полимерия. Эпистаз. Комплементарность.
Взаимодействие неаллельных генов. Расщепление при полимерии, эпистазе, комплементарности. Решение задач.
Взаимодействие генов. (взаимодействие аллельных и неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия).
Закон Харди – Вайнберга.
Генетика человека.
Практическая работа
Решение генетических задач и составление родословных.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы/раздела | Всего часов | В том числе | ||
Теория | Практика | Контроль | |||
1 | Введение | 2 | 2 | ||
2 | Белки | 5 | 3 | 2 | |
3 | Нуклеиновые кислоты | 2 | 2 | ||
4 | Биосинтез белка | 2 | 2 | ||
5 | Энергетический обмен | 2 | 1 | 1 | |
7 | Генетические символы и термины | 2 | 2 | ||
8 | Законы Г. Менделя | 7 | 7 | 6 | |
9 | Полигибридное скрещивание | 3 | 3 | 2 | |
10 | Кодоминирование | 2 | 2 | ||
11 | Сцепленное наследование генов с кроссинговером | 2 | 2 | ||
12 | Генетика пола | 2 | 2 | 1 | 1 |
13 | Взаимодействие генов | 1 | 1 | ||
14 | Закон Т. Моргана | 1 | 1 | 1 | |
15 | Закон Харди – Вайнберга | 1 | 1 | 1 | |
16 | Генетика человека | 1 | 1 | ||
17 | Заключение | 1 | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 33 | 14 | 2 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Программа элективного курса ориентирована на использование учебников:
1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10-11 класс. Под ред. проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2007;
а также методических пособий для учителя:
1. Ващенко О.Л. Биология 11 класс Поурочные планы. Базовый уровень. Волгоград. Изд. «Учитель», 2009г.
2. Лернер Г.И. Общая биология. Тестовые задания к основным учебникам. 10-11 классы. М. «Эксмо», 2009г.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. - М.: Дрофа, 2008. - 138 с;
дополнительной литературы для учителя:
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
- Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21век» «Мир и образование», 2005;
- Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
- Пименов А. В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
- Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.
Литература, задания в которой рекомендуются в качестве измерителей:
- Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997.- 240с;
- Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);
- Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Т.В. Иванова, Г. С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002;
- Козлова Т.А. Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;
- Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
- Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. -171с;
- Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. /Л.В. Высоцкая, СМ. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. В.К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001. - 462 с: ил.
- Соколовская Б. Х « Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981г.)
- Фридман М.В. «Задачи по генетике на школьной олимпиаде МГУ» (журнал «Биология для школьников» №2 – 2003 год)
- Щеглов Н. И. «Сборник задач и упражнений по генетике» (МП «Экоинвест», 1991г.)
MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
- Лаборатория КЛЕТКА
- Лаборатория ГЕНЕТИКА
- Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Дата | Тема |
9 класс | ||
1 | Введение. | |
2 | Белки: актуализация знаний по теме, белки – полимеры. | |
3 | Белки: актуализация знаний по теме, белки – полимеры. | |
4 | Белки: актуализация знаний по теме, структуры белковой молекулы. | |
5 | Белки: актуализация знаний по теме, функции белков в клетке | |
6 | Решение задач | |
7 | Решение задач | |
8 | Решение задач | |
9 | Решение тестовых заданий | |
10 | Решение тестовых заданий | |
11 | Нуклеиновые кислоты: актуализация знаний по теме (сравнительная характеристика ДНК и РНК) | |
12 | Нуклеиновые кислоты: актуализация знаний по теме (сравнительная характеристика ДНК и РНК) | |
13 | Решение задач по теме «Нуклеиновые кислоты» | |
14 | Решение задач по теме «Нуклеиновые кислоты» | |
15 | Решение задач по теме «Нуклеиновые кислоты» | |
16 | Решение задач по теме «Нуклеиновые кислоты» | |
17 | Решение тестовых заданий | |
18 | Решение тестовых заданий | |
19 | Решение тестовых заданий | |
20 | Решение тестовых заданий | |
21 | Биосинтез белка: актуализация знаний по теме (код ДНК), транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка. | |
22 | Биосинтез белка: актуализация знаний по теме, транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка | |
23 | Биосинтез белка: актуализация знаний по теме, транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка | |
24 | Решение задач по теме «Биосинтез белков» | |
25 | Решение задач по теме «Биосинтез белков» | |
26 | Решение задач по теме «Биосинтез белков» | |
27 | Решение тестовых заданий | |
28 | Решение тестовых заданий | |
29 | Решение тестовых заданий | |
30 | Решение тестовых заданий | |
31 | Энергетический обмен: актуализация знаний по теме (метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция) | |
32 | Этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, клеточное дыхание) | |
33 | Решение задач по теме «Энергетический обмен» | |
34 | Заключение |
Приложение
Задачи по теме «Код ДНК»
Задача №8.
Что тяжелее: белок или его ген?
Решение:
Пусть х – количество аминокислот в белке,
тогда масса этого белка – 120х,
количество нуклеотидов в гене, кодирующем этот
белок – 3х
масса этого гена – 345 · 3х
120х < 345 · 3х
Ответ: ген тяжелее белка.
Задача №9.
Последовательность нуклеотидов в начале гена, хранящего информацию о белке инсулине, начинается так: АААЦАЦЦТГЦТТГТАГАЦ.
