Тема урока: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕНЕТИКИ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДОВАНИЯ.
учебно-методический материал по биологии (9 класс)
тема урока: Основные понятия генетики. Методы изучения наследования.
Цели: рассмотреть историю становления генетики как науки, изучить основные методы и понятия генетики, символику, применяемую в генетике, суть гибридологического метода изучения наследственности.
Задачи:
образовательная: изучить основные исторические моменты в истории генетики как науки, показать многообразие методов, используемых генетикой; изучить основные понятия генетики; рассмотреть символику, применяемую в генетике; выявить суть гибридологического метода;
развивающая: формировать умения и навыки по использованию генетической терминологии и символов для объяснения закономерностей наследования признаков.
воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод проведения: беседа элементами самостоятельной работы.
Планируемые предметные результаты:
ученик должен
иметь представление: об истории становления науки, об основных направлениях в изучении наследственности; о работах Г. Менделя, гибридологическом анализе;
знать основные генетические понятия: «наследственность», «изменчивость», «ген», «аллель», «генотип», «фенотип»; основные понятия и символы, применяемые в генетике; суть гибридологического метода изучения наследственности;
уметь применять на практике полученные знания по использованию генетических терминов и символов.
Универсальные учебные действия:
- регулятивные: составление плана и последовательности действий
- коммуникативные: построение речевых высказываний, выступать перед аудиторией
- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели
- личностные: самооценка.
Междисциплинарные связи: история – «Развитие науки». Биохимия «Нуклеиновые кислоты»
Внутридисциплинарные связи: цитология, биохимия.
Обеспечение: портрет Г. Менделя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnyy_plan_genetika.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕНЕТИКИ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДОВАНИЯ.
Цели: рассмотреть историю становления генетики как науки, изучить основные методы и понятия генетики, символику, применяемую в генетике, суть гибридологического метода изучения наследственности.
Задачи:
образовательная: изучить основные исторические моменты в истории генетики как науки, показать многообразие методов, используемых генетикой; изучить основные понятия генетики; рассмотреть символику, применяемую в генетике; выявить суть гибридологического метода;
развивающая: формировать умения и навыки по использованию генетической терминологии и символов для объяснения закономерностей наследования признаков.
воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод проведения: беседа элементами самостоятельной работы.
Планируемые предметные результаты:
ученик должен
иметь представление: об истории становления науки, об основных направлениях в изучении наследственности; о работах Г. Менделя, гибридологическом анализе;
знать основные генетические понятия: «наследственность», «изменчивость», «ген», «аллель», «генотип», «фенотип»; основные понятия и символы, применяемые в генетике; суть гибридологического метода изучения наследственности;
уметь применять на практике полученные знания по использованию генетических терминов и символов.
Универсальные учебные действия:
- регулятивные: составление плана и последовательности действий
- коммуникативные: построение речевых высказываний, выступать перед аудиторией
- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели
- личностные: самооценка.
Междисциплинарные связи: история – «Развитие науки». Биохимия «Нуклеиновые кислоты»
Внутридисциплинарные связи: цитология, биохимия.
Обеспечение: портрет Г. Менделя.
Образовательные ресурсы: таблица «Гибридологический метод»; «Основные понятия и символика в генетике», виртуальный музей И.Е.Винокурова
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, проверка подготовки класса к уроку, отметка отсутствующих)
II. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы, цели.
Показать актуальность генетики и ее прикладных аспектов в настоящее время (биотехнология, генетическая инженерия и т. д.). и необходимость элементарных генетических знаний в повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности.
На доске (через проектор) показаны фотографии и картинки известных людей: Династия Романовых, киноактрисы сестры Олсен, персонажи сказок «Три медведя», «братец Иванушка и сестрица Аленушка», «волк и семеро козлят». Ребята, как вы думаете, что объединяет этих людей?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Правильно, они все являются друг другу родственниками, похожи друг на друга. Какая наука изучает происхождение и наследственность живых организмов?
Учащиеся: генетика
Учитель: Итак, наша тема сегодня называется «Основные понятия генетики». Также рассмотрим методы которые применяет то наука.
III. Изложение нового материала. (учащиеся записывают тему в тетрадях)
План:
- История становления генетики
- Генетика как наука, предмет изучения, методы генетики
- Основные генетические понятия
– Как вы считаете, что изучает генетика?
Генетика – наука, изучающая закономерности изменчивости и наследственности как всеобщих свойств организмов.
Учащиеся записывают определение.
Генетика относительно молодая наука. Датой ее рождения считается 1900 г., когда были заново открыты установленные Г. Менделем в 1866 г. законы наследования признаков.
Рассмотрим историю становления этой науки:
∙ Представление древних о характере передачи признаков из поколения в поколение.
Предыстория генетики. (сообщение З. Бори).
∙ Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков (овисты, анималькулисты).
