Кружок "Жизнь на планете земля от А до Я"
методическая разработка на тему
На данном кружке учащиеся знакомятсмя с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Жизнь на планете земля от А до Я" | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области естествознания.
Знания в области естествознания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Кружок организуется для учащихся 5- 8-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии, географии, химии, физики с окружающим миром.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
- Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
- Добавлены практические работы;
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания.
Курс, рассчитанный на 34 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, географии, химии, физике, биологии..
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет учащимся определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
- Ознакомление с правилами поведения в природе;
- Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
- Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-14 лет.
- Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
- Количество часов – 1 учебный час в неделю. За год 34 занятия.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе.
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с дополнительной литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению предметов естественного цикла;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки;
- ведение здорового образа жизни.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.
Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).
Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как:
- папка достижений ("Портфолио").
Учебно-тематический план
№ п./п. | Темы | Количество занятий | ||
Общее | В том числе теоретических | В том числе практических | ||
Введение | 1 | 0 | 1 | |
Удивительное: звезды, планеты, астрономия | 5 | 4 | 1 | |
Удивительное и биология | 12 | 8 | 4 | |
Удивительное и география | 7 | 4 | 3 | |
Удивительное и химия | 4 | 1 | 3 | |
Удивительное и физика | 4 | 3 | 1 | |
Повторение и обобщение | 3 | 1 | 2 | |
| Всего | 34 | 19 | 15 |
В соответствии с данной программой разработан тематический план. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников.
На занятиях
- приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации,
- учатся проводить опыты, наблюдения,
- разрабатывают буклеты и создают презентации
- развивают свои творческие способности при оформлении.
Список необходимой литературы.
- Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие. М., 2005.
- Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998.
- Большая иллюстрированная энциклопедия. География. – М.: Махаон, 2005.
- Большой географический атлас. – М.: Олма – Пресс, 2002
- Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
- Вулканы. – М.: АСТ – Пресс, 2000.
- География Земли. – М.: Росмэн, 2000.
- Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.:Пилигрим, 1999.
- Дятлева Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра – Книжный клуб, 2003.
- Землетрясения и вулканы. Перевод с английского языка – Е. В. Комиссаров. Москва. “РОСМЭН”, 1998.
- Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
- Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
- Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.
- Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.
- Погода и климат. – М.:Терра – Книжный клуб, 1998.
- Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.
- Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.
Календарно – тематическое планирование
кружка по естествознанию
«Удивительное рядом или за страницами учебников»
№ п./п. | Тема занятия | Содержание занятия | Наглядные пособия | часы | дата |
Введение (1 час) | |||||
Игра «Удивительные загадки природы» | Презентация | 1 ч. | |||
Удивительное: звезды, планеты, астрономия (5 часов) | |||||
Что такое Вселенная. Как люди представляют Вселенную. | Строение Вселенной, различные взглядах на модель Вселенной; вклад Аристотеля, Птолемея, Коперника, Бруно и Г.Галилея в развитие науки. | 1 ч. | |||
Путешествие по Солнечной системе. | Современная модель Вселенной, состав Солнечной системы (планеты и их спутники, астероиды, кометы, метеоры, метеориты); | Схема и модель Солнечной системы; рисунки Солнечной системы, учебная презентация | 1 ч. | ||
Незваные гости в Солнечной системе (астероиды, кометы, метеоры, метеориты) | 1 ч. | ||||
Желтый карлик – Солнце. | Солнечная активность и ее влияние на жизнь и здоровье людей | Рисунки, презентация | 1 ч. | ||
