Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
ФГОС Биология, 5 класс.Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_na_zashchitu.doc | 498 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология, 5 класс.
Урок 1. Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней.
Цели урока: Создать условия для:
- Развития Умения сравнивать условия разных сред обитания организмов;
- выявления особенностей приспособленности организмов к окружающей среде обитания;
- развития умения строить речевое высказывание при характеристике среды обитания;
- развития умение оценивать правильность выполнения учебной задачи через реализацию плана
- для развития учебно-познавательного интереса через решение проблемной ситуации, создание ситуации успеха
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- В процессе групповой работы научиться сравнивать различные среды обитания;
- Перечислять и кратко характеризовать черты приспособленности организмов.
Метапредметные в процессе групповой работы:
Уметь строить речевое высказывание при характеристике среды обитания;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи через реализацию плана
Личностные: развивать познавательные потребности на основе развития интереса к изучаемому материалу по теме «Среда обитания. Приспособленность организмов»
Тип урока: урок введение новых знаний
УМК:
- Авторская программа: Программы основного общего образования по биологии. 5 – 9 классы. Концентрический курс. Авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2015.
- Сонин Н.И. Биология: Введение в биологию.5 кл.: учебник / Сонин Н.И., Плешаков А.А. .-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
- Кириленкова В.Н., Сивоглазова В.И. Биология. Введение в биологию 5 класс: методическое пособие.- М.:Дрофа.
Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
Для учащихся: рабочие карты.
Составитель:
Тюнина Ольга Александровна
Ход урока
Рабочий лист
Мое настроение в начале урока | Мое настроение на конец урока |
Критерии оценки:
Самостоятельно справился с заданием – 2 б
Обращался за помощью-1б
Не справился-0б
№этап | Этапы урока | Самооценка |
Целеполагание | ||
Составление плана | ||
Оценка работы в группе | ||
Составление таблицы «Сравнительная характеристика сред» | ||
Составление схемы «Приспособленность организмов к среде обитания» |
Общий итог:
Перевод баллов в отметку: 4 балла – отметка 3
5-7 баллов – отметка 4
8-10 баллов – отметка 5
Среда обитания____________________________________________________________________________________________________________
Общая инструкция для всех групп
План работы для группы
- Прочитайте текст учебника и дополнительные источники
- Заполните таблицу
Индивидуальное задание 1 группе
1. прочитайте текст учебника на стр. 104-105 «Наземно-воздушная среда», заполните таблицу «Сравнительная характеристика сред обитания»
Условия жизни | Наземно-воздушная | Водная | Почвенная |
Кислород | Не всегда достаточно | ||
Вода | |||
Изменение температуры | незначительны | ||
Свет | недостаточно |
Индивидуальное задание 2 группе
2.прочитайте текст учебника на стр. 105 «Водная среда», заполните таблицу «Сравнительная характеристика сред обитания»
Условия жизни | Наземно-воздушная | Водная | Почвенная |
Кислород | мало | ||
Вода | Не всегда достаточно | ||
Изменение температуры | незначительны | ||
Свет | Достаточно |
Индивидуальное задание 3 группе
прочитайте текст на стр. 105 «Почвенная среда», заполните таблицу «Сравнительная характеристика сред обитания»
Условия жизни | Наземно-воздушная | Водная | Почвенная |
Кислород | мало | ||
Вода | всегда достаточно | ||
Изменение температуры | |||
Свет | Достаточно |
Заполните схему «Приспособленность организмов к среде»
Домашнее задание: всем § 23, упр.166,167, 168, 169 с.57-58
Приложение
Тест «Проверь себя»
Вариант 1
- Главной особенностью водной среды обитания является:
а) нехватка воды и нехватка света
б) достаточное количество воды и избыток света
в) достаточное количество воды и нехватка света
г) нехватка воды и избыток света
- Главной особенностью почвенной среды является:
а) повышенное содержание кислорода и углекислого газа, а также отсутствие света
б) повышенное содержание кислорода и пониженное углекислого газа, а также наличие света
в) пониженное содержание кислорода и углекислого газа, а также наличие света
