Видоизменение корней
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Беридзе Кетеван Ивановна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_vidoizmeneniya_korney.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Корень. Видоизменения корней»

Тип урока: Урок – «Открытия новых знаний»; 

                      урок – «Лабораторная работа».

Цель урока: формирование знаний о внешнем строении и вида корней, типах корневых систем.

Задачи урока:

Предметные

Учащиеся должны знать:

1.особенности строения вегетативных органов цветкового растения;

2.особенности строения корня как вегетативного органа; роль корней в жизни растений;

3.видоизменения корней;

Учащиеся должны уметь:

1.объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

2.характеризовать функции корня;

3.описывать стадии развития органов растений и всего растения;

4.называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;

5.различать и определять типы корневых систем;

6.систематизировать знания по теме;

7.оценивать свои результаты и достижения.

Метапредметные

Коммуникативные:

1. организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности; умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);

2.использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;

Познавательные:

1.общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения; уметь работать с различными источниками информации; структурировать полученные знания; умение осуществлять смысловое чтение

2.логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения; постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения

Регулятивные:

1.умение определять цели урока, ставить задачи, участвовать в планировании урока, корректировка плана;

2. развитие навыков самооценки.

Личностные:

1.формирование ответственного отношения к обучению,

2.формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;

3.формирование основ экологической культуры;

4. оценивание своих результатов и достижений

Оборудование: 

- мультимедийный проектор;

- видеофильмы: «Типы корневых систем», «Зоны корня»;

- проростки семян фасоли;

- таблицы: «Строение семян», «Типы корневых систем»;

- гербарии: «Типы корневых систем»;

- муляжи: «Видоизменения Корней».

Методы и приёмы:

1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);

2. наглядные (гербарий, живые растения, сухие и проросшие семена однодольных и двудольных растений, комнатные растения);

3. практические (использование инструктивной карточки или таблицы).

Средства обучения:

1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);

2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: схемы, таблицы);

 

Ход урока:

Корзина.  

Какой раздел биологии мы изучаем? (ботанику)

Что изучает ботаника? (растения)

Значит в секретной корзине находится …..? (растение)

За каждый ответ дети получают стикеры-балы.

Назовите органы растения? (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя)

Какие из них относятся к вегетативным, а какие – генеративным органам? (вегетативные – корень, стебель, листья; генеративные –  цветок, плод, семя)

Что значит – генеративный орган? (половой).

  • Подсчет корней бархоток (отдать растения детям). Зачем растению такое количество корней?

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свою точку зрения.

  1. Если отрежем корень от большого дерева, что с ней случиться?

Дерево упадёт, т.е. корень удерживает растение в почве (заякоривает). Это её I функция;

  1. Нехватка воды и минеральных солей скажется только через несколько дней, растение постепенно завянет. Корни осуществляют минеральное питание. Это II функция корня. Хотя, по-настоящему, растение питается фотосинтезом. Именно воздушное питание является главным, но без минерального не будет и воздушного питания;
  2. Корень вырабатывает особые вещества для растения в основном – это яды которые потом поступают в разные органы растения (Молочай). Синтез биологически активных веществ – это III функция корня;
  3. Корень – удобное место для запаса питательных веществ.

Что проще животным: питаться листьями и молодыми побегами или корнями?

Почему?  (Корень надо найти, докопаться)

Где надёжнее хранить запасы питательных веществ?

Как Вы думаете однолетние растения хранят питательные вещества? Нет. Нигде не хранят.

Почему? Живут 1 год и всё уходит на их жизнедеятельность.

Запасание питательных веществ – это IV функция корня.

  • Строение семени. Таблица на доске.

Из чего состоит семя?

Из чего состоит зародыш?

Что вырастает из стебелька?

Что развивается из почечки? (первые зародышевые листья)

А что развивается из корешка? (главный корень)

  • Учитель достаёт из корзины растение с корневой системой и показывает типы корневых систем.

Какую корневую систему называют стержневой?

Какую – мочковатой?

Какая корневая система характерна для однодольных растений?

Какая – для двудольных?

  • А какие виды корней Вы знаете? (главный, боковые и придаточные)

Откуда развивается главный корень? (из корешка)

Откуда развиваются боковые корни? (от главного и придаточных корней)

Откуда развиваются придаточные корни? (от стебля и листьев)

Корень – какой орган? (вегетативный).

  • Как вы думаете, повреждается ли главный корень в течении жизни растения? (да)

Что происходит с корневой системой при повреждении главного корня? (ветвится) 

Что такое пикирование? (удаление конечной части стержневого корня у молодого сеянца) 

Для чего, с какой целью делают пикирование? (Для стимуляции роста боковых корней. Чем больше боковых корней, тем лучше питается растение)

(Прищипка – удаление верхушки побега.)

