Видоизменение корней
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Корень. Видоизменения корней»
Тип урока: Урок – «Открытия новых знаний»;
урок – «Лабораторная работа».
Цель урока: формирование знаний о внешнем строении и вида корней, типах корневых систем.
Задачи урока:
Предметные
Учащиеся должны знать:
1.особенности строения вегетативных органов цветкового растения;
2.особенности строения корня как вегетативного органа; роль корней в жизни растений;
3.видоизменения корней;
Учащиеся должны уметь:
1.объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
2.характеризовать функции корня;
3.описывать стадии развития органов растений и всего растения;
4.называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;
5.различать и определять типы корневых систем;
6.систематизировать знания по теме;
7.оценивать свои результаты и достижения.
Метапредметные
Коммуникативные:
1. организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности; умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);
2.использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
Познавательные:
1.общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения; уметь работать с различными источниками информации; структурировать полученные знания; умение осуществлять смысловое чтение
2.логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения; постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения
Регулятивные:
1.умение определять цели урока, ставить задачи, участвовать в планировании урока, корректировка плана;
2. развитие навыков самооценки.
Личностные:
1.формирование ответственного отношения к обучению,
2.формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
3.формирование основ экологической культуры;
4. оценивание своих результатов и достижений
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- видеофильмы: «Типы корневых систем», «Зоны корня»;
- проростки семян фасоли;
- таблицы: «Строение семян», «Типы корневых систем»;
- гербарии: «Типы корневых систем»;
- муляжи: «Видоизменения Корней».
Методы и приёмы:
1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);
2. наглядные (гербарий, живые растения, сухие и проросшие семена однодольных и двудольных растений, комнатные растения);
3. практические (использование инструктивной карточки или таблицы).
Средства обучения:
1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);
2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: схемы, таблицы);
Ход урока:
Корзина.
Какой раздел биологии мы изучаем? (ботанику)
Что изучает ботаника? (растения)
Значит в секретной корзине находится …..? (растение)
За каждый ответ дети получают стикеры-балы.
Назовите органы растения? (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя)
Какие из них относятся к вегетативным, а какие – генеративным органам? (вегетативные – корень, стебель, листья; генеративные – цветок, плод, семя)
Что значит – генеративный орган? (половой).
- Подсчет корней бархоток (отдать растения детям). Зачем растению такое количество корней?
Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свою точку зрения.
- Если отрежем корень от большого дерева, что с ней случиться?
Дерево упадёт, т.е. корень удерживает растение в почве (заякоривает). Это её I функция;
- Нехватка воды и минеральных солей скажется только через несколько дней, растение постепенно завянет. Корни осуществляют минеральное питание. Это II функция корня. Хотя, по-настоящему, растение питается фотосинтезом. Именно воздушное питание является главным, но без минерального не будет и воздушного питания;
- Корень вырабатывает особые вещества для растения в основном – это яды которые потом поступают в разные органы растения (Молочай). Синтез биологически активных веществ – это III функция корня;
- Корень – удобное место для запаса питательных веществ.
Что проще животным: питаться листьями и молодыми побегами или корнями?
Почему? (Корень надо найти, докопаться)
Где надёжнее хранить запасы питательных веществ?
Как Вы думаете однолетние растения хранят питательные вещества? Нет. Нигде не хранят.
Почему? Живут 1 год и всё уходит на их жизнедеятельность.
Запасание питательных веществ – это IV функция корня.
- Строение семени. Таблица на доске.
Из чего состоит семя?
Из чего состоит зародыш?
Что вырастает из стебелька?
Что развивается из почечки? (первые зародышевые листья)
А что развивается из корешка? (главный корень)
- Учитель достаёт из корзины растение с корневой системой и показывает типы корневых систем.
Какую корневую систему называют стержневой?
Какую – мочковатой?
Какая корневая система характерна для однодольных растений?
Какая – для двудольных?
- А какие виды корней Вы знаете? (главный, боковые и придаточные)
Откуда развивается главный корень? (из корешка)
Откуда развиваются боковые корни? (от главного и придаточных корней)
Откуда развиваются придаточные корни? (от стебля и листьев)
Корень – какой орган? (вегетативный).
- Как вы думаете, повреждается ли главный корень в течении жизни растения? (да)
Что происходит с корневой системой при повреждении главного корня? (ветвится)
Что такое пикирование? (удаление конечной части стержневого корня у молодого сеянца)
Для чего, с какой целью делают пикирование? (Для стимуляции роста боковых корней. Чем больше боковых корней, тем лучше питается растение)
(Прищипка – удаление верхушки побега.)