Анималькулизм – воззрение биологов XVII–XVIII вв., считавших, что в мужских половых клетках содержится невидимое взрослое животное, а его развитие сводится к увеличению в размерах.
Овисты – считали, что в женской половой клетке в микроскопическом виде содержится взрослый организм.
– Генетика, как любая другая наука, имеет свою цель, задачи, методы исследования и предмет исследования.
Предметом генетики являются два основных свойства живых организмов.
! Вспомните известные вам свойства живых организмов.
! Обратите внимание на формулировку записанного определения. (Учитель наводящими вопросами подводит учащихся к таким свойствам, как наследственность и изменчивость.)
– Что такое наследственность? Как вы понимаете этот термин?
Совместная формулировка определения и запись его в тетрадь.
Наследственность – способность родителей передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению.
(Необходимо объяснить, что передаются не сами признаки: цвет глаз, волос и др., а гены, определяющие их развитие.)
– В чем биологический смысл наследственности? (Сохранение вида.)
Мы выяснили, что гены определяют признаки и свойства организма.
– Что такое ген? (Участок ДНК.) Ген – это участок молекулы ДНК. Гены определяют признаки и свойства организма. Каждый ген бывает представлен двумя и более разновидностями (конкретными состояниями).
Далее учитель формирует более полное представление о гене:
– гены могут изменяться (мутации);
– каждый ген представлен двумя и более разновидностями (конкретными состояниями);
– аллель – конкретное состояние гена.
– аллельные гены обозначаются одной буквой;
Конкретное состояние гена – аллель. Аллели бывают доминантными и рецессивными. Аллельные гены обозначаются одной буквой. Две одинаковые хромосомы соматической клетки называются гомологичными или парой гомологов. В гомологичных хромосомах находятся одинаковые гены. Гены, локализованные в гомологичных участках гомологичных хромосом, называются аллельными.
А
= – две гомологичные хромосомы, несущие доминантные аллели.
А
А в = = – А в | Две пары гомологичных хромосом, одна несет доминантные аллели, вторая – рецессивные. По отношению друг к другу хромосомы каждой пары называются негомологичными, а гены А и в – неаллельными. |
– гены находятся в хромосомах (рис. «Расположение генов в хромосомах» – демонстрация изображения);
– локус – конкретное место нахождения гена в хромосоме;
– понятия «ген» и «аллель» в определенной степени синонимы («ген» – более широкое понятие; «аллель» – конкретное);
Рис. Расположение генов в хромосомах
– совокупность генов (аллелей) в организме составляет его генотип;
– совокупность свойств и признаков организма составляет его фенотип.
Необходимо пояснить, что генотип – не просто совокупность генов, а система взаимодействующих генов.
Факторы среды (многообразие факторов среды: абиотические, биотические, антропогенные).
– Почему в пределах одного вида организмы различаются между собой? (Действие изменчивости.)
– Что такое изменчивость?
Изменчивость – это свойство живых организмов существовать в различных формах (вариантах), обеспечивающих им способность к выживанию в изменяющихся условиях среды.
– В чем биологический и эволюционный смысл изменчивости? (Обеспечивает выживание вида.)
- Какими известными вам методами может пользоваться генетика? (Онтогенетический, цитологический, биохимический.)
Учащиеся уже знакомы с этими методами, поэтому на этом этапе учитель помогает сформулировать название и суть метода.
Далее учащиеся знакомятся с остальными методами генетики (см. таблицу «Методы генетики»).
Методы генетики
Название метода | Сущность метода |
1 | 2 |
Гибридологический | Производится анализ закономерностей наследования отдельных признаков и свойств организмов при половом размножении, а также анализ изменчивости генов и их комбинаторики. Метод разработан Г. Менделем |
Цитологический | С помощью светового и электронного микроскопов изучаются материальные основы наследственности на клеточном и субклеточном уровнях |
Цитогенетический | Синтез гибридологического методов обеспечивает изучение кариотипа человека, изменений в строении и количестве хромосом |
Популяционно-статистический | Основывается на определении частоты встречаемости различных генов в популяции, что позволяет вычислить количество гетерозиготных организмов и прогнозировать, таким образом, количество особей с патологическим (мутантным) проявлением действия гена |
Биохимический | Изучаются нарушения обмена веществ (белков, жиров, углеводов, минеральных веществ), возникающих в результате генных мутаций |
Математический | Производится количественный учет наследования признаков |
Генеалогический | Выражается в составлении родословных (человека, животных). Позволяет установить тип и характер наследования признаков |
Близнецовый | Основан на изучении близнецов с одинаковыми генотипами, что позволяет выяснить влияние среды на формирование признаков |
Онтогенетический | Позволяет проследить действие генов в процессе индивидуального развития; в сочетании с биохимическим методом позволяет установить присутствие рецессивных генов в гетерозиготном состоянии по фенотипу |
Давайте познакомимся с некоторыми методами генетики на своем примере:
- Метод: генеалогический. (1 ученица) нам расскажет, как используют этот метод для сельскохозяйственных животных.