г) пониженное содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа, а также отсутствие света
- Главной особенностью наземно-воздушной среды обитания является:
а) недостаток кислорода и избыток влаги
б) достаточность кислорода и избыток влаги
в) достаточность кислорода и недостаток влаги
г) недостаток кислорода и влаги
- Из каждых ста обитающих в наземно-воздушной среде видов животных умеют летать:
а) 15
б) 55
в) 75
г) 6
- Свет проникает в толщу воды на глубину:
а) до 100 м
б) до 200 м
в) до 400 см
г) до 3 км
- Животные, обитающие в почве, имеют маленькие глазки, или они у них отсутствуют по причине:
а) избыток количество влаги
б) отсутствие в почве света
в) наличие в почве твердых частичек, которые могут повредить глаза
г) недостатка кислорода и избытка углекислого газа
- Для дыхания в водной среде животные чаще всего используют:
а) кожу и трахеи
б) жабры
в) легкие
г) трахеи
- Для дыхания в наземно-воздушной среде животные чаще всего используют:
а) кожу и трахеи
б) жабры
в) легкие
г) трахеи
Ваша оценка за тест:
«5» -8 верных ответов, «3»-4 верных
«4»-7-5 верных ответов, , «2»-меньше 4. Оценка_________________________________
Вариант 2
- В природе насчитывается сред обитания:
а) 1
б) 3
в) 2
г) 4
- Главной особенность наземно-воздушной среды обитания является:
а) нехватка кислорода и значительные изменения температуры воздуха
б) достаточное количество кислорода и значительное изменения температуры воздуха
в) нехватка кислорода и незначительные изменения температуры воздуха
г) достаточное количество кислорода и незначительное изменения температуры воздуха
- Главной особенностью почвенной среды является:
а) пониженное содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры
б) повышенное содержание кислорода и углекислого газа, а также малое колебание температуры
в) повышенное содержание кислорода и пониженное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры
г) пониженное содержание кислорода и углекислого газа, значительные колебания температуры
- Главной особенностью водной среды обитания является:
а) нехватка воды и значительные изменения ее температуры
б) нехватка воды и незначительные изменения ее температуры
в) достаточное количество воды и значительные изменения ее температуры
г) достаточное количество воды и незначительные изменения ее температуры
- Для дыхания в наземно-воздушной среде животные используют:
а) жабры
б) кожу
в) легкие и кожу
г) жабры и кожу
- Дышать в водной среде животные могут с помощью:
а) легких
б) трахей или легких
в) трахей
г) жабр или кожи
- У обитателей почвы лучше всего развиты органы:
а) зрения
б) обоняния и осязания
в) слуха и зрения
г) слуха
- Замор рыб возникает в следствии:
а) высокой температуры воды
б) нехватка кислорода в воде
в) отсутствия корма
г) низкой температуры воды
Ваша оценка за тест:
«5» -8 верных ответов, «3»-4 верных
«4»-7-5 верных ответов, , «2»-меньше 4. Оценка__________________
Выберите в группе:
Председателя - следит за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, поощрять членов группы.
Секретаря - записывает информацию аккуратно и разборчиво
Спикера - излагает ясно и лаконично информацию и предложения, выдвинутые группой
Функции таймера - следит за временем, отведенным на работу
Выберите в группе:
Председателя - следит за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, поощрять членов группы.
Секретаря - записывает информацию аккуратно и разборчиво
Спикера - излагает ясно и лаконично информацию и предложения, выдвинутые группой
Функции таймера - следит за временем, отведенным на работу
Выберите в группе:
Председателя - следит за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, поощрять членов группы.
Секретаря - записывает информацию аккуратно и разборчиво
Спикера - излагает ясно и лаконично информацию и предложения, выдвинутые группой
Функции таймера - следит за временем, отведенным на работу
Наземно-воздушная среда
Наземно-воздушная среда – это газовая оболочка Земли. Значительную роль в этой среде играет воздух. Воздух необходим всему живому. Потоками воздуха разносятся плоды и семена растений, бактерии, споры грибов. В воздухе передвигаются многие животные суши. Каждый живой организм наземно-воздушной среды, даже если он находится в норе или пещере, окружен воздухом.
