ОДП.11 ФИЗИКА по программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля 21.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
рабочая программа по физике

ОДП.11 ФИЗИКА

по программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля

21.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_2021_master_15_gruppa.docx83.61 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Козловский многопрофильный аграрный колледж»

РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению

решением педагогического совета

протокол № _______от________202___г.

протокол № _______от________202___г.

протокол № _______от________202___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»

_________________ Г.В.Терехов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.11 ФИЗИКА

по программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля

21.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, приказом от 29 июня 2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»; рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259); примерной программы общеобразовательной дисциплины «Физика»  для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО»  (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. регистрационный номер рецензии 384 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО») и является частью основной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 23.01.17. «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», разработанной на основе Федерального государственного стандарта СПО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 1581 от 9 декабря 2016 г. (с изменениями и дополнениями приказ №747 от 17 декабря 2020 г «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования»)

ОДОБРЕНО

на заседании цикловой

комиссии общеобразовательных и социально-экономических дисциплин

протокол №_________от________202___г.

протокол №_________от________202___г.

протокол №_________от________202___г.

Составитель: Балан С.Ф. – преподаватель высшей квалификационной категории.

Рецензенты:

Внутренний: Агеева Т.Н. – преподаватель высшей квалификационной категории.

Внешний: Науменок Р.А. -  преподаватель высшей категории СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

  СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ              

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ            

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

          УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП. 11 Физика

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС укрупненной группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта, по профессии  23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, профиль получаемого образования – технический.

Учебная дисциплина «Физика» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС:

  • ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
  • ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности,
  • ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
  • ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
  • ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
  • ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
  • ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
  • ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.
  • ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
  • ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл, является профильной общеобразовательной дисциплиной, относится к предметной области «Естественные науки».

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам

освоения учебной дисциплины:

изучение предметной области «Естественные науки» должно обеспечить:

  • сформированность основ целостной научной картины мира;
  • формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
  • создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
  • сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;
  • сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Физика» должны отражать:

Личностные результаты освоения

Метапредметные результаты освоения

Предметные

 результаты освоения

Л1. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

М1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

П1.Сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач

Л2. Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

М2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

П2. Владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой

Л3. Готовность к служению Отечеству, его защите

М3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

П3. Владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы

Л4.Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

М4. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

П4.Сформированность умения решать физические задачи

Л5.Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

М5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

П5.Сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни

Л6. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям

М6. Умение определять назначение и функции различных социальных институтов

П6.Сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников

Л7. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

М7. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

Л8. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей

М8. Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

Л9. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

М9. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Л10. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений

Л11. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков

Л12. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь

Л13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

Л14.Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности

Л15. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни

ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного  образа  жизни,  спорта;  предупреждающий  либо  преодолевающий  зависимости  от  алкоголя,  табака,  психоактивных  веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР 10.  Заботящийся  о  защите  окружающей  среды,  собственной  и  чужой

безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 13. Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.

*(1) Рабочая программа воспитания СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей укрупненной группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины – 252 ч.:

Во взаимодействии с преподавателем – 212 часов:

 в том числе:

  • теоретические занятия – 172 часа
  • практические занятия – 40 часов
  • индивидуальный проект – 40 часов

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Объем часов

Всего во взаимодействии с преподавателем

252

В том числе:

  • теоретические занятия

172

  • практические занятия

40

  • индивидуальный проект

40

Аттестация в форме - экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПД. 11 ФИЗИКА

п/п

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы, код личностных результатов реализации программы воспитания

1 курс

1

ВВЕДЕНИЕ

Введение. Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно - научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

2

OK 01, ОК 02, ОК 03,

ОК 08, ОК 09, ОК 10

ЛР 1, ЛР 9, ЛР 10,ЛР13

РАЗДЕЛ 1. МЕХАНИКА

32

OK 01, ОК 02, ОК 03,

ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09, ОК 10, OK 11

ЛР 1, ЛР 9, ЛР 10,ЛР13

2

Кинематика. Механическое движение. Перемещение. Путь.

2

3

Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение.

2

4

Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту

2

5

Равномерное движение по окружности

2

6/1

ПЗ №1. Равнопеременное прямолинейное движение

2

7

Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс

2

8

Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона.

2

9

Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле.

2

10

Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.

2

11/2

ПЗ № 2. Законы Ньютона

2

12/3

ПЗ № 3. Закон всемирного тяготения

2

13

Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

2

14

Работа силы.  Мощность.