Напишите последовательности аминокислот, которой начинается цепь инсулина
Решение:
Генетический код
Первое основа-ние |
|
основа-ние | |||
У (А) | Ц (Г) | А (Т) | Г (Ц) | ||
У (А) | Фен Фен Лей Лей | Сер Сер Сер Сер | Тир Тир - - | Цис Цис - Три | У (А) |
Ц (Г) | Лей Лей Лей Лей | Про Про Про Про | Гис Гис Глн Глн | Арг Арг Арг Арг | У (А) |
А (Т) | Иле Иле Иле Мет | Тре Тре Тре Тре | Асн Асн Лиз Лиз | Сер Сер Арг Арг | У (А) |
Г (Ц) | Вал Вал Вал Вал | Ала Ала Ала Ала | Асп Асп Глу Глу | Гли Гли Гли Гли | У (А) |
Двадцать аминокислот, входящих в состав белков
Сокращ. назв. | Аминокислота | Сокращ. назв. | Аминокислота |
Ала Арг Асн Асп Вал Гис Гли Глн Глу Иле | Аланин Аргинин Аспарагин Аспарагиновая к. Валин Гистидин Глицин Глутамин Глутаминовая к. Изолейцин | Лей Лиз Мет Про Сер Тир Тре Три Фен Цис | Лейцин Лизин Метионин Пролин Серин Тирозин Треонин Триптофан Фенилаланин Цистеин |
Ответ:
фенилаланин – валин – аспарагиновая кислота – глутаминовая кислота – гистидин – лейцин.
Задача №10.
Вирусом табачной мозаики (РНК - овый вирус) синтезируется участок белка с аминокислотной последовательностью:
Ала – Тре – Сер – Глу – Мет-
Под действием азотистой кислоты (мутагенный фактор) цитозин в результате дезаминирования превращается в урацил. Какое строение будет иметь участок белка вируса табачной мозаики, если все цитидиловые нуклеотиды подвергнутся указанному химическому превращению?
Решение:
Ала – Тре – Сер – Глу – Мет
ГЦУ – АЦГ – АГУ – ГАГ - АУГ
ГУУ – АУГ – АГУ – ГАГ - АУГ
Вал – Мет – Сер – Глу – Мет
Задачи по генетике
Кроссворд «Генетические термины»
14
11
9 10
8
7
6
5 13
4
15
12
3
1 2
- Совокупность внешних и внутренних признаков организма
- место расположения гена в хромосоме
- общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в пределах вида
- особь, в генотипе которой находятся одинаковые аллели одного гена
- наука о наследственности и изменчивости
- особь, в генотипе которой находятся разные аллели одного гена
- объекты, с которыми проводил свои опыты Т. Морган
- гены, обеспечивающие развитие альтернативных признаков
- совокупность генов, полученная организмом от родителей
- основоположник генетики
- общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам
- одна особь гибридного поколения
- признак, подавляющий другие
- подавляемый признак
- хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.
Ответы:
1 - генотип, 2 - локус, 3 - изменчивость, 4 - гомозиготная,
5 – генетика, 6 – гетерозиготная, 7 – дрозофилы,
8 – аллельные, 9 – генотип, 10 – Мендель,
11 – наследственность, 12 – гибрид, 13 – доминантный, 14 – рецессивный, 15 – аутосомы
Тестовый контроль № 1
(решение задач на моногибридное скрещивание)
Вариант 1.
У гороха высокий рост доминирует над низким. Гомозиготное растение высокого роста опылили пыльцой гороха низкого роста. Получили 20 растений. Гибридов первого поколения самоопылили и получили 96 растений второго поколения.
- Сколько различных типов гамет могут образовать гибриды первого поколения? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько разных генотипов может образоваться во втором поколении?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько доминантных гомозиготных растений выросло во втором поколении? А) 24 Б) 48 В) 72 Г) 96
- Сколько во втором поколении гетерозиготных растений?
А) 24 Б) 48 В) 72 Г) 96
- Сколько растений во втором поколении будут высокого роста?
А) 24 Б) 48 В) 72 Г) 96
Вариант 2.
У овса раннеспелость доминирует над позднеспелостью. Гетерозиготное раннеспелое растение скрестили с позднеспелым. Получили 28 растений.
1. Сколько различных типов гамет образуется у раннеспелого родительского растения? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
2. Сколько различных типов гамет образуется у позднеспелого родительского растения? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
3. Сколько гетерозиготных растений будет среди гибридов?
А) 28 Б) 21 В) 14 Г) 7
4. Сколько среди гибридов будет раннеспелых растений?
А) 28 Б) 21 В) 14 Г) 7
5. Сколько разных генотипов будет у гибридов?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
Вариант 3.
У гороха гладкие семена – доминантный признак, морщинистые – рецессивный. При скрещивании двух гомозиготных растений с гладкими и морщинистыми семенами получено 8 растений. Все они самоопылились и во втором поколении дали 824 семени.
1.Сколько растений первого поколения будут гетерозиготными?
А) 2 Б) 4 В) 6 Г) 8
2. Сколько разных фенотипов будет в первом поколении?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
3. Сколько различных типов гамет могут образовать гибриды первого поколения?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
4. Сколько семян во втором поколении будут гетерозиготными?
