Интегрированный урок технологии и биологии
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Комнатные растения в интерьере квартиры». 6-й класс | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок технологии и биологии «Комнатные растения в интерьере квартиры».
6-й класс
Цель урока: Расширить представление учащихся о разнообразии комнатных растений, сформировать первоначальные навыки по уходу за комнатными растениями и их размещением в интерьере квартиры.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека;
- познакомить с классификацией комнатных растений;
- познакомить с правилами ухода за различными видами комнатных растений;
- научить приемам посадки комнатных растений.
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся при расстановке комнатных растений в интерьере квартиры;
- развивать кругозор, познавательный интерес;
- развивать эстетические способности.
Воспитательные:
- воспитание художественного мышления при оформлении интерьера;
- воспитание трудолюбия и аккуратности.
МТО урока: мультимедийный проектор, компьютер, презентация урока, рабочая тетрадь, карточки-задания, эскизы кухни и комнатных растений, черенки цветов разных видов, горшки для цветов разных размеров и из разных материалов, материал для дренажа, земляная смесь, совок садовый, лейка, хозяйственные перчатки.
МВУ: объяснительно-иллюстративный, практическая работа.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин.)
- Проверка готовности класса к уроку.
- Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы продолжаем изучать раздел программы “ Технология ведения дома” и тема нашего урока “ Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за комнатными растениями и их размещение в интерьере квартиры”. Мы с вами уже знакомы с такими понятиями как “интерьер”, “основные части интерьера”, “характерные особенности жилища” и т.д. Так давайте еще раз вспомним, что обозначают эти понятия. Я предлагаю вам поработать с карточками “Технологического лото”.
2. Актуализация знаний (10 мин.) / Приложение 1
(метод обучения – тестовое задание)
“Технологическое лото” (работа по группам). Учащимся предлагаются два конверта: в одном- термин, во втором- определение. Задача: подобрать к термину правильное определение.
3. Изложение нового материала (15 мин.)
(метод обучения – рассказ с элементами демонстрации; метод опережающего обучения).
Учитель технологии: Никому не надо доказывать, что комнатные растения наши друзья и помогают нам выжить в современном мире. Трудно представить в наше время дом без цветов или окно не украшенное зеленью. С помощью комнатных растений мы, жители города, стараемся восполнить дефицит общения с природой. Выбор комнатного растения пусть не великое, но все таки искусство, и для того, чтобы не ошибиться, нужно знать его азы. Поэтому на сегодняшнем уроке мы вместе с вами выясним:
- Какую роль в жизни человека играют комнатные растения?
- Что необходимо для их нормального роста и развития?
- Что включает в себя уход за комнатными растениями и как их разместить в интерьере?
Учитель биологии: Чтобы правильно выбрать комнатное растение мы себе зададим четыре вопроса, а ответы на них помогут нам составить небольшой список видов комнатных растений, которые удовлетворят вашим условиям содержания.
Вопрос 1.
Хотим ли мы, чтобы растения радовали нас в течении всего года?
Показ слайдов 1-4.
В зависимости от декоративных свойств растений, их морфологических особенностей и сложностей использования в интерьере все многообразие комнатных растений можно подразделить на несколько групп.
Декоративно-лиственные растения. Они привлекают либо красивой формой листьев (пальмы, папоротники и др.), либо яркой и пестрой их окраской (бегонии, кодиеумы и др.).
Декоративно-цветущие растения. Эту группу растений выращивают исключительно ради красивого, эффектного цветения (азалия, цикламены, пеларгонии и др.).
Лианы. Эти растения для успешного роста нуждаются в постоянной опоре. Они имеют длинные травянистые или одревесневающие стебли (аспарагусы, пассифлора, плющи и др.).
Суккуленты. Эти растения с сочными, мясистыми стеблями или листьями часто причудливой формы (кактусы, агавы, алоэ и др.)
Вопрос 2.
Как много у нас с вами времени и умения для занятия комнатными растениями дома? Показ слайдов 5-8.
Сообщение учащейся о размещении растений в интерьере: некоторые растения известны как исключительно выносливые. К таким “железным” видам относятся сансеиверия, футсия, аспидистра, многие обычные суккуленты (если не заливать) и цесперус (если не пересушивать). Не составит большого труда содержать дома растения которые переносят разные условия.
