Рабочая программа по предмету "Биология" 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)

Коробкова Галина Алексеевна

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования ( среднее (полное) образование), примерной программы по биологии ( автор В.В. Пасечник), требований к уровню подготовки выпускников по биологии и предполагает изучение курса по учебнику "Общаяя биология:10-11 классы/А.А. Каменского, В.В. Пасечника - М.: Дрофа, 2015". Программа рассчитана на 136 часов ( 2 часа в неделю)

Скачать:


Предварительный просмотр:

I:\2019-09-20 Коробкова\Коробкова 003.jpg

         

    МКОУ «Возовская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на ШМО естественно –математического цикла

Протокол №      от

«____»___________2019г

Руководитель МО

_________Сергеева Е.Н.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР

________Болотина Т. Г.

«___ »___________2019г

Утверждаю

Директор школы

_______Золотухин Д. А.

Приказ №____  от

«____»___________2019г

Рабочая программа по биологии

среднего  общего образования на базовом уровне

10-11 класс

                                    Разработчик программы:

                                     учитель биологии и химии

                                         Коробкова Галина Алексеевна

 (высшая квалификационная категория)

Возы   2019 г.

2.Пояснительная записка.

        Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии (автор В.В. Пасечник), требований к уровню подготовки выпускников по биологии и предполагает изучение курса  по учебнику «Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2015». Программа рассчитана на 136 часов (2 часа в неделю).

Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

В 10 и 11 классах обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются  и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов.        

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее  системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет  знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие  культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований.

Цели

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,  экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов,  анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые  полностью соответствуют стандарту.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять,  устанавливать взаимосвязи, решать задачи,  составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие  за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса:

Биология как наука;

Методы научного познания;

Клетка;

Организм;

Вид;

Экосистемы.

Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими образовательными областями позволяют успешно решать задачи общего среднего образования.

При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности учащихся.

Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения.

Важным структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью запланировано систематически подводить итоги урока, комментировать работу учащихся по усвоению знаний и овладению умениями.

Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности, при организации экскурсий учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе.

Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения. Измерители уровня учебных достижений школьников построены с учетом материалов предлагаемых при сдаче экзамена в форме ЕГЭ.

На уроках материал курса излагается в эволюционной последовательности, используются различные методы, активизирующие деятельность учащихся. При распределении заданий используется индивидуальный подход к учащимся, учитывается общая учебная нагрузка и интерес учащихся к той или иной проблеме.

        Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования  к уровню знаний выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информации. Внедрение современных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся. Новые информационные технологии и программные средства способны помочь более эффективно решать следующие задачи:

  • стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;
  • организация индивидуального обучения школьников;
  • наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.

3.Содержание программы

10 класс

68 ч/год (2 ч/нед.)

Введение (5ч)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.

Демонстрация: портретов ученых-биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».  

                                                               

Основы цитологии (28 ч)

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация: микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; модели ДНК, модели-аппликации «Синтез белка».

Лабораторные работы:

  №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах и их описание».

№2 «Сравнение строения клеток растений и животных».

Размножение и индивидуальное развитие организмов (11ч)

Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных, схем митоза и мейоза.

Лабораторная работа: №3  «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

Основы генетики (13 ч)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

  Демонстрация: моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Практические и лабораторные работы:

П/р №1 «Составление простейших схем скрещивания».

П/р №2 «Решение элементарных генетических задач».

Л/р №4 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений»

Л/р №5 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

Генетика человека (11ч)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

Демонстрация: хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.

Содержание программы

11 класс

68 ч/год (2 ч/нед.)

Основы учения об эволюции (18ч)

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы развития эволюционных идей.

Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Главные направления эволюционного процесса.

 Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.

Демонстрация: живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторные работы:   

№1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»                                            

Основы селекции и биотехнологии (8ч)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.

Демонстрация: живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; портретов известных селекционеров; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных; таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.

Антропогенез (9 ч)

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Демонстрация: моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.

Основы экологии (21 ч)

Что изучает экология.  Среда обитания организмов и её факторы. Местообитание и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия.

Основные экологические характеристики популяции Динамика популяции. Экологические сообщества. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах.

Пищевые цепи. Экологические пирамиды.  Экологическая сукцессия.

Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.

Лабораторные работы: №2«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

№3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания)»                                            

Эволюция биосферы и человека(10 ч) 

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира.

         Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппликации «Биосфера и человек»; карт заповедников нашей страны.

Итоговый обобщающий урок (1 ч)

Резервное время – 2 часа

               

3. Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения биологии на базовом  уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;;
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

4.Учебно-методическая обеспечение

1.Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В.Пасечника – М.: Дрофа, 2017

2.Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы» - М.: Изд-во «Экзамен», 2006

3.Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.

4.Общая биология: учеб. для 10 кл. общеобразоват учреждений/ В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2005 (для углубления)

5.Заяц Р.Г. и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи/ Р.Г. Заяц и др. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2003.