  • Может ли человек улучшить рост растения и повлиять на урожайность? (да)

А на какой орган он может повлиять? (Этот орган первым появляется при прорастании семени.  - Конечно, это корень)

 Почему после окучивания возрастает урожай томатов и картофеля?

(1. Окучивание стимулирует образование придаточных корней, а значит, увеличивает массу корневой системы.

2. В результате улучшается корневое питание и повышается урожайность картофеля)

  • Условия произрастания корней.

Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?

Сухие поля – глубоко прорастают, из-за недостатка влаги.

На орошаемых – на поверхности. 

В тундре – у поверхности т.к. там вечная мерзлота и растения низкорослые. Почему? (какие корни такие и растения)

В пустыне очень глубоко.

  • Видеофильм: «Участки корня» (3:09)

  • Зоны корня. Типы корневых систем. 
  • Гербарий (заранее положить на парты). 

Выполнить задание:

  1. зарисуйте корни растения;
  2. заполните таблицу:

Название раст.

Тип корня

(своего растения)

Виды корня

(все)

Зоны корня

1

2

3

4

Сделайте выводы:  

А). определите Ваше растение однодольное или двудольное;

Б). определите условия произрастания корней данного растения.

  • Физкультминутка. Поднять детей. Изобразить наклонами дерево при ветре, направления главного, боковых и придаточных корней. Подтянуться за зонтиком, который отнимает ветер, тем самым изображая корень, удерживающий растение. Посадить детей.

  • Слайды: «Видоизменения корней»

  • Корзина.

Дополнительные функции корней, т.е. видоизменения.

Корнеплоды – свёкла, редис,

Корневые клубни – георгина.

Корни-прицепки – плющ.

Воздушные корни – орхидея.

Дыхательные корни – ива. У водных растений нет корневых волосков.

Корни подпорки – баньян.

Где вы ещё могли слышать слово «Корень»?

  • Русский язык: корень – основная часть слова. ̂Био ̂лог ^и 󠆬󠆬я

             (био, лог — корни, и — суффикс, я — окончание, биологи — основа слова)

  • Математика: корень уравнения. https://st03.kakprosto.ru/tumb/680/images/article/2011/6/14/1_5254fbfe5e5545254fbfe5e591.jpg
  • Биология: корень волоса, зуба, ногтя.
  • Как вы понимаете выражение: «Пустить корни», «Смотреть в корень», «Покраснеть до корней волос»?
  • У человека есть корни? «Уезжать нам некуда, наши корни здесь!»

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

  1. Учитель организует игру «биологическое домино»

КОРЕНЬ

Вегетативный, подземный орган растения

ГЛАВНЫЙ КОРЕНЬ

Появляется из зародышевого корешка

ПРИДАТОЧНЫЕ КОРНИ

Отрастают от листьев и стебля

БОКОВЫЕ КОРНИ

Отрастают от главного и придаточных корней

СТЕРЖНЕВАЯ КОРНЕВАЯ СИСТЕМА

Хорошо развит главный корень

ОДНОДОЛЬНЫЕ

Как правило развита мочковатая корневая система

МОЧКОВАТАЯ КОРНЕВАЯ СИСТЕМА

Состоит из боковых и придаточных корней, плохо развит главный корень

ДВУДОЛЬНЫЕ

Развивается, как правило, стержневая корневая система


Дом задание: составить опорный конспект или опорные сигналы на тему: «Корень».

Заполнить таблицу:

Тема: «Видоизменение корней»

Название видоизменённого корня

образованы

Примеры

1.

Корнеплоды

2.

Корневые клубни

3.

Корни-прицепки

4.

Воздушные корни

5.

Дыхательные корни

6.

Корни-подпорки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие «Видоизменения корней»

Цель урока: Познакомиться с многообразием корней.Задачи: Изучить видоизмененные корни.Узнать их практическое значение.Выяснить, что видоизмененные корни результат приспособленности растений к условиям...

презентация "Видоизменения корней" по биологии растений, 6 класс. Яркие картинки, интересные факты и вопросы для закрепление.

При изучении корней в 6 классе объём материала большой, поэтому во второй части урока целесообразно показать яркую и интересную презентацию, которая поможет вызвать интерес к изучаемой теме....

Урок по теме "Видоизменения корней". 6 класс. ФГОС ООО.

Урок по теме "Видоизменения корней". 6 класс. ФГОС ООО....

Презентация по теме "Видоизменения корней". 6 класс. ФГОС ООО.

Презентация по теме "Видоизменения корней". 6 класс. ФГОС ООО....

Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Видоизменения корней"

презентация предназначена для работы на уроке по теме "Корень. Видоизменения корней"...

план-конспект урока биологии на тему "Видоизменения корней"

Сценарий урока биологии в 6 классе по теме "Видоизменения корней"...

Кроссворд «Видоизменения корней»

Для закрепления материала, и проверки освоения. можно решить кроссворд "Видоизменения корней"...