ЭССЕ «Подготовка специалистов среднего звена - взгляд в будущее!»
статья по биологии (11 класс)

Срощенко Людмила Кузьминична

Опыт самостоятельной творческой деятельности, приобретаемый студентами во время подготовки и проведения внеаудиторных мероприятий, стимулирует интеллектуальную активность, способности умения учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №5» ОП №3

Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра» - 2018

Эссе

«Подготовка специалистов среднего звена -

взгляд в будущее!»

Номинация:  «Организатор образовательного процесса»

ФИО: Срощенко Людмила Кузьминична

Должность:  Заведующий отделением

Преподаваемые дисциплины: Анатомия и физиология человека

Педагогический стаж:  с 1993 года

Стаж работы в данном образовательном учреждении:  с 2001 года

Москва

2018

Интеллектуальное и творческое развитие студентов.

   Встречая утром студентов  в колледже, я однажды натолкнулась на такой тоскливый взгляд студента… Как же ему не хотелось идти на учебу! Ещё в самом начале своей педагогической деятельности, я никак не могла понять, почему ребята не усваивают даже минимальный объем знаний. Мои дети всегда прекрасно учились и в школе, и в ВВУЗе. При этом моя родительская функция заключалась лишь в помощи и контроле в начальных классах. Так почему мои ученики столь слабы? «Три»  пишем,  «два»  в уме. Почему? Работая индивидуально со слабоуспевающими студентами, поняла: это не их вина, это их беда. Беда, что с малышами плохо общались, не занимались родители. Статистика в области педагогических исследований сообщает неутешительные факты: отсутствие познавательного интереса растет с возрастом человека. Так в возрасте 7-10 лет учиться не хотят 1-2%, а 10-14 лет -12%, в 14-15 лет 26%.  Для многих наших студентов школа превратилась в нелюбимое место и ребята уходят. Уходят в средние профессиональные учебные заведения. Не всегда осознанно. А кто в 15-16 лет в состоянии выбрать себе профессию на всю оставшуюся жизнь?

В колледж поступают абитуриенты, треть из которых лишены познавательного интереса. Преподаватели озабочены низким уровнем общеобразовательной подготовки студентов. Явные пробелы в знаниях мешают большинству студентов нормально заниматься. Мы выполняем не свойственную СПО функцию: восполняем пробелы предшествующего образования и воспитания. Следовательно, помимо задач по адаптации студентов нового набора, важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы он был по плечу всем студентам. Приоритетной в работе является концепция развивающего обучения. Студент - это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. Обучение должно быть без принуждения, с интересом. Необходимо преодолеть пассивность, внушить уверенность в свои силы.

Существует много разных методик, поднимающих  процесс обучения на более высокий уровень. Но как бы ни старались преподаватели, результата не будет до тех пор пока,  пока в глазах студента тоска и скука.

В свое время мой старый учитель сказал: «Это замечательно – быть любимой женщиной, счастливой матерью. Но какое же удовольствие получает человек, добиваясь успехов в своей творческой,  интеллектуальной деятельности!».

Знания, добытые самостоятельным трудом самые дорогие, надежные и ценные. Поэтому, в своей работе уделяю первостепенное значение стимулированию мыслительной деятельности студентов. Как хочется разбудить их дремлющий мозг, научить учиться, чтобы каждый понял, что учеба всем по плечу и как это здорово познавать новое и приходить в восторг от своих маленьких открытий. Занятия и лекционные, и практические стараюсь вести, используя активные методы обучения: занятия с  проблемным изложением материала,  лекции с применением «мозговой атаки»,  решение ситуационных задач, игровые методы и др. Наибольший интерес у меня вызывают нетрадиционные уроки в форме урока – КВН. В рамках изучения анатомии и физиологии человека традиционным является КВН «Второкурсники улыбаются». Подобные уроки и внеаудиторные мероприятия требуют больших усилий и серьезных временных затрат, но результат того стоит! Погружение в конкретные заранее оговоренные темы дисциплины, работа в команде, распределение обязанностей между участниками КВНа, эмоциональный подъем  и…… горящие глаза, восторг от победы!

Проведение нетрадиционных форм занятий, внеаудиторных мероприятий  способствует стимуляции познавательной деятельности, дает возможность проявить свою творческую активность, пробуждает в студентах желание узнать новое, получить колоссальное удовлетворение от интеллектуального труда. Важно мобилизовать  обучающихся на совместную творческую деятельность, распределить поручения с учетом индивидуальных особенностей, учитывая межличностные взаимоотношения.

Практика работы показала, что студенты, недостаточно активные в учебном процессе в силу тех или иных обстоятельств, совершенно преображаются, если им представляется возможность участвовать в моделировании внеклассного мероприятия, нетрадиционного урока, ролевой игры и т.д. При регулярном использовании подобных форм организации учебно-воспитательного процесса у студентов снимаются личностные проблемы, связанные с психологическими комплексами от физических недостатков, стеснительности, страха перед аудиторией и других причин. Сильные студенты утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех. Происходит повышение уровня социальной ответственности молодежи, преодоление иждивенчества и пассивности. «Ни объем знаний, приобретенных в готовом виде, ни умения, усвоенные по образцу, не могут обеспечить необходимое развитие творческих возможностей личности» (И.Лернер). Способности расцветают в труде и гибнут в бездействии.

Опыт самостоятельной творческой деятельности, приобретаемый студентами во время подготовки и проведения внеаудиторных мероприятий, стимулирует интеллектуальную активность, способности умения учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни, обеспечивает готовность будущего специалиста к поиску новых решений проблем, способствует формированию профессионально-творческого потенциала, помогает студентам находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности. Студенты учатся  принимать решения и нести за них ответственность. Способны осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач профессионального и личного развития.  Успешно работают в коллективе и команде, берут на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

Великая цель образования – это не знания, а действия! Переход от школы «усвоения знаний» к школе жизни, школе мысли, школе активного действия, призванной формировать личность, всесторонне готовую к тому, чтобы непосредственно и в полном объеме включится в производительный труд и социальные отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приказ О проведении контроля соответствия структуры адаптированных программ подготовки специалистов среднего звена требованиям ФГОС среднего общего образования, среднего профессионального образования

приказ О проведении контроля соответствия структуры адаптированных программ подготовки специалистов среднего звена  требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.07 АСТРОНОМИЯ по программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля 21.01.03. «Автомеханик».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДБ.07 АСТРОНОМИЯпо программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля21.01.03. «Автом...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.12 АСТРОНОМИЯ по программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля 21.02.05 Земельно – имущественные отношения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДБ.12 АСТРОНОМИЯпо программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля21.02.05 Земельно ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.14 ИНФОРМАТИКА по программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля 21.02.05 Земельно – имущественные отношения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.14 ИНФОРМАТИКАпо программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля21.02.05 Земельно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.10 ИНФОРМАТИКА по программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля 21.01.03. «Автомеханик».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.10 ИНФОРМАТИКАпо программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля21.01.03. «Авто...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.11 ФИЗИКА по программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля 21.01.03. «Автомеханик».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.11 ФИЗИКАпо программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля21.01.03. «Автомехан...

ОДП.11 ФИЗИКА по программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля 21.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

ОДП.11 ФИЗИКАпо программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля21.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...