2

15

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.

2

16/4

ПЗ № 4. Закон сохранения импульса

2

17/5

ПЗ № 5. Закон сохранения энергии

2

РАЗДЕЛ 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА

54

OK 01, ОК 02, ОК 03,

 ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07,

 ОК 08, ОК 09, ОК 10,

OK 11

ЛР 1, ЛР 9, ЛР 10,ЛР13

18

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов.

2

19

Броуновское движение. Диффузия.

2

20

Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия.

2

21

Строение газообразных, жидких и твердых тел.

2

22

Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.

2

23

Температура и ее измерение.

2

24

Измерение скорости молекул газа.

2

25

Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная

2

26

Газовые законы.

2

27/6

ПЗ № 6. Основное уравнение МКТ и следствие из него

2

28/7

ПЗ № 7. Уравнение идеального газа

2

29

Основы термодинамики. Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость.

2

30

Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя.

2

31

Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.

2

32

Внутренняя энергия идеального газа. Уравнение теплового баланса

2

33

Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха.  Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Точка росы.

2

34

Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование

2

35

Влажность воздуха Измерение влажности воздуха.

2

36/8

ПЗ № 8. Измерение влажности воздуха

2

37

Свойства жидкостей. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом.

2

38

Давление. Плавание тел. Закон Архимеда

2

39/9

ПЗ № 9. Гидравлический пресс

2

40

Капиллярные явления. Смачивание. Капиллярность.

2

41/10

ПЗ № 10. Измерение поверхностного натяжения жидкости.

2

42

Свойства твердых тел. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука.

2

43

Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация

2

44/11

ПЗ № 11. Наблюдение процесса кристаллизации Изучение особенностей теплового расширения воды.

2

РАЗДЕЛ 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

52

ОК 02, ОК 03, ОК 04,

ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09, ОК 10, OK 11

ЛР 1, ЛР 9, ЛР 10,ЛР13

45

Электрические заряды. Электризация тел.

2

46

Закон сохранения электрического заряда.

2

47

Закон Кулона.

2

48

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

2

49

Работа сил электростатического поля.

2

50

Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля.

2

51/12

ПЗ № 12. Электрическое поле. Закон Кулона

2

52

Проводники в электрическом поле.

2

53

Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков.

2

54

Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора.

2

55

Электрический ток.  Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока

2

56

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.  

2

57

Электрические цепи. Последовательное и параллельное проводников.

2

58

Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца

2

59

ЭДС и внутреннее сопротивление источников тока.

2

60

Закон Ома для полной цепи

2

61/13

ПЗ № 13 Законы Ома.

2

62/14

ПЗ № 14. Исследование сложных цепей постоянного электрического тока

2

63/15

ПЗ № 15. Определение коэффициента полезного действия электрического чайника.

2

64/16

ПЗ №16  Определение температуры нити лампы накаливания.

2

65

Электрический ток в полупроводниках.

2

66

Электрический ток в электролитах и газах

2

67

Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный  проводник с током.

2

2 курс

68

Закон Ампера.

2

ОК 02, ОК 03, ОК 04,

ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09, ОК 10, OK 11

ЛР 1, ЛР 9, ЛР 10,ЛР13

69

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.

2

70

Самоиндукция. Энергия электромагнитного поля.

2

РАЗДЕЛ 4. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

20

71

Механические колебания. Колебательное движение.

2

72

Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы.

2

73

Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания.

2

74

Вынужденные механические колебания

2

75/17

ПЗ № 17. Исследование механических колебаний

2

76

Упругие волны. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

2

77

Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания.

2

78

Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока.

2

79

Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.

80

Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

2

РАЗДЕЛ 5. ОПТИКА

18

OK 01, ОК 02, ОК 03,

ОК 04, ОК 05

ЛР 1, ЛР 9, ЛР 10,ЛР13

81

Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения

2

82

Закон  преломления света. Полное отражение.

2

83

Линзы.

2

84

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

2

85/18

ПЗ № 18.Линза.  Построение изображений предметов в тонкой линзе.

2

85

Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.

2

86

Интерференция света. Когерентность световых лучей.

2

87

Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике.

2

88

Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды.

2

89/19

ПЗ № 19. Дифракция и интерференция

2

РАЗДЕЛ 6. ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ

22

OK 01, ОК 02, ОК 03,

ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09, ОК 10, OK 11

ЛР 1, ЛР 9, ЛР 10,ЛР13

90

Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка.

