Урок по теме "Среды обитания организмов"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Урок по теме "Среды обитания организмов" расчитан для обучающихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredy_obitaniya_organizmov.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Среды обитания организмов.
Цели урока: Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.
Планируемые результаты:
Предметные:
закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
Метапредметные:
учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи ,развивать воображение учащихся;
развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.
Личностные:
формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Задачи урока:
Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.
Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.
Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).
Ход урока:
Звучит песня «От улыбки».
1.Организационный этап.
Учитель: Добрый день ребята. Я рада вас видеть. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте все вместе поприветствуем гостей.
Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. У вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь!
2.Опрос по пройденной теме.
На предыдущих уроках мы знакомились с живыми организмами. Давайте вспомним, о чем или о ком шла речь.
Презентация (проверка домашнего задания).
Точки белые на красном —
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор —
Не срывайте... (мухомор)
СЛАЙД
Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я (подосиновик).
СЛАЙД
Хорошо, справились.
3. Актуализация знаний.
Тогда продолжим.
СЛАЙД
О чем мы сегодня будем говорить, и определить тему нашего урока поможет стихотворение Леонида Олюнина.
(Учитель активизирует деятельность учеников через стихотворение).
Спросили у Мухи – глазастой и бойкой:
– Скажите, чем вас привлекает помойка?
Не всякий пойдёт на такое сближение –
Отходы кругом и следы разложения.
И Муха ответила – честно, открыто:
– Кому-то – помойка, кому-то – корыто.
Легко здесь живётся, и просто – с питанием:
Это моя среда обитания.
(Будем изучать среду обитания)
СЛАЙД
Учитель:А где живут рыбы, зайцы, дождевые черви?
(В воде, на земле и в почве).
Учитель:Значит не одна среда обитания. Вспомните из начальной школы, какие бывают среды обитания?
(Наземно-воздушная среда, водная среда, почвенная среда, организменная (живой организм)).
(Креплю на доску название сред).
Учитель: Давайте конкретно сформулируем тему урока.
(Среды обитания организмов).
СЛАЙД
Учитель: Хорошо, давайте определим, что мы должны узнать сегодня на уроке.
Учащиеся: сами ставят цели по аналогии с прошлой темой.
(что такое среда обитания, кто там живет, как живут, в каких условиях).
1. Узнать, что такое «среда обитания».
2. Познакомиться с особенностями разных сред обитания организмов.
3. Выяснить, как живые организмы приспособились к жизни в разных средах обитания.
Записываем тему урока.
4. Изучение нового материала.
СЛАЙД
Учитель: Давайте сформулируем, что же такое среда обитания? Дайте определение понятию, используя слова из списка:
Совокупность, всех, организм, условий, живёт, в которых
Учащиеся формулируют понятие «среда обитания».
(Среда обитания – совокупность всех условий, в которых живёт организм).
Учитель:Вспомним, какие условия для жизни могут быть и одинаковы ли они в каждой среде? ( Воздух-кислород, свет, температура, вода. Нет, в одной много воды, в другой мало света.)
(Креплю на доску название условий).
СЛАЙД
Учитель: Парить как птица в воздухе. Каждый мечтает испытать это неописуемое чувство легкости полета. Я предлагаю нам тоже совершить полет. Возьмите лист бумаги и запустите свой самолет. Почему лист бумаги не летит?
Ответы ребят.
Учитель: Сложите лист бумаги самолетиком и запустите его в полет. Что нам понадобилось, чтобы наш лист полетел? А почему я не могу запустить в полет кусок картона?
Ответы ребят.
Учитель: Оказывается, чтобы парить, как птица нужно иметь легкий скелет, у нас должны быть крылья и обтекаемая форма тела для полета.
Я привела только 1 пример приспособления живых организмов к среде обитания.
Учитель: А чтобы узнать какие же конкретно условия обитания живых организмов в той или иной среде? И как живые организмы к ним приспособились? Нам необходимо поработать в группах с учебником.
У вас на столах кластеры, которые необходимо заполнить. На выполнение задания вам дается 10 минут. В конце указанного времени вы должны представить отчет о проделанной работе. Для составления отчета вы можете воспользоваться материалом, который находится у вас на столе.
После выступления групп у нас получится уже готовая таблица.
Физкультминутка.
Поработали, ребятки,
А сейчас все на зарядку
Отдохнем с тобой, дружок.
Ставим дружно руки в бок.
Наклонились вперед, назад,
Влево, вправо, влево, вправо.
Потянулись мы на славу.
Сядем тихо, мой дружок,
И продолжим наш урок.
Работа в парах. (можно музыку).
Выходят ребята с отчетами, можно с места.
Учитель: Какой вывод по данному материалу сделать можно?
Во всех средах разные условия, приспособления тоже.
СЛАЙД
На следующий урок мы свами продолжим изучение данной темы.
Учитель:Готовый материал приложите к себе в тетрадь.
- Закрепление изученного материала.
СЛАЙД
Проверьте ответы друг друга.
Ответы (слайд.
Критерии (слайд).
- Домашнее задание.
Составить кроссворд или ребус по данной теме (не менее 5 слов).
Слайд.
- Рефлексия.
Оцените наше занятие с помощью яблок разного цвета. Посмотрим какие же яблоки соберет наш ежик. Положите яблоко в корзинки.
Слайд (смайлики).
- Слайд.
Давайте поблагодарим друг друга.
Ребята, подойдите с тетрадями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» 7 класс.
данная разработка предназначена для учащихся 7 класса....
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...
"Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в них". Урок природоведения в 5 классе.
Тип урока – комбинированный урок с использованием ИКТ.Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Среды обитания организмов".Цели урока: - закрепить знания о многообразии...
Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней.
ФГОС Биология, 5 класс.Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней....
Методическая разработка открытого урока биологии Среды обитания организмов (водная, наземно – воздушная)
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий). Цель урока: ученик различает особенности разных сред обитания организмов и...
Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».
Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...
Презентация к уроку Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов
Представители сред обитания.Особенности сред обитания организмов...