Элективные курсы
рабочая программа по биологии (8, 9, 10, 11 класс)

Кондрашкина Наталья Антоновна

Рабочие программы элективные курсы 10; 11 классы. Курсы по выбору 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9-kv-_9_biologiya.doc72.5 КБ
Файл 10-ek-biologii.docx30.95 КБ
Microsoft Office document icon 11-ek-biologiya.doc71.5 КБ
Microsoft Office document icon 8-kv-biologiya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной общеобразовательной программе

основного общего образования МБОУ «Южная СОШ»

на 2019-2020 учебный год

Приказ директора № 69-ОД от "18" июня 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ПО ВЫБОРУ

 «ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО БИОЛОГИИ»

9  КЛАСС

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель

Кондрашкина НА,

учитель биологии

                                                                                            первая квалификационная категория

2019 г.

Программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по биологии» включает в себя 4 раздела, включающих в себя основные закономерности биологии с основами экологии, биологию растений, биологию животных, анатомию и физиологию человека.

Программа рассчитана  на 35 часов, 1 час в неделю.

Блоки курса соответствуют содержанию экзаменационной работы, и отведенные на них часы отвечают степени усвоения учебного материала учащимися. Изученные в 6-7 классах понятия требуют дополнительное время на повторение, что невозможно сделать на уроках. Курс «Человек и его здоровье», изученный в 8 классе, является значимым для каждого человека и имеет большое значение для формирования здорового образа жизни. Преподавание  курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, работы с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом,  научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), Интернет-ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Отработка  навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ,  умение отбирать  материал и  составлять отчёт о проделанной  работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

Изучение материала данного курса целенаправленно способствует   подготовке школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и дальнейшему выбору биологического профиля.     Предлагаемый элективный курс рассчитан на 35 часов в 9 классе.  

Актуальность  курс нацелен на подготовку к успешной сдаче государственной итоговой аттестации (ОГЭ) по биологии, которая предстоит учащимся в конце учебного года. На курсе подготовки к ОГЭ ученики изучат материал и систематизируют все необходимые знания для успешной сдачи этого экзамена, узнают об организационных вопросах и особенностях ОГЭ – 2019, а также напишут пробный экзамен.

Цель курса:

Повышение качества  биологического образования при  подготовке школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ).

 

Задачи курса:

  • повторение, закрепление  и углубление знаний по основным разделам школьного  курса биологии;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • формирование умения  осуществлять    разнообразные виды самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы  с различными источниками информации;
  • развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью  различных форм тестирования;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.

Формы контроля:

  • Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов тестовых заданий, анализ вступительного теста.
  • Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ, итоговое тестирование.

СОДЕРЖАНИЕ.

Тема 1. Биология как наука.

                Основные биологические науки. Методы биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Основные уровни организации живой природы.

Тема 2. Признаки живых организмов.

               Клеточное строение. Химический состав клетки. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы.

               Вирусы, бактерии, синезеленые водоросли. Царство Грибы. Общая характеристика. Классификация грибов. Царство растения. Основные особенности растительного организма. Водоросли. Лишайники. Высшие споровые растения. Моховидные. Плауновидные. Хвощевидные. Папоротниковидные. Семенные растения. Особенности размножения. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение. Семя, плод. Ткани высших растений. Вегетативные органы цветковых растений. Однодольные и двудольные растения.

Царство животные. Роль животных в природе и жизни человека. Общая характеристика простейших. Многообразие. Значение в жизни человека. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Многообразие кишечнополостных. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви, или Первичнополостные. Тип Кольчатые черви. Тип Членистоногие. Тип Моллюски. Общая характеристика типа Хордовых. Надклассы Бесчерепные и Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие.

Учение об эволюции органического мира. Чарльз Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

Тема 4. Человек  и его здоровье.

              Ткани. Строение и функционирование опорно-двигательной системы. Строение и разновидности костей. Скелет. Основные группы мышц. Работа мышц. Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Группы крови. Строение и функции системы органов кровообращения. Круги кровообращения. Строение и функции дыхательной системы. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в тонкой кишке. Всасывание. Обмен веществ в организме. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме. Строение и функции выделительной системы. Нервная система. Общий план строения. Функции. Строение и функции спинного мозга. Строение и функции головного мозга. Зоны коры больших полушарий и их функции. Строение и функции вегетативной нервной системы. Высшая нервная деятельность. Органы чувств (анализаторы0. Строение и функции органов зрения. Орган слуха и равновесия. Обонятельный и вкусовой анализаторы. Кожа, ее строение и функции. Эндокринная система. Железы внутренней секреции.