2

91

Фотоэффект. Законы фотоэффекта

2

92

Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.

2

93/20

ПЗ № 20. Давление света. Химическое действие света. Фотография.

2

94

Развитие взглядов на строение вещества. Постулаты Н.Бора. Модель атома водорода по Н.Бору.

2

95

Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Э.Резерфорду.

2

96

Экспериментальные  методы ядерной физики

2

97

Физика атомного ядра. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова.

2

98

Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер.

2

99

Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер.

2

100

Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений.

2

РАЗДЕЛ 7. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

12

OK 01, ОК 02, ОК 03,

ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09, ОК 10, OK 11

ЛР 1, ЛР 9, ЛР 10,ЛР13

101

Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной.

2

102

Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной.

2

103

Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик.

2

104

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы.

2

105

Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд.

2

106

Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.

2

РАЗДЕЛ 8. Индивидуальный проект

40

Александр Григорьевич Столетов — русский физик.

Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.

Альтернативная энергетика.

Акустические свойства полупроводников.

Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.

Асинхронный двигатель.

Астероиды.

Астрономия наших дней.

Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.

Бесконтактные методы контроля температуры.

Биполярные транзисторы.

Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.

Величайшие открытия физики.

Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.

Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.

Вселенная и темная материя.

Галилео Галилей — основатель точного естествознания.

Голография и ее применение.

Движение тела переменной массы.

Дифракция в нашей жизни.

Жидкие кристаллы.

Законы Кирхгофа для электрической цепи.

Законы сохранения в механике.

Значение открытий Галилея.

Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.

Исаак Ньютон — создатель классической физики.

Использование электроэнергии в транспорте.

Классификация и характеристики элементарных частиц.

Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.

Конструкция и виды лазеров.

Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).

Лазерные технологии и их использование.

Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель.

Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции).

Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.

Макс Планк.

Метод меченых атомов.

Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.

Методы определения плотности.

Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист.

Модели атома. Опыт Резерфорда.

Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.

Молния — газовый разряд в природных условиях.

Нанотехнология.

Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.

Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира.

Нильс Бор — один из создателей современной физики.

Нуклеосинтез во Вселенной.

Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.

Оптические явления в природе.

Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.

Переменный электрический ток и его применение.

Плазма — четвертое состояние вещества.

Планеты Солнечной системы.

Полупроводниковые датчики температуры.

Применение жидких кристаллов в промышленности.

Применение ядерных реакторов.

Природа ферромагнетизма.

Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.

Производство, передача и использование электроэнергии.

Происхождение Солнечной системы.

Пьезоэлектрический эффект его применение.

Развитие средств связи и радио.

Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.

Реликтовое излучение.

Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.

Рождение и эволюция звезд.

Роль К. Э. Циолковского в развитии космонавтики.

Свет — электромагнитная волна.

Сергей Павлович Королев.

Силы трения.

Современная спутниковая связь.

Современная физическая картина мира.

Современные средства связи.

Солнце — источник жизни на Земле.

Трансформаторы.

Ультразвук (получение, свойства, применение).

Управляемый термоядерный синтез.

Ускорители заряженных частиц.

Физика и музыка.

Физические свойства атмосферы.

Фотоэлементы.

Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.

Ханс Кристиан Эрстед.

Шкала электромагнитных волн.

Экологические проблемы и возможные пути их решения.

Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.

Эмилий Христианович Ленц — русский физик.

ВСЕГО:

252

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины: учебный кабинет «Физика», лаборатория.

Оборудование учебного кабинета: 

  • посадочные места по количеству обучающихся
  • рабочее место преподавателя, учебно-планирующая
  • документация
  • рекомендуемые учебники
  • дидактический материал
  • раздаточный материал, плакаты по курсу

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, экран, мультимедиа проектор.

Оборудование лаборатории: лабораторное оборудование

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика 10 кл., М., Просвещение, 2020.

2.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М., Физика 11 кл., М., Просвещение, 2020.

3.Дмитриева В.Ф., Физика для профессий и специальностей технического профиля, М. Издательский центр «Академия», 2019.