- Метод: генеалогический для человека. Нам расскажет (2 ученик). Генеалогическое древо, видного государственного и политического деятеля И.Е. Винокурова, чье имя носит наша школа
- По этому, же методу мы сделали опрос для учащихся 4, 6а, 9б, 10б, 11б классов.
На сколько они знают своих предков. Вывод расскажет (3 ученик).
- Следующий метод близнецовый в нашем классе есть близнецы- двойняшки Мичийээнэ и Кэскил Гороховы. (4 ученик) понаблюдала за ними, чем они похожи друг на друга и расскажет нам.
- Следующий метод, который мы будем изучать дальше, это метод гибридологический предложенный Г. Менделем. Он является – основоположником генетики.
Гибридологический метод изучения наследственности.
– Что подразумевает гибридологический метод?
Скрещивание организмов, отличающихся по одной паре взаимоисключающих признаков, и дальнейший анализ результатов каждого скрещивания с использованием математической статистики (так как генетика является точной наукой).
Рассмотрим более подробно этот метод на примере гороха.
Для эксперимента необходимо брать организмы, относящиеся к «чистым линиям».
Чистая линия – генотипически однородное потомство, полученное исходно от одной самоопыляющейся или самооплодотворяющейся особи с помощью отбора и дальнейшего самоопыления (самооплодотворения).
Термин необходимо более детально пояснить.
– Рассмотрите таблицу «Признаки гороха…» в учебнике..
– Что означают понятия: «доминантный признак», «рецессивный признак»?
– Как обозначаются доминантные и рецессивные признаки?
Рассмотрим конкретный пример (из таблицы):
– Какие типы гамет может дать каждый организм? (Родительский.)
– В чем сущность гибридологического метода?
Учитель поясняет термины «гибридизация» и «гибрид».
Как в любой науке в генетике также есть символы и термины
Основные понятия и символика в генетике (учащиеся записывают в тетрадях).
Символы нам расскажет (5 ученик)
Общепринятые в генетике обозначения:
Р – родители;
G- гаметы (половые клетки)
♀- женский пол
♂- мужской пол
F1 – гибриды первого поколения;
F2 – гибриды второго поколения;
Fа – потомство анализирующего скрещивания;
F – потомки (поколение неизвестно);
мужчина мужчина, обладатель изучаемого признака
женщина женщина, обладатель изучаемого признака
брак
дети и порядок их рождения
пол не установлен
III. Закрепление.
Таким образом, наследственность и изменчивость взаимосвязаны.
Наследственность Изменчивость
Теперь вы познакомились с предметом, символами, методами генетики.
Далее учащиеся самостоятельно выполняют работу по непосредственному применению полученных знаний.
Вам дается задание выполнить следующие схемы:
1. Составь схему для семьи из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок». Вот ее описание:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак
2. Составь схемы для семьи из сказки и нарисуй эти семьи:
– «Три поросенка»;
– «Три медведя»;
– «Волк и семеро козлят».
3. Составь схему семьи из сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
4. Вспомни «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
Помнишь, что происходило с сестрами, князем Гвидоном, Царевной?
Нарисуй схему этой семьи, напиши имена.
5. Составь схему семьи, где есть приемный сын. В каких сказках ты встречал такие семьи? Вспомни сказку Ш. Перро «Золушка».
Отец Золушки женился второй раз на женщине, у которой было две дочери. Золушка и ее новые сестры называются сводными сестрами. Изображают это так:
IV. Рефлексия.
Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата.
Домашнее задание: ответить на 4 и 5 вопросы после параграфа.
Творческое домашнее задание: составить схемы родословных для различных сказочных персонажей или для своей собственной семьи.
Литература: интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку: Основные понятия генетики.
Презентация выполнена в виде опорной схемы, ее лучше всего использовать в сочетании с фрагметами учебного видеоматериала издательства " Дрофа"....
Тест по теме:"Основные понятия генетики"
Тест для контроля основных понятий по разделу "Генетика" в 9 классе....
Методическая разработка урока для 9 класса по теме "Основные понятия генетики"
Методическая разработка урока для 9 класса, направленная на развитие УУД школьников...
Методическая разработка по теме "Основные понятия генетики. Основные закономерности наследственности"
Представляю план-конспект урока...
разработка урока биологии «Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков»
Урок биологии по теме "Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков» предназначен для изучения материала в 11 классе...
Презентация на тему "Основные понятия генетики".Урок биологии 9 и 10 класс.
Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах в начале изучения темы "Генетика". В презентации даны основные понятия генетики и символы: наследстенность, изменчивось, ...
История генетики. Основные понятия генетики. Урок биологии в 10 классе
Урок может ипользоваться в первом уроке изучения раздела Генетики в 9-11 классах.Сначала предлагается вспомить Эмбриологию,ребята читают определения основных понятий эмбриологии (дают термин),за...