   

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

                       Тематика практических работ

Кол-во

часов

Тема 1.  Биология как наука

1

1

Основные биологические науки. Методы биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.

1

Тема 2. Признаки живых организмов

4

2

Клеточное строение. Химический состав клетки. Клеточное строение организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организма.

2

3

Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

2

Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы

11

4

Вирусы, бактерии, синезеленые водоросли.

2

5

Царство Грибы. Общая характеристика.

1

6

Царство Растения. Основные особенности растительного организма.

3

7

Царство Животные. Роль животных в природе и жизни человека.

4

7

Учение об эволюции органического мира.

1

Тема 4. Человек и его здоровье

19

8

Ткани.

1

9

Строение и функции опорно-двигательной системы.

1

10

Внутренняя среда организма. Состав и функции крови.

1

1 1

Строение и функции системы органов кровообращения.

1

12

Строение и функции дыхательной системы.

1

13

Строение и функции пищеварительной системы.

1

14

Обмен веществ в организме.

1

15

Строение и функции выделительной системы.

1

16

Нервная система. Общий план строения. Функции.

1

17

Строение и функции  спинного мозга.

1

18

Строение и функции головного мозга.

1

19

Строение и функции вегетативной нервной системы.

1

20

Высшая нервная деятельность.

1

21

Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения.

1

22

Орган слуха и равновесия.

1

23

Обонятельный и вкусовой анализаторы.

1

24

Кожа, ее строение и функции.

1

25

Эндокринная система. Железы внутренней секреции.

1

26

Итоговое занятие

1



Предварительный просмотр:

Приложение

к основной общеобразовательной программе

среднего общего образования МБОУ «Южная СОШ»

на 2019-2020 учебный год

Приказ директора № 69-ОД от "18" июня 2019 г .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КЛЕТКИ И ТКАНИ»

10 КЛАСС

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель

Кондрашкина Н.А.,

учитель биологии,

первая квалификационная категория

2019 г.

Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.

Элективный курс рассчитан на 35 часов. К нему разработан подробный тематический план. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров.

Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.

Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в ВУЗы и СУЗы, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией и гистологией.

Основная концепция курса:

  • Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;
  • Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
  • Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук;
  • Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и, порой, невозможно;
  • Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать: 

  • Устройство светового микроскопа;
  • Положения клеточной теории;
  • Особенности прокариотической и эукариотической клеток;
  • Сходство и различие растительной и животной клеток;
  • Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
  • Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;
  • Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
  • Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
  • Определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
  • Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
  • Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.

Учащиеся должны уметь: 

  • Работать со световым микроскопом и препаратами;
  • Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии;
  • Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
  • Определять тип ткани по фотографии;
  • Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);
  • Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
  • Работать с современной биологической и медицинской литературой;
  • Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;
  • Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.

Содержание курса

Общее количество часов – 35

Часть I. Общая цитология (биология клетки) – 18 ч.

Тема 1. Введение в биологию клетки (2 ч)

Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.

Лабораторная работа. Устройство микроскопа.

Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (2 ч)

Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.

Лабораторная работа. Особенности строения клеток эукариот и прокариот.

Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (2 ч)

Мембрана: современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток. Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клеток.

Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Тема 4. Метаболизм – преобразование веществ и энергии (4 ч).

  1. Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке. Гетеротрофы и автотрофы. Митохондрии – энергетические станции клетки. Схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтезСеминар.
  2. Рибосомы. Синтез белка. Типы и структуры рибосом про - и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.

Итоговая тестовая проверочная работа (1 ч).

Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (5 ч).

  1. Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине. Структура хромосом. Ядрышко – его строение и функции.
  2. Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток. Митоз – его биологическое значение. Понятие о “стволовых” клетках. Теория “стволовых клеток” – прорыв в современной биологии и медицине.
  3. Мейоз – основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека и других живых существ.

Лабораторная работа. Митоз в клетках корней лука.

Тема 6. Эволюция клетки (1ч).

Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про - и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов.

Обобщающий семинар (2 ч). Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого.

Часть II. Сравнительная (эволюционная) гистология – учение о тканях многоклеточных организмов – 14 ч.

Тема 7. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 ч).

Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).

Тема 8. Эпителиальные ткани (2 ч).