Дополнительные источники:

  1. www.fizika.ru
  2. fizzzika.narod.ru  
  3. class-fizika.narod.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(предметные результаты)

Формы и методы

контроля и оценки

результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Физика»:

  1. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект
  • Фронтальный опрос
  • Выполнение индивидуальных тестовых заданий
  • Лабораторная работа
  • Самостоятельная работа
  1. отличать гипотезы от научных теорий;
  • Комбинированный опрос
  1. делать выводы на основе экспериментальных данных
  • Экспериментальные задания
  1. приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления
  • Индивидуальные практические задания
  • Тестовые задания
  • Самостоятельная работа
  1. проводить опыты, иллюстрирующие проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии
  • Лабораторная работа
  • Индивидуальные практические задания
  • Самостоятельная работа
  1. применять физические знания в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств
  • Индивидуальный опрос
  • Практические занятия
  1. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная
  • Выполнение индивидуальных тестовых заданий
  • Физический диктант
  1. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд
  • Фронтальный опрос
  • Тестирование
  • Устный индивидуальный опрос
  • Лабораторная работа
  • Самостоятельная работа
  1. смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта
  • Контрольная работа
  • Зачет
  • Самостоятельная работа
  1. вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
  • Доклад
  • Самостоятельная работа

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения, позволяющие проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения

Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

личностные результаты

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  1. проявление гражданственности, патриотизма;
  2. знание истории своей страны;
  3. демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

  • гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  1. проявление активной жизненной позиции;
  2. проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;
  3. уважение общечеловеческих и демократических ценностей
  4. демонстрация готовности к исполнению воинского долга

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Своевременность постановки на воинский учет

Проведение воинских сборов

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  1. демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;
  2. проявление общественного сознания;
  3. воспитанность и тактичность;
  4. демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  1. взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;
  2. сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

Успешное прохождение учебной практики.

Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  1. демонстрация желания учиться;
  2. сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  1. умение ценить прекрасное;

Творческие и исследовательские проекты

  • принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  1. готовность вести здоровый образ жизни;
  2. занятия в спортивных секциях;
  3. отказ от курения, употребления алкоголя;
  4. забота о своём здоровье и здоровье окружающих;
  5. оказание первой помощи

Спортивно-массовые мероприятия

Дни здоровья

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  1. демонстрация интереса к будущей профессии;
  2. выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач

Занятия по специальным дисциплинам

Учебная практика

Творческие проекты

  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  1. экологическое мировоззрение;
  2. знание основ рационального природопользования и охраны природы

Мероприятия по озеленению территории.

Экологические проекты

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  1. уважение к семейным ценностям;
  2. ответственное отношение к созданию семьи

Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи.

Мероприятия, проводимые «Молодёжь+»

метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  1. организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;
  2. умение планировать собственную деятельность;
  3. осуществление контроля и корректировки своей деятельности;
  4. использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  1. демонстрация коммуникативных способностей;
  2. умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;
  3. умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  1. демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  2. использование различных методов решения практических задач

Семинары

Учебно-практические конференции

Конкурсы

Олимпиады

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  1. эффективный поиск необходимой информации;
  2. использование различных источников информации, включая электронные;
  3. демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;
  4. соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.

  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  1. сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.)

Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций.

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  1. демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;
  2. самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

программы

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

1. умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приказ О проведении контроля соответствия структуры адаптированных программ подготовки специалистов среднего звена требованиям ФГОС среднего общего образования, среднего профессионального образования

приказ О проведении контроля соответствия структуры адаптированных программ подготовки специалистов среднего звена  требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.07 АСТРОНОМИЯ по программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля 21.01.03. «Автомеханик».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДБ.07 АСТРОНОМИЯпо программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля21.01.03. «Автом...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.12 АСТРОНОМИЯ по программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля 21.02.05 Земельно – имущественные отношения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДБ.12 АСТРОНОМИЯпо программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля21.02.05 Земельно ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 АСТРОНОМИЯ по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для профессии технического профиля 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУД.08 АСТРОНОМИЯ по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднегопрофессионального образования для профессии технического профиля23.01.17 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.14 ИНФОРМАТИКА по программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля 21.02.05 Земельно – имущественные отношения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.14 ИНФОРМАТИКАпо программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля21.02.05 Земельно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.10 ИНФОРМАТИКА по программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля 21.01.03. «Автомеханик».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.10 ИНФОРМАТИКАпо программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля21.01.03. «Авто...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.11 ФИЗИКА по программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля 21.01.03. «Автомеханик».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.11 ФИЗИКАпо программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля21.01.03. «Автомехан...