Вопрос 3.
Растения какого размера и облика нам требуется?
Сообщение учащейся о размещении растений в интерьере (продолжение): Основное правило заключается в том, что аранжировка должна учитывать облик входящих в нее растений и вписываться в стиль помещения. Например: одиночное крупное растение размещается на полу просторного помещения; высокое узкое растение зрительно приподнимает потолок; низкое распростертое – создает противоположный результат и т.д.
Учитель технологии: Немаловажную роль в этом вопросе играет и правильный подбор посуды для цветов. Вы, наверное, обращали внимание на то, что комнатные растения нелепо смотрятся в посаженных горшках, так как форма и размер растения не сочетаются с внешним обликом цветочного горшка. И сейчас девочки ознакомят нас с видами цветочных горшков, как правильно подобрать цветочный горшок.
Сообщение учащейся о правилах подбора посуды для комнатных растений, видах дренажа:Сейчас в продаже имеется большое многообразие посуды для цветов: керамическая, пластмассовая, фарфоровая, металлическая, деревянная. Но лучше всего сажать в обыкновенные глиняные горшки. Подойдут, конечно, и пластмассовые горшки, но в них труднее регулировать полив, так как их стенки не пропускают влагу и земля в них дольше не просыхает. Многие пластики, особенно светлых тонов, могут пропускать сквозь себя значительное количество света. Это приводит к тому, что на влажной внутренней поверхности горшка появляются сине-зеленые водоросли, отходы жизнедеятельности которых - яд для растения. Но эти горшки недорогие, легко моются, имеют красивый внешний вид, поэтому их используют для посадки очень часто. А для того чтобы компенсировать их недостатки, делают слой дренажа побольше и земляную смесь более рыхлой. В качестве дренажа можно использовать: черепки глиняной посуды, осколки кирпича, мелкие камешки, керамзит. Деревянную посуду обычно используют под крупные взрослые растения (пальмы, фикусы). Единственный серьезный недостаток дерева- оно неизбежно сгнивает. Любая посуда для цветов, независимо от ее формы, размера, цвета, материала, из которого она изготовлена, должна иметь в своем днище отверстие для стока воды. И все же самое главное при выборе посуды не ошибиться в ее форме. Общепризнано, что самой лучшей считается посуда в виде усеченного конуса, раскрытого вверх. Лучшей надо признать ту посуду которую человек, смотрящий на растение просто не замечает. Показ слайдов 9. Физкультминутка.
Вопрос 4.
Какие условия необходимы комнатным растениям?
Сообщение учащихся о правилах ухода за комнатными растениями.
Показ слайдов 10-14
Главное для цветов – свет и тепло. По степени любви к освещению комнатные растения разделяют на: светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые. Светолюбивые растения- кактусы, агавы, жасмин, кливия, пеларгония; теневыносливые-аспагарус, фуксия, бегония; тенелюбивые- плющ, папоротники, филодендроны.
Разборчивы растения и по отношению к земле. Для комнатного цветоводства используют смеси, состоящие из компостной, листовой, дерновой, парниковой земли и песка.
Важным в уходе за растениями является полив. Как избыточный полив, так и его недостаток приводит к повреждению прежде всего корневой системы у растения, а в дальнейшем – к ослаблению всего растения, нередко и к его гибели.
Обильный полив – такого полива требует большинство тропических растений: бегония. Фикусы, лимон и др.
Умеренный полив – растения поливают не сразу после просыхания земли, а спустя день - два. Так поливают: аспарагус, хлорофитум, пальмы, аспидисперу и др.
Редкий полив – растения оставляют сухими в течении нескольких дней и даже недель. Это относится к кактусам, алоэ, глоксиниям, гиппеаструму и др.
Немаловажную роль в уходе за растениями в уходе за растениями играет и подкормка. Подкормку растения осуществляют весной и летом. Растения можно подкармливать только растворами слабой концентрации, так как высокое содержание солей может вызвать ожоги корневой системы.