Покровные ткани позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции – разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире – внутриклеточное и полостное.

Практическая работа. Изучение эпителиальных тканей.

Тема 9. Мышечные ткани (3 ч).

Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно-полосатые; гладкие).

Практическая работа. Изучение мышечной ткани.

Тема 10. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (2 ч).

  1. Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань).
  2. Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет – понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование аутоиммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания. СПИД – чума XX века – смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.

Тестовая проверочная работа.

Тема 11. Ткани нервной системы (2 ч).

Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани – нейроны и глиальные клетки.

Демонстрация учебного фильма “Типы тканей”.

Тема 12. Индивидуальное развитие организмов – онтогенез (3 ч).

Понятие о зародышевых листках. Дифференциация клеток. Гистогенез и органогенез позвоночных животных.

Обобщающий семинар (2 ч). Ткань – совокупность клеток, выполняющих одну функцию

Итоговая контрольная работа (1 ч).

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Виды учебной деятельности

1.

Введение в биологию клетки. Л/р «Устройство микроскопа.»

1

Давать определения:

Ключевым понятиям темы.

Называть и описывать этапы создания клеточной теории.

Называть:

- положения современной клеточной теории;

- вклад ученых в создание клеточной теории.

Объяснять роль клеточной теории в формировании естественно-научной  картины мира.

2.

Общий план строения клеток живых организмов. Л/р «Особенности строения клеток эукариот и прокариот.»

3

Давать определения

Ключевым понятиям темы.

Выделять

Особенности строения эукариотической и прокариотической клеток.

Описывать

Органоиды цитоплазмы и их значение в жизнедеятельности клетки.

3.

Основные компоненты и органоиды клеток.

Л/р «Основные компоненты клеток.»

2

Называть мембранные, немембранные органоиды клетки.

Описывать органоиды цитоплазмы и ихзначение в жизнедеятельности клетки.

4.

Метаболизм – превращение веществ и энергии.

4

Давать определение

Ключевым понятиям темы.

Характеризовать

- сущность и значение обмена веществ;

- сущность фотосинтеза.

Доказывать, что организм – открытая энергетическая система.

5.

Ядерный аппарат и репродукция клеток.

Л/р «Митоз в клетках корней лука.»

5

Давать определение

Ключевым понятиям темы.

Описывать

 строение ядра эукариотической клетки

Перечислять

Функции структурных компонентов ядра.

Характеризовать

Строение и состав хроматина.

6.

Эволюция клетки.

1

Характеризовать

Различные этапы эволюции клеток и организмов в целом.

7.

Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого.

2

Называть мембранные, немембранные органоиды клетки.

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в жизнедеятельности клетки.

8.

Понятие о тканях многоклеточных организмов.

2

Давать определения ключевым понятиям темы.

9.

Эпителиальные ткани.

Л.-П Р. «Изучение эпителиальных тканей».

2

Давать определения ключевым понятиям темы

10.

Мышечные ткани.

Л.-П.Р. «Изучение мышечной ткани».

3

Давать определения ключевым понятиям темы

Характеризовать типы мышечных тканей

11.

Ткани внутренней среды (соединительная ткань).

2

Давать определения ключевым понятиям темы

Характеризовать

Факторы, влияющие на функционирование аутоиммунной системы

СПИД – опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением

12.

Ткани нервной системы.

2

Давать определения ключевым понятиям темы

13.

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

3

Давать определения ключевым понятиям темы

14.

Ткань – совокупность клеток, выполняющих одну функцию.

2

15.

Итоговая контрольная работа.

Итого часов:

35

Методические рекомендации

Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических и лабораторных работ, решение задач, проблемных вопросов, проведение семинаров. Возможно, возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ. При изучении отдельных тем, учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы. Итогом проведения лабораторных работ или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками .

Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель – ученик, активного обсуждения материала в форме ученик – ученик, ученик – учитель.

Для практических и демонстрационных занятий необходимы:

1. Световые микроскопы.
2. Набор электронно-микроскопических фотографий и схем типов клеток и тканей, их компонентов.
3. Препараты по цитологии и основным типам тканей.

Межпредметные связи.

Неорганическая химия – строение вещества, окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия – принципы организации органических веществ, углеводы, жиры. Белки, нуклеиновые кислоты.
Физика – свойства жидкостей, тепловые явления, термодинамика.



