Авторская программа экологического кружка "Лесовичок"
методическая разработка по биологии (6 класс)

Абдуллина Халиса Нуриахметовна

Задачи кружка

- углубление биологических знаний школьников, ознакомление их с особенностями нашей природы, формирование у ребят бережного  отношения к природе.

-   научить учеников самостоятельно выявлять экологические проблемы, находить пути их решения.

- организовать непосредственное участие учеников в деятельности по сохранению и развитию красоты природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_lesovichok.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Программа  экологического кружка

     

   

                                                                     

                     

Программу  разработала

учительница  биологии и экологии

высшей категории

МБОУ «Дубъязская СОШ»

Абдуллина Халиса Нуриахметовна.

Пояснительная записка

         На формирование жизненных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни направлена работа по экологическому воспитанию школьников, формированию экологической культуры.

          Основными задачами экологического воспитания в нашей школе являются:

-ознакомление с теоретическими основами социальной экологии, категориями, понятиями, закономерностями экологической науки;

-формирование умений анализировать, сопоставлять и оценивать экологические факты, явления и события, раскрывать причинно-следственные связи, делать выводы и обосновывать суждения;

-формирование интереса к исследовательской деятельности, организация научно-исследовательской и творческой деятельности в области экологии;

-подготовка к обучению в средне-специальных и высших учебных заведениях;

-развитие профессиональных интересов.

     Угроза экологической катастрофы приобретает реальное звучание. В этих условиях экологическое воспитание рассматривается как осознание необходимости борьбы за землю, потребности активного участия в экологических операциях. Воспитать у ребят ответственное отношение ко  всему живому на  земле можно лишь при непосредственном контакте с природой.  Эту задачу ставит  перед собой кружок «Лесовичок».

      Члены  кружка с удовольствием занимаются экологической работой,  проводят мониторинги и эксперименты, изучают жизнь леса, животных, помогают им, по мере своих сил, пережить суровую зиму.

 Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов, но его с удовольствием посещают и ученики 7 классов.

Задачи кружка

- углубление биологических знаний школьников, ознакомление их с особенностями нашей природы, формирование у ребят бережного  отношения к природе.

-   научить учеников самостоятельно выявлять экологические проблемы, находить пути их решения.

- организовать непосредственное участие учеников в деятельности по сохранению и развитию красоты природы.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

-выявление экономической ценности леса;

- наблюдать и описывать влияние леса на микроклимат;

-составлять схемы пищевых цепей в лесном сообществе;

-выявлять влияние человека на лес;

-представлять результаты исследований в виде презентаций,   публикаций и буклетов.

Основные методы и формы изучения курса:

-теоретические занятия;

-практикумы;

-беседы;

-показ слайдов;

-презентации;

-публикации в виде небольших газет.

Форма отчетности:

-Выпуск ежемесячной стенгазеты.

-Участие  на экологических конференциях.

-Проведение месячника экологии.

Тематический план

Тема занятия

Количество

часов

Вид

занятий

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Кто такой лесовичок?

Дом лесовичка.

Сентябрь - хмурень

Лесные обычаи.

Лесные праздники.

Октябрь – листопад, грязник.

Живые кладовые.

Ведьмины метлы.

Отлет птиц на зимовку.

Ноябрь –  полузимник.

Летающие цветы.

Заячьи хитрости.

Избушка – кормушка.

Декабрь – студень.

Волчьи  хитрости.

Зимний полдень.

Переполох в Африке.

Январь – зима на мороз.

Кто сыт, тому холод не страшен.

Где зимуют почки?

Лесные законы

Февраль – перезимок.

Жизнь под снегом.

Приметы весны.

Март – к весне поворот.

Грачи открывают весну.

Зимние гости собираются в путь.

Готовьте квартиры.

Великое переселение птиц на Родину.

Весенние цветы.

Месяц май – пой да гуляй.

Наши орхидеи.

Мы лесные корреспонденты.

Июнь – месяц лекарственных трав.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Беседа

Экскурсия в лес

Комбинированный

Комбинированный

Комбинированный

Комбинированный Комбинированный Комбинированный

Комбинированный

Комбинированный

Комбинированный

Комбинированный

Экскурсия

Комбинированный Комбинированный

Комбинированный

Комбинированный

Комбинированный

Комбинированный Комбинированный Комбинированный

Комбинированный

Комбинированный

Комбинированный

Комбинированный Комбинированный Комбинированный

Экскурсия

Комбинированный

Комбинированный

Комбинированный

Комбинированный Комбинированный Комбинированный

Экскурсия

Методические рекомендации:

1. Кто такой лесовичок?

