Биология 6 класс
учебно-методическое пособие по биологии (6 класс)
Текстовые задания для уроков, можно использовать для закрепления материалла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыление | 38.5 КБ |
транспирация | 47 КБ |
многообразие покрытосеменных | 30 КБ |
строение и функции корня | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс. Опыление.
Насекомые получают от растений пыльцу и нектар. Большинство насекомых питается пыльцой, а некоторые (пчелы, шмели и др.) используют ее как корм для потомства. Такие отношения дают тем и другим заметные преимущества. Насекомые, питаясь, обеспечивают растениям надежное опыление и экономию пыльцы.
Прочитайте текст и заполните таблицу, вписав в нее приспособления для опыления у растений и насекомых.
У растений возник ряд приспособлений к тому, чтобы пыльца попадала на те участки тела насекомого, которыми оно коснется пестика другого цветка и которые насекомое не может почистить.
Так, у некоторых растений пыльники делятся на два типа: «питающие» - привлекают насекомых яркой окраской (они обычно вырабатывают стерильную пыльцу, которую и поедают насекомые); и другие - незаметные и служащие для опыления. У насекомых, использующих пыльцу и нектар для приготовления корма личинкам, возникли приспособления для их переноса: щеточки, корзиночки и др. (например, у шмелей). Некоторые тропические жуки-опылители тоже имеют волоски на теле. У многих растений, в свою очередь, пыльцевые зерна имеют неровную поверхность и покрыты липкими маслами, что также помогает насекомым набрать как можно больше пыльцы.
Растения не только вырабатывают необходимые насекомым вещества, но и помогают их найти. В ходе эволюции возникли разнообразные сигнальные признаки, указывающие на наличие у растения этих веществ и облегчающие их поиск, например яркий цвет и аромат цветка. Эти признаки развивались в тесной связи с органами обоняния и зрения насекомых. Обычно сигналы адресованы строго определенным опылителям.
Так, цветки, опыляемые ночными бабочками, часто белые или светло-желтые и сильно пахнут. Днем такие цветки закрываются.
У многих дневных цветков есть «указатели» пути к нектару и пыльце (например, линии определенной окраски), а запахи могут отпугивать нежданных посетителей. Такое приспособление к определенному опылителю позволяет экономить пыльцу, делает опыление более надежным. Кроме того, оно позволяет избавиться от большого количества насекомых, которые хотят полакомиться нектаром, но бесполезны для опыления растений.
Приспособления для опыления.
№ | У растений | У животных |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
Проверка.
№ | У растений | У животных | Баллы |
1 | Яркая окраска цветка | Приспособления для переноса пыльцы: щеточки, корзинки, волоски | 1 |
2 | Шероховатая поверхность пыльцы | Развитие органов обоняния и зрения | 1 |
3 | Липкая пыльца | Используют пыльцу и нектар для питания | 1 |
4 | Аромат | 1 | |
5 | Наличие нектара | 1 | |
6 | Два вида пыльцы | ||
7 | Сигнальные признаки |
1 балл за каждый верно указанный признак
Предварительный просмотр:
Биология 6 класс. Тема: «Испарение воды растением».
Известно, что растения в среднем используют менее 1 % поглощаемой воды. Куда расходуется остальная? С этим вопросом вам предстоит разобраться.
Прочтите текст и заполните пустые графы таблицы.
Большая часть воды, поглощаемая растением, расходуется на транспирацию, то есть на испарение воды с поверхности растения. В этом процессе участвуют три основные структуры.
Устьица - поры, окруженные замыкающими клетками; располагаются в эпидермисе листьев и зеленых стеблей. Через них испаряется около 90 % воды.
Кутикула - восковой слой, покрывающий эпидермис листьев и стеблей; под ним проходит вода, испаряющаяся с наружных стенок клеток эпидермиса. Через этот слой теряется в среднем около 10 % воды; больше или меньше - зависит от толщины кутикулы.