Предварительный просмотр:

Приложение

к основной общеобразовательной программе

среднего общего образования МБОУ «Южная СОШ»

на 2019-2020 учебный год

Приказ директора № 69-ОД от "18 июня 2019 г. 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ

«РЕШЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

11 КЛАСС (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель

Кондрашкина Н.А.,

учитель биологии,

первая квалификационная категория

2019 г.

          Разделы «Генетика» и « Молекулярная биология» являются одними из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии.

          Облегчению усвоения этих разделов может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности.

          Использование таких задач развивает у учащихся логическое мышление, позволяет им глубже понять учебный материал по этой теме, даёт возможность подготовиться к участию в биологических олимпиадах. В настоящее время генетические задачи широко используются для определения уровня подготовки по биологии  у учащихся на итоговых экзаменах и абитуриентов на вступительных экзаменах в ВУЗы.

           В силу недостатка времени на уроках, учащиеся плохо усваивают методику решения генетических задач. Количество необходимой литературы, где были изложены методические приёмы решения задач разных уровней сложности явно недостаточно. Самостоятельно учащимся трудно усвоить методические приёмы решения задач, или же они затрачивают на это много времени, что вызывает перегрузку учащихся.

           Всё вышеизложенное привело к необходимости разработки программы данного элективного курса, рассчитанного на 34 часа, из них 10 – теоретических и 24 практических занятий. Целесообразнее данный курс проводить в 11 классы после изучения темы «Генетика».

           Программа курса авторская.

        Ведущая идея курса:

Закономерности наследования признаков у организмов познаваемы и могут быть предопределены.

               Цель курса: создать условия для формирования у учащихся  знаний, умений и навыков решения и составления генетических задач разного уровня сложности.

           Задачи:

а) образовательные:

- углубить знания учащихся о структуре и роли нуклеиновых кислот в процессах жизнедеятельности, в передаче наследственной информации от поколения к поколению, о закономерностях наследственности и изменчивости;

- помочь овладеть знаниями генетической символики, понятий и законов

б) развивающие:

- продолжить развитие логического мышления;

- выработать навыки решения и составления генетических задач

в) воспитательные:

- способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности и творчества при решении задач.

        При реализации данной программы используются следующие формы организации занятий:

- лекции,

- практические занятия.

- семинары.

        Результат курса: овладение навыками решения и самостоятельного составления генетических задач, что позволит учащимся с большей уверенностью осуществлять свой профессиональный выбор на биологические факультеты. Наиболее интересные задачи можно использовать для составления дидактического материала по разделу «Генетика».

Требования к усвоению учебного материала учащимися в результате изучения программы элективного курса

Учащиеся должны знать:

- цели и задачи генетики как науки;

- основные генетические понятия и символы;

- основные законы наследования признаков при размножении организмов;

- общие принципы и методические приёмы решения и оформления генетических задач.

Учащиеся должны уметь:

- решать различные типы генетических задач;

- самостоятельно составлять генетические задачи;

- делать краткий конспект лекций;

- самостоятельно приобретать и применять знания;

- формулировать выводы и обобщения.

Содержание программы

Теоретическая часть (11 часов)

1.Введение.(1 час)

Цели и задачи данного курса. Генетика как наука, её цели и задачи. Основные генетические понятия и символы.

2.Основные законы наследования признаков при размножении организмов

(3 часа).

Законы Г.Менделя. Аллельные гены. Множественный аллелизм. Моногибридное, дигибридное, полигибридное, анализирующее скрещивание. Сцепленное с полом наследование.

3.Общие принципы и методические приёмы решения и оформления генетических задач. (5 часа)

4.Типы решения задач:

а)расчётные,

б)на определение генотипа,

в)на определение характера наследования признака.

Примеры данных задач. Анализ характерных ошибок.(2 час)

Практическая часть (24 часа)

1.Решение задач на моногибридное скрещивание. (3 час)

2.Решение задач на взаимодействие аллельных генов и множественный аллелизм.(4 час)

3.Решение задач на дигибридное скрещивание. (4 час)

4.Решение задач на анализирующее скрещивание. (2 час)

5.Решение задач на полигибридное скрещивание. (2 час)

6.Решение задач на сцепленное наследование генов. (5 час)

7.Решение задач на наследование генов, локализованных в половых хромосомах. (3 час)

8.Методика и самостоятельное составление генетических задач. (1 час)