А) 206 Б) 412 В) 618 Г) 824
5.Сколько во втором поколении будет морщинистых семян?
А) 206 Б) 412 В) 618 Г) 824
Вариант 4.
У моркови оранжевая окраска корнеплода доминирует над жёлтой. Гомозиготное растение с оранжевым корнеплодом скрестили с растением, имеющим жёлтый корнеплод. В первом поколении получили 15 растений. Их самоопылили и во втором поколении получили 120 растений.
1. Сколько различных типов гамет может образовывать родительское растение с оранжевым корнеплодом?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
2. Сколько растений с жёлтым корнеплодом вырастет во втором поколении? А) 120 Б) 90 В) 60 Г) 30
3.Сколько во втором поколении будет гетерозиготных растений?
А) 120 Б) 90 В) 60 Г) 30
4. Сколько доминантных гомозиготных растений будет во втором поколении?
А) 120 Б) 90 В) 60 Г) 30
5. Сколько растений из второго поколения будет с оранжевым корнеплодом?
А) 120 Б) 90 В) 60 Г) 30
ОТВЕТЫ:
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
1. б 2. в 3. а 4. б 5. в | 1. б 2. а 3. в 4. в 5. б | 1. г 2. а 3. б 4. б 5. а | 1. а 2. г 3. в 4. г 5. б |
Тестовый контроль № 2
( решение задач на дигибридное скрещивание)
Вариант 1.
У гороха высокий рост доминирует над карликовым, гладкая форма семян – над морщинистой. Гомозиготное высокое растение с морщинистыми семенами скрестили с гетерозиготным растением, имеющим гладкие семена и карликовый рост. Получили 640 растений.
- Сколько будет среди гибридов высоких растений с гладкими семенами?
А) нет Б) 160 В) 640 Г) 320
- Сколько разных типов гамет может образовать родительское растение с гладкими семенами и карликовым ростом? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько среди гибридов будет низкорослых растений с гладкими семенами? А) 320 Б) 640 В) 160 Г) нет
- Сколько разных генотипов будет у гибридов?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
5. Сколько гибридных растений будет высокого роста?
А) 160 Б) нет В) 640 Г) 320
Вариант 2.
У кур оперённые ноги доминируют над неоперёнными, а гороховидный гребень – над простым. Скрестили дигетерозиготных кур и гомозиготных петухов с простыми гребнями и оперёнными ногами. Получили 192 цыплёнка.
- Сколько типов гамет образует курица?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько разных генотипов будет у цыплят?
А) 1 Б) 2 В) 4 Г)16
- Сколько цыплят будут с оперёнными ногами?
А) 192 Б) 144 В) 96 Г) 48
- Сколько цыплят будет с оперёнными ногами и простыми гребнями?
А) 192 Б) 144 В) 96 Г) 48
- Сколько разных фенотипов будет у гибридов?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
Вариант 3.
У кур укороченные ноги доминируют над нормальными, а гребень розовидной формы – над простым. В результате скрещивания гетерозиготной по этим признакам курицы и петуха с нормальными ногами и простым гребнем получено 80 цыплят.
- Сколько разных типов гамет может образовать курица?
А) 1 Б) 2 В) 3Г) 4
- Сколько разных типов гамет может образоваться у петуха?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько различных генотипов будет у гибридов?
А) 4 Б) 8 В) 12 Г) 16
- Сколько цыплят будет с нормальными ногами и простым гребнем?
А) 80 Б) 60 В) 40 Г) 20
- Сколько цыплят будет с розовидными гребнями?
А) 80 Б) 60 В) 40 Г) 20
Вариант 4.
У коров комолость (безрогость) доминирует над рогатостью, а чёрная масть – над рыжей. Чистопородного комолого быка чёрной масти скрестили с дигетерозиготными коровами. Получили 64 телёнка.
1.Сколько разных типов гамет образует бык?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько разных типов гамет образует корова?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько различных фенотипов образуется при этом скрещивании?
А) 1 Б) 4 В) 8 Г) 16
- Сколько различных генотипов будет у телят?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько будет комолых чёрных дигетерозиготных телят?
А) 64 Б) 48 В) 32 Г) 16
- Сколько будет комолых чёрных дигетерозиготных телят?
А) 64 Б) 48 В) 32 Г) 16
ОТВЕТЫ:
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
1. г 2. б 3. г 4. б 5. в | 1. г 2. в 3. а 4. в 5. б | 1. г 2. а 3. а 4. г 5. в | 1. а 2. г 3. а 4. г 5. г |
Задачи на моногибридное скрещивание.
Задача 1.
Какие пары наиболее выгодно скрещивать для получения платиновых лисиц, если платиновость доминирует над серебристостью, но в гомозиготном состоянии ген платиновости вызывает гибель зародыша?
Ответ: наиболее выгодно скрещивать серебристых и платиновых гетерозиготных лисиц.
Задача 2.
При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ - желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой?
Ответ: родительские растения гетерозиготны.
Задачи на дигибридное скрещивание.
Задача 3.
Если женщина с веснушками (доминантный признак) и волнистыми волосами (доминантный признак), у отца которой были прямые волосы и не было веснушек, выйдет замуж за мужчину с веснушками и прямыми волосами (оба его родителя с такими же признаками), то какими могут быть у них дети?