Чечевички - участки рыхлой ткани на поверхности стеблей (стволов) и корней растений. Обычно их роль в транспирации не очень велика, но у листопадных деревьев после сбрасывания листвы через чечевички теряется основная масса воды.
Потери воды в результате транспирации в количественном отношении могут быть очень велики. Травянистые растения, например хлопчатник и подсолнечник, ежедневно теряют 1-2 л воды, а взрослый дуб - более 600 л.
? | Особенности строения | Расположение на растении | ? |
? | ? | В эпидермисе листьев и зеленых стеблей | ? |
? | Восковой слой | ? | 10 % |
Чечевички | ? | ? | ? |
Проверка: каждая правильно заполненная графа 1 балл. Максимальное количество баллов 10.
Оценка 3 ставиться за 5 баллов
Оценка 4 за 8-9 баллов
Оценка 5 за 10 баллов
Структуры | Особенности строения | Расположение на растении | Количество испаряемой воды |
Устьица | Поры, окруженные замыкающими клетками | В эпидермисе листьев и зеленых стеблей | 90 % |
Кутикула | Восковой слой | Покрывает эпидермис листьев и стеблей | 10 % |
Чечевички | Участки рыхлой ткани | На поверхности стеблей и корней | После сбрасывания листьев, через них теряется основная масса воды |
Известно, что растения в среднем используют менее 1 % поглощаемой воды. Куда расходуется остальная? С этим вопросом вам предстоит разобраться.
Прочтите текст и заполните пустые графы таблицы.
Большая часть воды, поглощаемая растением, расходуется на транспирацию, то есть на испарение воды с поверхности растения. В этом процессе участвуют три основные структуры.
Устьица - поры, окруженные замыкающими клетками; располагаются в эпидермисе листьев и зеленых стеблей. Через них испаряется около 90 % воды.
Кутикула - восковой слой, покрывающий эпидермис листьев и стеблей; под ним проходит вода, испаряющаяся с наружных стенок клеток эпидермиса. Через этот слой теряется в среднем около 10 % воды; больше или меньше - зависит от толщины кутикулы.
Чечевички - участки рыхлой ткани на поверхности стеблей (стволов) и корней растений. Обычно их роль в транспирации не очень велика, но у листопадных деревьев после сбрасывания листвы через чечевички теряется основная масса воды.
Потери воды в результате транспирации в количественном отношении могут быть очень велики. Травянистые растения, например хлопчатник и подсолнечник, ежедневно теряют 1-2 л воды, а взрослый дуб - более 600 л.
? | Особенности строения | Расположение на растении | ? |
? | ? | В эпидермисе листьев и зеленых стеблей | ? |
? | Восковой слой | ? | 10 % |
Чечевички | ? | ? | ? |
Известно, что растения в среднем используют менее 1 % поглощаемой воды. Куда расходуется остальная? С этим вопросом вам предстоит разобраться.
Прочтите текст и заполните пустые графы таблицы.
Большая часть воды, поглощаемая растением, расходуется на транспирацию, то есть на испарение воды с поверхности растения. В этом процессе участвуют три основные структуры.
Устьица - поры, окруженные замыкающими клетками; располагаются в эпидермисе листьев и зеленых стеблей. Через них испаряется около 90 % воды.
Кутикула - восковой слой, покрывающий эпидермис листьев и стеблей; под ним проходит вода, испаряющаяся с наружных стенок клеток эпидермиса. Через этот слой теряется в среднем около 10 % воды; больше или меньше - зависит от толщины кутикулы.
Чечевички - участки рыхлой ткани на поверхности стеблей (стволов) и корней растений. Обычно их роль в транспирации не очень велика, но у листопадных деревьев после сбрасывания листвы через чечевички теряется основная масса воды.
Потери воды в результате транспирации в количественном отношении могут быть очень велики. Травянистые растения, например хлопчатник и подсолнечник, ежедневно теряют 1-2 л воды, а взрослый дуб - более 600 л.