Тематическое планирование

Разделы курса

Количество часов

1

Введение

1

2

Основные законы наследования признаков при размножении организмов

3

3

Общие принципы и методические приёмы решения и оформления генетических задач

4

4

Типы генетических задач

2

5

Решение генетических задач разных типов

24

                        Итого

34

Приложение 1

Генетические задачи на моногибридное скрещивание

          1.При полном доминировании (аутосомное наследование)

1.Светловолосая женщина, родители которой имели чёрные волосы, вступает в брак с черноволосым мужчиной, у матери которого светлые волосы, а у отца чёрные. Единственный ребёнок в этой семье светловолосый. Какова была вероятность появления в семье ребёнка именно с таким цветом волос, если известно, что ген черноволосости доминирует над геном светловолосости?

Решение:

     В этой задаче мы имеем дело с одной парой аллельных генов, один из которых контролирует возникновение чёрного цвета волос, а другой – светлого цвета.

     Из условия задачи следует, что ген чёрных волос – доминантный ген, который обозначим заглавной буквой А. ген светлых волос – рецессивный, обозначим его строчной буквой а.

     Производим следующие рассуждения:

1.Генотип светловолосой женщины запишем как аа, т.к. рецессивный ген светловолосости фенотипически способен проявиться только в гомозиготе.

2.Генотип черноволосого супруга можно представить в виде фенотипического радикала А-, т.к. сказать с полной уверенностью, является ли генотип мужчины гомо- или гетерозиготным однозначно мы не можем. Для этого нужна дополнительная информация о его ближайших родственниках. Эту информацию мы можем получить из анализа генотипов родителей этого мужчины.

Ген черноволосости он приобрёл от своего черноволосого отца, генотип которого  также сначала можно записать как А-. Мать мужчины могла внести в его генотип только рецессивный ген а , т.к. она гомозиготна по данному гену (аа) и , следовательно, все 100% её гамет однотипны (а).

Следовательно, мужчина гетерозиготен, т.е. его генотип можно записать как Аа.

3.Половые клетки матери данного ребёнка (F1), имеющей генотип аа, идентичны, т.е. каждая несёт рецессивный ген а.

4.Половые клетки гетерозиготного отца (Аа) двух типоа – А:а.

5.Записываем схему решения задачи:

  Р:        Аа    х    аа

  G:      А   а      а   а

  F1:     Аа     аа

Вероятность появления  светловолосого ребёнка была равна 50%.

  1. При неполном доминировании (аутосомное наследование)

1.При скрещивании красноплодной и белоплодной земляники были получены только розовые ягоды. Напишите генотипы исходных и гибридных форм, если известно, что ген красной окраски не полностью доминирует над геном, контролирующим белую окраску.

Решение:

Обозначив ген неполного доминирования, контролирующий красную окраску плодов, как А, а рецессивный ген – как а, заполяем таблицу и схему:

Ген

Признак

Генотип

Фенотип

А

Красноплодность

АА

Красные ягоды

а

Белоплодность

аа

Белые ягоды

Аа

Розовые ягоды

Р:  АА     х        аа

    Красн.      Белопл.

G:   А             а

F1:        Аа

         Розовопл.

 Перед нами – 1 закон Менделя: скрещивание гомодоминанты АА и гоморецессива аа, согласно которому и получаем единообразие гидридов первого поколения.

                                                                                                     

 

Приложение 2

Генетические задачи на дигибридное скрещивание

1.Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах аутосом. Рыжеволосая женщина, не страдающая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т.е. она – рыжеволосая, не имеющая этой болезни глаз).

Решение:

Составляем таблицу «Ген - признак» и схему скрещивания:

Ген

Признак

Светлые волосы

Рыжие волосы

Катаракта +

Катаракта-

Р:    аавв       х       АаВв

    Рыжие               светлые

   Катаракта-        катаракта+

G:    ав             АВ  Ав  аВ  ав

F1:    для успешности решения задачи составляем решётку Пеннета:

ав

Возможные фенотипы

¼ АВ

¼ АаВв

¼ светлые,катаракта+

¼ Ав

¼ Аавв

¼ светлые, катаракта-

¼ аВ

¼ ааВв

¼ рыжие, катаракта+

¼ ав

¼ аавв

¼ рыжие, катаракта-

   

Следовательно: ¼ потомков – похожи на мать;

                           ¼ детей – на отца;

                           ¼ - рыжеволосые, как мать, но с катарактой, как отец

                           ¼ - светловолосые, как отец, и без катаракты, как мать.

