Кружок "Жизнь на планете земля от А до Я"
методическая разработка на тему

Перевезенцева Екатерина Сергеевна

На данном кружке учащиеся знакомятсмя с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области естествознания.  

Знания в области естествознания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Кружок организуется для учащихся 5- 8-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии, географии, химии, физики с окружающим миром.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
  • Добавлены практические работы;

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания.

Курс, рассчитанный на 34 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, географии, химии, физике, биологии..

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью  кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет учащимся определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные 

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
  • Ознакомление с правилами поведения в природе;
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие 

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные 

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-14 лет.
  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
  • Количество часов – 1 учебный  час в неделю. За год 34  занятия.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе.

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с дополнительной литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению предметов естественного цикла;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки;
  • ведение здорового образа жизни.

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

8. Отчетная выставка.

Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).

Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как:

  • папка достижений ("Портфолио").

Учебно-тематический план

№ п./п.

Темы

Количество занятий

Общее

В том числе теоретических

В том числе практических

Введение

1

0

1

Удивительное: звезды, планеты, астрономия

5

4

1

Удивительное и биология

12

8

4

Удивительное и география

7

4

3

Удивительное и химия

4

1

3

Удивительное и физика

4

3

1

Повторение и обобщение

3

1

2

 

Всего

34

19

15

В соответствии с данной программой разработан тематический план. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников.

На занятиях

  • приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации,
  • учатся проводить опыты, наблюдения,
  • разрабатывают  буклеты  и создают презентации
  • развивают свои творческие способности при оформлении.

Список необходимой литературы.

  1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие. М., 2005.
  2. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998.
  3. Большая иллюстрированная энциклопедия. География. – М.: Махаон, 2005.
  4. Большой географический атлас. – М.: Олма – Пресс, 2002
  5. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
  6. Вулканы. – М.: АСТ – Пресс, 2000.
  7. География Земли. – М.: Росмэн, 2000.
  8. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.:Пилигрим, 1999.
  9. Дятлева Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра – Книжный клуб, 2003.
  10. Землетрясения и вулканы. Перевод с английского языка – Е. В. Комиссаров. Москва. “РОСМЭН”, 1998.
  11. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
  12. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
  13. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.
  14. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.
  15. Погода и климат. – М.:Терра – Книжный клуб, 1998.
  16. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.
  17. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

Календарно – тематическое планирование

кружка по естествознанию

«Удивительное рядом или за страницами учебников»

№ п./п.

Тема занятия

Содержание занятия  

Наглядные

пособия

часы

дата

Введение (1 час)

Игра «Удивительные загадки природы»

Презентация

1 ч.

Удивительное: звезды, планеты, астрономия (5 часов)

Что такое Вселенная. Как люди представляют  Вселенную.

Строение  Вселенной, различные взглядах на модель Вселенной;

вклад Аристотеля, Птолемея, Коперника,  Бруно и Г.Галилея в развитие науки.

1 ч.

Путешествие по Солнечной системе.

Современная модель Вселенной, состав Солнечной системы (планеты и их спутники, астероиды, кометы, метеоры, метеориты);

Схема и модель Солнечной системы; рисунки Солнечной системы, учебная презентация

1 ч.

Незваные гости в Солнечной системе (астероиды, кометы, метеоры, метеориты)

1 ч.

Желтый карлик – Солнце.

Солнечная активность и ее влияние на жизнь и здоровье людей

Рисунки, презентация

1 ч.

Что нам звезды говорят? (Созвездия)

Галактики, звездное небо, многообразием мира звезд, созвездиями, звездная карта;

Атласы и карты звёздного неба; презентация

1 ч.

Удивительное и биология (12 часов)

Игра «Загадки из учебника биологии»

1 ч.

Природа под микроскопом.

Практическая работа

1 ч.

Введение в биологию клетки. Лаборатория внутри нас.

«Рассматривание клеток под микроскопом»

1 ч.

Удивительные растения вокруг нас.

1 ч.

О чем шепчутся деревья?

1 ч.