Ответ: все дети в этой семье будут с веснушками, а вероятность рождения их с прямыми и волнистыми волосами – по 50%
Задача 4.
Каковы генотипы родительских растений, если при скрещивании красных томатов (доминантный признак) грушевидной формы (рецессивный признак) с желтыми шаровидными получилось: 25% красных шаровидных, 25% красных грушевидных, 25% желтых шаровидных, 25% желтых грушевидных?
Ответ: генотипы родительских растений Аавв и ааВв.
Задачи на неполное доминирование.
Задача 5.
При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой курицы?
Ответ: половина цыплят будет белых, а половина пестрых
Задача 6.
Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое возникнет потомство при скрещивании между собой гибридов с розовыми ягодами?
Ответ: половина потомков будет с розовыми ягодами и по 25% с белыми и красными.
Задачи на наследование групп крови.
Задача 7.
Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?
Ответ: вероятность рождения детей с 4 группой крови – 50%, со 2 и 3 – по 25%.
Задача 8.
Можно ли переливать кровь ребёнку от матери, если у неё группа крови АВ, а у отца – О?
Ответ: нельзя.
Задача 9.
У мальчика 4 группа крови, а у его сестры – 1. Каковы группы крови их родителей?
Ответ: 2 и 3.
Задача 10.
В родильном доме перепутали двух мальчиков (Х и У). У Х – первая группа крови, у У – вторая. Родители одного из них с 1 и 4 группами, а другого – с 1 и 3 группами крови. Кто чей сын?
Ответ: у Х родители с 1 и 3 группами, у У – с 1 и 4.
Задачи на наследование, сцепленное с полом.
Задача 11.
У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Какими будут птенцы?
Ответ: половина самцов и самок будут зелеными, половина – коричневыми.
Задача 12.
У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?
Ответ: вероятность рождения самцов и самок с разным цветом глаз – по 50%.
Задача 13.
У здоровых по отношению к дальтонизму мужа и жены есть
- сын, страдающий дальтонизмом, у которого здоровая дочь,
- здоровая дочь, у которой 2 сына: один дальтоник, а другой – здоров,
- здоровая дочь, у которой пятеро здоровых сыновей
Каковы генотипы этих мужа и жены?
Ответ: генотипы родителей ХD Хd, ХD У.
Задача 14.
Кошка черепаховой окраски принесла котят черной, рыжей и черепаховой окрасок. Можно ли определить: черный или рыжий кот был отцом этих котят?
Ответ: нельзя.
Комбинированные задачи
Задача 15.
У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а чалая окраска шерсти формируется как промежуточный признак при скрещивании белых и рыжих животных. Определите вероятность рождения телят, похожими на родителей от скрещивания гетерозиготного комолого чалого быка с белой рогатой коровой.
Ответ: вероятность рождения телят, похожими на родителей – по 25%.
Задача 16.
От скрещивания двух сортов земляники (один с усами и красными ягодами, другой безусый с белыми ягодами) в первом поколении все растения были с розовыми ягодами и усами. Можно ли вывести безусый сорт с розовыми ягодами, проведя возвратное скрещивание?
Ответ: можно, с вероятностью 25% при скрещивании гибридных растений с безусым родительским растением, у которого белые ягоды.
Задача 17.
Мужчина с резус-отрицательной кровью 4 группы женился на женщине с резус- положительной кровью 2 группы (у её отца резус-отрицательная кровь 1 группы). В семье 2 ребенка: с резус-отрицательной кровью 3 группы и с резус-положительной кровью 1 группы. Какой ребенок в этой семье приемный, если наличие у человека в эритроцитах антигена резус-фактора обусловлено доминантным геном?
Ответ: приемный ребенок с 1 группой крови.
Задача 18.
В одной семье у кареглазых родителей родилось 4 детей: двое голубоглазых с 1 и 4 группами крови, двое – кареглазых со 2 и 4 группами крови. Определите вероятность рождения следующего ребенка кареглазым с 1 группой крови.
Ответ: генотип кареглазого ребенка с 1 группой крови
А* I0I0 , вероятность рождения такого ребенка 3/16, т.е. 18,75%.
Задача 19.
Мужчина с голубыми глазами и нормальным зрением женился на женщине с карими глазами и нормальным зрением (у всех её родственников были карие глаза, а её брат был дальтоником). Какими могут быть дети от этого брака?
Ответ: все дети будут кареглазыми, все дочери с нормальным зрением, а вероятность рождения сыновей с дальтонизмом – 50%.
Задача 20.
У канареек сцепленный с полом доминантный ген определяет зеленую окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Наличие хохолка зависит от аутосомного доминантного гена, его отсутствие – от аутосомного рецессивного гена. Оба родителя зеленого цвета с хохолками. У них появились 2 птенца: зеленый самец с хохолком и коричневая без хохолка самка. Определите генотипы родителей.
Ответ: Р: ♀ Х З У Аа; ♂ Х З Х К Аа.
Задача 21.
Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухотой женился на хорошо слышащей женщине с нормальным зрением. У них родился сын глухой и страдающий дальтонизмом и дочь с хорошим слухом и страдающая дальтонизмом. Возможно ли рождение в этой семье дочери с обеими аномалиями, если глухота – аутосомный рецессивный признак?