5. Календарно- тематическое планирование

10 класс

УМК: Е.А.Криксунов, В.В. Пвсечник «Общая биология 10-11 класс». Вертикаль. Дрофа. 2017

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

 № уро

Дата проведения

Глава. Количество часов. Тема урока.

Кол-во часов

Оборудование

Домашнее задание

Примечание

Плани

руемая

Факти

ческая

Введение

5

1

Краткая история развития биологии.

Портреты ученых

П.1

2

Методы исследования в биологии.

Измерительные приборы

П.2

3

Сущность жизни и свойства живого.

презентация

П.3

4

Уровни организации живой природы.

Таблица

П.4

5

Урок обобщение. Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы.

тесты

П.1-4 повторять

Основы цитологии

28

6

Методы цитологии. Клеточная теория.

Презентация

П.5

7

Особенности химического состава клетки.

Схема

П.6

8

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки.

Опорный конспект

П.7

9

Минеральные вещества и их роль в жизни клетки.

Презентация

П.8

10

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

Презентация

П.9

11

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

таблица

П.10

12

Строение и функции белков.

таблица

П.11

13

Строение и функции белков.

таблица

П.11

14

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

таблица

П.12

15

АТФ и другие органические вещества.

Презентация

П.13

16

Зачетно – обобщающий  урок на тему «Химическая организация клетки»

тесты

Повт. 5-13

17

12

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

Л/Р №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

Таблица

П.14

18

13

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Таблица, микроскоп, микропрепараты

П.15

19

14

Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

Рисунки, таблицы

П.16

20

15

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

Рисунки, таблицы

П.17

21

16

Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток.

Рисунки, таблицы

П.18

22

17

Сходство и различие в строении клеток растений, животных, грибов.

Л/Р №2 «Сравнение строения клеток растений и животных и грибов».

таблицы

П.19

23

18

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

 таблицы

П.20

24

19

Зачетно-обобщающий урок по теме «Клетка».

тесты

Повт. П.14-20

25

20

Обмен веществ и энергии в клетке.

П.21

26

21

Энергетический обмен в клетке.

П.22

27

22

Питание клетки.

П.23

28

23

Пластический обмен. Фотосинтез.

П.24

29

24

Хемосинтез.

П.25

30

25

Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке.

таблицы

П.26

31

26

Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке.

таблицы

П.26

32

27

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и  организме.

таблицы

П.27

33

28

Зачетно - обобщающий урок по теме « Обмен веществ и энергии в клетке»

тесты

Повт п.21-27

Размножение и индивидуальное развитие организмов

11

34

1

Жизненный цикл клетки.

Презентация

П.28

35

2

Митоз. Амитоз.

презентация

П.29

36

3

Мейоз.

таблица

П.30

37

4

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

таблица

П.31

38

5

Формы размножения организмов. Половое размножение.

таблица

П.32

39

6

Развитие половых клеток.

схема

П.33

40

7

Оплодотворение.

таблица

П.34

41

8

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.

таблица

П.35

42

9

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

Л/Р №3 «Выявление признаков сходства человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

таблица

П.36

43

10

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.

Таблица, презентация

П.37

44

11

Зачетно-обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Карточки с заданиями

П.28-37 повт

Основы генетики

13

П.38

45

1

История развития генетики. Гибридологический метод.

таблица

П.38

46

2

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

таблица

П.39

47

3

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

П/Р№1 « Составление простейших схем скрещивания».

таблица

П.40

48

4

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

П/Р№2 « Решение элементарных генетических задач».

таблица

П.41

49

5

Хромосомная теория наследственности.

учебник

П.42

50

6

Взаимодействие неаллельных генов.

учебник

П.43

51

7

Цитоплазматическая наследственность.

Учебник, таблица

П.44

52

8

Генетическое определение пола.

Рисунки, презентация

П.45

53

9

Изменчивость. Л/р №4 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений»

Комнатные растения, рисунки

П.46

54

10

Виды мутаций.

П.47

55

11

Причины мутаций. Соматические и генотипические мутации. Л/Р №5«Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

П.48

56

12

Урок обобщение по теме «Основы генетики»

Карточки с заданиями

Повторить п.38-48

57

13

Контрольная работа по теме «Основы генетики»

Карточки с заданиями

П.38-48 повт.

Генетика человека

9

58

1

Методы исследования генетики человека.

Учебник, рисунки

П.49

59

2

Генетика и здоровье.

Учебник, презентация

П.50

60

3

Проблемы генетической безопасности.

Видео

П.51

61

4

«Социальные проблемы генетики»

Дополнительная лит-ра

П.51

62

5

Обобщение по теме «Генетика человека».

Карточки с заданиями

Повт п. 38-51

63

6

Повторение. Размножение и развитие организмов.

учебник

Повт. П. 28-37

64

7

Повторение. Основы генетики. Решение генетических задач.

учебник

Решить генет. задачу

65

8

Повторение. Основы генетики. Решение задач.

учебник

Готовиться к КР

66

9

Итоговая контрольная работа.

