Опорный конспект по теме: "Генетика. Селекция".
творческая работа учащихся по биологии (11 класс)
Внеаудиторная самостоятельная работа студента по теме: "Генетика. Селекция" для подготовки к экзамену.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genetika._selektsiya.szhato.docx | 154.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Генетика.
Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов | Наследственность-повторение в ряду поколений сходных признаков | Изменчивость – способность изменять признаки и свойства |
Ген – структурно-функциональная единица наследственности(участок молекулы ДНК кодирующий информацию о белке) | Геном – совокупность геном в гаплоидном наборе хромосом в клетке. | Число типов гамет, образуемых организмом, определяется по формуле 2 n , где n – число гетерозигот. |
Чистые линии – самоопыление/ близкородственное скрещивание | Аллель – та или иная разновидность (альтернативная форма) гена | Гибрид – особь , полученная в результате скрещивания |
Анализирующее скрещивание- проводится с гомозиготной рецессивной особью. Проводят для установления г-типа изучаемой особи | Множественный аллелизм – существование гена в виде нескольких аллелей у вида и популяции | Законы Менделя . 1 и 2 основаны на моногибридном скрещивании(анализ наследования по одному признаку). 3 основан на дигибридном скрещивании (особи отличались по двум и более парам признаков) |
Законы Менделя
Первый закон. Правило единообразия гибридов первого поколения. При моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки. 100% | Второй закон. Закон расщепления. При самоопылении гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление по ф-типу в соотношении 3:1 , с образованием двух ф-типических групп(доминантной и рецессивной) | Третий закон. Закон независимого наследования. При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара генов, находящаяся в разных парах хромосом, наследуется независимо от других и даёт с ними разные сочетания; образуются 4 ф-типические группы в соотношении 9:3:31 | |
Закон сцепленного наследования.( Морган, 1911г.) Сцепленные гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно и не обнаруживают независимого распределения | Закон гомологических рядов наследственной изменчивости(Вавилов; 1920г.) Генетически близкие роды и виды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости | ||
Генотип – совокупность генов; система взаимодействующих генов организма | Фенотип- совокупность всех свойств и признаков организма |
Взаимодействие неаллельных генов
Комплементарность – взаимодействие неаллельных генов, при котором в присутствии двух доминантных неаллельных генов проявляется новое состояние признака (дигибридное скрещивание подтверждается результатами расщепления при построении решётки Пиннета) | Эпистаз – взаимодействие неаллельных генов, при котором гены одной аллельной пары подавляют проявления второго неаллельного гена. а)доминантный – эпистатический ген-доминантный. б)рецессивный – эпистатический ген-рецессивный. |
Полимерия- взаимодействие неаллельных генов, при котором за один признак отвечают несколько пар неаллельных генов.(по типу наследуются :рост, вес, способность к секреции грудного молока (у человека) и т.д. | Пенетрантность- частота или вероятность фенотипического проявления данного признака среди всех особей генетических носителей этого признака. |
Экспрессивность – степень проявления признака от максимальной выраженности до минимальной. |
Методы исследования Основные положения хромосомной теории наследственности
1.Наследственные единицы, или гены, локализуются в хромосомах. |
2.Каждый ген в хромосоме занимает определённое положение- локус. Гены в хромосоме расположены линейно. |
3.Гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются сцеплено и образуют группу сцепления. Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом. |
4.Между гомологичными хромосомами возможен обмен участками – кроссинговер. |
5.Растояние между генами измеряется в морганидах,, или процентах кроссинговера : 1М=1% |
6.Расстояние между генами пропорционально процентам кроссинговера, а сила сцепления между генами обратно пропорциональна расстоянию между ними. |
Генеалогический метод |
Цитогенетический метод |
Близнецовый метод |
Биохимический |
Онтогенетический метод |
Популяционный метод |
Изменчивость
Норма реакции- генетически обусловленный предел развития признака.
Наследственная изменчивость (генотипическая)
| ||
Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова Генетически близкие виды и роды характеризуются «сходными рядами наследственной изменчивости». Зная изменчивость одного вида, можно предсказать появление параллельных форм у другого рода или вида. |
Анализирующее скрещивание.