Ответ: вероятность рождения дочери с обеими аномалиями 12,5%.
Задачи на взаимодействие генов
Задача 22.
Форма гребня у кур определяется взаимодействием двух пар неаллельных генов: ореховидный гребень определяется взаимодействием доминантных аллелей этих генов, сочетание одного гена в доминантном, а другого в рецессивном состоянии определяет развитие либо розовидного, либо гороховидного гребня, особи с простым гребнем являются рецессивными по обеим аллелям. Каким будет потомство при скрещивании двух дигетерозигот?
Дано: А*В* - ореховидн. А*вв – розовидный ааВ* - гороховидн. аавв – простой P: ♀ АаВв ♂ АаВв | Ответ: 9 /16 – с ореховидными, 3/16 – с розовидными, 3/16 – с гороховидными, 1/16 – с простыми гребнями |
Задача 23.
Коричневая окраска меха у норок обусловлена взаимодействием доминантных аллелей. Гомозиготность по рецессивным аллеям одного или двух этих генов даёт платиновую окраску. Какими будут гибриды от скрещивания двух дигетерозигот?
Дано: А*В* - коричневая А*вв – платиновая ааВ* - платиновая аавв – платиновая P: ♀ АаВв ♂ АаВв | Ответ: 9/16 – коричневых, 7/16 платиновых норок. |
Задача 24.
У люцерны наследование окраски цветков – результат комплементарного взаимодействия двух пар неаллельных генов. При скрещивании растений чистых линий с пурпурными и желтыми цветками в первом поколении все растения были с зелёными цветками, во втором поколении произошло расщепление: 890 растений выросло с зелёными цветками, 306 – с жёлтыми, 311 – с пурпурными и 105 с белыми. Определите генотипы родителей.
Ответ: ААвв и ааВВ.
Задача 25.
У кроликов рецессивный ген отсутствия пигмента подавляет действие доминантного гена наличия пигмента. Другая пара аллельных генов влияет на распределение пигмента, если он есть: доминантный аллель определяет серую окраску (т.к. вызывает неравномерное распределение пигмента по длине волоса: пигмент скапливается у его основания, тогда как кончик волоса оказывается лишённым пигмента), рецессивный – чёрную (т.к. он не оказывает влияния на распределение пигмента). Каким будет потомство от скрещивания двух дигетерозигот?
Дано: А*В* - серая окраска А*вв – черная ааВ* - белая аавв – белая P: ♀ АаВв ♂ АаВв | Ответ: 9/16 серых, 3/16 черных, 4/16 белых крольчат. |
Задача 26.
У овса цвет зёрен определяется взаимодействием двух неаллельных генов. Один доминантный обусловливает чёрный цвет зёрен, другой – серый. Ген чёрного цвета подавляет ген серого цвета. Оба рецессивных аллеля дают бедую окраску. При скрещивании чернозерного овса в потомстве оказалось расщепление: 12 чернозерных : 3 серозерных : 1 с белыми зёрнами.
Определите генотипы родительских растений.
Дано: А*В* - черная ок. А*вв – черная ааВ* - серая аавв – белая P: ♀ черная ♂ черный в F 1 – 12 черн, 3 сер, 1 бел | Ответ: АаВв и АаВв. |
Задача 27.
Цвет кожи человека определяется взаимодействием генов по типу полимерии: цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе: если 4 доминантных гена – кожа чёрная, если 3 – тёмная, если 2 – смуглая, если 1 – светлая, если все гены в рецессивном состоянии – белая. Негритянка вышла замуж за мужчину с белой кожей. Какими могут быть их внуки, если их дочь выйдет замуж за мулата (АаВв) ?
Дано: черная кожа: ААВВ темная кожа: АаВВ ААВв смуглая кожа: АаВв ААвв ааВВ светлая кожа: Аавв ааВв белая кожа: аавв P: ♀ ААВВ ♂ аавв | Ответ: вероятность рождения внуков с черной кожей – 6,25% , с темной – 25%, со смуглой – 37,5%, со светлой – 25%, с белой – 6,25%. |
Задача 28.
Наследование яровости у пшеницы контролируется одним или двумя доминантными полимерными генами, а озимость – их рецессивными аллелями. Каким будет потомство при скрещивании двух дигетерозигот?
Дано: А*В* - яровость А*вв – яровость ааВ* - яровость аавв – озимость P: ♀ АаВв ♂АаВв | Ответ: 15/16 яровых, 1/16 – озимых. |
Задачи на анализирующее скрещивание
Задача 29.
Рыжая окраска у лисы – доминантный признак, чёрно-бурая – рецессивный. Проведено анализирующее скрещивание двух рыжих лисиц. У первой родилось 7 лисят – все рыжей окраски, у второй – 5 лисят: 2 рыжей и 3 чёрно-бурой окраски. Каковы генотипы всех родителей?
Ответ: самец черно-бурой окраски , самки гомо – и гетерозиготны.
Задача 30.
У спаниелей чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть – над длинной. Охотник купил собаку чёрного цвета с короткой шерстью и, чтобы быть уверенным, что она чистопородна, провёл анализирующее скрещивание. Родилось 4 щенка:
2 короткошерстных чёрного цвета,
2 короткошерстных кофейного цвета. Каков генотип купленной охотником собаки?