Теоретическая часть

  Презентация лесовичка (сказки о лесовике, гномике, об эльфах).

Практическая часть

  Беседа с лесовичком.

2. Дом лесовичка.

  Экскурсия в лес.

3. Сентябрь – хмурень

Теоретическая часть

    Рабочее расписание осени. Листопад. Пропали ласточки и стрижи. Бабье лето. В лесу все готовятся к долгой зиме.

Практическая часть

    Рассмотреть под лупой черешок листа и определить причину листопада.

4. Лесные обычаи.

Теоретическая часть

   Битва лесных великанов. Подготовка к отлету.  Подготовка к долгой зимовке. Последние ягоды.

Практическая часть

   Беседа с лесовичком.

5. Лесные праздники.

Теоретическая часть

  Праздник  «Полные закрома».

Практическая часть

  Выставка овощей, выращенных на пришкольном участке и на огородах у учащихся.

6. Октябрь – листопад, грязник.

Теоретическая часть

   Ветры - листодёры. Льдом покрываются стоячие воды. Стынет на суше нежаркая кровь. Звери одеваются в теплые шубки.

Практическая часть

   Работа с энциклопедией. Кто как готовится к зиме?

7. Живые кладовые.

Теоретическая часть

  Крылатые орешки липы. Сухие плоды ясеня. Тяжелые грозди рябины и аронии черноплодной. Запасы овощей. Белкина сушилка.

Практическая часть

   Работа с дополнительной литературой, определение семян лесных растений.

8. Ведьмины метлы.

Теоретическая часть

   Сказка про бабу Ягу. Где берет метелку Баба Яга?

Практическая часть

    Просмотр под микроскопом почек деревьев пораженных клещиком.

9. Отлет птиц на зимовку.

Теоретическая часть

  Загадки перелетов. Кто летит в Австралию? А кто в Индию?  Кто-нибудь летит на Север?

Практическая часть

 Работа с энциклопедией.

10. Ноябрь –  полузимник.

Теоретическая часть

  Ледостав на прудах и озерах.  Крепко заснули деревья.

Практическая часть

  Беседа о наблюдениях учеников.

11. Летающие цветы.

 Экскурсия в лес. Красногрудые чечетки. Малиновые щуры. Золотисто-зеленые чижи. Желтые щеглы. Ярко-красные снегири. Белые лазоревки.

12. Заячьи хитрости.

Теоретическая часть

 Шкуру поменял – а все  таки заметен. Лес зимой. Под снегом на лугу.

Практическая часть

  Просмотр видеофильма о жизни лесных и луговых животных в зимнее время.

13. Избушка – кормушка.

Практическая часть

 Изготовление кормушек из подручных материалов

14. Декабрь – студень.

Теоретическая часть

 Поля и лесные поляны – гладкие белые страницы гигантской книги.

Практическая часть

 Определение животных по оставленным следам.

15. Волчьи  хитрости.

Теоретическая часть

Мы – следопыты. Чем отличаются волчьи хитрости?

Практическая часть

Подготовка рассказов о жизни волков, как санитаров зимнего леса.

16. Зимний полдень.

Теоретическая часть

Зимнее расписание. Жизнь куропаток. Зеленый пояс защиты.

Практическая часть

Работа с энциклопедией.

17. Переполох в Африке.

Теоретическая часть

Наши птицы в Африке.  Орнитология. Кольцевание птиц. Толкучка в Египте.

Практическая часть

Просмотр видеофильма о перелетных птицах.

18. Январь – зима на мороз.

Теоретическая часть

Ах, как холодно в лесу. Куда подевались мыши?

Практическая часть

Работа с энциклопедией.

19. Кто сыт, тому холод не страшен.

Теоретическая часть

Особенности обмена веществ у разных животных. Голодно в лесу, голодно.

Практическая часть

Обсуждение прочитанных рассказов.

20. Где зимуют почки?

Теоретическая часть

Растения спят или готовятся к весне?

Практическая часть

 Изучение почек разных растений под лупой и микроскопом.

21. Лесные законы

Теоретическая часть

1 закон: зимой спасайся от холода и голода, как умеешь, а о птенцах не забудь. 2 закон: сможешь найти пищу, выводи птенцов зимой. А кому закон не писан?

Практическая часть

Работа с энциклопедией.

22.Февраль – перезимок.