? | Особенности строения | Расположение на растении | ? |
? | ? | В эпидермисе листьев и зеленых стеблей | ? |
? | Восковой слой | ? | 10 % |
Чечевички | ? | ? | ? |
Предварительный просмотр:
Строение и многообразие покрытосеменных растений.
Покрытосеменные, или цветковые, относятся к высшим растениям. Это наиболее высокоорганизованная группа растительного мира.
Почитайте текст и заполните таблицу.
Цветковые растения имеют вегетативные (корень и побег) и генеративные (цветок и плод с семенами) органы.
Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые. Все корни одного растения образуют корневую систему. Корневая система может быть стержневой или мочковатой. Для однодольных растений характерна мочковатая корневая система, а для двудольных стержневая. Корни закрепляют растения в почве и обеспечивают его водой и минеральными веществами.
Побег состоит из стебля и листьев. Лист состоит из черешка и листовой пластинки. Листовые пластинки в разных направлениях пронизаны жилками. Жилкование может быть параллельным, дуговым и сетчатым. В стеблях двудольных есть образовательная ткань камбий, а стебли однодольных растений не имеют камбия, поэтому они почти не растут в толщину, их стебель внутри пустой и называется соломина.
Почки представляют собой зачаточные побеги. Различают вегетативные (листовые) и генеративные (цветочные) почки.
Клубень, корневище и луковица являются видоизмененными побегами, с помощью которых растения размножаются. В них запасаются питательные вещества.
Цветок - видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами.
Семя цветкового растения состоит из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. Семена двудольных растений имеют две семядоли, однодольных – одну. Семена находятся внутри сухих или сочных плодов.
На строение и развитие органов цветкового растения большое внимание оказывают условия среды обитания.
Вопросы для сравнения | Двудольные растения | Однодольные растения |
Корневая система | ||
Жилкование листьев | ||
Число семядолей в семени | ||
Строение стебля |
Предварительный просмотр:
6 класс. Строение корня.
Корень – осевой вегетативный орган листостебельного растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепления растения на земле.
Прочитайте текст заполните таблицу и выполните задание.
Различают главный, боковые и придаточные корни. Главный корень развивается из зародышевого корешка семени. Корни, которые возникают на стебле или листе, называются придаточными. Боковой корень – это ответвление любого корня: главного, бокового или придаточного. Корни нарастают верхушкой, защищенной корневым чехликом. За зоной роста располагается небольшая зона всасывания, наружные клетки которой имеют корневые волоски. Наибольшую часть корня составляет зона проведения. Совокупность всех корней растения составляет корневую систему. Различают стержневую и мочковатую корневые системы. Стержневая корневая система имеет хорошо выраженный главный корень, она встречается в основном у двудольных растений. Мочковатая корневая система характерна в основном для однодольных растений. В этой системе главный корень в массе придаточных корней не выделяется.
На корнях многих растений образуются придаточные почки, из которых развиваются надземные побеги (корневые отпрыски). У ряда растений образуются корнеплоды, корни-прицепки, воздушные корни и т. п.
Тип корневой системы | ? | Класс | ? | Функции корня | Видоизменения корня |
? | Главный, придаточные, боковые | ? | Одуванчик | ? | ? |
Мочковатая | ? | Однодольные | ? |
Соотнесите название зон корня с их положением на корне.
5.
4.
3.
2.
1.
Ключ для проверки.
Тип корневой системы | Какими корнями образована | Класс | Примеры растений | Функции корня | Видоизменения корня |
Стержневая | Главный, придаточные, боковые | Двудольные | Одуванчик | Почвенное питание, закрепление растения на земле | Корнеплоды, корневые клубни, корни-прицепки, воздушные корни |
Мочковатая | Придаточные, боковые | Однодольные | Пшеница |
2. 1 С, 2 В, 3 Д, 4 А, 5 Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....