В ходе эволюции наземно-воздушная среда была освоена значительно позднее, чем водная. Это обусловлено тем, что выход на сушу потребовал значительной перестройки организации растений и животных, приспособления их в жизни в газообразной среде с низкой плотностью, высоким содержанием О2, высокой интенсивностью освещения и значительными колебаниями температуры и влажности в зависимости от географического положения, сезона и времени суток
Особенностью наземно-воздушной среды жизни является то, что организмы, которые здесь обитают, окружены воздухом и газообразной средой, характеризующейся низкими влажностью, плотностью и давлением, высоким содержанием кислорода. Как правило, животные в этой среде передвигаются по почве (твердый субстрат), а растения укореняются в ней.
В наземно-воздушной среде действующие экологические факторы имеют ряд характерных особенностей: более высокая интенсивность света в сравнении с другими средами, значительные колебания температуры, изменение влажности в зависимости от географического положения, сезона и времени суток.
Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. В наземно-воздушной среде достаточно кислорода, зато часто не хватает влаги. Особенно мало ее в степях и пустынях.
Водная среда
В водной среде чего-чего, а уж воды всегда достаточно. Температура здесь меняется меньше, чем температура воздуха. Это связано с тем, что вода, в отличие от воздуха, медленнее нагревается и охлаждается.
Обитатели водной среды дышат кислородом, растворённым в воде. Но его в водной среде значительно меньше, чем в наземно-воздушной, зачастую не хватает. Одни организмы, например рыба форель, могут жить только в богатой кислородом воде. Другие (сазан, карась, линь) выдерживают недостаток кислорода.
Нехватка кислорода в воде приводит иногда к катастрофическим явлениям – заморам, сопровождающимся гибелью от удушья множества водных обитателей. Зимние заморы часто вызываются образованием на поверхности водоемов льда и прекращением контакта с воздухом; летние – повышением температуры удушья воды и уменьшением вследствие этого растворимости кислорода. Чтобы кислород проникал в воду, во льду прорубают лунки.
В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В океанах и морях на глубине ниже 200 м — царство сумерек, а еще ниже — вечная тьма. Ясно, что водные растения встречаются лишь там, где достаточно света. Глубже могут жить только животные. Они питаются «падающими» из верхних слоев мертвыми остатками разных морских обитателей.
В океанах на глубине более 1 км царит непроглядная темнота. Здесь живут только те организмы, которые приспособились к подобным условиям. Некоторые имеют особые светящиеся органы, которые мерцают синим, зелёным или желтоватым светом. Они ослепляют жертву и облегчают себе охоту.
Почвенная среда
Почва - это особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и неживой природе. Почва - это та среда, где взаимодействует большая часть элементов биосферы: вода, воздух, живые организмы. Почву можно определить как продукт выветривания, реорганизации и формирования верхних слоев земной коры под влиянием живых организмов, атмосферы и обменных процессов. Почва состоит из нескольких горизонтов (слоев с одинаковыми признаками), возникающих в результате сложного взаимодействия материнских горных пород, климата, растительных и животных организмов (особенно бактерий), рельефа местности. Для всех почв характерно уменьшение содержания органических веществ и живых организмов от верхних горизонтов почв к нижним.
Почвенная среда — дом для множества бактерий и простейших. Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Заселили почву и самые разные животные — черви, насекомые, приспособленные к рытью звери, например кроты.
Обитатели почвы находят в этой среде необходимые для них условия — воздух, воду, минеральные соли. Правда, здесь меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды порой бывает чересчур много. Зато температура более ровная, чем на поверхности. А вот свет в глубину почвы не проникает. Поэтому населяющие ее животные обычно имеют очень маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их обоняние и осязание.
Почва – стабильная среда обитания, в которой температурный режим и увлажнение всегда изменяются плавно. Почва насыщенна организмами, количество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среда обитания организмов и ее факторы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА №153 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ И ЕЕ ФАКТОРЫ»(раздел ...
Среды обитания организмов
Урок на тему "Среды обитания" в 5 классе....
разработка урока по теме: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» 7 класс.
данная разработка предназначена для учащихся 7 класса....
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...
Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"
Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...
"Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в них". Урок природоведения в 5 классе.
Тип урока – комбинированный урок с использованием ИКТ.Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Среды обитания организмов".Цели урока: - закрепить знания о многообразии...
Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».
Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...