Ответ: купленная охотником собака гетерозиготная по первой аллели.
Задачи на кроссинговер
Задача 31.
Определите частоту (процентное соотношение) и типы гамет у дигетерозиготной особи, если известно, что гены А и В сцеплены и расстояние между ними 20 Морганид.
Ответ: кроссоверныхе гаметы - Аа и аВ - по 10%,
некроссоверные – АВ и ав – по 40%
Задача 32.
У томатов высокий рост доминирует над карликовым, шаровидная форма плодов – над грушевидной. Гены, ответственные за эти признаки, находятся в сцепленном состоянии на расстоянии 5,8 Морганид. Скрестили дигетерозиготное растение и карликовое с грушевидными плодами. Каким будет потомство?
Ответ: 47,1% - высокого роста с шаровидными плодами
47,1% - карликов с грушевидными плодами
2,9% - высокого роста с грушевидными плодами,
2,9% - карликов с шаровидными плодами.
Задача 33.
Дигетерозиготная самка дрозофилы скрещена с рецессивным самцом. В потомстве получено АаВв – 49%, Аавв – 1%, ааВв – 1%, аавв – 49%. Как располагаются гены в хромосоме?
Ответ: гены наследуются сцеплено, т.е. находятся в 1 хромосоме. Сцепление неполное, т.к. имеются кроссоверные особи, несущие одновременно признаки отца и матери: 1% + 1% = 2%, а это значит, что расстояние между генами 2 Морганиды.
Задача 34.
Скрещены две линии мышей: в одной из них животные с извитой шерстью нормальной длины, а в другой – с длинной и прямой. Гибриды первого поколения были с прямой шерстью нормальной длины. В анализирующем скрещивании гибридов первого поколения получено: 11 мышей с нормальной прямой шерстью, 89 – с нормальной извитой, 12 – с длинной извитой, 88 – с длинной прямой. Расположите гены в хромосомах.
Ответ: Ав расстояние между генами 11,5 Морганид аВ
Задача 35 на построение хромосомных карт
Опытами установлено, что процент перекрёста между генами равен:
А) А – В = 1,2% В – С = 3,5 % А – С = 4,7 | Б) C – N = 13% C – P = 3% P – N = 10% C – A = 15% N – A = 2% |
В) P – G = 24% R – P =14% R – S = 8% S – P = 6% | Г) A – F = 4% C – B = 7% A – C = 1% C – D = 3% D – F = 6% A – D = 2% A – B = 8% |
Определите положение генов в хромосоме.
Необходимые пояснения: сначала вычерчивают линию, изображающую хромосому. В середину помещают гены с наименьшей частотой рекомбинации, а затем устанавливают местонахождение всех генов, взаимосвязанных между собой
в порядке возрастания их частот рекомбинаций
Ответ:
А) А между В и С Б) C H N A Г) DACFB | B) RSP, точное положение гена не может быть установлено - недостаточно информации |
Задачи по генетике популяций.
Закон Харди – Вайнберга:
Мы будем рассматривать только так называемые менделевские популяции:
- особи диплоидны
- размножаются половым путем
- популяция имеет бесконечно большую численность
кроме того, панмиктические популяции:
где случайное свободное скрещивание особей протекает при отсутствии отбора.
Рассмотрим в популяции один аутосомный ген, представленный двумя аллелями А и а.
Введем обозначения:
N – общее число особей популяции
D – число доминантных гомозигот (АА)
H – число гетерозигот (Аа)
R – число рецессивных гомозигот (а)
Тогда: D + H + R = N
Так как особи диплоидны, то число всех аллелей по рассматриваемому гену будет 2 N.
Суммарное число аллелей А и а :
А = 2 D + Н
а = Н + 2 R
Обозначим долю (или частоту) аллеля А через p, а аллеля а – через g, тогда:
2D + H p = ----------- 2N | H + 2R g = ----------- N |
Поскольку ген может быть представлен аллелями А или а и никакими другими, то p + g = 1
Состояние популяционного равновесия математической формулой описали в 1908 году независимо друг от друга математик Дж. Харди в Англии и врач В. Вайнберг в Германии (закон Харди – Вайнберга):
если p - частота гена A, g - частота гена а,
с помощью решетки Пеннета можно представить в обобщенном виде характер распределения аллелей в популяции:
p А | g а | |
p А | p2 АА | pg Аа |
g а | pg Аа | g2 аа |
Соотношение генотипов в описанной популяции:
p2 АА : 2pg Аа : g2 аа
Закон Харди – Вайнберга в простейшем виде:
p2 АА + 2pg Аа + g2 аа = 1
Задача 36
Популяция содержит 400 особей, из них с генотипом АА – 20, Аа – 120 и аа – 260. Определите частоты генов А и а.
Дано: N = 400 D = 20 H = 120 R = 260 | Решение:
2D + H p = ----------- = 0, 2 2N |
p – ?
g - ? H + 2R
g = ----------- = 0,8
N
Ответ: частота гена А – 0, 2, гена а – 0,8
Задача 37.
У крупного рогатого скота породы шортгорн рыжая масть доминирует над белой. Гибриды от скрещивания рыжих и белых - чалой масти. В районе, специализирующемся на разведении шортгорнов, зарегистрировано 4169 рыжих животных, 3780 – чалых и 756 белых. Определите частоту генов рыжей и белой окраски скота в данном раойне.