                                                                               

                                                                                               

 Приложение 3

Задача на рецессивные гены, локализованные в Х-хромосоме

1.В семье молодых здоровых родителей, не подверженных частым инфекционным заболеваниям, рождаются три девочки-погодки. Можно ли считать, что и они, и все последующие дочери, если они будут  рождаться в этой семье в дальнейшем, окажутся такими же устойчивыми к инфекционным заболеваниям, как и их родители, если известно, что бабушка этих детей по материнской линии и дедушка – по отцовской линии имеют очень хрупкое здоровье. Ген, ответственный за развитие состояния дефицита глобулинов, приводящих к ослаблению здоровья, - рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме.

Решение:

Р:         Х Х      х     ХУ                 Х Х             х        ХУ

           болезнь     здоров            здорова               болезнь

G:           Х            Х   У                 Х   Х                   Х  У

F1:                Х Х               х                    Х У

                    здорова                              здоров

G:               Х        Х                              Х     У

F2:           Х Х          Х Х

     

        В этой семье все девочки будут здоровыми.



Предварительный просмотр:

                                                                                                    Приложение

к основной общеобразовательной программе

основного общего образования МБОУ «Южная СОШ»

на 2018-2019 учебный год

Приказ директора № 82 ОД от "19" июня 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ПО ВЫБОРУ

«БИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ, ГРИБОВ, ЛИШАЙНИКОВ» 

8  КЛАСС

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель

Кондрашкина НА,

учитель биологии

                                                                                            первая квалификационная категория

2018 г.

Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке учащихся к ОГЭ и Всероссийской олимпиаде школьников. Курс рассчитан на 35 часов учебных занятий в 8 классе.

Цель курса: формирование у учащихся знаний о строении, процессах жизнедеятельности, циклах развития растений, грибов, лишайников, понимания роли растительных  организмов на нашей планете и их значение в жизни человека.

Задачи курса: углубление и расширение знаний о строении, образе жизни и значении в природе и жизни человека основных групп растительных организмов, грибов, лишайников. Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

  Требования к знаниям и умениям учащихся:  

Учащиеся должны знать:

  • Классификацию растений, грибов, лишайников;
  • Особенности строения клеток растений и грибов;
  • Разнообразие растительных тканей, особенности их строения и функционирования;
  • Многообразие и распространение основных систематических групп растений, грибов, лишайников;
  • Происхождение основных групп растений;
  • Значение растений, грибов, лишайников в природе и жизни человека.

уметь:

  • Сравнивать строение клеток растений, животных, грибов;
  • Распознавать и описывать представителей различных систематических групп растений, грибов, лишайников на гербарном и живом материале, схемах и таблицах;
  • Характеризовать роль растений, грибов, лишайников в биогеоценозах;
  • Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научно-популярной литературе.

Содержание курса.

Раздел 1. Растения.

Тема 1. Ботаника-наука о растениях(1ч).

Место и значение ботаники в системе биологических наук. Роль растений на нашей планете.

Принципы биологической классификации.

Отличительные принципы растений.

Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 2. Растительная клетка (1ч).

Клетка как структурно-функциональная единица всего живого.

Демонстрация схем и таблиц:

Строение эукариотической клетки

Строение растительной клетки.

Тема 3. Ткани и вегетативные органы высших растений (11ч).

Ткани высших растений.

Растительные ткани: образовательные, покровные, основные, механические, проводящие, выделительные. Строение и расположение тканей.

Вегетативные органы высших растений.

Органы растений: вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы.  Общие свойства органов растений. Корень, побег, цветок, плод, семя- особенности строения, функции.

Лабораторные и практические работы.

  1. Строение основной и проводящей ткани листа.
  2. Строение кожицы листа.

Тема 4. Размножение высших растений (1ч).

Бесполое и половое размножение. Спорообразование. Основные формы вегетативного размножения. Понятие «спорофит» « гаметофит».

 Тема 5. Низшие растения.  Водоросли (2ч).

Основные признаки водорослей. Разнообразие форм и размеров. Строение тела, не дифференцированного на ткани и органы.

Классификация водорослей. Особенности строения и размножения.

Распространение и экология водорослей. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

  1. Строение хламидоманады.
  2. Строение спирогиры.

Тема 6. Высшие споровые растения (4ч).

Отдел  Моховидные.

Общая характеристика. Особенности строения. Печеночные мхи, листостебельные мхи. Происхождение моховидных. Экология, географическое распространение, значение в природе и народном хозяйстве.