Теоретическая часть

Месяц лютого голода, волчьих свадеб. Снег из друга превращается в врага.

Практическая часть

Изучение народных примет.

23. Жизнь под снегом.

Теоретическая часть

Как зимуют растения под снегом? Стеклянные лягушата. Водяной воробей – оляпка.

Практическая часть

Работа с энциклопедией.

24. Приметы весны.

Теоретическая часть

21 марта – день весеннего равноденствия. Расписание весны.

Практическая часть

Проектирование скворечников.

25. Март – к весне поворот.

Теоретическая часть

Модный показ. Быстро меняем шубки. Маскировка животных.

Практическая часть

Работа с энциклопедией.

26. Грачи открывают весну.

Теоретическая часть

 Грачи приносят весну на своих крыльях. Переполох у скворечников, вернулись хозяева.  Готовьте новые квартиры.

Практическая часть

Фенологические наблюдения.

27. Зимние гости собираются в путь.

Теоретическая часть

Прекрасные звуки с неба.

Практическая часть

 Ведение наблюдений за прилетающими птицами. Обсуждение записей учащихся.

28. Готовьте квартиры.

Экскурсия на пришкольный участок и Парк победы.

29. Великое переселение птиц на Родину.

Теоретическая часть

Бесконечной вереницей, каждая в свой черед, своим строем, летят по небу, бесчисленные стаи морских, прибрежных птиц.

Практическая часть

Работа с энциклопедией.

30. Весенние цветы.

Теоретическая часть

Первые цветы. Растения красной книги.

Практическая часть

Работа с  Красной книгой.

31. Месяц май – пой да гуляй.

Теоретическая часть

Весна – дизайнер. Новая одежда леса. Наряд луга. Что за праздник у соловья? О чем поет жаворонок?

Практическая часть

Слайды из фотографий учащихся.

32. Наши орхидеи. 

Теоретическая часть

Кокушник, любка, боровник, Венерин башмочок – наши орхидеи.

Практическая часть

Работа с Красной книгой.

33. Мы лесные корреспонденты.

Теоретическая часть

Статьи учащихся о природе.

Практическая часть

Обсуждение статей. Подведение итогов работы. Награждение лучших корреспондентов.

34. Июнь – месяц лекарственных трав.

Экскурсия на природу.

Наши лекарственные растения. Сила трав. Почему лекарственные растения нужно собирать в мае?

Использованная литература:

  1. В. Бианки, Лесная газета, «Детская литература», Ленинград, 1990.
  2. И. Соколов- Микитов, Рассказы о природе, «Стрекоза – Пресс», М.,2007.
  3. Н. Сладков, Лесные сказки, «Книги «Искателя», М, 2007.

 Из художественной  и  научно-популярной

                                                              литературы: 

И. Акимушкин «Жил был бобр»,

                           «Кто  без  крыльев  летает»,

                           «Цапли  серые и   рыжие…»,

                           «Договор о  взаимопомощи»,

                           «Берегите  хищных  птиц»;

А. Смирнов «Лес»;

Поль де Крюи «Охотники за  микробами»;

Л.Н. Толстой «Дуб  и  орешник»,

                         «На  что  нужны  мыши»,

                         «Яблони»;

М.  Пришвин «Корабельная  роща»,

                         «Этажи  леса»;

            Н.  Плавильшиков «Жизнь  пруда»,

                          «Жизнь  в  воде».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по учебно-воспитательной деятельности, в рамках долгосрочных проектов "Экологический марш"

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут сам...

Авторская программа факультативного курса «Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растительной популяции»

Факультативный курс предназначен для учащихся 7 класса. Программа рассчитана на 34 часа. Перед современной биологической наукой стоит задача колоссальной значимости - найти условия равновесия в ...

Авторская работа "Экологическое воспитание на уроках географии"

Данная работа посвящена формированию экологического сознания  и мышления, а также ответственного отношения к природе на основе содержания всего школьного курса географии....

Авторская Рабочая программа экологического кружка "Друзья Земли леопарда"

Программа разработана автором в связи с актуальностью экологических  проблем, которые существуют в регионе и направлена на просвещение и воспитание подрастающего поколения, местного неселения. В ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «АЯ-ГАНГА»

Уважаемые коллеги! На данной странице представлены авторские программы, которые получили внешнюю положительную оценку и успешно применяется в нашей школе....

Авторская программа экологического кружка "Венерин башмачок"

На формирование жизненных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни направлена работа по экологическому воспитанию школьников, формированию экологической культуры.Основными задачами экологи...