Что нам звезды говорят? (Созвездия) | Галактики, звездное небо, многообразием мира звезд, созвездиями, звездная карта; | Атласы и карты звёздного неба; презентация | 1 ч. | ||
Удивительное и биология (12 часов) | |||||
Игра «Загадки из учебника биологии» | 1 ч. | ||||
Природа под микроскопом. Практическая работа | 1 ч. | ||||
Введение в биологию клетки. Лаборатория внутри нас. «Рассматривание клеток под микроскопом» | 1 ч. | ||||
Удивительные растения вокруг нас. | 1 ч. | ||||
О чем шепчутся деревья? | 1 ч. |
| |||
Оранжерея на окне | Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями. | 1 ч. | |||
В непознанном мире грибов. | 1 ч. | ||||
Прогулки с монстрами (животные прошлого) | CД – диск «Прогулки с монстрами. Жизнь до динозавров» | 1 ч. | |||
Загадки животного мира. | 1 ч. | ||||
Человек. А что внутри? | 1 ч. | ||||
Человек в цифрах. Практическая работа «Изучение некоторых характеристик» | 1 ч. | ||||
Как человек изменил Землю. О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте. | Экологические проблемы человечества, пути их решения | 1 ч. | |||
Удивительное и география (7 часов) | |||||
Волшебная шкатулка (горные породы и минералы) | Отличие горных пород от минералов; Виды горных пород, применение | коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых. | 1 ч. | ||
Практическая работа «Описание горных пород и минералов» | 1 ч. | ||||
Вулканы. Истории крупных извержений. Землетрясения. | Кинофильмы «Землетрясения», «Вулканы», | 1 ч. | |||
Интересная погода. Смерчи и ураганы. | Откуда появляется ветер? Осадки. Погода. Прогноз погоды.Ураганы, торнадо, смерчи. | 1 ч. | |||
Ориентирование на местности или как не потеряться… | Компас, ориентирование по звездам, азимут, план местности, условные знаки. | ||||
Путешествие капельки воды. | Круговорот воды. Океан. Океанское дно. Течения и приливы. Что такое волны? Исследования океана. | 1 ч. | |||
Удивительное и химия (4 часа) | |||||
ЕЕ Величество Вода. Практическая работа «Определение качества воды» | Вода - уникальное вещество. Вода и жизнь людей. | видеофильм | 1 ч. | ||
Вещества на кухне. Практическая работа «Выращивание кристалла медного купороса» | Химические соединения, используемые при приготовлении пищи (соль, уксусная кислота, сахар, пищевая сода, крахмал, жиры) Меры безопасности при обращении с этими веществами. | Вода, соль | 1 ч. | ||
Химия чистоты и красоты. | Средства личной гигиены и парфюмерии, используемые человеком (мыло, парфюмерия). Препараты бытовой химии (стиральные порошки, чистящие вещества). Меры безопасности при обращении с ними. | 1 ч. | |||
Осторожно, еда! Практическая работа «Определение качества пищи» | 1 ч. | ||||
Удивительное и физика (4 часа) | |||||
Звук вокруг | Строение уха и уровень шума. Использование ИЗ и УЗ в природе, медицине и технике. Удивительное эхо. Летучая мышь и дельфин на охоте. | ||||
В мире электрических зарядов. | Электризация тел – причины, использование в технике. Гроза. Какие бывают молнии. «Паспортные данные» линейной молнии. Как выглядит шаровая молния? Опасна ли молния? | 1 ч. | |||
Свет, мой лампочка! | Свойства света и его роль в природе и технике. Видимые и невидимые излучения. Загар. Радуга, миражи, гало, оптические иллюзии и их создание. Удивительное в солнечных закатах. Ход светового луча в капле дождя. | 1 ч. | |||
Биофизика и человек. | Познай самого себя (рост, скорость, размеры сердца и сосудов, плотность мускулов и костей, глазомер, относительная сила человека и животных и т. д.). Воздействие шума на человека. Влияние влажности на здоровье человека. | 1 ч. | |||
Повторение и обобщение (3 часа) | |||||
Игра – обобщение «Хочу все знать» | 1 ч. | ||||
Создание и защита буклета «Удивительное в …» | 2 ч. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Уникальность планеты Земля"
Презентация к уроку по теме: "Уникальность планеты Земля".Природоведение 5 класс. Виды почв. Круговорот воды в природе....
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...
Презентация к уроку "Предложение. Уникальность планеты Земля"
Презентация к уроку "Предложение. уникальность планеты Земля"....
Литературная конференция "Планета Земля в опасности"
Разработка для проведения экологического вечера. Некоторые моменты можно использовать при проведении уроков по биологии или экологии....
Всемирный День Земли. Животные на планете Земля.
Раскрываются вопросы защиты прав животных; правила обращения с дикими животными....
Всемирный День Земли. Растения на планете Земля.
Растения на планете Земля. Берёза. Есенин....
Контрольная работа по разделу "Планета Земля. Общие вопросы изображения и строения Земли", 5 класс
Вариативная контрольная работа по географии, 5 класс....
- Мне нравится (2)