Дано АА – красн. аа – белая Аа - чалая D = 4169 H = 3780 R = 756 | Решение 2D + H p = ----------- = 0, 7 2N |
p – ? H + 2R
g - ? g = ----------- = 0, 3
N
Ответ: частота гена красной окраски 0,7, а белой – 0, 3.
Задача 38.
В выборке, состоящей из 84000 растений ржи, 210 растений оказались альбиносами, т.к. у них рецессивные гены находятся в гомозиготном состоянии. Определите частоты аллелей А и а. а также частоту гетерозиготных растений.
Дано N = 84000 R = 210 | Решение
g 2 = 210 : 8400 = 0, 0025 |
p – ? g = 0, 05
g - ? p = 1 – g = 0, 95
2 pg - ? 2 pg = 0, 095
Ответ: частота аллеля а – 0, 05, ч
астота аллеля Аа – 0, 95,
частота генотипа Аа – 0, 095
Задача 39.
Группа особей состоит из 30 гетерозигот. Вычислите частоты генов А и а.
Дано N = H = 30 | Решение 2D + H p = ----------- = 0, 5 2N |
p – ? g = 1 – p = 0, 5
g - ?
Ответ: частота генов А и а - 0, 5.
Задача 40.
В популяции известны частоты аллелей p = 0,8 и g = 0, 2. Определите частоты генотипов.
Дано
p = 0,8 g = 1 – p = 0, 5 g = 0,2 | Решение p 2 = 0, 64 g 2 = 0, 04 2 pg = 0, 32 |
p 2 – ?
g 2 - ?
2 pg - ? Ответ: частота генотипа АА – 0, 64,
генотипа аа – 0, 04
генотипа Аа – 0, 32.
Задача 41.
Популяция имеет следующий состав 0,05 АА, 0,3 Аа и 0,65 аа. Найдите частоты аллелей А и а.
Дано p 2 = 0,05 g 2 = 0,3 2 pg = 0,65 | Решение p = 0,2 g = 0,8 |
p – ?
g - ?
Ответ: частота аллеля А – 0,2,
аллеля а – 0, 8
Задача 42.
В стаде крупного рогатого скота 49% животных рыжей масти (рецессив) и 51% чёрной масти (доминанта). Сколько процентов гомо- и гетерозиготных животных в этом стаде?
Дано g 2 = 0,49 p 2 + 2 pg = 0,51 | Решение p = 1 – g = 0,3 p 2 = 0,09 2 pg = 0,42 |
p 2 – ?
2 pg - ? Ответ: гетерозигот 42%,
гомозигот по рецессиву – 49%
гомозигот по доминантне – 9%
Задача 43.
Вычислите частоты генотипов АА, Аа и аа (в %), если особи аа составляют в популяции 1% ?
Дано g 2 = 0,01 | Решение g = 0,1 p = 1 – g = 0,9 |
p 2 – ? 2 pg = 0,18
2 pg - ? p 2 = 0,81
Ответ: в популяции 81% особей с генотипом АА,
18% с генотпом Аа и 1% с генотипом аа.
Занимательные генетические задачи
Задача 44. « Сказка про драконов»
У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были проведены всевозможные скрещивания:
- Огнедышащие родители – всё потомство огнедашащее.
- Неогнедышащие родители – всё потомство неогнедышащее.
- Огнедышащий самец и неогнедышащая самка – в потомстве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дракончиков.
- Неогнедышащий самец и огнедышащая самка – всё потомство неогнедышащее.
Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.
Решение:
- по скрещиванию №4 определяем: А – неогнедыш., а – огнедышащ. => огнедышащие: ♀аа и ♂аа; неогнедышащий самец - ♂ АА
- по скрещиванию №3: неогнедышащая самка - ♀ Аа.
Задача 45. «Консультант фирмы «Коктейль»
Представьте себе, что вы – консультант небольшой фирмы «Коктейль», что в буквальном переводе с английского означает «петушиный хвост». Фирма разводит экзотические породы петухов ради хвостовых перьев, которые охотно закупают владельцы шляпных магазинов во всём мире. Длина перьев определяется геном А (длинные) и а (короткие), цвет: В – чёрные, в – красные, ширина: С – широкие, с – узкие. Гены не сцеплены. На ферме много разных петухов и кур со всеми возможными генотипами, данные о которых занесены в компьютер. В будущем году ожидается повышенный спрос на шляпки с длинными чёрными узкими перьями. Какие скрещивания нужно провести, чтобы получить в потомстве максимальное количество птиц с модными перьями? Скрещивать пары с абсолютно одинаковыми генотипами и фенотипами не стоит.
Решение:
F1 : А* В* СС
- Р: ♀ ААВВсс х ♂ ааввсс
- Р: ♀ ААВВсс х ♂ ААввсс
- Р: ♀ ААввсс х ♂ ооВВсс и т.д.
Задача 46. « Контрабандист»
В маленьком государстве Лисляндии вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они
считаются национальным достоянием, и перевозить через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем – рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии?
Решение:
- провести анализирующее скрещивание и выяснить: какие рыжие лисы гетерозиготны по аллелям окраски, их перевезти через границу
- на родине контрабандиста их скрестить друг с другом и ¼ потомков будет с серебристой окраски.