- Может ли человек улучшить рост растения и повлиять на урожайность? (да)
А на какой орган он может повлиять? (Этот орган первым появляется при прорастании семени. - Конечно, это корень)
Почему после окучивания возрастает урожай томатов и картофеля?
(1. Окучивание стимулирует образование придаточных корней, а значит, увеличивает массу корневой системы.
2. В результате улучшается корневое питание и повышается урожайность картофеля)
- Условия произрастания корней.
Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?
Сухие поля – глубоко прорастают, из-за недостатка влаги.
На орошаемых – на поверхности.
В тундре – у поверхности т.к. там вечная мерзлота и растения низкорослые. Почему? (какие корни такие и растения)
В пустыне – очень глубоко.
- Видеофильм: «Участки корня» (3:09)
- Зоны корня. Типы корневых систем.
- Гербарий (заранее положить на парты).
Выполнить задание:
- зарисуйте корни растения;
- заполните таблицу:
Название раст. | Тип корня (своего растения) | Виды корня (все) | Зоны корня |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сделайте выводы:
А). определите Ваше растение однодольное или двудольное;
Б). определите условия произрастания корней данного растения.
- Физкультминутка. Поднять детей. Изобразить наклонами дерево при ветре, направления главного, боковых и придаточных корней. Подтянуться за зонтиком, который отнимает ветер, тем самым изображая корень, удерживающий растение. Посадить детей.
- Слайды: «Видоизменения корней»
- Корзина.
Дополнительные функции корней, т.е. видоизменения.
Корнеплоды – свёкла, редис,
Корневые клубни – георгина.
Корни-прицепки – плющ.
Воздушные корни – орхидея.
Дыхательные корни – ива. У водных растений нет корневых волосков.
Корни подпорки – баньян.
Где вы ещё могли слышать слово «Корень»?
- Русский язык: корень – основная часть слова. ̂Био ̂лог ^и 󠆬󠆬я
(био, лог — корни, и — суффикс, я — окончание, биологи — основа слова)
- Математика: корень уравнения.
- Биология: корень волоса, зуба, ногтя.
- Как вы понимаете выражение: «Пустить корни», «Смотреть в корень», «Покраснеть до корней волос»?
- У человека есть корни? «Уезжать нам некуда, наши корни здесь!»
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Учитель организует игру «биологическое домино»
КОРЕНЬ
Вегетативный, подземный орган растения
ГЛАВНЫЙ КОРЕНЬ
Появляется из зародышевого корешка
ПРИДАТОЧНЫЕ КОРНИ
Отрастают от листьев и стебля
БОКОВЫЕ КОРНИ
Отрастают от главного и придаточных корней
СТЕРЖНЕВАЯ КОРНЕВАЯ СИСТЕМА
Хорошо развит главный корень
ОДНОДОЛЬНЫЕ
Как правило развита мочковатая корневая система
МОЧКОВАТАЯ КОРНЕВАЯ СИСТЕМА
Состоит из боковых и придаточных корней, плохо развит главный корень
ДВУДОЛЬНЫЕ
Развивается, как правило, стержневая корневая система
Дом задание: составить опорный конспект или опорные сигналы на тему: «Корень».
Заполнить таблицу:
Тема: «Видоизменение корней»
№ | Название видоизменённого корня | образованы | Примеры |
1. | Корнеплоды | ||
2. | Корневые клубни | ||
3. | Корни-прицепки | ||
4. | Воздушные корни | ||
5. | Дыхательные корни | ||
6. | Корни-подпорки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие «Видоизменения корней»
Цель урока: Познакомиться с многообразием корней.Задачи: Изучить видоизмененные корни.Узнать их практическое значение.Выяснить, что видоизмененные корни результат приспособленности растений к условиям...
презентация "Видоизменения корней" по биологии растений, 6 класс. Яркие картинки, интересные факты и вопросы для закрепление.
При изучении корней в 6 классе объём материала большой, поэтому во второй части урока целесообразно показать яркую и интересную презентацию, которая поможет вызвать интерес к изучаемой теме....
Урок по теме "Видоизменения корней". 6 класс. ФГОС ООО.
Урок по теме "Видоизменения корней". 6 класс. ФГОС ООО....
Презентация по теме "Видоизменения корней". 6 класс. ФГОС ООО.
Презентация по теме "Видоизменения корней". 6 класс. ФГОС ООО....
Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Видоизменения корней"
презентация предназначена для работы на уроке по теме "Корень. Видоизменения корней"...
план-конспект урока биологии на тему "Видоизменения корней"
Сценарий урока биологии в 6 классе по теме "Видоизменения корней"...
Кроссворд «Видоизменения корней»
Для закрепления материала, и проверки освоения. можно решить кроссворд "Видоизменения корней"...