Карточки с заданиями

-

67

10

Анализ итоговой контрольной работы.

Карточки с заданиями

Индивидуальные задания

68

11

Общебиологические закономерности, изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы.

видео

Индивидуальные задания

69

12

Обобщение по курсу биологии 10 класса

Презентации

Готовить выступления

70

13

Конкурс проектов и выступлений

презентации

5. Календарно- тематическое планирование

11 класс

УМК: Е.А.Криксунов, В.В. Пвсечник «Общая биология 10-11 класс». Вертикаль. Дрофа. 2017

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

№ урока

Дата проведения

Глава. Количество часов. Тема урока.

Кол-во

часов

Оборудование

Домашнее задание

примечание

планируемая

фактическая

1.Основы учения об эволюции

18

1

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения теории биологических видов.

Портреты

2

Чарльз Дарвин и основные положения его теории.

Книга «Происх. Видо»

3

Вид. Его критерии.

Презентация

4

Популяция.

учебник

5

Генетический состав популяции.

учебник

6

Изменения генофонда популяций.

учебник

7

Борьба за существование и ее формы.

Таблица

8

Естественный отбор и его формы.

Презентация

9

Естественный отбор и его формы.

Тест

10

Изолирующие механизмы

Учебник

11

Видообразование.

Рисунки

12

Макроэволюция, ее доказательства.

Презентация

13

Макроэволюция, ее доказательства.

Таблица

14

Система растений и животных – отображение эволюции. Л/р Описание особей вида по морфологическому критерию.

Комнатные растения, фотографии

15

Система растений и животных – отображение эволюции.

16

Главные направления эволюции органического мира.

Схема

17

Главные направления эволюции органического мира. Л/р №1  Изучение приспособлений у организмов к среде обитания.

Учебник, таблица

18

Обобщение по теме «Основы учения об эволюции».

Карточки с заданиями

19

Зачет по теме «Основы учения об эволюции».

Карточки с заданиями

2.Основы селекции и биотехнологии.

8

20

Основные методы селекции и биотехнологии.

учебник

21

Методы селекции растений.

учебник

22

Методы селекции растений.

учебник

23

Методы селекции животных.

учебник

24

Селекция микроорганизмов.

Видео

25

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Учебник, таблица

26

Обобщение по теме «Основы селекции и биотехнологии».

Карточки с заданиями

27

Зачет по теме «Основы селекции и биотехнологии».

Карточки с заданиями

3.Антропогенез. /9 часов/

Рисунки

28

Положение человека в системе животного мира.

рисунки

29

Основные стадии антропогенеза.

учебник

30

Основные стадии антропогенеза.

учебник

31

Движущие силы антропогенеза.

учебник

32

Движущие силы антропогенеза.

учебник

33

Прародина человека. Л/р  Анализ и оценка гипотез происхождения человека.

Учебник, дополнительная литература

34

Расы и их происхождение.

Рисунки, фотографии

35

Обобщение по теме «Антропогенез».

Карточки с заданиями

36

Зачет по теме «Антропогенез».

Карточки с заданиями

4. Основы экологии

21

37

Что такое экология.

Презентация

38

Среда обитания организмов и ее факторы.

Таблица

39

Среда обитания организмов и ее факторы.

Таблица

40

Местообитания и экологические ниши.

учебник

41

Основные типы экологических взаимодействий.

учебник

42

Конкурентные взаимодействия.

учебник

43

Основные экологические характеристики популяций.

учебник

44

Динамика популяций.

учебник

45

Экологические сообщества. Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы.

Природные объекты

46

Экологические сообщества. Л/р Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Рисунки, таблицы

47

Структура сообщества.

Презентация

48

Взаимосвязь организмов в сообществах.

Видео

49

Пищевые цепи. Л/р Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания).

таблицы

50

Экологические пирамиды.

Рисунки

51

Экологические сукцессии.

Рисунки

52

Влияние загрязнений на живые организмы. Решение экологических задач.

Карточки с заданиями

53

Основы рационального природопользования.

учебник

54

Основы рационального природопользования.

Дополнительная литература

55

Обобщение по теме «Основы экологии»

Карточки с заданиями

56

Зачет по тем «Основы экологии».

Карточки с заданиями

5.Эволюция биосферы и человека

12

57

Гипотезы о происхождении жизни. Л/р Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Презентация, дополнительная литература

58

Современные представления о происхождении жизни.

учебник

59

Основные этапы развития жизни на Земле.

Презентация

60

Основные этапы развития жизни на Земле.

Презентация

61

Эволюция биосферы.

Презентация

62

Эволюция биосферы.

Презентация

63

Антропогенное воздействие на биосферу. Л/р Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности, глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Фотографии, рисунки

64

Обобщение  по теме  «Эволюция биосферы и человека».

Карточки с заданиями

65

Зачет по теме «Эволюция биосферы и человека»

Карточки с заданиями

66

Итоговая контрольная работа

тесты

67

Анализ итоговой контрольной работы

тесты

68

Обобщение по курсу «Общая химия»

видео

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...