Анализирующее скрещивание — скрещивание гибридной особи с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям, то есть "анализатором". Смысл заключается в том, что потомки от анализирующего скрещивания несут один рецессивный аллель от "анализатора", на фоне которого должны проявиться аллели, полученные от анализируемого организма. Для анализирующего скрещивания характерно совпадение расщепления по фенотипу с расщеплением по генотипу среди потомков. По характеру расщепления можно проанализировать генотип гибрида, типы гамет, которые он образует, и их соотношение. Поэтому анализирующее скрещивание является очень важным приемом генетического анализа и широко используется в генетике и селекции. |
Генетика пола.
Гомогаметный пол: X X () | Гетерогаметный пол: X Y () | |
Пол – сложный признак, наследование которого определяется развитием гонад. | ||
Половые хромосомы – определяют формирование мужского и женского пола | Аутосомы- все хромосомы в клетках, за исключением половых |
Пол организма определяется в момент зачатия, вероятность рождения самца или самки равна 1:1.
Гены, находящиеся в половых хромосомах, называют сцепленными с полом. В Х-хромосоме имеется участок, для которого в Y-хромосоме нет гомолога. Поэтому у особей мужского пола признаки, определяемые генами этого участка, проявляются даже в том случае, если они рецессивны. Эта особая форма сцепления позволяет объяснить наследование признаков, сцепленных с полом. |
Мутагены- факторы внешней среды , вызывающие мутации.(а)химические; б)физические; в) биологические)
Селекция. Селекция- наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Породы,сорта,штаммы – искусственно созданные человеком популяции организмов.
Селекция растений.
Название центра | Географическое положение | Культурные растения |
1.Южно-Азиатский тропический | Тропическая Индия, Индокитай, о-ва Юго-Восточной Азии | Рис, сахарный тростник, цитрусовые, Баклажаны и др. (около 33 % ) |
2.Восточно-Азиатский | Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань | Соя ,просо гречиха, плодовые и овощные культуры- слива, вишня и др. (20 %) |
3.Юго-западно-Азиатский | Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Эго-Западная Индия | Пшеница, рожь, бобовые культуры, лён, конопля, репа, чеснок , виноград, и др. (4 %) |
4.Средиземноморский | Страны по берегам средиземного моря | Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11%) |
5.Эфиопсктй | Абиссинское нагорье Африки | Твёрдая пшеница, ячмень, бананы, кофейное дерево, сорго |
6.Центральноамериканский | Южная Мексика | Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник |
7.Андийский | Западное побережье Южной Америки | Картофель, ананас, хинное дерево |
гибридизация | |||
Инбридинг – (близкородственное скрещивание) используют для получения таких линий, которые при последующем скрещивании дают эффект гетерозиса. | Гетерозис – (гибридная сила) явление, при котором гибриды по ряду признаков и свойств превосходят родительские формы. Начиная со второго поколения гетерозис затухает. | Аутбридинг – скрещивание не родственных форм одного вида(нет общих предков в пределах 4-6 поколений) | Отдалённая гибридизация – скрещивание особей(растений), относящихся к разным видам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока тема: ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. РАБОТЫ Н. И. ВАВИЛОВА. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ.
Класс: 9 Предмет: биология ...
Конспект урока биологии в 10 классе по теме "Генетика пола".
Разработка урока по теме "Генетика пола" включает в себя конспект урока и приложения: раздаточный материал, итоговый тест , презентацию к уроку....
Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии
Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...
Конспект урока биологии по теме: Генетика пола. Составление родословной.
Конспект урока биологии по теме: Генетика пола. Составление родословной....
Контрольная работа в 9 классе по теме "Генетика и селекция"
Контрольная работа в вде тестовых заданий, а также заданий с открытым ответом. Содержит одну задачу на моногибридное скрещивание. Рассчитана на 35 -40 минут....
Опорный конспект по теме "Генетика пола"
Опорный конспект с примерами задач по теме "Генетика пола", включается отработка навыков решения задач на наследование признаков, сцепленных с полом...
Обобщение по теме "Генетика и селекция"
Задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 9-10 классов, для изучения строения клетки. Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обуча...