Отдел Плауновидные.

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов.   Жизненные циклы плаунов.                

Ископаемые плауновидные. Роль ископаемых плауновидных в растительном покрове палеозойской эры и образование каменного угля.

Отдел Хвощевидные.

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов.   Морфологические особенности   вегетативных органов.

Жизненный цикл хвоща полевого.

Значение хвощей в природе и жизни человека.

Отдел Папоротниковидные.

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности   вегетативных органов.

Значение папоротников в природе и использование человеком.

Лабораторные и практические работы.

5. Строение мха кукущкин лен.

6. Строение мха сфагнума.

7. Строение хвоща.

8. Строение папоротника.

Тема 7.Семенные растения (10ч).

Возникновение семени-важный этап в эволюции высших растений. Древние семенные папоротники, их роль в дальнейшем развитие семенных растений.

Общие признаки семенных растений. Расселение по всему земному шару, разнообразие сред обитания и жизненных форм. Однолетние, двухлетние, многолетние.

Отдел Голосеменные.

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов.

Значение голосеменных и использование их человеком.

Отдел Покрытосеменные ( Цветковые).

Общая характеристика покрытосеменных. Основные отличия покрытосеменных от голосеменных.

Цветок. Семя. Плод.

Распростраение плордов и семян.

Систематика покрытосеменных.

Сравнительная характеристика классов: Двудольные и Однодольные.

Основные признаки, лежащие в основе деления покрытосеменных на семейства.

Краткая характеристика основных семейств класса Двудольные ( Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки).

Культурные и дикорастущие представители семейств, их значение в природе и использование человеком.

Лабораторные и практические работы.

9.Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян  сосны.                

10.Строение однодольного и двудольного растения.

11.Сроение цветка шиповника.

12.Многообразие соцветий.

13. Строение семени однодольного и двудольного растения.

14.Многообразие плодов.

Раздел 2. Грибы.

Тема 8. Царство Грибы (2ч).

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативного тела. Особенности строения клеток гриба. Сходство с растениями и животными.

Лабораторные и практические работы.

15. Строение плесневого гриба мукора.

16. Строение дрожжей.

17. Строение плодового тела шляпочного гриба.

Раздел 3. Лишайники.

Тема 9. Отдел Лишайники (1ч).

Общая характеристика лишайников как организмов. Характер взаимодействия гриба и водоросли в лишайнике. Размножение и рост лишайников. Представители. Значение в природе и жизни человека.

Заключение (1ч).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п.п

Название разделов и тем

Кол-во часов

1.

Раздел 1. Растения.

Тема 1.

Ботаника-наука о растениях.

1

2.

Тема 2.

Растительная клетка.

1

3.

Образовательные ткани.

1

4.

Покровные ткани.

1

5.

Основные ткани.

1

6.

Механические (опорные ) ткани.

1

7.

Проводящие ткани.

1

8.

Выделительные (секреторные) ткани.

1

9.

Корень

1

10.

Побег

1

11.

Лист

1

12.

Урок –обобщения и повторения «Ткани и вегетативные органы высших растений»

1

13.

Тема 4. Размножение высших растений

Размножение высших растений

1

14.

Одноклеточные водоросли.

1

15.

Многоклеточные водоросли.

1

16.

Общая характеристика отдела Моховидные.

1

17.

Отдел Плауновидные

1

18.

Отдел Хвощевидные

1

19.

Отдел Папоротниковидные

1

20.

Урок-обобщение по теме «Высшие споровые растения»

1

21.

Отдел Голосеменные: общая характеристика.

1

22.

Отдел Покрытосеменные: общая характеристика

1

23.

Цветок

1

24.

Соцветия.

1

25.

Семя.

1

26.

Плод.

1

27.

Систематика покрытосеменных: Двудольные. Семейство Крестоцветные и Розоцветные.

1

28.

Семейства Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.

1

29.

Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки.

1

30.

Урок –обобщения и повторения по теме : «Семенные растения»

1

31.

Раздел 2. Грибы.

Тема 8. Царство Грибы

Низшие грибы. Зигомицеты.

1

32.

Высшие грибы: Аскомицеты и Базидиомицеты.

1

33.

Раздел 3. Лишайники.

Тема 9. Отдел Лишайники.

1

34.

Общая характеристика лишайников.

1

35.

Итоговое занятие.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...