 

Оранжерея на окне

Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями.

1 ч.

В непознанном мире грибов.

1 ч.

Прогулки с монстрами (животные прошлого)

CД – диск «Прогулки с монстрами. Жизнь до динозавров»

1 ч.

Загадки животного мира.

1 ч.

Человек. А что внутри?

1 ч.

Человек в цифрах.

Практическая работа

«Изучение некоторых характеристик»

1 ч.

Как человек изменил Землю. О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте.

Экологические проблемы человечества, пути их решения

1 ч.

Удивительное и география (7 часов)

Волшебная шкатулка (горные породы и минералы)

Отличие горных пород от минералов;

Виды горных пород, применение

коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых.

1 ч.

Практическая работа «Описание горных пород и минералов»

1 ч.

Вулканы. Истории крупных извержений. Землетрясения.

Кинофильмы «Землетрясения»,

«Вулканы»,

1 ч.

Интересная погода. Смерчи и ураганы.

Откуда появляется ветер? Осадки.

Погода. Прогноз погоды.Ураганы, торнадо, смерчи.

1 ч.

Ориентирование на местности или как не потеряться…

Компас, ориентирование по звездам, азимут, план местности, условные знаки.

Путешествие капельки воды.

Круговорот воды. Океан. Океанское дно.

Течения и приливы. Что такое волны?

Исследования океана.

1 ч.

Удивительное и химия (4 часа)

ЕЕ Величество Вода.

Практическая работа «Определение качества воды»

Вода - уникальное вещество.

Вода и жизнь людей.

видеофильм

1 ч.

Вещества на кухне.

Практическая работа «Выращивание кристалла медного купороса»

Химические соединения, используемые при приготовлении пищи (соль, уксусная кислота, сахар, пищевая сода, крахмал, жиры) Меры безопасности при обращении с этими веществами.

Вода, соль

1 ч.

Химия чистоты и красоты.

Средства личной гигиены и парфюмерии, используемые человеком (мыло, парфюмерия). 

Препараты бытовой химии (стиральные порошки, чистящие вещества). Меры безопасности при обращении с ними.

1 ч.

Осторожно, еда!

Практическая работа «Определение качества пищи»

1 ч.

Удивительное и физика (4 часа)

Звук вокруг

Строение уха и уровень шума. Использование ИЗ и УЗ в природе, медицине и технике. Удивительное эхо. Летучая мышь и дельфин на охоте.

В мире электрических зарядов.

Электризация тел – причины, использование в технике. Гроза. Какие бывают молнии. «Паспортные данные» линейной молнии. Как выглядит шаровая молния? Опасна ли молния?

1 ч.

Свет, мой лампочка!

Свойства света и его роль в природе и технике. Видимые и невидимые излучения. Загар. Радуга, миражи, гало, оптические иллюзии и их создание. Удивительное в солнечных закатах. Ход светового луча в капле дождя.

1 ч.

Биофизика и человек.

Познай самого себя (рост, скорость, размеры сердца и сосудов, плотность мускулов и костей, глазомер, относительная сила человека и животных и т. д.). Воздействие шума на человека. Влияние влажности на здоровье человека.

1 ч.

Повторение и обобщение (3 часа)

Игра – обобщение «Хочу все знать»

1 ч.

Создание и защита буклета «Удивительное в …»

2 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Уникальность планеты Земля"

Презентация к уроку по теме: "Уникальность планеты Земля".Природоведение 5 класс. Виды почв. Круговорот воды в природе....

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

Презентация к уроку "Предложение. Уникальность планеты Земля"

Презентация к уроку  "Предложение. уникальность планеты Земля"....

Литературная конференция "Планета Земля в опасности"

Разработка для проведения экологического вечера. Некоторые моменты можно использовать при проведении уроков по биологии или экологии....

Всемирный День Земли. Животные на планете Земля.

Раскрываются вопросы защиты прав животных; правила обращения с дикими животными....

Всемирный День Земли. Растения на планете Земля.

Растения на планете Земля. Берёза. Есенин....