Задача 47. «Расстроится ли свадьба принца Уно?»
Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были случаи гемофилии. Братьев и сестёр у Беатрис нет. У тёти Беатрис растут два сына – здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер ещё мальчиком от потери крови, причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тётя и мама Беатрис – дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду её жениха?
Ответ: построив предполагаемое генеалогическое древо, можно доказать, что ген гемофилии был в одной из х- хромосом бабушки Беатрис; мат Беатрис могла получить его с вероятностью 0,5, сама Беатрис – с вероятностью 0, 25.
Задача 48. «Царские династии»
Предположим, что у императора АлександраΙ в У-хромосоме была редкая мутация. Могла ли эта мутация быть у: а) Ивана Грозного
б) Петра Ι
в) Екатерины ΙΙ
г) Николая ΙΙ?
Решение:
- Ввиду принадлежности к женскому полу, мы сразу вычеркнем Екатерину ΙΙ.
- Ивана Грозного вычеркнем тоже – он представитель рода Рюриковичей и к династии Романовых не принадлежал.
- Провинцал. немецкий герцог и Анна (дочь Петра Ι)
↓
Петр ΙΙΙ и Екатерина ΙΙ
↓
Павел Ι
↓ ↓
Александр Ι Николай Ι
↓
Александр ΙΙ
↓
Александр ΙΙΙ
↓
Николай ΙΙ
Ответ: могла у Николая ΙΙ
Задача 49. «Листая роман «Война и мир»
Предположим, что в Х – хромосоме у князя Николая Андреевича Болконского была редкая мутация. Такая же мутация была и у Пьера Безухова. С какой вероятностью эта мутация могла быть у:
а) Наташи Ростовой
б) у сына Наташи Ростовой
в) сына Николая Ростова
г) автора «Войны и мира» ?
Ответ:
- Андрей Болконский не получил от отца Х-хромосомы. Его жена не была родственницей ни Болконских ни Безуховых. Следовательно, у сына князя Андрея мутации нет.
- Наташа Ростова вышла замуж за Пьера Безухова. Пьер передал свою хромосому своим дочерям, но не сыновьям. Следовательно, дочери Наташи Ростовой получили мутацию, а сыновья – нет.
- Сын Николая Ростова получил свою Х – хромосому от матери – дочери старого князя Болконского (из 2 хромосом княжны Марьи мутация была только в одной => она передала Х – хромосому своему сыну с вероятностью 50%)
- Лев Николаевич: действие романа заканчивается за несколько лет до рождения Толстого, на страницах романа сам автор не появляется. Но: отцом писателя был отставной офицер граф Николай Ильич Толстой, а мать – урожденная Волконская => прототипами родителей писателя были Николай Ростов и его жена, урожденная Мария Болконская. Их будущий сын Лев получит мутацию с вероятностью 50%.
Задача 50. «Спор Бендера и Паниковского»
Два соседа поспорили: как наследуется окраска у волнистых попугайчиков? Бендер считает, что цвет попугайчиков определяется одним геном, имеющим 3 аллеля: Со - рецессивен по отношению к двум другим, Сг и Сж кодоминантны Поэтому у попугайчиков с генотипом Со Со – белый цвет, Сг Сг и Сг Со – голубой, Сж Сж и Сж Со – жёлтый цвет и Сг Сж – зелёный цвет. А Паниковский считает, что окраска формируется под действием двух взаимодействующих генов А и В. Поэтому попугайчики с генотипом А*В* - зелёные, А* вв – голубые, ааВ* - жёлтые, аавв – белые.
Они составили 3 родословные:
1. P : З х Б 2. P : З х З 3. P : З х Б
F1 : З, Б F1 : Б F1 :Г, Ж, Г, Г, Ж, Ж, Ж, Г, Ж
Какие родословные могли быть составлены Бендером, какие – Паниковским?
Ответ: родословные 1 и 2 могли быть составлены
Паниковским, а родословная 3 – Бендером
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Решение нестандартных задач по алгебре и началам анализа" (профильный курс 3 часа в неделю) 11 класс
Для тех, кто предполагает получить в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой и социально-экономическими дисциплинами, математическая подготовка носит более фундамент...
Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории...
Рабочая программа по элективному курсу для 11 класса «Решение генетических задач»
Рабочая программа по элективному курсу для 11 класса «Решение генетических задач» разработана на основе: программы элективного курса для 11 класса "Решение генетических задач", автор...
рабочая программа_Решение математических задач
Рабочая программа_Решение математических задач для внеурочной деятельности. Дополнение к курсу алгебра. Раситана на 2 года обучения для 8-9 класов...
Рабочая программа "Решение генетических задач" (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая)
Данная программа имеет естественнонаучную направленность и составлена с учетом содержания школьной программы по разделу «Генетика», но все же не является повторением школьного курса. В тип...
рабочая программа "Решение химических задач"
Программа составлена на основе примерной основной образовательной программы среднего общего образования, программы под редакцией Г.Е.Рудзитис и Ф Г. Фельдмана...
Рабочая программа "Решение практических задач 7-9 классы"
При изучении курса также осуществляется преемственность начального и основного общего образования. Материал курса предлагается с учетом личностно...