Правильная посадка растения – одно из условий ухода. / Показ слайдов 15
При посадке на дно горшка поверх дренажного отверстия кладут черепок выпуклой стороной верх, затем дренаж слоем 2-3 см. Затем насыпают подготовленную земляную смесь. Растения сажают так, чтобы горшок был заполнен не до краев, а оставалось место для полива. После посадки растение поливают несколько раз теплой водой и хорошо опрыскивают. В следующие 3-4 дня оно должно быть равномерно увлажненным. Затем поливают как обычно, давая подсохнуть земле.
Учитель технологии: Я благодарю выступающих за исчерпывающую информацию по всем интересующим нас вопросам и предлагаю перейти к практической части нашего урока.
4. Практическая работа. ( 30 мин.)
- Вводный инструктаж:
Сейчас каждая группа выполнит посадку черенка выбранного комнатного растения применяя знания которые вы сегодня получили. На ваших столах приготовлены горшки для посадки, земляная смесь, дренаж, инструменты, перчатки, инструкционные карты, карточки-задания.
- Инструктаж по охране труда:
! - быть внимательными и аккуратными во время работы;
! - пользоваться защитной одеждой;
! - соблюдать порядок выполнения работы;
! - правильно применять рабочий инвентарь;
! - соблюдать правила личной гигиены.
- Самостоятельная работа по группам.
- Текущий инструктаж.
- Анализ выполненной работы:
! - назовите комнатное растение выбранное для посадки;
! - расскажите об особенностях данного растения;
! - укажите возникшие сложности при выполнении практического задания;
! - заполните информационный лист.
5. Закрепление нового материала. (15 мин.)
Показ слайдов 16-19
(метод обучения - мини-проект)
Работа учащихся по карточкам – задания “Эскиз кухни”.
Вы знаете функциональные зоны квартиры, одной из них является зона кухни. Кухня, одно из “производственных” помещений в доме, как правило, самое маленькое. Раньше кухня предназначалась исключительно для приготовления пищи, то в сегодняшних условиях кухня выполняет функции столовой, а иногда и гостиной. Цветы в кухне размещают так же часто, как в гостиной. Рекомендуется для озеленения кухни использовать неприхотливые растения как бегония, бальзамин, традисканция, сциндаптус, каланхоэ, которые терпимы к повышенной циркуляции воздуха, влажности, теплу и освещенности. При размещении комнатных цветов в кухонном помещении следует помнить некоторые правила: цветы не должны мешать приготовлению пищи и выполнению другой работы; следует избегать мест расположения возле раковины и плиты; лучше размещать цветы на подоконниках. Задание: на эскизе кухни расположите предлагаемые растения и обоснуйте ваш вариант.
6. Анализ и оценка урока. (10 мин.)
Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке вы узнали о роли комнатных растений в жизни человека, классификацию комнатных растений, получили первоначальные навыки посадки и размещения комнатных растений в интерьере. И я надеюсь, что используя эти знания, вы сможете украсить, оживить свою квартиру. Помните, что даже несколько горшочков с любимыми цветами не только украсят ваш дом, делая его более уютным, но и улучшат настроение, снимут напряжение. Комнатные растения понижают содержание углекислого газа в воздухе, поглощают пыль, очищают и увлажняют воздух, уничтожают вредоносные микроорганизмы. И в качестве пробы сил предлагаю вам дома выполнить творческий проект “Комнатные растения в интерьере”.
Выставление оценок, их аргументация.
7. Домашнее задание. Уборка рабочих мест. (8 мин.)
- Выполнить мини-проект на тему “Комнатные растения в интерьере” (любой функциональной зоны); 41-44 – читать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."
Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...
Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....
Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики". (Редактированный).
Интегрированный урок проводится с учителями биологии и технологии с учётом всех требований ФГОС. Презентация к уроку для интерактивной доски....
Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»
Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...
Интегрированный урок математики и биологии в 6 классе (разработка урока)
Обобщение темы "Деление дробей" на уроке-путешествии по Байкалу....
Интегрированный урок математики и биологии в 6 классе (презентация к уроку)
Обобщение темы "Деление дробей" на уроке-путешествии по озеру Байкал....
Интегрированный урок-игра по биологии и химии в 6 классе на тему: «Химия и биология каждый день. А знаете ли вы?»
Данный урок позволяет объяснить значимость школьных предметов «химия» и «биология»; показать необходимость изучения химии и биологии для объяснения явлений, наблюдаемых в нашей...